2006-08-02

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ СМОГУТ ЭКОНОМИТЬ МИЛЛИАРД ГРИВЕН В ГОД

Благодаря тому, что "Укрзалiзниця" ввела унифицированную транспортную накладную, поезда будут пересекать границу за считанные минуты

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Ежедневно границы Украины пересекают сотни грузовых поездов. Ведь наша страна стоит на оживленном транспортном пути между Востоком и Западом. Но в течение многих лет железнодорожники сталкивались с трудностями при пересечении государственной границы. И проблема носит не политический, а скорее, бюрократический характер. Товарные составы часами простаивают на пунктах пропуска, пока переоформляются документы. А как известно, время - деньги. Причем это утверждение справедливо не только по отношению к скорости перевозки грузов. За переоформление на границе накладных посредники, предоставляющие такие услуги, берут 25 евро с вагона, а вагонов за сутки проходит десятки тысяч, соответственно сумма дополнительных расходов перевозчиков оказывается огромной. Но появилась надежда, что в самое ближайшее время ситуация изменится, и железнодорожные составы будут пересекать кордоны нашей страны без задержек.

Постоянные грузоперевозки по новому документу начнутся с 1 сентября нынешнего года

Задержки железнодорожных составов на западной границе Украины имеют свои исторические корни. Дело в том, что в странах Центральной, Восточной Европы и Азии международные грузоперевозки осуществляются на основании Договора о международном грузовом сообщении (СМГС), а в странах Западной Европы - на основании Единых правил к Договору о международных железнодорожных перевозках (ЦИМ). Фактически речь идет о двух разных правовых системах с разными нормами транспортного и таможенного регулирования, что, естественно, создает массу препятствий для осуществления грузоперевозок.

Поэтому еще в 2003 году на конференции по международному транспортному праву, которая проходила в Киеве, Украина нашла выход из затруднительной ситуации. В частности, наша делегация предложила разработать унифицированную транспортную накладную ЦИМ/СМГС, которая даст возможность перевозить грузы сообщением Восток-Запад-Восток без переоформления накладных на границе. Такое решение было одобрено, и началась работа по созданию документа.

Стоит отметить, что это не первая попытка разрубить гордиев узел в сфере оформления международных железнодорожных перевозок. Попытки гармонизировать две транспортные системы предпринимались еще в 50-х годах прошлого века, однако из-за политического противостояния между Востоком и Западом эта работа так ничем и не закончилась. И только теперь Европе и Азии удалось сделать шаги навстречу друг другу.
Первым и главным этапом завершения этой работы стало событие, происшедшее на днях на станции Мостыська-2 Львовской железной дороги. Украинские железнодорожники совместно с иностранными коллегами торжественно провожали поезд Ясиноватая-Цайтхайн-Рорверг, проследовавший с использованием при оформлении унифицированной транспортной накладной ЦИМ/СМГС. Этот рейс можно считать экспериментальным, но уже вскоре все железнодорожные составы, следующие в Европу и обратно, будут перевозить грузы именно по унифицированной транспортной накладной. Постоянные грузоперевозки по новому документу начнутся с 1 сентября нынешнего года.

Минутный простой вагона обходится в миллион гривен

По словам генерального директора "Укрзалiзницi" Василия Гладких, унифицированная накладная позволит не только упростить процедуру пересечения границы и ускорить движение грузов, но и сэкономить немалые деньги. "По нашим подсчетам, экономический эффект составит около миллиарда гривен в год, ведь минутный простой вагона обходится в миллион гривен, а сейчас поезда на границе стоят иногда по четыре часа. Главное то, что мы выиграем время. А время, как известно, - это деньги", - говорит Василий Гладких. - Да и фирмы-посредники, которые получали немалые барыши из-за несовершенства наших законодательств, теперь останутся без работы, а огромные средства, которые они брали за свои услуги, пойдут в реальную экономику".
Есть еще один аспект введения унифицированной накладной. По словам Василия Гладких, создание данного документа будет способствовать интеграции украинских железных дорог в европейскую транспортную систему. А значит, повысит их конкурентоспособность на европейском транспортном рынке.

Мнение своего коллеги разделяет и заместитель председателя комитета Организации содружества железных дорог Се Гао Чао, заявивший, что унифицированная накладная - это не только европейские перспективы. Ведь использоваться этот документ будет и в Китае, и в Северной Корее, и во Вьетнаме, и в Монголии, и в Иране. "Главное - то, что введение накладной даст возможность развивать технические связи и позволит существенно увеличить объемы перевозок. Я уверен, что после данного демонстрационного поезда в дальнейшем все больше грузов будет перевозиться из Европы в Азию и из Азии в Европу".

Кстати, вскоре железнодорожники Евразии планируют еще больше ускорить прохождение грузов через границы государств. По словам председателя правления, генерального директора АО "Польские железные дороги" Анджея Ваха, среди главных стратегических проектов, которые будут способствовать сотрудничеству железных дорог Востока и Запада, - разработка электронной накладной, которая позволит сократить время на оформление перевозочных документов за счет введения в электронную базу информации о характере груза, месте назначения и сроке доставки.

По словам Василия Гладких, этот проект будет способствовать увеличению транзита грузов через Украину. Сегодня наша страна занимает четвертое место на евразийском континенте по объемам грузовых железнодорожных перевозок, уступая лишь Китаю, России и Индии. Главный железнодорожник сообщил, что в первом полугодии объем транзитных грузов, перевозимых по территории Украины, составил 27 миллионов 600 тысяч тонн. "А унифицированная, а позднее и электронная накладная, еще больше увеличит транзит", - подчеркнул Василий Гладких.


"Facty i kommentarii ". 02-Август-2006. Экономика.

Комментариев нет: