2007-05-11

БЕНЗИН И ДАЛЬШЕ БУДЕТ ДОРОЖАТЬ

Виктор Круча

Автомобилисты в очередной раз пребывают в недоумении. Хотя, многие владельцы автомобилей уже привыкли к тому, что каждый день приезжая на заправку можно увидеть новый ценник. Но тем не менее все хотят стабильности. А ее нет. Бензин медленно, но уверенно дорожает. По данным консалтинговой компании UPECO с 27 апреля по 4 мая на автозаправочных станциях Украины продолжалось подорожание нефтепродуктов. Так самый популярный бензин А-95 подорожал в среднем на 4 копейки, до 3 гривен 98 копеек. А по состоянию на 9 мая средняя цена достигла уже 4,03 гривен. Хотя реально, стоимость горючего в большинстве случаев гораздо выше. Но за этой статистикой, где выводится средний показатель по стране, не видно самого главного -- горючее дорожает в разных регионах неравномерно. Точнее, цена на бензин растет везде, но в одних городах она одна, а в других совсем другая.

Официальный рубеж – 4 гривни 32 копейки за литр "девяносто пятого"

Например, средняя цена по Киеву составляет 4,24 копейки, в то время как во многих регионах цена ниже как минимум на 20-30 копеек. Хотя, справедливости ради стоит признать, что столица не является лидером. Самым дорогим для автомобилистов городом остается Донецк. Там за литр бензина А-95 нередко просят... 5 гривен. Причем нередко на заправках одной и той же компании в разных регионах цена существенно отличается.. Например, в то время как на столичных АЗС нефтяной компании ТНК литр дизтоплива стоит 3,9 гривни, в Ужгороде – 3,45 гривни.

В чем же причины очередного витка подорожания нефтепродуктов. Эксперты утверждают, что для этого существует несколько причин. Первой все в один голос называют тенденции мирового нефтяного рынка. А там действительно цены растут. Справедливости ради, стоит признать, что последние пару лет стоимость горючего в Украине напрямую зависит от мирового рынка. Правда в основном только от одного участника этого рынка - России. Но все же. Цена российской нефти, поставляемой на отечественные НПЗ постоянно растет.

Второй причиной большинство экспертов считает сокращение поставок нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы. А это факт. В частности, по официальным данным, поставки нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы в январе-апреле 2007 года на НПЗ поступило 4,86 млн. тонн, что на 2,1% меньше чем с января по апрель 2006 года. Кстати, в 2006 году по сравнению с 2005 годом поставки нефти на украинские НПЗ сократились на 21,8% — до 13,424 млн. тонн.

Третий фактор, "заставляющий" владельцев АЗС взвинчивать цены, это Его Величество СЕЗОН. Традиционно, каждую весну, а особенно с наступлением мая, нефтетрейдеры взвинчивают цену. Еще бы! Люди начинают все больше ездить на своих авто. Потребление растет. Почему бы на этом не заработать?

А в слиянии третей, и четвертой причины, а именно политической нестабильности в стране, возникает еще один фактор, по мнению многих экспертов основополагающий. Это желание сорвать дополнительную прибыль в этой неразберихе. А почему бы нет? Правительство, ранее так рьяно контролирующие рынок нефтепродуктов, и неоднократно подписывавшее меморандумы с крупнейшими нефтетрейдерами, сейчас занято предвыборной неразберихой. Государственные органы, призванные следить за рыночностью ситуации на рынке (уж простите за тавтологию) не особо стремятся выполнять свои обязанности, а нефтетрейдеры вот-вот превысят предельную границу цен, установленную путем длительных переговоров правительства и нефтяников. Напомним, что согласно меморандуму подписанному представителями Кабмина и крупнейших нефтянных компаний, владеющих отечественными нефтеперерабатывающими заводами, был установлен верхний придел, выше которого нефтетрейдеры обещали не поднимать цену горючего. В частности, для бензина А-95 этот рубеж установлен на уровне 4,32 гривни за литр. К компаниям "преступившим черту" правительство обещало применять штрафные санкции. Однако, на некоторых заправках стоимость горючего уже перескакивает рубеж, но никакой серьезной реакции со стороны контролирующих органов нет. Естественно, что в этих условиях все больше нефтетрейдеров увлекаются сниманием сливок.

Правительство может "выбросить" на рынок 85 тысяч тонн горючего

Хотя, правительство может повлиять на ситуацию и рыночными методами. Как сообщил министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, государство создало стабилизационный фонд нефтепродуктов. Сейчас в хранилищах находится 85 тысяч тонн горючего. В случае, если цена девяносто пятого бензина массово начнет превышать 4,32 гривни за литр, государство "выбросит" на рынок свой резерв. Это позволит сбить цену. Правда специалисты Департамента по вопросам нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Министерства топлива и энергетики Украины утверждают, что выброс резервного топлива на рынок будет иметь кратковременный эффект, так как объемы стабилизационного фонда относительно невелики. Через несколько недель цены все равно начнут снова расти. А вот государство останется без запасов на случай возникновения дефицита нефтепродуктов в стране. А это, по мнению экспертов, куда как страшнее.

В свою очередь, директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн считает, что поднимать панику пока рано. Однако нынешний рост цен будет продолжаться. Все дело в том, что в марте и в апреле на мировых биржах нефть и нефтепродукты уверенно дорожали и сегодня мы видим лишь начало отголосков этих процессов. Украина как всегда отличается заппоздалой реакцией.Так что цена будет рости. Причем ни о каком дефиците речи быть не может. Сегодня в старне достаточно горючего. Волноваться стоит только в том случае, если владельцы АЗС начнут масово необоснованно повышать цены.

Ну чтож, посмотрим, хватит ли у нефтетрейдеров терпения и совести, чтобы удержаться от того, чтобы под шумок взвинтить цену и получить сверхприбыль.

Газета "Перспектива"

Комментариев нет: