2004-05-29

ИЗ-ЗА ВЫСОКОЙ СТОИМОСТИ ГОРЮЧЕГО В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ УКРАИНЫ НАЧАЛ ДОРОЖАТЬ ПРОЕЗД В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Правительство прогнозирует начало стабилизации цен на нефтепродукты уже со следующей недели

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Рост цен на горючее продолжается, но гораздо медленнее, чем в конце прошлой недели. Сейчас средние розничные цены по стране таковы: бензин марки А-76 стоит 2 гривни 6 копеек, бензин А-92 -- 2 гривни 63 копейки, бензин А-95 -- 3 гривни 8 копеек. Но в столице, областных центрах и в Крыму стоимость топлива несколько выше.

Более 30 компаний, взвинтивших цены на топливо в столице, обвиняются в сговоре

Однако Кабинет министров прогнозирует начало стабилизации цен на нефтепродукты уже со следующей недели. Как заявил первый вице-премьер-министр Украины, министр финансов Николай Азаров, сейчас правительство завершает анализ возможных дальнейших шагов по стабилизации рынка нефтепродуктов и планирует тщательно контролировать развитие ситуации с ценами на горючее. Правительство уже договорилось с нефтяниками о прекращении на неделю экспорта топлива и сокращении рентабельности торгующих им предприятий. По словам вице-премьер-министра Андрея Клюева, это позволит на 10 процентов снизить цены на нефтепродукты, которые с начала года выросли на 50 процентов. Также в правительстве не исключают возможности введения более жесткого административного регулирования топливного рынка.

Как считают многие специалисты, сегодня такие меры будут оправданны, тем более уже есть подтверждения того факта, что ситуация на рынке создана искусственно. Как заявил глава киевского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Николай Лисицкий, более 30 операторов столичного рынка нефтепродуктов в ближайшее время могут быть оштрафованы на сумму от 300 тысяч до 40 миллионов гривен каждый. Все компании обвиняются в том, что договорились между собой
выставлять на автозаправках столицы одинаковые цены на бензин, независимо от колебаний на рынке. При этом цены диктовал один из крупных операторов, который обязал более мелких ежедневно отчитываться перед ним о выставленных на заправках ценах.

А вот возможность быстрого создания в Украине государственного резерва нефтепродуктов, достаточного для влияния на рынок, уже подвергается сомнению. Как заявил директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова Владимир Сапрыкин, страна пока не может сформировать такой резерв, поскольку для этого необходимо от нескольких сотен
тысяч до миллиарда долларов. Кроме того, это довольно длительный процесс. На создание системы госрезерва, способной обеспечить страну горючим в течение несколько месяцев, может уйти от пяти до семи лет. Хотя, по мнению главы Лиги нефтепромышленников Украины Александра Шпака, в некоторых случаях, как, например, в нынешнем, ситуацию заметно разрядил бы и двухнедельный запас нефтепродуктов, так что государственный резерв можно было бы создать и в таком объеме.

Кстати, председатель правления Национального банка Украины Сергей Тигипко считает, что подорожание нефтепродуктов не повлияет на инфляцию и не приведет к повышению розничных цен в мае более чем на 1 процент. При этом главный банкир считает, что если проблема не будет решена, то заметный рост инфляции можно ожидать уже в июне-июле. Не исключено, что тонна продовольственной пшеницы будет стоить 1000 гривен Пока ситуация в регионах остается напряженной. Не исключено, что в столице цены на бензин и дизельное топливо будут ограничены. Киевский городской совет поручил столичной госадминистрации рассмотреть вопрос о введении в городе временного государственного регулирования цен на горючее. Кроме того, столичные власти собираются повысить стоимость проезда в общественном транспорте до 80 копеек. Правда, Министерство юстиции Украины пока отказало горсовету в регистрации соответствующего распоряжения, сославшись на то, что документ противоречит положениям Гражданского и Хозяйственного кодексов, нарушает антимонопольное законодательство и права потребителей.

Тем временем в Запорожье на 25 копеек повысилась стоимость проезда на автобусах. В малых автобусах -- с 75 копеек до 1 гривни, а на маршрутах общего режима, рассчитанных на перевозку льготных категорий граждан, -- с 50 до 75 копеек. Правда, городские власти обратились к автоперевозчикам с просьбой вернуть цены на прежний уровень, до особого распоряжения горисполкомом. Также три частных предприятия Харькова увеличили стоимость проезда в маршрутных такси на 20 копеек -- до 1 гривни 20 копеек, а в автобусах на 25 копеек -- до 1 гривни.

В Днепропетровске предприниматели крупнейшего городского рынка пытаются повысить цены на некоторые продукты питания. По словам директора государственного предприятия "Центральный рынок" Евгения Валенюка, последние несколько дней администрация рынка вынуждена сдерживать цены. Так, в среду некоторые торговцы попытались увеличить стоимость яиц на 20 копеек -- до 2 гривен 60 копеек за
десяток, а куриных окорочков на 60 копеек -- до 9 гривен 60 копеек за килограмм. Чтобы этого не допустить, администрации рынка пришлось снизить на 30--40 процентов тарифы на свои услуги.

Если в скором времени ситуация на топливном рынке не стабилизируется, то Ассоциация фермеров и земледельцев Украины намерена провести массовые акции протеста, в частности, организовать одновременные пикетирования облгосадминистраций в различных регионах страны. Как сообщил председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений, президент Ассоциации фермеров и земледельцев Украины Иван Томич, ситуация с ценами на топливо создана искусственно. Такое беспрецедентное повышение цен накануне уборочной кампании существенно усложнит положение сельхозпроизводителей и поставит под угрозу продовольственную безопасность
страны. Селянам просто будет не на что купить горючее для сбора урожая.

Иван Томич заявил, что, если цены не снизятся, фермеры будут применять жесткую ценовую политику. Стоимость продовольственной пшеницы может увеличиться до 1000 гривен за тонну. В противном случае агропредприятия страны массово обанкротятся. Уже сегодня до 70 процентов сельхозпредприятий нерентабельны, а повышение с начала мая цен на горючее означает еще 2 миллиарда убытков для аграриев.

"Facty i kommentarii ". 29-Май-2004. Экономика.

2004-05-28

СТОЛИЧНЫЕ ВЛАСТИ ПОКА НЕ БУДУТ ОГРАНИЧИВАТЬ ЦЕНЫ НА ЗАПРАВКАХ

А правительство просит у нефтеперерабатывающих заводов дешевое топливо для селян

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Страсти вокруг подорожания горючего накаляются. Цены на заправках остаются очень высокими и пока не ясно, когда опустятся. Ряд экспертов считает, что горючее может подорожать еще на 10--15 процентов (хотя уже сейчас топливо на заправках стоит дороже, чем в преуспевающей Америке), и склоняются к мысли, что государству пора вмешаться в ситуацию. Сейчас правительство собирается запретить экспорт горючего и
ограничить рентабельность предприятий топливной сферы.

Что же касается местных властей, то они пока выжидают. В частности, как заявил начальник главного управления ценообразования Киевской горадминистрации Василий Яструбинский, столичные власти пока не намерены ограничивать цены на светлые нефтепродукты. Что же касается вызванного скачком цен на нефтепродукты подорожания некоторых товаров (в частности, продовольственных), то руководители города полагают, что резкого роста цен на продукты питания и услуги все же не будет.

Тем временем, если ситуация на топливном рынке не изменится, в стране опять могут начаться серьезные проблемы с ценами на продовольствие, в частности на зерно. Ведь расходы на покупку топлива входят в его конечную стоимость, не говоря уже о том, что некоторым хозяйствам горючее может оказаться просто не по карману и они не смогут собрать урожай. Правительство Украины обратилось к отечественным нефтеперерабатывающим заводам с просьбой поставить сельхозпредприятиям в июне-июле на уборочную кампанию 100 тысяч тонн дизельного топлива по ценам ниже рыночных.

"Facty i kommentarii ". 28-Май-2004. События и факты.

2004-05-27

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ "НЕФТЕГАЗ УКРАИНЫ" ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Сегодня вдоль дорог появляется все больше автозаправочных станций. Но зачастую АЗС принадлежат либо крупным российским компаниям, либо малоизвестным фирмам. В первом случае стоимость горючего во многом зависит от политики нескольких предприятий и от их сиюминутных коммерческих интересов. Это подтверждается нынешней ситуацией на топливном рынке Украины: бензин стремительно дорожает, а
российские компании получают сверхприбыли и не торопятся стабилизировать цены. Во втором случае в бак автомобиля могут залить некачественный продукт, что часто приводит к поломке машины и даже может стать причиной автокатастрофы. Недавние проверки, проведенные государственными контролирующими органами, выявили множество нарушений именно на небольших заправках.

Но в последние годы в стране появился еще один крупный оператор топливного рынка -- Национальная акционерная компания "Нефтегаз Украины". На прошлой неделе "Укргаздобыча" -- дочерняя компания НАК "Нефтегаз Украины" -- приобрела девять автозаправочных станций в Харьковской области. Уже начата полная реконструкция четырех из них. После завершения работ АЗС превратятся в полноценные комплексы
по обслуживанию автомобилей и предоставлению услуг водителям.

В частности, помимо традиционных колонок с бензином и дизтопливом, будут построены автогазозаправочные пункты для обслуживания машин, работающих на сжиженном газе. Кроме того, на АЗС будут открыты центры технического обслуживания, кафе и магазины, торгующие сопутствующими товарами.

Теперь под брендом "Нафтогаз" в Украине работают 127 автозаправочных станций в 11 регионах. Больше всего АЗС, а точнее, 57, расположено в Харьковской области. Еще 27 заправок работают в Киевской области и девять -- в Полтавской. Остальные АЗС сети находятся в Житомирской, Сумской, Херсонской, Кировоградской, Львовской, Черновицкой, Волынской и Закарпатской областях. Как заявил председатель правления НАК "Нефтегаз Украины" Юрий Бойко, к концу нынешнего года компания увеличит количество собственных заправок до двухсот.

Залогом качества реализуемого "Нефтегазом" горючего, является то, что оно производится на входящем в структуру компании Шебелинском газоперерабатывающем заводе из газового конденсата, добываемого в Украине. Это сырье намного чище, чем тяжелая российская нефть, на которой работают все нефтеперерабатывающие заводы Украины. Кроме того, в процессе производства высокооктанового бензина не применяются присадки, содержащие свинец. Поэтому топливо Шебелинского ГПЗ -- отвечает самым строгим экологическим требованиям.

Также с прошлого года при изготовлении бензина применяются специальные кислородосодержащие добавки. Это существенно уменьшает износ двигателей и сокращает потребление горючего.

Водителям будет полезно знать, что сейчас на Шебелинском ГПЗ производят смесевые бензины. За счет этого фракционный состав горючего становится более стабильным. Освоив передовую технологию, предприятие может вести гибкую производственную политику, реагируя на спрос. Сегодня Шебелинский ГПЗ производит весь ассортимент бензинов, в том числе А-92. На предприятии завершается очередной этап реконструкции оборудования. Это позволит увеличить объем выпускаемой на заводе продукции до миллиона тонн в год.

Так что вскоре присутствие на топливном рынке крупнейшей государственной компании, способной конкурировать с российскими поставщиками горючего, занимавшими до недавнего времени почти монопольное положение на рынке, позволит оказывать существенное влияние на ценовую ситуацию и не допускать неоправданного завышения стоимость нефтепродуктов.

"Facty i kommentarii ". 27-Май-2004. Жизнь.

ВСЛЕД ЗА ГОРЮЧИМ НАЧАЛИ ДОРОЖАТЬ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Президент поручил правительству создать резервный фонд нефтепродуктов

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Резкое повышение цен на нефтепродукты остается сегодня главной проблемой в стране. В течение нескольких последних дней цены возросли в среднем на 30--40 процентов. Бензин марки А-95 на некоторых столичных заправках уже стоит 3 гривни 40 копеек за литр. Существенно подорожали и другие виды топлива. Ажиотаж на топливном рынке вызвал рост стоимости других товаров и услуг.

Так, продукты питания на рынках крупных городов подорожали на 10--20 процентов. В некоторых регионах выросли цены на проезд в общественном транспорте. Стоимость одной поездки в киевском такси увеличилась на половину, а частные перевозчики Львова обратились в исполнительный комитет Львовского горсовета с просьбой разрешить повысить цены на проезд в городских маршрутных такси на 70 копеек (до 1
гривни 50 копеек) в связи с подорожанием топлива.

В ситуацию вынужден был вмешаться Президент Украины. В частности, Леонид Кучма поручил Кабинету министров внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект относительно предоставления правительству права устанавливать ставки акцизного сбора и ввозной таможенной пошлины на нефтепродукты для обеспечения оперативного реагирования на изменение стоимости горючего и нефти на мировых рынках. Также Кабмин должен до 1 августа нынешнего года создать резервный фонд
нефтепродуктов для использования его в периоды резкого роста цен на них на внутреннем рынке. Антимонопольному комитету Украины, Министерству топлива и энергетики, Министерству экономики глава государства поручил принять меры для недопущения проявлений монополизации в топливной сфере и дальнейшего подорожания горючего и других товаров.

В свою очередь, правительство заявило о намерении запретить экспорт нефтепродуктов, а также ограничить рентабельность компаний, работающих в топливной сфере, пятью процентами. По словам премьер-министра Виктора Януковича, эти меры позволят насытить внутренний рынок горючим и не допустить дальнейшего их подорожания.

По официальным данным, горючего в стране хватает. Украинские нефтеперерабатывающие заводы во втором квартале планируют переработать 6 миллионов тонн нефти. Ожидается, что производство бензина составит 1 миллион 400 тысяч тонн (более 450 тысяч тонн в месяц), дизельного топлива -- 1 миллион 700 тысяч тонн (более 550 тысяч тонн в месяц). Такой объем топлива должен полностью обеспечить внутренние потребности Украины, в том числе и сельского хозяйства.

"Facty i kommentarii ". 27-Май-2004. События и факты.

2004-05-26

БЛАГОДАРЯ ЭКСПЕРИМЕНТУ ПО ПЕРЕДАЧЕ В УПРАВЛЕНИЕ ДП "ГАЗ-ТЕПЛО" ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО МНОГИЕ ГОРОДА И СЕЛА НЫНЕШНЕЙ ЗИМОЙ НЕ БЫЛИ ОТКЛЮЧЕНЫ ОТ

А тем предприятиям, которые исправно платят за топливо, газовики выделят лимиты для производства летом горячей воды
Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

На протяжении многих лет одной из основных проблем отечественной энергетики остаются неплатежи. Но если раньше главным должником было население, то сегодня за энергоносители не рассчитываются в
основном организации, предоставляющие услуги людям. В частности, в последние несколько лет
предприятия теплокоммунэнерго своевременно не оплачивают уже использованный газ. Но, похоже, вскоре проблема будет решена.

Прошлой и нынешней зимой в некоторых регионах сложилась тревожная и одновременно парадоксальная
ситуация. Возникла угроза прекращения поставок газа предприятиям теплокоммунэнерго, которые не
рассчитались за полученное и уже использованное топливо с "Газ Украины" -- дочерней компанией НАК
"Нефтегаз Украины". Естественно, это могло привести к отключению сотен городов от отопления. А ведь простые люди, в чьи дома поступало тепло, рассчитывалось за него исправно, но средства оседали на счетах предприятий теплокоммунэнерго и до поставщиков газа не доходили.

Чтобы решить эту проблему, по распоряжению правительства, НАК "Нефтегаз Украины" в преддверии
прошлого отопительного сезона создала дочернюю компанию "Газ-Тепло". В качестве эксперимента ей
были переданы в управление предприятия тепловой генерации регионов, где на протяжении последних лет наблюдался наиболее низкий уровень расчетов за потребленный газ. При этом теплокоммунэнерго
полностью обеспечивались голубым топливом.

В течение отопительного сезона 2003--2004 годов управление осуществлялось на 52 предприятиях
теплокоммунэнерго в Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Киевской, Луганской, Львовской,
Харьковской, Херсонской областях и в Крыму. Результаты оказались впечатляющими. Уровень оплаты
предприятиями, участвовавшими в эксперименте, вырос в среднем на 31 процент. Это стало возможным
благодаря снижению себестоимости производства тепловой энергии за счет исключения экономически не
обоснованных затрат и уменьшения объемов потребления топлива предприятиями теплоэнергетики. Но
главное, что сотни тысяч семей по всей стране перезимовали в тепле, не боясь, что могут вернуться с работы в холодную квартиру.

ДП "Газ-Тепло" осуществляло бесперебойное снабжение населения теплом, не считаясь с тем, что
большинство тарифов на теплоснабжение даже не возмещают затрат на производство тепловой энергии.
Например, в Житомире тарифы "покрывают" лишь 61 процент расходов, а в крымском городе Армянске
этот показатель и вовсе составляет 52 процента.

Стоит отметить, что во многом благодаря старанию газовиков за прошедший отопительный сезон уровень расчетов потребителей с НАК "Нефтегаз Украины" за природный газ вырос на 21 процент и достиг наивысшего показателя за последнее десятилетие -- 93 процентов. Это позволит компании направлять больше средств на добычу отечественного газа, что уменьшит зависимость Украины от дорогих импортных энергоносителей.

Но проблема неплатежей пока остается. На 1 мая задолженность теплокоммунэнерго за использованный газ составляла почти 400 миллионов гривен. Наибольшие долги имеют предприятия Донецкой (104 миллиона гривен), Днепропетровской (83 миллиона гривен), Запорожской (28 миллионов гривен), Львовской (23 миллиона гривен) и Хмельницкой (14 миллионов гривен) областей. Поэтому, учитывая успех проведенного эксперимента, НАК "Нефтегаз Украины" намерена обратиться в Кабинет министров Украины с просьбой перевести эксперимент с передачей предприятий теплокоммунэнерго в управление "Газ-Тепло" на постоянную основу.

А сами газовики продолжают стимулировать коммунальщиков к полной и своевременной оплате природного газа. Причем только экономическими методами: тем предприятиям, которые оплатят 100
процентов потребленного за зиму газа, "Газ Украины" выделит лимиты голубого топлива для производства горячей воды. Таким образом, в выигрыше окажутся и население, и газовики. Ведь местные власти, которые очень заинтересованы в настроении своих жителей, можно не сомневаться, простимулируют своих коммунальщиков, чтобы те вовремя перечисляли деньги на счета последних.

"Facty i kommentarii ". 26-Май-2004. Жизнь.

2004-05-25

СО ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ ПОВЫСИЛИСЬ ПОШЛИНЫ НА ВВОЗ НОВЫХ ИНОМАРОК

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

С 24 мая 2004 года Украина повысила импортные пошлины на новые автомобили. Причем, если человек
ввез машину до указанной даты, но подал документы на оформление позже, решение о проведении
таможенного оформления автомобиля принимается в каждом конкретном случае начальником
соответствующего подразделения таможенного органа, на который возложены эти функции. Для этого
нужно предъявить документ, подтверждающий факт ввоза автомобиля на таможенную территорию
Украины до 24 мая 2004 года.

В соответствии с новым Законом Украины "О развитии автомобильной промышленности", до конца 2005
года ставка ввозной пошлины на новые авто с бензиновыми двигателями объемом до 3000 и дизельными
двигателями до 2500 кубических сантиметров будет составлять 15 процентов от их стоимости. За машины с бензиновыми двигателями более 3000 кубических сантиметров и дизельными свыше 2500 необходимо заплатить 20 процентов от цены автомобиля. До вчерашнего дня ставки импортной пошлины на новые машины составляли в среднем два-три процента от их стоимости.

При этом закон предусматривает, что ставка таможенной пошлины на новые импортируемые автомобили не может быть ниже оговоренного размера для каждого вида двигателей. То есть сократить расходы на
растаможку, заведомо занижая реальную стоимость автомобиля, невозможно.

Изменились ставки ввозной пошлины и на комплектующие для импортных автомобилей. В частности,
льготная ставка будет составлять 12 процентов от цены детали, а полная -- 20 процентов (до вчерашнего дня -- соответственно, 5 и 10 процентов). Однако, по закону, до 31 декабря 2008 года не будут облагаться пошлиной импортные комплектующие для производства автомобилей, если при выпуске машин используется более 50 процентов деталей, произведенных в Украине.

"Facty i kommentarii ". 25-Май-2004. Экономика

НА СТОЛИЧНЫХ ЗАПРАВКАХ БЕНЗИН СТОИТ БОЛЬШЕ 3 ГРИВЕН

Правительство намерено договориться с руководством ведущих нефтеперерабатывающих заводов об условиях поставок дизтоплива аграриям во время уборки урожая

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Похоже, пессимистические прогнозы о приближении очередного топливного кризиса не лишены оснований. Вслед за подорожанием нефти на ведущих мировых биржах до рекордной отметки за последние десятилетия во многих странах начали расти цены на бензин. Украина не стала исключением.

К осени ситуация на рынке горючего может еще усложниться

В Днепропетровской области горючее подорожало в среднем на 25 копеек. Более того, образовался дефицит топлива. На некоторых автозаправочных станциях 92-й и 95-й бензин можно купить только по талонам. По данным Днепропетровского областного управления торговли, самая высокая цена бензина А-95 составила 2 гривни 40 копеек, а 98-го -- 3 гривни 15 копеек. Подобная ситуация сложилась и в ряде других регионов.
Так, в Донецкой области стоимость бензина А-95 на отдельных заправках увеличилась до 2 гривен 50 копеек.

По официальным данным, с начала года бензин А-76 в оптовой продаже подорожал в среднем на 17,7 процента, А-92 -- на 21,7 процента, А-95 -- на 23,9 процента, а дизельное топливо -- на 20,4 процента. Только с 10 по 14 мая оптовые цены на дизтопливо и бензин повысились на 0,8--6,3 процента.

Понимая, что к осени ситуация на топливном рынке может еще более усложниться, правительство намерено уже в ближайшее время провести встречу с руководством ведущих нефтеперерабатывающих заводов, чтобы договориться об условиях поставок дизтоплива аграриям во время уборочной кампании. Как заявил вице-премьер-министр Украины Иван Кириленко, представители власти намерены договориться с НПЗ об
объемах и ценах на дизтопливо во время сбора урожая. Согласно действующему пока договору между Кабинетом министров и нефтеперерабатывающими заводами, украинские аграрии получают дизельное топливо для проведения весенне-полевых работ по 1 тысяче 700 гривен за тонну. Но срок действия данного соглашения истекает 1 августа.

Эксперты и представители власти объясняют подорожание горючего повышением мировых цен на нефть и остановкой на ремонт сразу двух украинских нефтеперерабатывающих заводов -- Лисичанского и Херсонского. Положение усугубляется отсутствием объективной информации о наличии топлива в
регионах. Представители Днепропетровской облгосадминистрации уже обратились к нефтетрейдерам с просьбой предоставлять сведения об объемах поставок горючего в регион, для того чтобы контролировать ситуацию.

Есть еще одна причина взвинчивания цен производителями топлива: Россия в очередной раз повышает экспортную пошлину на нефть. Если сегодня она составляет 35,2 доллара, то уже с июня за тонну черного золота придется платить 41,6 доллара.

Кроме того, россияне увеличивают цены на свою нефть из-за подорожания сырья на мировом рынке. Стоимость нефти, поставляемой из России отечественным НПЗ, уже выросла с 175--180 долларов за тонну в апреле до 190--195 долларов в мае. По мнению директора департамента маркетинга и продаж торгового дома "ТНК-Украина" Феликса Лунева, в июне цена российской нефти в Украине может достигнуть отметки 200 долларов за тонну со всеми вытекающими последствиями для рынка. Кроме того, в связи с повышением мировых цен российским компаниям гораздо выгоднее экспортировать нефть в Европу, а не в нашу страну. Об этом свидетельствует и планируемое во втором квартале нынешнего года снижение объемов поставок сырья в Украину на 2 миллиона тонн.

Россия заработает на топливном ажиотаже 54 миллиарда долларов

Что же касается ситуации за рубежом, то, по мнению экспертов, она очень тревожная. Во вторник стоимость нефти на Нью-Йоркской бирже достигла самой высокой отметки за 23-летнюю историю торгов. Цена барреля приблизилась к 42 долларам. Причиной ажиотажа стал неожиданный рост потребления сырья в Китае и Соединенных Штатах, значительно обогнавший предложение нефти от производителей. Аналитики прогнозируют дальнейшее подорожание черного золота, даже если Организация стран -- экспортеров нефти (ОПЕК) увеличит объемы добычи.

Подорожание нефти уже сказывается на розничных ценах в Европе. Прежде всего, растут цены на бензин. В начале недели в Испании литр бензина марок А-97 и А-98 стоил больше 1 евро за литр. Долгие годы такая цена горючего считалась максимально возможной. Правда, свыше половины автомобилей в станах Евросоюза работают на дизтопливе, которое дешевле бензина. Но и оно подорожало и стоит около 80
евроцентов за литр. Второй по популярности вид топлива -- бензин А-95 теперь стоит в Испании 90 евроцентов за литр. Такого еще не было.

В Германии ситуация еще хуже. Там цены на бензин растут даже быстрее, чем на нефть. С начала года бензин подорожал на 43 процента, в то время как сырье -- только на 20. В итоге стоимость литра А-95 достигла недавно 1 евро 24 центов. В целом горючее подорожало во многих странах Европы. Так, за литр бензина марки А-95 в Голландии просят 1 евро 22 цента, в Великобритании -- 1 евро 15 центов, в Италии -- 1 евро 8 центов, во Франции -- 1 евро 3 цента. Согласно данным социологического института "Forsa", резкое подорожание горючего заставило 37 процентов автовладельцев сократить поездки на личном транспорте.

От ажиотажа на мировом топливном рынке ощутимо выиграет Россия. По подсчетам экспертов РФ, если учесть рост цен, повышение налогов и пошлин для нефтедобывающих предприятий и экспортеров, а также увеличение добычи сырья, государственный бюджет России, который в условиях слабого развития других
отраслей экономики очень зависим от продажи энергоносителей, получит дополнительно 54 миллиарда долларов. Это очень много, ведь вся доходная часть российского бюджета составляет 90 миллиардов долларов, причем львиную долю этой суммы обеспечивают нефтегазовые концерны. Если все незапланированные доходы направить на социальные нужды и разделить между 40 миллионами российских
пенсионеров и инвалидов, то на каждого придется по 600 долларов. Вот только вряд ли они их получат.

"Facty i kommentarii ". 25-Май-2004. Экономика

2004-05-19

НА РЫНКАХ И В МАГАЗИНАХ ПОДНЯЛИСЬ ЦЕНЫ НА МЯСО, МОЛОКО И ЯЙЦА

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

В последнее время на рынках и в магазинах Украины дорожает мясо, колбасы, молоко и другая мясо-молочная продукция. Согласно статистике, за первые три месяца текущего года средние розничные цены на молоко выросли на 14 процентов, на мясо и птицу -- на 33 процента, а яйца и вовсе подорожали на 55 процентов.

Как заявил министр аграрной политики Украины Виктор Слаута, это связано с прошлогодним неурожаем зерна и ростом спроса на данную продукцию. В частности, министр отметил, что прошлогодний неурожай привел к значительному росту цен на комбикорма. В настоящее время комбикорм для бройлеров стоит около 2 тысяч гривен за тонну, а для крупного рогатого скота и свиней -- 1 тысячу гривен за тонну.

Вслед за подорожанием кормов взлетели цены на мясо и молоко. Виктор Слаута сообщил, что за первый квартал нынешнего года оптовые цены на крупный рогатый скот увеличились на 30--35 процентов и составляли 4 тысячи 664 гривни за тонну живого веса, а молоко подорожало на 16 процентов -- до 870 гривен за тонну.

При этом за первые три месяца нынешнего года существенно сократились объемы производства животноводческой продукции. Как заявил первый заместитель министра аграрной политики Украины Юрий Лузан, в Запорожской, Херсонской, Николаевской, Кировоградской областях и в Крыму на 100 гектаров сельхозугодий осталось лишь 9--12 голов крупного рогатого скота, всего 6--11 свиней.

Стоит отметить, что производство мяса и молока снижается только на агропредприятиях. В частности, с начала года сельхозпредприятия сдали молока на 20 процентов меньше, а мяса -- на 6 процентов. При этом производство этой продукции в личных подсобных хозяйствах селян остается стабильным.

Кстати, частники производят гораздо больше сельхозпродукции, чем агропредприятия. В частности, личные хозяйства дают стране 78 процентов молока, 73 процента мяса и половину яиц.

"Facty i kommentarii ". 19-Май-2004. Экономика.

2004-05-18

В УКРАИНЕ ПРОДОЛЖАЕТ ДОРОЖАТЬ ГОРЮЧЕЕ

А на мировом рынке цены на нефть самые высокие за последние 13 лет

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

В Украине продолжается рост цен на топливо. Но если раньше специалисты объясняли это подорожанием нефти на мировом рынке и сезонным увеличением потребления горючего, то теперь добавился еще один фактор, способный негативно отразиться на отечественном топливном рынке.

Нефть не подешевеет в течение ближайших трех-четырех месяцев

На плановый ремонт остановлены второй и третий по мощности в Украине нефтеперерабатывающие заводы -- Лисичанский и Херсонский. Как считает исполнительный директор консалтинговой компании ЮПЕКО Сергей Куюн, это приведет к дополнительному подорожанию горючего в Украине.

Напомним, что после очередного повышения Россией экспортной пошлины на нефть специалисты предвидели рост стоимости нефтепродуктов на 10--12 процентов, теперь же, после остановки заводов, считают, что в мае цены могут вырасти даже больше, чем прогнозировалось.

Сейчас ежемесячное предложение горючего для украинского рынка сократилось на 50 процентов. Поэтому торговцы нефтепродуктами обеспокоены. Нервозность усиливается еще и тем, что нет достоверной информации о количестве горючего на складах не только остановленных заводов, но и работающих.

По данным Министерства экономики, только за первую неделю мая дизтопливо подорожало в среднем на 4 копейки (с 1 гривни 81 копейки до 1 гривни 85 копеек), бензин А-76 -- на 3 копейки (с 1 гривни 70 копеек до 1 гривни 73 копеек), бензин А-95 -- на 5 копеек (до 2 гривен 23 копеек за литр). Хотя многие специалисты высказывают мнение, что официальные показатели занижены.

Тем временем за последние несколько дней на мировом топливном рынке произошли серьезные изменения. На прошлой неделе взлетела цена нефти на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже. В нынешнюю среду нефть подорожала до 40 долларов за баррель. Это самая высокая цена с октября 1990 года, когда после вторжения войск Саддама Хусейна в Кувейт велись приготовления к войне в Персидском заливе, в связи с
чем нефть стремительно дорожала.

Нынешний рост цен также связывают с обострением ситуации на Ближнем Востоке, а также с увеличением потребления энергоносителей в Китае и Индии. Как отметил представитель Ирана в Организации стран -- экспортеров нефти (ОПЕК) Хоссейн Каземпур Ардебили, цены на нефть не упадут в течение ближайших трех-четырех месяцев.

А согласно пессимистическим прогнозам, нынешнее подорожание -- далеко не последнее. Эксперт в области энергетики швейцарский сенатор Рудольф Рекштайнер заявил, что прогнозы относительно роста цен на нефть сильно занижены. По его мнению, баррель черного золота в скором времени будет стоить не менее 60--70 долларов. Подорожанию способствует сокращение нефтедобычи, а также стремительное
увеличение цен на нефть в Китае и Индии. Сейчас мировая добыча снизилась с 4--8 до 1--2 миллионов баррелей в сутки.

"Число стран-экспортеров постоянно сокращается, -- заявил Рудольф Рекштайнер. -- Индонезия со следующего года прекращает экспорт нефти -- она пойдет только на нужды страны. Великобритании в прошлом году впервые пришлось импортировать нефть и газ. Китай, который еще десять лет назад продавал нефть за рубеж, стал вторым в мире ее импортером. Логическим следствием всего вышеперечисленного являются более высокие цены".

Топливо и сырье, поставляемое из России в Украину, подпадает под двойное налогообложение

В нынешних условиях поставляемая в Украину нефть, и, соответственно, изготовленное из нее горючее будет дорожать. По мнению экспертов, Российская Федерация вряд ли согласится снизить цены на свое сырье, продаваемое Украине.

Как считает директор энергетических программ аналитического центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин, даже в случае вступления Украины в единое экономическое пространство с РФ, Белоруссией и Казахстаном, Россия все равно не отменит пошлину на экспорт нефти. Дело в том, что именно средства, получаемые от продажи природных ресурсов, и в первую очередь нефти и газа, в основном наполняют госбюджет России.

Также эксперты сомневаются, что наш северный сосед отменит введенный три года назад НДС при экспорте нефти в Украину. Напомним, что на сегодняшний день в топливной сфере действует двойное налогообложение. Владельцы отечественных нефтеперерабатывающих заводов дважды платят НДС: сначала при ввозе сырья в страну налог вносят в российский бюджет, а затем при реализации нефтепродуктов он взимается еще раз, но теперь уже в наш госбюджет.

Президент Украины заявил, что президент России Владимир Путин поручил правительству РФ рассмотреть возможность отмены "дискриминационного" для нашей страны НДС на экспорт нефти. Леонид Кучма считает реальной отмену налога в случае "наличия политической воли" у руководства Российской Федерации. Украина последние три года просит Россию отменить НДС, однако пока не добилась положительных результатов.

Кстати, продолжающийся рост экспорта нефти (с начала нынешнего года он вырос на 23,8 процента) может сыграть с Россией злую шутку. Дело в том, что, чем больше наш северный сосед продает за рубеж энергоносители, тем хуже работают другие отрасли экономики.

Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф доложил Владимиру Путину о том, что в марте промышленный рост в стране остановился. Да и прирост ВВП составил всего 0,1 процента. Причем произошло это на пике нефтяных цен, за счет увеличения которых и пополняется российский бюджет.

"Facty i kommentarii ". 18-Май-2004. Экономика.

2004-05-13

"NEMIROFF" ВЫХОДИТ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РЫНОК САНТЕХНИКИ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Вот уже несколько лет в Украине наращиваются объемы и темпы строительства жилья. Несмотря на
подорожание недвижимости, желающих иметь отдельную комфортабельную квартиру не становится
меньше. Естественно, что в связи со строительным бумом резко возрос спрос на строительные и
облицовочные материалы, а также сантехнику. А если есть спрос на какую-либо продукцию, его нужно
удовлетворять, и желательно, чтобы место на рынке занимали отечественные компании.

Сегодня рынок строительных материалов вообще и облицовочных в частности переживает небывалый
подъем. Мощный поток инвестиций из-за рубежа привел к тому, что почти вся сантехника украинского
производства выпускается под торговыми марками европейских компаний. Но, поскольку данная отрасль
действительно перспективная, на рынке этой продукции появляются новые производители. Например,
известный брэнд "Nemiroff" вскоре планирует выход на украинский рынок сантехники.

Кстати, "Nemiroff" отнюдь не новичок в данной отрасли. Продукция компании в большем объеме
представлена в Соединенных Штатах Америки и при этом пользуется заслуженной популярностью. Однако
сегодня США переживают спад в строительстве. Следовательно, можно ожидать снижения спроса на
облицовочные материалы и сантехнику. В таких условиях поставщики ищут выходы на новые рынки.
Одним из наиболее перспективных является Украина. И "Nemiroff" имеет все возможности занять
достойное место на отечественном рынке облицовочных материалов и сантехники.

"Nemiroff" уже сейчас выпускает оборудование для туалетов и ванных комнат, душевые кабины, материалы для укладки полов, но в скором времени можно ожидать значительного расширения ассортимента. В частности, компания начнет выпускать современные высококачественные унитазы.

Особенностью всей продукции "Nemiroff" является объединение двух материалов: фарфора и стали. Блеск и сияние фарфора -- с одной стороны, прочность стали -- с другой. Благодаря этому и приобрели популярность сантехника и облицовочные материалы "Nemiroff". О привлекательности продукции "Nemiroff" свидетельствует и тот факт, что несколько десятков компаний уже воспользовались ее услугами.

Также "Nemiroff" постоянно принимает участие в различных конкурсах и выставках. Вероятно, это позволит ей продвинуться на украинском рынке сантехники. С выходом на рынок этой продукции украинский потребитель может надеяться на кардинально новые решения в оформлении туалетных и ванных комнат. Это полностью соответствует девизу компании: "Nemiroff" -- делает жизнь легче".

"Facty i kommentarii ". 13-Май-2004. Жизнь.