2011-01-13

ВСЕГО ЗА НЕДЕЛЮ ЛИТР БЕНЗИНА НА ЗАПРАВКАХ ПОДОРОЖАЛ НА 5--10 КОПЕЕК

По мнению экспертов, благодаря возобновлению безналоговой схемы ввоза нефтепродуктов цены на топливо могут стабилизироваться и даже снизиться

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

"ФАКТЫ" уже сообщали о существенном росте цен на нефтепродукты. Подорожание началось во второй половине декабря и продолжается по сей день. Так, с 5 по 11 января стоимость горючего увеличилась на 5--10 копеек. Сегодня на столичных заправках литр бензина А-95 стоит в среднем 8 гривен 45 копеек, бензина А-76 -- 7 гривен 28 копеек, а дизельного топлива -- 7 гривен 93 копейки. А средние цены по стране такие: бензин А-95 -- 8 гривен 28 копеек, А-76 -- 7 гривен 38 копеек, дизтопливо -- 7 гривен 72 копейки.

Из-за безналогового импорта нефтепродуктов госбюджет недополучил 3
миллиарда гривен


Напомним, что, по мнению экспертов, есть две причины роста цен на нефтепродукты. Во-первых, на протяжении нескольких месяцев вплоть до конца 2010 года в Украине действовала безналоговая схема ввоза нефти и нефтепродуктов компанией "Ливела". То есть по решению суда импортное горючее поставлялось данной фирмой без уплаты акцизного сбора и налога на добавленную стоимость (НДС). За счет этого цена горючего на заправках оставалась стабильной, несмотря на рост мировых цен на нефть и топливо. После отмены в конце ноября безналоговой схемы в Украину стали ввозить большие объемы импортного горючего, за которое государство уже взимало все необходимые платежи. Естественно, такое топливо поступало на АЗС по более высокой стоимости. Поэтому в декабре началось увеличение розничных цен по всей стране.

Во-вторых, с 1 января вступил в силу Налоговый кодекс. Согласно этому документу акцизный сбор на моторные бензины повысился со 132 до 182 евро за тонну. Также парламент утвердил увеличение акцизного сбора на дизтопливо. В частности, акциз на дизтопливо с содержанием серы более 0,2 процента вырос с 65 до 90 евро за тонну, от 0,035 до 0,2 процента -- с 50 до 69 евро, от 0,005 до 0,035 процента -- с 45 до 62 евро, менее 0,005 процента -- с 30 до 42 евро. По замыслу законодателей, повышение акцизного сбора на бензин должно компенсировать ликвидацию транспортного сбора с 1 января 2011 года. Эксперты считают, что увеличение ставок акцизов приведет к подорожанию литра горючего в среднем на 50 копеек.

Однако, похоже, оба фактора уже в ближайшее время перестанут влиять на украинский топливный рынок и горючее на заправках вновь может подешеветь. На днях на официальном веб-сайте реестра судебных решений появилась информация о том, что Высший административный суд Украины оставил в силе решение Харьковского апелляционного суда, которым было закрыто производство по делу о законности ввоза компанией "Ливела" нефти и нефтепродуктов без уплаты акциза и НДС. Причем это решение окончательное и обжалованию не подлежит. Таким образом, путь для безналогового импорта нефти и нефтепродуктов вновь открыт.

Любопытно, что ранее Президент Виктор Янукович поручил Антимонопольному комитету Украины (АМКУ) разобраться с безналоговым ввозом нефтепродуктов в страну. Затем заместитель председателя АМКУ Юрий Кравченко сообщил: начато расследование деятельности компании "Ливела" и последствий этой деятельности для государства и топливного рынка. Правда, никаких официальных результатов расследования обнародовано не было, хотя пресс-служба АМКУ признавала, что государственный бюджет недополучил от безналогового ввоза нефтепродуктов 3 миллиарда гривен.

"Продукция отечественных НПЗ окажется неконкурентоспособной"

Прокомментировать ситуацию "ФАКТЫ" попросили директора ООО "Консалтинговая группа А-95" Сергея Куюна.

-- Возобновление безналоговой схемы ввоза нефтепродуктов одной коммерческой структурой имеет две стороны. Да, не исключено, что розничные цены на заправках стабилизируются или даже снизятся, невзирая на ситуацию на мировом топливном рынке, где нефть продолжает дорожать. Но нужно понимать, что невнесенные налоги -- это невыплаченные пенсии старикам и зарплаты врачам и учителям. Не говоря уже о серьезном ударе по конкуренции на топливном рынке.

От такого судебного решения в первую очередь пострадают отечественные нефтеперерабатывающие заводы. Их продукция после уплаты всех налогов и сборов окажется неконкурентоспособной по сравнению с топливом, ввозимым по безналоговой схеме. Это мы уже проходили минувшей осенью, когда был остановлен Одесский НПЗ, а переработка на Лисичанском НПЗ снизилась до минимума. Правда, был и другой пример: кременчугская "Укртатнафта" использовала услуги данного специмпортера для поставок нефти, поэтому даже нарастила производство. То есть выхода два: или останавливаться, или становиться частью безналоговой схемы.

-- Но ведь Антимонопольный комитет уже ведет расследование деятельности компании "Ливела". Да и глава государства дал поручение пресечь схемы безналогового ввоза нефтепродуктов.

-- За последние месяцы мы убедились в том, что для нынешней команды руководителей нет невозможного, ведь принято столько ответственных решений в политической и экономической сфере. И абсолютно непонятно, как на этом фоне могут существовать безналоговые схемы,
наносящие бюджету миллиардные убытки. Стоит напомнить, что, согласно меморандуму между Украиной и Международным валютным фондом, подписанному в июле прошлого года, наша страна должна пресечь сомнительные схемы импорта. Есть и другие международные обязательства Украины по борьбе с подобного рода теневыми схемами. Да и в целом весьма нелогично выглядит ситуация на фоне развернутой правительством кампании по мобилизации налогов. К сожалению, узнать позицию самих чиновников пока не удается: не было комментариев осенью, нет их и сегодня.

Кстати, если вы собираетесь взять целевой кредит, то стоит посетить специализированный ресурс finglobalist.ru. Там имеется даже база кредитных должников , не говоря уже об информации о предоставляемых банками кредитах.

Комментариев нет: