2011-09-13

Жители общежитий в течение трех лет имеют право приватизировать в них комнаты


На прошлой неделе Верховная Рада приняла закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования правового регулирования обеспечения реализации жилищных прав жителей общежитий". Таким образом депутаты отреагировали на массовые протесты жильцов общежитий, которые после 1 октября могли оказаться под угрозой выселения, так как именно с этого дня завершался срок моратория на приватизацию зданий общежитий. Кроме того, парламентарии внесли ряд поправок, упростил процедуру обретения права собственности на отдельную комнату. Так что же теперь ждет сотни тысяч семей не имеющих собственного жилья и вынужденных ютиться в комнатах общежитий?

Для начала стоит напомнить, что еще осенью 2008 года вступил в силу Закон Украины № 500 "Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий", позволяющий приватизировать комнаты в общежитиях.

Действие этого закона распространяется на граждан Украины, которые на законных основаниях не менее пяти лет зарегистрированы и проживают в малосемейном или рабочем общежитии и не имеют собственного жилья и доходов, позволяющих его купить. Кроме того, они должны быть нынешними или прежними работниками предприятия или организации, владеющей общежитием. В то же время приватизировать свою комнату не могут жильцы общежитий, предназначенных для временного проживания, связанного с учебой или работой (службой) по контракту. То есть студентов и военнослужащих этот закон не касается. Приватизировать разрешено жилые комнаты, блоки, секции и соответствующую им часть вспомогательных помещений (санузла, прихожей, кухни, если они относятся к данной жилплощади).
Однако на самом деле, согласно закону, далеко не все общежития подлежат передаче жильцам в частную собственность. Да и решение о том, как распорядиться строением и землей, на которой оно находится, могут принимать только местные чиновники.
Напомним, что под действие закона № 500 попадают общежития, находящиеся в собственности государства, местных властей или государственных и коммунальных предприятий. Причем, документ гласит, что уже через девять месяцев после вступления закона в силу все эти строения должны были передаваться в собственность местным советам. Причем бывшим владельцам должны компенсировать остаточную или балансовую стоимость здания и соответствующего земельного участка. Затем местные власти должны решать, как распорядиться общежитием и землей. Вариантов несколько.
Первый - разрешить жильцам приватизировать свои комнаты. Передача квадратных метров в собственность платная и проводится на условиях денежной компенсации остаточной стоимости жилья. Право собственности люди получают только после регистрации свидетельства о приватизации в органах приватизации и бюро технической инвентаризации.
Второй вариант - предоставить дому статус "социальное жилище". В этом случае люди теряют право на приватизацию комнат, но получают возможность проживать там и в дальнейшем. Правда, тогда на этих граждан распространяется действие закона о социальном жилище, а значит, им придется платить в местный бюджет арендную плату. А если доход семьи будет позволять снять квартиру или купить недвижимость в кредит, людей из общежития выселят. Причем право в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды социального жилища имеет только местный совет, в чьей собственности находится дом. Если же арендатор пожелает разорвать соглашение, ему придется обращаться в суд.
Третий вариант - перепрофилировать общежитие и изменить его назначение, например, сделать в нем офис или гостиницу. В этом случае обитателям "общаги" должны предоставить социальное или иное жилище. Что подразумевается под "иным", в законе не разъясняется.
Четвертый вариант - снести общежитие и на его месте построить социальный дом. Обитателей же при этом отселят в "иное, пригодное для проживания людей жилище, находящееся в собственности или пользовании местного совета".
Ну и, наконец, последний, самый любопытный и, возможно, привлекательный для местных чиновников вариант - общежитие разрешается снести, участок расчистить и... продать его на аукционе. Людей отселяют на тех же условиях, что и в предыдущем случае, или, по их желанию, могут выдать денежную компенсацию. Правда, по закону ее размер не должен превышать годовую стоимость аренды квартиры. Кроме того, сумму и порядок выдачи компенсации определяет местный совет, исходя из... "собственных возможностей".
Правда, в Переходных положениях к закону сказано, что для недопущения выселения жителей общежитий, на три года вводится запрет на отчуждение как целостных имущественных комплексов, так и и их отдельных строений. За эти три года правительство и местные власти должны были разработать программу приватизации, и дать возможность людям, имеющим на это право, получить в собственность свою жилплощадь.

Однако, как это часто бывает, выполнение данного закона натолкнулось на бюрократию и отсутствие реальных механизмов его реализации.

-- Программа, которая была принята в процессе приватизации всего жилищного фонда, немного неправильно распространялась на тех людей, которые проживают в общежитиях, -- рассказал заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики, член специальной парламентской контрольной комиссии по вопросам приватизации Игорь Лысов. -- Поэтому в 2008 году и был принят закон уточняющий механизм перехода комнат в собственность граждан, и при этом о временном запрещении приватизации общежитий государственного и коммунального фондов. Срок моратория истекает 1 октября текущего года.

За это время правительство должно было разработать соответствующую программу, и чтобы в течение трех лет дать возможность всем людям, проживающим в общежитии на законном основании, реализовать свое право на приватизацию. Однако этого не было сделано и поэтому мы должны были придумать новый механизм, чтобы защитить тех людей, которые проживают в общежитиях, -- отметил депутат.


А теперь посмотрим каким образом решение, принятое парламентом на прошлой неделе, может изменить ситуацию. Согласно Закону "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования правового регулирования обеспечения реализации жилищных прав жителей общежитий".

В первую очередь, это продление срока действия моратория введенного переходными положениями Закона № 500 еще на три года. Причем, дословно сказано, что запрет действует "в течение срока реализации государственной программы передачи общежитий в собственность территориальных общин, но не менее шести лет со дня опубликования настоящего Закона". То есть в случае, если программа снова не заработает, то мораторий можно будет продлить.

Как бы там ни было, но теперь запрещается выселение жильцов общежитий, на которые распространяется действие данного закона и на отчуждение общежитий (кроме передачи в собственность территориальных общин), находящихся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, или которые были включены в уставные фонды организаций созданных в процессе приватизации.

П/з Органы местного самоуправления не вправе отказать жителям общежитий в приватизации занимаемого ими жилья

Также в Закон Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" внесены изменения, согласно которым не подлежат приватизации:

  • квартиры-музеи;
  • квартиры (дома), жилые помещения в общежитиях, расположенные на территориях закрытых военных поселений, предприятий, учреждений и организаций, природных и биосферных заповедников, национальных парков, ботанических садов, дендрологических, зоологических, региональных ландшафтных парков, парков-памятников садово-паркового искусства, историко-культурных заповедников, музеев;
  • квартиры (дома), жилые помещения в общежитиях, находящихся в аварийном состоянии (в которых невозможно обеспечить безопасное проживание людей);
  • квартиры (комнаты, дома), отнесенные в установленном порядке к числу служебных, а также квартиры (дома), жилые помещения в общежитиях, расположенные в зоне безусловного (обязательного) отселения, загрязненной вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Приватизация квартир (домов), жилых помещений в общежитиях, включенных в план реконструкции текущего года, осуществляется после ее проведения собственником (владельцем) дома (общежития). Наниматели, проживавшие в квартирах (домах), жилых помещениях в общежитиях до начала реконструкции, после проведения реконструкции имеют приоритетное право на приватизацию этих квартир (домов), жилых помещений в общежитиях.

Приватизация осуществляется путем:

* безвозмездной передачи гражданам квартир (домов), жилых помещений в общежитиях из расчета санитарной нормы 21 квадратный метр общей площади на нанимателя и каждого члена его семьи и дополнительно 10 квадратных метров на семью;

  • продажи излишков общей площади квартир (домов), жилых помещений в общежитиях гражданам Украины, живущим в них или состоящим в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
  • передача в собственность граждан жилых помещений в общежитиях осуществляется с одновременной передачей им в общую совместную собственность вспомогательных помещений (помещений общего пользования).

Кроме того, органы приватизации, органы местного самоуправления не вправе отказать жителям квартир (домов), жилых помещений в общежитиях в приватизации занимаемого ими жилья, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Также в новой редакции закон гласит, что собственники жилых и нежилых помещений в общежитиях являются совладельцами вспомогательных помещений общежития, технического оборудования, элементов внешнего благоустройства и обязаны принимать участие в общих расходах, связанных с содержанием общежития и придомовой территории соответственно своей доле в имуществе общежития. Кроме того, эти люди могут создавать объединения совладельцев многоквартирного дома.

Теперь осталось дождаться, когда принятый закон будет подписан президентом, а главное, когда наконец-то люди смогут спокойно и без препон приватизировать свое жилье.


2011-09-06

«В базе данных уже есть информация о 14 миллионах земельных участков, а внести надо сведения еще о 17 миллионах»

Началась работа по введению норм вступившего в силу Закона Украины «О Государственном земельном кадастре»
«ФАКТЫ» уже рассказывали о новом Законе Украины «О Государственном земельном кадастре». После принятия данного важного документа многие владельцы земли забеспокоились: не будет ли нарушено их право собственности в ходе нового этапа земельной реформы? В редакцию все чаще звонят читатели и задают вопросы, связанные с введением кадастра и скорой отменой госактов на землю. За ответами мы обратились к специалистам.
Для начала стоит напомнить, что Государственный земельный кадастр — это единая государственная система сведений о землях в границах Украины, их целевом назначении, ограничениях в их использовании, а также об их количественных и качественных характеристиках, денежной оценке и распределении между собственниками и пользователями. В Государственный земельный кадастр вносится информация о каждом земельном участке, которому присваивается кадастровый номер.
О некоторых правовых аспектах перехода права собственности на землю «ФАКТАМ» рассказал президент Ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей Кошиль.
— Возникнут ли проблемы у землевладельца, если выяснится, что сведения об участке, указанные в госакте и кадастре, отличаются?
 — Хочу отметить, что в первую очередь будет приниматься во внимание информация, содержащаяся в базе данных земельного кадастра. По официальным данным, около 17 миллионов участков еще не зарегистрированы в кадастре. В основном это земля, документы на которую выдавались до 2003-2004 годов. Гос-акты на такие участки не имеют кадастрового номера. Информация о них хранится на бумажных носителях в сельсоветах или других организациях, но государство располагает не всей информацией об этих участках, и в электронной базе их нет. В результате на некоторые участки выданы повторные госакты, нередко случается, что наделы накладываются друг на друга.
Поэтому я бы рекомендовал тем людям, на чьих правоустанавливающих документах еще нет кадастрового номера, обратиться в органы земельных ресурсов и получить справку о присвоении номера. Или можно поменять старый госакт на новый, поскольку в процессе замены бланка информация об участке обязательно регистрируется в электронной базе данных и ему присваивается кадастровый номер. При этом также выясняется, не накладывается ли данный участок на соседние, нет ли других проблем.
— Предположим, два соседа получали госакты еще до 2002 года. Один из них обратился в органы земельных ресурсов и оформил кадастровый номер. Позже и второй решил внести информацию в электронную базу, но тут выяснилось, что часть его участка уже зарегистрирована как собственность соседа. Что делать для решения данной проблемы и кто в итоге станет собственником спорной земли?
 — В этой ситуации владельцем будет тот человек, который первый зарегистрировал свой участок в кадастре. Ведь не секрет, что есть случаи, когда на один участок выдавалось два государственных акта и даже более. Поэтому с получением кадастрового номера лучше не тянуть.
— А есть ли смысл менять старый госакт на новый, если согласно закону о земельном кадастре с 2013 года все данные будут храниться только в кадастре и бумажные акты вовсе прекратят выдавать?
 — Если вы не собираетесь продавать, дарить либо другим способом передавать право на свою землю, то оформлять новый госакт не обязательно. Более того, для этих операций достаточно получить справку о присвоении кадастрового номера. Однако некоторые чиновники настаивают именно на выдаче нового госакта, убеждая людей в том, что иначе они не смогут реализовать свое имущество. Как правило, за такие услуги требуют дополнительную плату.
Хочу отметить, что, к сожалению, сейчас возникает немало проблем с получением кадастрового номера, так как Центр земельного кадастра перегружен работой, связанной с внесением в базу данных информации, поступающей из региональных управлений земельных ресурсов. Это временные проблемы, но их нужно учитывать. С другой стороны, начинает внедряться новая автоматизированная система ведения Государственного земельного кадастра, позволяющая существенно сократить время на внесение данных. А значит, и задержки с присвоением кадастрового номера, надеемся, скоро исчезнут. Также после того, как полностью вступят в силу положения Закона «О Государственном земельном кадастре», время обработки заявок на внесение информации не должно будет превышать 14 рабочих дней. В противном случае государственный кадастровый регистратор (новая должность, введенная законом) будет нести персональную ответственность. Так что, полагаю, в ближайшее время ситуация с оформлением земли существенно улучшится.
— Кстати, законом установлено, что Киев ведет собственный земельный кадастр. Почему так произошло и не будет ли эта самостоятельность иметь негативные последствия для столичных землевладельцев?
 — Согласно закону создающийся кадастр — собственность государства, за которую отвечает Государственное земельное агентство. В столице сложилась особая ситуация: местный (коммунальный) кадастр довольно долго работает стабильно и качественно. Наверное, учитывая этот фактор, а также особый статус столицы, было принято решение продлить функционирование столичного кадастра до 2020 года. Затем киевский кадастр будет передан государству.
— Нередко читатели обращаются с вопросом: кто же теперь будет регистрировать право собственности — Государственный центр земельного кадастра или Министерство юстиции, которому такие функции переданы законодательством? Кроме того, есть немало вопросов о самой процедуре перехода права собственности на землю. Так как и в какой последовательности будут проходить сделки?
 — Со следующего года продавец и покупатель для совершения сделки станут обращаться напрямую к нотариусу, который получит доступ к базе земельного кадастра, а значит, будет знать, кому принадлежит участок и какие ограничения либо запреты на него наложены. Если продавец действительно является владельцем земли и вправе ею свободно распоряжаться, нотариус сможет зарегистрировать сделку прямо на месте. Брать дополнительные справки в земельных органах не придется.
До начала 2013 года, пока будут выдаваться бумажные акты, по всей видимости, сохранится процедура, при которой во время регистрации сделки у нотариуса на бланке акта будет делаться передаточная надпись. С этим актом и нотариально заверенным договором новый собственник обращается в органы земельных ресурсов для регистрации.
Хочу подчеркнуть, чтобы избежать путаницы: новый закон подразумевает единую электронную базу, в которой будет храниться исчерпывающая информация о земле и о ее собственниках. Однако технические сведения об участках, о почвах, ограничениях в использовании будут вноситься органами земельных ресурсов, а учет прав собственности станут осуществлять органы Министерства юстиции.
Стоит отметить, что, действительно, недавно была введена новая программа приема и обработки документов для внесения в единую базу данных. Подробнее о ней рассказал директор департамента Государственного земельного кадастра Государственного земельного агентства Украины Игорь Долинский:
 — Внедрение автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра существенно сократит время работы с документами. Раньше специалисты районных отделов были вынуждены везти документы в область на проверку, а затем доставлять их обратно, при этом значительная часть работы происходила «вручную», что увеличивало вероятность ошибок. С введением же вышеуказанной системы документы отсылаются и проверяются автоматически. Это сокращает время и практически исключает ошибки.
Кроме того, автоматизированная система предполагает строгое соблюдение очередности выдачи документов и делает невозможным их оформление без очереди. В дальнейшем работа по принципу единого окна значительно упростит процесс общения граждан с государственным органом, ведь подавать и забирать документы они будут у одного человека — кадастрового регистратора.
Сейчас в базе данных уже есть информация о 14 миллионах земельных участков, а внести надо сведения еще примерно о 17 миллионах. Причем в основном это данные на бумажных носителях, которые следует оцифровать и проверить. Кроме того, система кадастра наполняется качественным картографическим материалом. А на это также требуется время.

В Украине повысились акцизы на бензин

Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»
01.09.2011

В нынешнем году лето для водителей оказалось нетрадиционно спокойным — резких скачков стоимости горючего на АЗС не наблюдалось. Хотя многие считают, что цены и так очень высоки и в случае очередного существенного подорожания горючего пользование автомобилем станет настоящей роскошью. Но, похоже, водителям все-таки придется в очередной раз затянуть пояса, чтобы увеличить поступление народных средств в государственный бюджет.

С сегодняшнего дня возобновляется уплата повышенных ставок акцизного сбора при производстве и импорте нефтепродуктов. Напомним, что повышенные акцизы на топливо были введены Налоговым кодексом и начали действовать с начала нынешнего года. Однако это и ряд других факторов привели к резкому росту стоимости нефтепродуктов. Сначала правительство традиционно обвиняло во всем нефтетрейдеров, но затем было вынуждено снизить с апреля ставки акцизного сбора до уровня 2010 года. Эта временная мера, действовавшая до сегодняшнего дня, позволила стабилизировать цены. Сейчас литр бензина А-95, в зависимости от региона, стоит 10,1-10,49 гривни, а дизельного топлива — 9,55-9,75 гривни. Но уже в ближайшее время стоимость литра горючего может вырасти на 30-50 копеек.

По мнению директора ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, к концу сентября средняя стоимость литра бензина А-95 может достигнуть 10 гривен 72 копеек, а дизтоплива — 10 гривен. В свою очередь заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев утверждает, что подорожание будет постепенным и растянется на несколько недель, так как владельцы сетей АЗС завезли большие объемы горючего до 1 сентября, с уплатой акцизного сбора по старой ставке. Эксперт считает, что бензин подорожает в среднем на 30 копеек, а дизельное топливо — на 15-20 копеек.

Правда, вчера министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил, что никакого повышения розничных цен после возобновления действия увеличенных ставок акцизного сбора на топливо не произойдет. Как сообщают «Украинские новости», он признал, что для удержания цен АЗС должны будут снизить свою рентабельность, но это не должно привести к убыточной работе нефтетрейдеров.

Однако есть еще один фактор, способный серьезно изменить ситуацию на топливном рынке. Как заявил Юрий Бойко в интервью «5-му каналу», правительство готовит меры по снижению импорта топлива в Украину. «У нас должно быть такое же соотношение топлива на рынке, как в 2004 году: 15 процентов импорта, а все остальное собственного производства. Такой баланс удерживался за счет того, что у нас были импортные пошлины на нефтепродукты», — подчеркнул министр.

Напомним, Минэнергоугля уже пыталось убедить Кабмин в пользе пошлин на ввоз горючего из-за рубежа. Но тогда против такого решения выступили не только эксперты, но и другие министерства. Однако уже 6 сентября Межведомственная комиссия по международной торговле вновь проведет слушания в рамках расследования относительно импорта нефтепродуктов. После этого правительство может добавить к повышенным акцизам еще и импортные пошлины. В прошлый раз они предлагались в размере 130 евро за тонну нефтепродуктов. По мнению Геннадия Рябцева, в случае введения импортных пошлин до конца сентября стоимость литра А-95 на АЗС может повыситься до 12 гривен, а дизтоплива — до 11 гривен.