2006-10-10

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЕЩАЕТ, ЧТО К КОНЦУ НЫНЕШНЕЙ НЕДЕЛИ ЛИТР БЕНЗИНА А-95 ПОДЕШЕВЕЕТ НА ЗАПРАВКАХ ДО 4 ГРИВЕН 10 КОПЕЕК

Со следующего года, возможно, будут введены пошлины на ввоз горючего из-за рубежа, что снова приведет к его подорожанию

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

За последний месяц цены на автозаправках немного упали. В среднем литр самого ходового бензина А-95 подешевел на 15-20 копеек - до 4 гривен 55 копеек. Но правительство заверяет, что это еще не предел. Как пообещал вице-премьер-министр Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса Андрей Клюев, уже к концу нынешней недели розничная цена литра бензина А-95 опустится до 4 гривен 10 копеек, а дизельного топлива - до 3 гривен 95 копеек. Причинами такого снижения он назвал падение стоимости нефти на мировом рынке и очередные договоренности с нефтетрейдерами. Кроме того, Андрей Клюев сообщил, что экспертно-аналитическая группа по анализу рынка нефти и нефтепродуктов при Кабмине обсудила ряд законопроектов, касающихся тарифной политики в отрасли и стимулирующих инвестиции в нефтеперерабатывающие заводы страны.

Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко высказался более конкретно. Он признал, что в Кабмине изучается возможность введения с конца октября текущего года пошлин на импортируемые в страну светлые нефтепродукты. Для этого уже разрабатывается соответствующий законопроект. По словам министра, ставка пошлины на ввозимый бензин может составить 7,5 евро за тонну, а на дизельное топливо - 1,2 евро за тонну.

Напомним, что нулевая ставка пошлины на ввоз нефтепродуктов была введена в мае 2005 года. По статистическим данным, за прошедшие почти полтора года доля импортного горючего на отечественном топливном рынке увеличилась с 5 до 20 процентов. На сегодняшний день около 70 процентов ввозимого горючего - это дизтопливо, а остальное - бензин А-95, который качественнее украинского.
В то же время, по информации Минтопэнерго, за девять месяцев нынешнего года украинские нефтеперерабатывающие заводы сократили объемы переработки нефти на 24,5 процента, до 10 миллионов 512 тысяч тонн. Производство бензина уменьшилось на 13,5 процента, до 2 миллионов 700 тысяч тонн, дизтоплива - на 21,6 процента, до 3 миллионов 157 тысяч тонн. Главной причиной специалисты называют простой Херсонского и Одесского нефтеперерабатывающих заводов, связанный с их реконструкцией.

Повышение импортных пошлин обычно приводит к росту цен на заправках, однако правительство обещает их снижение. Так чего же ждать украинским водителям, и не только им? Ведь цена горючего в немалой степени влияет на стоимость продуктов питания и других товаров.

Прояснить ситуацию "ФАКТЫ" попросили исполнительного директора консалтинговой компании "ЮПЕКО" Сергея Куюна:

- Действительно, есть поручение премьер-министра, и экспертно-аналитическая группа по анализу рынка нефти и нефтепродуктов приняла решение вводить пошлины на импорт горючего. Пока речь идет о небольшом налоге на ввоз нефтепродуктов, который может быть введен с нового года. Ставки еще не утверждены. Но я думаю, что на первом этапе это вряд ли отразится на розничных ценах. Хотя в планы правительства входит возможное повышение этого налога. Именно от того, вырастет ли он и если да, то насколько, будет зависть ситуация на отечественном топливном рынке.

По замыслу правительства, этот налог направлен на поддержку украинских НПЗ, продукция которых сейчас с трудом конкурирует с более дешевым и качественным импортным топливом. А если ввозимое горючее подорожает, то цены на украинское и импортное горючее станут соизмеримыми и НПЗ смогут увеличить производство и соответственно прибыли, которые пойдут на реконструкцию мощностей предприятий.

- Разве введение импортной пошлины не приведет к очередному повышению цен на заправках?
- Не думаю, что нам грозит резкий рост цен, особенно если государство будет постепенно увеличивать ставку этого налога. Возможно, его введение и вовсе останется незамеченным на общем фоне событий, происходящих на мировом и украинском нефтяных рынках.

- А как тогда быть с обещаниями Кабмина понизить цены на бензин А-95 и дизтопливо уже к концу нынешней недели? Это реально?
- Не знаю, пойдут ли на это владельцы автозаправок, но нынешний уровень оптовых цен вполне позволяет им снизить стоимость бензина и дизтоплива на заправках до того уровня, который декларирует правительство, без каких-либо существенных финансовых потерь.

"Facty i kommentarii ". 10-Октябрь-2006. Экономика.

Комментариев нет: