2003-10-15

РАБОТНИКИ "УКРТРАНСНАФТЫ" ВЫСКАЗАЛИСЬ ЗА СКОРЕЙШЕЕ НАПОЛНЕНИЕ НЕФТЕПРОВОДА "ОДЕССА--БРОДЫ"

Пока нефтепровод приносит только убытки

Сергей КУРГАН
журналист

Не утихают споры о перспективах использования нового отечественного нефтепровода "Одесса--Броды". Изначально проектировавшийся для транспортировки каспийской нефти в Европу, нефтепровод после окончания строительства так и не был наполнен и простаивает до сих пор. В связи с этим уже несколько месяцев в высших эшелонах власти рассматриваются различные, в том числе альтернативные, варианты использования трубопровода.

На сегодняшний день обсуждаются два направления эксплуатации нефтепровода. Первый -- это поставки каспийской нефти в Европу. Все политики и экономисты подтверждают, что данный проект очень перспективен и в дальнейшем может принести Украине немалую прибыль, но... К сожалению, до сих пор никаких конкретных предложений (во всяком случае официально заявленных) со стороны европейских бизнес-структур не поступало, да и обещания Польши о достройке своей части трубопровода пока остаются обещаниями. Хотя нельзя сказать, что Европа вовсе не обращает внимания на наш нефтепровод. Проходят презентации, конференции, ведется обсуждение, даже подписываются определенные документы. В частности, недавно представители правительств Украины, Польши и Евросоюза подписали совместную декларацию по поддержке проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. Вот только ни о каких контрактах на поставку по нашей трубе нефти для европейских нефтеперерабатывающих заводов речь пока не идет.

С недавнего времени существует и второй вариант использования нефтепровода "Одесса--Броды" -- транспортировка российской нефти. Российские нефтяные компании в последние годы значительно увеличили добычу нефти. Но мощностей для транспортировки своего сырья в дальнее зарубежье россиянам не хватает. Поэтому они очень заинтересованы в использовании нового украинского нефтепровода для доставки нефти к Черному морю, а дальше -- танкерами в Европу.

Президент Украины Леонид Кучма заявил, что правительство должно решать проблемы загрузки нефтепровода "Одесса--Броды" исходя из экономической выгоды. Пока же труба приносит только убытки. Как сообщил генеральный директор ОАО "Укртранснафта" Станислав Василенко (в ведении этой компании находятся нефтепровод "Одесса--Броды" и терминал "Южный"), только ежегодная рентная плата составляет миллиард гривен. Это не считая расходов по содержанию трубы в рабочем состоянии.
Чтобы скорее построить трубопровод, пришлось сократить финансирование социальных программ

Стоит учесть, подчеркнул Станислав Василенко на недавней пресс-конференции, что и нефтепровод "Одесса--Броды", и терминал "Южный" построены в основном за собственные средства, заработанные коллективами ГАТ "Магистральные нефтепроводы "Дружба" и ГАТ "Приднепровские магистральные нефтепроводы", правопреемником которых сегодня является ОАО "Укртранснафта". На строительство направлялось до 60 процентов средств, находившихся в распоряжении компаний. При этом урезалось финансирование программ по ремонту и реконструкции действующих изношенных нефтепроводов и насосных станций. Откладывались на будущее замена устаревших систем контроля и управления, ремонт и необходимое расширение резервуарных парков, реконструкция узлов учета нефти, замена изоляционного покрытия линейной части нефтепроводов и прочие важные для функционирования трубопроводов мероприятия.

К сожалению, вынужденное недофинансирование этих работ уже принесло печальные плоды. Напомним, что в сентябре на закарпатском участке нефтепровода "Дружба" произошла авария: нефть попала в реку. Только чудом удалось устранить угрозу экологической катастрофы. Причина аварии -- именно в изношенности труб и недостатке денег для их ремонта.

Поэтому, по словам Станислава Василенко, пока не будут закончены работы по созданию и полноценному функционированию Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, предложение ТНК-ВР об организации еще одного транзитного маршрута по перекачке дополнительных объемов российской нефти с временным использованием нефтепровода "Одесса--Броды" и терминала "Южный" является выгодным для "Укртранснафты" и Украины в целом. Уже сейчас можно перекачивать по нефтепроводу "Дружба" к НПС "Броды" и дальше на терминал "Южный" дополнительно 9 миллионов тонн нефти в год, что принесет 90 миллионов долларов дохода. Поступление таких средств не только позволит покрыть расходы на содержание нефтепровода и терминала, но даст предприятию возможность получать прибыль. За те пять месяцев, в течение которых ведутся дискуссии о целесообразности принятия предложения россиян, "Укртранснафта" упускает прибыль. За это время она могла заработать на транспортировке российской нефти более 37 миллионов долларов. Да и госбюджет бы пополнился.

Кроме того, не стоит забывать, что нефтепровод "Одесса--Броды" -- не только стратегический объект украинской экономики, но и место работы тысяч людей. На днях в "Укртранснафте" состоялось селекторное совещание, в котором приняли участие и руководители, и весь коллектив предприятия, находившийся на десятках объектов по всей стране. Рабочим предоставили возможность высказать свое мнение о предложенном россиянами варианте запуска нефтепровода. Люди выступили за скорейшее начало работы. Ведь это даст им гарантии стабильного заработка, а значит, и увеличит благосостояние их семей.

Кстати, пока долгие годы шло строительство нефтепровода "Одесса--Броды", финансирование "Укртранснафтой" социальных программ также было существенно ограничено. Не все объекты оборудованы бытовыми помещениями надлежащего уровня, значительно сокращено строительство жилья, остановилось развитие оздоровительных учреждений. Естественно, что рабочие недовольны таким положением дел. Так что надежды на улучшение условий труда и отдыха многие связывают с началом прокачки российского сырья по новому трубопроводу.

Есть еще один фактор, который необходимо учитывать, решая дальнейшую судьбу нефтепровода "Одесса--Броды". По словам Станислава Василенко, сейчас Россия планирует построить нефтепровод до Мурманска, чтобы значительно увеличить экспорт нефти в Европу северным морским путем. Активные работы по данному проекту пока сдерживаются его высокой стоимостью и надеждой использовать украинские мощности для поставки сырья в дальнее зарубежье. Но представители российского правительства и бизнеса признают, что, если им не удастся увеличить транзит нефти через Украину, трубопровод до Мурманска постараются построить в кратчайшие сроки. Нетрудно догадаться, что в случае направления Россией своих экспортных потоков нефти в обход Украины наша страна понесет огромные убытки.

"Facty i kommentarii ". 15-Октябрь-2003. Экономика.

Комментариев нет: