2006-12-02

НА МНОГИХ ЗАПРАВКАХ ДОНЕЦКА БЕНЗИН МОЖНО ПРИОБРЕСТИ ТОЛЬКО ПО БЕЗНАЛИЧНОМУ РАСЧЕТУ И ПО ЦЕНЕ БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ, ЧЕМ ПРИ ПОКУПКЕ ЗА "ЖИВЫЕ" ДЕНЬГИ

Правительство заявляет, что "приведет в чувство" владельцев АЗС

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

В Украине начали происходить события, которые некоторые специалисты считают началом топливного кризиса. Так, в начале недели на некоторых заправках Донецка водителей ожидал сюрприз: самый популярный бензин А-95 предлагался только по безналичному расчету, причем по более высокой цене. Как сообщает сайт "Остров", один из руководителей компании "Альянс" заявил, что им невыгодно за наличный расчет продавать бензин по ценам, установленным правительством.

Компания же "Гефест" официально сообщила, что в настоящий момент в связи с дефицитом топлива на всех ее АЗС бензин отпускается по безналичному расчету и обязательства перед корпоративными клиентами выполняются. Дело в том, что оптовые продажи производятся по безналичному расчету, а согласно меморандуму, подписанному правительством и нефтетрейдерами, предусмотрено снижение только розничных цен. А значит, на горючее, продающееся по "безналу", компания имеет право ставить более высокую цену.

Вслед за Донецком и на некоторых заправках Киева напротив надписи А-95 появилась табличка с буквами б/н. Правда, стоит признать, что это только отдельные случаи, в целом же, дефицита горючего в стране пока не наблюдается и цены на бензин А-95 и дизтопливо в основном держатся на установленном правительством уровне - 3 гривни 65 копеек и 3 гривни 60 копеек за литр.

Как прокомментировал ситуацию директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Владимир Сапрыкин, подписанный меморандум является полурыночным способом влияния на рынок, но в нынешних условиях он себя оправдал, так как ситуация действительно позволяет снизить розничную стоимость нефтепродуктов. Это связано не только с падением цен на черное золото на мировых биржах, но и с уменьшением Россией экспортной пошлины на свою нефть. Напомним, что с 1 декабря за ввоз тонны нефти в нашу страну российские нефтяные компании платят 180,7 доллара вместо бывших 237,6 доллара.

Поэтому, по мнению эксперта, сейчас нет экономических оснований для того, чтобы не продавать горючее по установленным ценам либо с помощью каких-то схем придерживать его. А перевод продаж исключительно на безналичный расчет - это как раз и есть способ избежать выполнения обязательств, указанных в меморандуме. Кстати, по словам Владимира Сапрыкина, заявление представителей донецких заправочных сетей о том, что продажа горючего за безналичный расчет не попадает под действие меморандума, по меньшей мере, некорректно. На самом деле в этом документе не указывается форма расчета, а речь идет о розничной торговле бензином А-95 и дизтопливом через сети АЗС. Поэтому компании, завышающие цены на заправках, идут на прямое нарушение меморандума.

Относительно прогнозов на будущее эксперт считает, что нет никаких причин для роста цен на АЗС в ближайшие месяцы. Если, конечно, резко не подорожает российская нефть.

Правительство довольно оперативно отреагировало на возникшие проблемы. Во всяком случае министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил, что "никакого кризиса нет", а дефицит горючего и скачки цен на него в восточных регионах объяснил тем, что своевременно не заработал Лисичанский нефтеперерабатывающий завод. Министр пообещал "провести работу" с теми, кто поднял цены, и "привести их в чувство", а также стабилизировать стоимость горючего на заправках в кратчайшие сроки.

Кроме того, министр пообещал, что до февраля 2007 года будет сформирован стабилизационный фонд топлива общим объемом 200 тысяч тонн, по 100 тысяч тонн дизельного топлива и бензина А-76. Как считает министр, данного количества стране хватит на десять суток, а этого будет достаточно для стабилизации рынка в случае спекулятивных скачков цен на горючее.

"ФАКТЫ" 02 декабря 2006

Комментариев нет: