2002-02-21

В НЫНЕШНЕМ ГОДУ ЦЕНЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОВЫШАТЬСЯ НЕ БУДУТ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Национальная комиссия регулирования электроэнергии (НКРЭ) не планирует повышать тарифы на электроэнергию для населения до конца года.

Однако, по словам председателя НКРЭ Юрия Продана, согласно программе долгосрочной тарифной политики на оптовом рынке электроэнергии, до 2004 года предусмотрено постепенное повышение тарифов на электроэнергию для населения до 100% ее стоимости. В настоящее время люди платят только 70% фактической стоимости производства и передачи электроэнергии.

Как заявил Юрий Продан, существуют два возможных пути повышения тарифов: либо цены будут увеличивать постепенно на протяжении нескольких лет, либо поднимут сразу, но при этом отменят 20-процентный налог на добавленную стоимость, взимаемый сейчас при оплате электричества.
Напомним, что ранее Кабинет министров Украины принял распоряжение "Об утверждении плана мер по реализации долгосрочной тарифной политики на оптовом рынке электроэнергии". Документ предусматривает постепенное, до 2004 года, повышение тарифов на электроэнергию для населения до 100% стоимости ее производства и передачи, а также ликвидацию льгот по оплате электроэнергии для отдельных категорий потребителей и внедрение механизма адресных дотаций для остальных льготников.
Законопроект, предусматривающий все вышеуказанные меры, должен быть направлен на рассмотрение Верховной Рады в месячный срок после полного погашения задолженности по заработной плате и социальным выплатам. Правда, пока не ясно, когда это произойдет, так как, несмотря на соответствующие поручения Верховной Рады, денег на погашение долгов в бюджете не хватает. А значит, и закон о повышении тарифов на электроэнергию попадет в парламент не скоро. Кроме того, правительство поручило ведомствам разработать законопроект о взыскании с населения пени за несвоевременную оплату электроэнергии.

"Facty i kommentarii ". 21-Февраль-2002. Экономика

2002-02-20

ЗА ДЕВЯТЬ ЛЕТ В УКРАИНЕ ПРИВАТИЗИРОВАНО БОЛЕЕ ПЯТИ МИЛЛИОНОВ КВАРТИР И ДОМОВ

За девять лет в Украине приватизировано более 5,1 млн. квартир и одноквартирных домов общей площадью 254,4 млн. кв. м., что составляет более двух третей (72,4%) государственного жилищного фонда на начало приватизации.
По данным, предоставленным Государственным комитетом статистики, в 2001 году, как и в предыдущем, наблюдалось существенное снижение темпов приватизации: в собственность населения перешло 227 тыс. квартир и одноквартирных домов общей площадью 11,6 млн. кв. м.

Наибольшую активность за время приватизации государственного фонда проявили жители Хмельницкой, Львовской, Тернопольской, Киевской, Черновицкой областей, где в собственность населения перешло 88--82% общего количества квартир, а наименее заинтересованы в этом процессе были жители Луганской, Донецкой, Запорожской, Черниговской областей, где сменили владельцев только 61--67% квартир.

Всего же правом на приватизацию жилья в 2001 году воспользовались 599,1 тыс. граждан, что на 362,1 тыс., или на 37,7%, меньше, чем в 2000-м. По состоянию на 1 января 2002 года подали заявления и ожидают оформления документов на приватизацию жилья 88,9 тыс. семей -- на 69,6 тыс. (43,9%) меньше, чем год назад.

"Facty i kommentarii ". 20-Февраль-2002. Экономика.

2002-02-19

В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН ПОДНИМАТЬСЯ НЕ БУДУТ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Украинский рынок полностью обеспечен собственными нефтепродуктами, и даже с началом весенних полевых работ дефицита топлива не будет. По словам министра экономики и европейской интеграции Александра Шлапака, отечественные заводы обеспечены нефтью в достаточном количестве и в дальнейшем никаких проблем с сырьем возникать не будет.
В частности, в январе 2002 года на нефтеперерабатывающие предприятия поставлено 1 млн. 543 тыс. тонн сырой нефти, что на 900 тыс. тонн больше (или в 2,5 раза), чем за аналогичный период прошлого года. Министр также сообщил, что украинские нефтеперерабатывающие заводы в январе произвели в 2,3 раза больше бензина, в 2,4 раза -- дизельного топлива, 2,8 раза -- мазута.

Кроме того, как сообщил директор госдепартамента Министерства топлива и энергетики Михаил Кальченко, в 2002 году планируется рост переработки отечественными предприятиями нефти на 18% по сравнению с 2001 годом -- с 15,4 млн. тонн до 18,1 млн. тонн. Соответственно ожидается увеличение импорта российской нефти с 9,3 млн. тонн до 15 млн. тонн. Правительство разрабатывает программу поддержки украинских производителей нефтепродуктов, которая предусматривает меры по сокращению ввоза горючего из-за рубежа.

В связи с этим Александр Шлапак отметил, что в январе 2002 г. значительно уменьшился импорт нефтепродуктов. В частности, в Украину было ввезено всего 9 тыс. тонн нефти и бензина, а также 17,5 тыс. тонн дизельного топлива, что составляет 20% объемов импорта нефтепродуктов за аналогичный период прошлого года.
Зато вырос экспорт нефтепродуктов. В первом месяце года Украина экспортировала 30 тыс. тонн бензина и 100 тыс. тонн дизельного топлива. Такие показатели свидетельствуют о том, что нефтеперерабатывающий комплекс работает стабильно и страна становится все менее зависимой от ввоза топлива из-за рубежа.
В то же время министр признал, что в январе цены на нефтепродукты выросли на 28--34%. Это обусловлено изменением правил налогообложения. В частности, теперь в цену нефтепродуктов заложены акцизный сбор и НДС.

Чтобы остановить подорожание топлива, Кабинет министров Украины принял постановление, упрощающее порядок уплаты акцизного сбора. Новые правила облегчат процедуру растаможивания нефти при импорте в Украину и поможет нефтеперерабатывающим заводам сохранить свои оборотные средства, что в свою очередь обеспечит стабильные цены на нефтепродукты.

По словам Александра Шлапака, сегодня рост цен прекратился. Более того, с 5 февраля оптовые и розничные цены на нефтепродукты снизились на 4--5% по сравнению с началом февраля прошлого года.

"Facty i kommentarii ". 19-Февраль-2002. Экономика.

2002-02-13

НЕМЕЦКИЕ ШКОЛЬНИКИ ВЫПЛАЧИВАЮТ ДЕНЬГИ БЫВШИМ УЗНИКАМ КОНЦЛАГЕРЕЙ И ОСТАРБАЙТЕРАМ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

"ФАКТЫ" неоднократно сообщали о выплате компенсаций жертвам нацизма. Напомним, что около 500 тысяч жителей Украины получат деньги от Германии и Австрии. Однако выплаты могут растянуться еще на несколько лет, так как по немецкому закону процесс сбора и предоставления людьми подтверждающих документов, а также механизм передачи денег излишне бюрократичен. Тем временем многие жители Германии решили самостоятельно помогать бывшим остарбайтерам и узникам концлагерей.

Так, на днях десять пожилых людей, работавших в годы войны в городе Герстхофене, получили по 2 тысячи немецких марок в качестве гуманитарной помощи. Еще шести гражданам выплатят деньги по данной программе в ближайшее время. Это не первый случай оказания гуманитарной помощи жителями Германии, но его особенность заключается в том, что средства собрали и предоставили не общественные или муниципальные организации, а школьники Герстхофена.

Как рассказал учитель истории немецкой гимназии доктор Бернард Леман, все началось с того, что дети заинтересовались недавней историей своего города и стали собирать информацию о людях, которые в годы Второй мировой войны были на принудительных работах в Герстхофене. По словам Бернарда Лемана, первой целью ребят стало открытие выставки, рассказывающей о бывших принудительных рабочих, чтобы показать современным немцам весь ужас национал-социализма. Для этого школьники начали собирать архивные материалы и искать свидетелей тех событий. Однако столкнулась с непониманием местных властей. В частности, бургомистр города запретил предоставлять гимназистам и их учителю какие-либо документы и вообще пускать их в архив. Свои действия он мотивировал тем, что, коль речь идет о поиске документов, подтверждающих рабский труд остарбайтеров, значит среди немцев существовали рабовладельцы. А такое допущение, по мнению бургомистра, оскорбляет граждан Германии, и их честь нужно защитить.

Преодолеть сопротивление властей удалось только после того, как суд признал действия бургомистра незаконными и разрешил школьникам пользоваться архивными данными. По словам немецкого учителя, на самом деле пережитки нацистского прошлого существуют до сих пор. В частности, почетным гражданином города является бывший бургомистр Герстхофена, который в годы войны был национал-социалистом, и вопрос о его причастности к злодеяниям фашистов до сих пор не решен. Кроме того, главная улица города и поныне носит имя Вернера фон Брауна -- человека, который изобрел печально известные ракеты "Фау" и производил их на заводе около Герстхофена. В качестве бесплатной рабочей силы на этом секретном предприятии использовались заключенные концлагеря. Из них до сегодняшнего дня дожили единицы.

Результатом работы немецких школьников стала не только выставка, но и брошюра, созданная на основе архивных материалов и рассказов непосредственных участников событий. Кстати, средства от реализации этих книг тоже пошли на выплату помощи остарбайтерам. Кроме того, четверо бывших узников были приглашены в Герстхофен (за счет школьников, так как городские власти отказались их принять) и посетили места, где провели тяжелые годы.

Причиной начала сбора денег для бывших остарбайтеров послужило возмущение действиями Немецкого фонда "Память, ответственность и будущее", а именно: затягиванием процесса выплаты компенсаций. "Мы с учениками решили показать людям, пострадавшим от фашизма и уже несколько лет ожидающим денег, обещанных нашим правительством, что существует другая Германия, которая реально хочет помочь жертвам нацизма", -- заявил Бернард Леман.

Помимо жителей Украины, в этом городе работали люди и из других республик бывшего СССР. Запросы о них посылались соответствующим организациям России и Белоруссии, однако, по словам Бернарда Лемана, Только Украинский национальный фонд "Взаимопонимание и примирение" откликнулся и оказал помощь в поиске людей и архивных документов.

Кстати, как сообщил первый заместитель председателя правления Украинского национального фонда "Взаимопонимание и примирение" Степан Косяк, совсем недавно власти города Марбурга также приняли решение об оказании гуманитарной помощи жертвам нацизма. В связи с этим муниципалитет просит жителей Украины, которые в годы войны привлекались к принудительным работам в этом немецком городе, присылать свои письма с воспоминаниями по адресу:

Magisrat der Stadt Marburg Stadtarchiv - Frau Lydia Hartleben 35035 Marburg/Германия (Архив, 35035, Марбург, Германия)

Консультации по вопросам выплаты компенсаций и предоставления гуманитарной помощи бывшим жертвам нацизма можно получить по телефону (044) 417-02-49, а также по адресу: Киев 04080, ул. Фрунзе, 15, фонд "Взаимопонимание и примирение", управление гуманитарной политики.

"Facty i kommentarii ". 13-Февраль-2002. Экономика.

2002-02-09

В СТРАНЕ ОКАЗАЛОСЬ МНОГО ЛИШНЕГО САХАРА

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Вот только покупателей не прибавилось, и цены, скорее всего, не снизятся
В Украине в текущем году будет произведено 1,82 млн. тонн сахара из свеклы, валовый урожай которой ожидается на уровне 19,2 млн. тонн. Такой прогноз Министерства аграрной политики содержится в Комплексной программе развития свеклосахарной отрасли Украины на 2002 год.

Напомним, что в прошлом году из свеклы было произведено 1,649 млн. тонн, в 2000-м -- 1,552 млн., а в 1999-м -- 1,651 млн. При том, что для насыщения отечественного рынка необходимо до 2 млн. тонн сахара.

Ожидать снижения стоимости сахара не приходится, так как закупочные цены, скорее всего, не изменятся. Напомним, что, согласно Закону Украины "О государственном регулировании производства и реализации сахара", правительство ежегодно устанавливает минимальную закупочную цену данного продукта. В 2001-м она составляла 2 тыс. 380 грн. за тонну.

Как заявил вице-премьер-министр Украины Леонид Козаченко, в первой половине декабря 2001 года из-за значительного объема сахара, ввезенного в Украину из Белоруссии, Молдовы и России в режиме свободной торговли, на внутреннем рынке насчитывалось более 100 тыс. тонн излишка этого продукта, что способствовало уменьшению его цены и, соответственно, снижению рентабельности украинских сахарных предприятий.

По словам вице-премьер-министра, сейчас цены на сахар стабилизировались, так как после некоторого ограничения ввоза в страну этого продукта на внутреннем рынке значительно уменьшилось количество излишков сахара.

Также он сообщил, что в нынешнем сезоне Украине не потребуется ввозить сахар-сырец из-за рубежа. Вопрос импорта тростникового сахара-сырца будет рассматриваться лишь в случае дефицита продукта вследствие его значительного экспорта, да и то, если сахарной свеклы в этом году соберут меньше, чем прогнозируется.

"Facty i kommentarii ". 09-Февраль-2002. Экономика.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЕ КОММЕРСАНТЫ УХИТРЯЮТСЯ ПРОДАВАТЬ ВОДКУ ПО ЦЕНЕ НИЖЕ МИНИМАЛЬНОЙ, ПРЕДЛАГАЯ ПОКУПАТЕЛЯМ В ПОДАРОК БУТЫЛКУ ПИВА ИЛИ БАНКУ КОНСЕРВОВ

Чтобы ограничить теневой оборот алкогольных напитков, Кабинет министров оставил в силе минимальные цены на спиртное

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Ценовое регулирование было введено, чтобы защитить рынок от нелегальной алкогольной продукции, в частности водки, низкая стоимость которой делает неконкурентоспособным товар легальных производителей. К примеру, цена 0,5 литра нелегальной водки составляла около 2,8 грн., тогда как себестоимость аналогичной продукции с учетом уплаченных налогов и сборов составляет около 4,9 грн. Ныне винно-водочные изделия незаконных предприятий занимают 50--70% внутреннего рынка алкоголя.

В то же время, по словам главного экономиста Государственного концерна спиртовой и ликеро-водочной промышленности ("Укрспирт") Владимира Маховки, введение минимальных цен не может остановить теневое производство алкогольной продукции. Не секрет, что существуют отработанные схемы перекачки спирта из парфюмерной промышленности и медицины в теневое производство алкогольных напитков. По мнению специалиста, одним из способов решения проблемы является выполнение действующего законодательства правоохранительными органами, в частности ГНАУ и МВД.

Однако Владимир Маховка признал, что постановление "О введении минимальных цен на отечественные и импортные водку и ликеро-водочные изделия" не запрещает коммерсантам, торгующим спиртным в розницу, проводить всевозможные маркетинговые акции. Иногда купившему бутылку водки, например, за 5 грн. 50 коп., предлагают в качестве подарка бутылку пива, банку консервов или другую недорогую продукцию. Таким образом, торговцы продают за указанную цену два наименования товара, а водка при этом фактически реализуется по цене ниже установленной правительством минимальной стоимости.

Напомним, что согласно правительственному постановлению, минимальная оптово-отпускная цена на 0,5 литра водочной продукции составляет 4,97 грн., а минимальная розничная -- 5,47 грн.

"Facty i kommentarii ". 09-Февраль-2002. Экономика.

2002-02-06

ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ЛЮБОМ ГРАЖДАНИНЕ УКРАИНЫ СМОГУТ ВСЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ, УЧЕБНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ ЗАВЕДЕНИЯ И ПРОСТО ЧАСТНЫЕ ЛИЦА

Возможно, скоро данные обо всех жителях нашей страны будут собраны в едином Государственном реестре

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Недавно Конституционный суд Украины признал институт прописки неконституционным и распорядился привести отечественное законодательство в соответствие с Основным Законом. Это и не удивительно, ведь система прописки была изобретена советской властью с целью тотального контроля над всеми жителями страны и недопущения несанкционированных переселений. Прописки нет ни в одной из развитых стран. Хотя и там государство делает все возможное, чтобы знать как можно больше о своих гражданах. Для этого разработана система регистрации жителей, которую предполагается ввести и в Украине.

Сегодня никто не имеет права требовать у человека документ о прописке
В нынешний четверг Верховная Рада должна рассмотреть в первом чтении проект Закона Украины "О государственной регистрации физических лиц". По словам народного депутата Украины Александра Задорожного, разница между институтом прописки и государственной регистрацией физических лиц заключается в том, что вместо разрешительной системы проживания, когда государство могло позволить или запретить человеку жить в данном населенном пункте или на определенной жилплощади, вводится регистрация по желанию.

Каждый человек будет иметь право свободно перемещаться и выбирать место проживания на всей территории Украины. То есть главное отличие регистрации от прописки заключается в том, что государственное учреждение обязано зарегистрировать гражданина по месту проживания, которое он укажет.

В то же время, по словам государственного секретаря Министерства юстиции Украины Александра Лавриновича, являющегося автором данного законопроекта, человек должен будет подтвердить законность своего проживания в данном месте, в частности представить документы о праве собственности на жилье или разрешение владельца на проживание, а также договор об аренде и другие.

Кстати, как заявил Александр Лавринович, сегодня ни один государственный орган не имеет права требовать у людей документы о прописке. Ведь после того, как прописка была отменена, никакого документа о ее продлении ни Верховная Рада, ни правительство не принимали и не могли принять. Госсекретарь посоветовал людям, у которых до сих пор требуют данные о прописке, обращаться в судебные органы.
Но не стоит забывать, что медицинское обслуживание, предоставление субсидий на оплату жилья, практически все виды социальной помощи все еще привязаны к месту прописки. Поэтому в первую очередь людей волнует то, как будут предоставлять эти услуги. По мнению Александра Лавриновича, законопроект повышает социальную защиту населения, поскольку человек может получать субсидии, медицинскую и социальную помощь не по месту прописки, а по месту регистрации, то есть реального проживания.

Рассмотрим предлагаемый парламентом законопроект подробнее, поскольку, если документ будет принят Верховной Радой, жителям Украины вскоре придется регистрироваться по месту жительства.

Документ предусматривает создание Государственного реестра физических лиц, в котором будет собрана информация о каждом жителе Украины. Основными задачами реестра являются: введение автоматизированного персонального учета физических лиц; анализ и прогнозирование демографических процессов в стране; содействие проведению массовых мероприятий (переписей населения, выборов, референдумов, опросов и т. д.), и упрощение процедуры оформления документов, которые удостоверяют личность и подтверждают гражданство Украины, а также дают право на въезд в страну и пребывание на ее территории.

По мнению разработчиков, законопроект закрепит права граждан на свободу перемещения и выбор места жительства. Но предусмотрены и некоторые ограничения данных прав. К примеру, в случаях ведения военного положения, пребывания человека в приграничном районе, зоне экологической катастрофы или на территории, где вследствие опасности заражения или отравления введен особый режим проживания.

Согласно законопроекту, в Государственный реестр физических лиц обязательно вносятся следующие данные: фамилия, имя, отчество; дата рождения; место рождения; пол; гражданство (включая предыдущее гражданство, даты его принятия и смены); место проживания с указанием даты его регистрации; семейное положение (дата и место вступления в брак или его расторжения); информация о детях (имя, пол, дата и место рождения, гражданство); сведения о родителях, а также о жене или муже (имя, пол, дата и место рождения, гражданство).

Чтобы информацию о человеке внесли в реестр, он обязан предоставить: паспорт; свидетельство о рождении или принадлежности к гражданству Украины; загранпаспорт (проездной документ ребенка), который необходим в том случае, если человек выехал на постоянное место жительства за рубеж; свидетельство о браке; военный билет или приписное свидетельство; решение суда о признании человека недееспособным или ограниченно дееспособным (если такое решение было принято судом); справку с места работы с указанием должности или справку из Государственной службы занятости, если человек не работает; для учащихся -- справку с места учебы; пенсионное удостоверение (если человек достиг пенсионного возраста); документы об образовании, научной степени или ученом звании. Место проживания указывается в заявлении о регистрации.

По собственному желанию человек сможет указать в реестре свои группу крови, вероисповедание и политические взгляды

Столь обширный перечень документов вызывает некоторое удивление. Например, непонятно, зачем предоставлять документы об образовании, если в перечне основных сведений, вносимых в реестр, об этом нет ни слова. Кроме того, не секрет, что сотни тысяч людей работают в разных фирмах нелегально или подрабатывают, где придется. Кто им выдаст справку о месте работы и занимаемой должности? А как быть, если человек не желает сообщать государству определенную информацию, например о своей должности?

Выходит, чтобы зарегистрироваться в реестре, придется собрать гораздо больше всяких бумажек, чем сейчас необходимо для прописки. Следовательно, цель упрощения процедуры оформления документов, задекларированная авторами законопроекта, в случае его принятия едва ли будет достигнута. Те же, кто не пожелает предоставить государству информацию о себе или скроет какие-либо данные, будут привлечены к ответственности. Правда, в законе почему-то не сказано, к какой именно -- административной или криминальной.

Также по письменному требованию человека в реестр могут быть внесены следующие сведения: его группа крови, резус-фактор, вероисповедание, псевдоним, политическая принадлежность. Это несколько настораживает. Особенно если учесть, что с помощью несложных административно-бюрократических методов давления в нашей стране любую добровольную инициативу очень легко превратить в обязательную, или, по крайней мере, добровольно-принудительную.

Но кроме того что человек сам предоставит данные для занесения в реестр, определенная информация о нем целевого назначения будет собираться государством в разных учреждениях и организациях. Естественно, ее намерены сравнивать со сведениями, которые человек указал самостоятельно.

Так, данные о должности, месте работы, образовании, научной степени или ученом звании обязаны будут предоставлять предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, деятельность которых связана с трудоустройством населения, а также органы управления образованием, учебные заведения, государственная служба занятости. Сведения о пенсии и ограничении дееспособности человека должны будут поступать в реестр из Пенсионного фонда и органов социального обеспечения, а обо всем, что связано с военной службой и воинским учетом, -- из военкоматов и других учреждений Министерства обороны. Если гражданин относится к категории лиц с определенными заболеваниями (какими именно, в законопроекте не указано), то учреждения здравоохранения обязаны внести эту информацию в Государственный реестр.

В свою очередь, правоохранительные органы должны предоставить все сведения о том, находился ли человек в розыске, привлекался ли к суду или уголовной ответственности, числился ли пропавшим без вести или умершим. А органы оформления и выдачи документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины, -- сведения о выдаче документов, фактах их изъятия, подделки или отказа в выдаче, а также фотографию и образец подписи человека.
Причем за несвоевременное предоставление государству информации о человеке или ее неправдивость виновных должностных лиц также будут привлекать к ответственности "согласно законам Украины".

С разрешения Верховной Рады сведениями из реестра смогут воспользоваться зарубежные фирмы и иностранцы

Кстати, в законе определен круг лиц, которые могут пользоваться собранной в реестре информацией о жителях Украины. Так, все органы государственной власти и местного самоуправления имеют право получить сведения, необходимые для реализации демографических, социологических, социальных и прочих программ, а также для составления списков избирателей и других участников массовых мероприятий.

Также из реестра смогут получать информацию: правоохранительные органы и суды; Министерство обороны и другие законные военные формирования; органы управления образованием, юстиции, социального обеспечения, учреждения здравоохранения и другие организации, имеющие автоматизированные системы учета, если сведения нужны им для выполнения обязанностей, возложенных на них законодательством Украины.

Кроме того, при наличии "обоснованного запроса" (что подразумевается под этим термином, в законопроекте не сказано) любой гражданин может получить справку о другом человек, в которой будут указаны его фамилия, имя, отчество и место проживания и пребывания. Правда, в предоставлении такой справки может быть отказано в случаях, если, "в соответствии с актами законодательства Украины, запрещено передавать персональные данные другому физическому лицу". Что это значит -- не разъясняется.

Да и зарубежные предприятия и иностранцы смогут получить доступ к реестру, правда, только с разрешения его распорядителей и Верховной Рады. Но в законопроекте указано, что передача персональных данных из Государственного реестра допускается только в том случае, если получатель информации примет меры для ее защиты. Но ни слова не сказано, какие меры имеются в виду.

В связи со всем вышесказанным возникает вопрос: а как же с конфиденциальностью собранной информации? Ведь получается, что конфиденциальные сведения, зачастую сугубо личного характера (о болезнях, работе, месте жительства), будут доступны слишком широкому кругу людей, государственных и частных организаций.

Кстати, как сообщил Александр Задорожный, кроме вышеназванного документа, в Верховную Раду поступил еще один законопроект -- "О едином реестре физических лиц и государственной регистрации физических лиц по месту проживания и пребывания", внесенный народным депутатом Олегом Зарубинским.

По словам Александра Задорожного, существует договоренность о внесении на рассмотрение парламента двух законопроектов для того, чтобы после принятия в первом чтении хотя бы одного из них разработать единый проект с учетом замечаний и дополнений.

Специально для "ФАКТОВ" народный депутат Украины Александр Задорожный ответил на некоторые вопросы.

-- Для чего человек должен подавать справку о работе и образовании, если такая информация не является обязательной для внесения в реестр физическим лицом? Как быть тем, кто работает без оформления и не имеет возможности предоставить справку с места работы?

-- Одной из целей создания Государственного реестра физических лиц является концентрация в нем максимально полных сведений о каждом из граждан Украины. Именно поэтому в него должны попасть данные, на первый взгляд, являющиеся второстепенными. Они позволят добиться оптимизации проведения выборов и референдумов, анализа и прогнозирования демографических процессов, ускорения процедуры выдачи документов как для использования внутри страны, так и дающих право покидать территорию нашего государства. Тем же, кто работает без оформления, наиболее целесообразно, во-первых, легализовать свой статус, во-вторых, предоставить наиболее полные сведения о своей работе.

-- Не слишком ли много документов нужно подавать для внесения данных в реестр?

-- Нет, не много. Ведь почти в каждой сфере жизнедеятельности человека существует определенная отчетность. Я понимаю, что возникает опасение, как бы данные о физическом лице не были использованы против него. Но не забывайте, что в законопроекте есть и статья 5, определяющая гарантии защиты и безопасности данных реестра. Если мы говорим о возможности публиковать какие-то данные из реестра, то предусматриваем в первую очередь опубликование общих статистических сведений, которые будут максимально обезличены. Законопроект предусматривает письменное согласие гражданина на обнародование информации о нем, содержащейся в Государственном реестре частных лиц.

"Facty i kommentarii ". 06-Февраль-2002. Жизнь.