2005-04-16

СТОИМОСТЬ ЛИТРА БЕНЗИНА А-95 НА НЕКОТОРЫХ ЗАПРАВКАХ УЖЕ ДОСТИГЛА 3 ГРИВЕН 55 КОПЕЕК

Правительство обещает в кратчайшие сроки стабилизировать цены на горючее

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

Ситуация с дизтопливом для проведения посевной кампании остается сложной. Напомним, что по договоренности с правительством нефтеперерабатывающие заводы должны были поставлять аграриям горючее по льготной цене - 2400 гривен за тонну.

Льготное топливо для сельхозпредприятий будут... подкрашивать

Однако представители нефтяных компаний заявили, что 2400 гривен - это слишком низкая стоимость, и приостановили реализацию горючего сельхозпредприятиям. В связи с этим премьер-министр Украины Юлия Тимошенко поручила Министерству топлива и энергетики Украины проверить соблюдение нефтеперерабатывающими заводами договоренностей о поставке аграриям дизельного топлива по льготной цене.

Юлия Тимошенко заявила, что в течение нескольких дней цены на топливо для сельхозпредприятий будут снижены до ранее установленного уровня. А для того, чтобы не допустить злоупотреблений с льготным горючим, его будут... подкрашивать.

Что же касается цен на заправках, то там горючее продолжает дорожать. Бензин А-95 на некоторых АЗС уже стоит 3 гривни 55 копеек за литр, а бензин А-92 и дизтопливо - 3 гривни 30 копеек. Тем не менее, по словам премьер-министра, правительство намерено в кратчайшие сроки стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов, приняв жесткие меры против злоупотребления нефтяными компаниями своим монопольным положением и добиваясь от участников рынка выполнения взятых на себя обязательств. Кабинет министров уже ввел 15-процентное ограничение рентабельности нефтеперерабатывающих заводов и 15-процентное ограничение торговой наценки на стоимость нефтепродуктов, реализуемых на АЗС.

Кроме того, сейчас рассматривается вопрос о введении жестких фиксированных цен на все виды горючего. Как заявил министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков, стоимость нефтепродуктов, которые производятся из украинской нефти, в том числе бензина А-95, планируется установить на уровне 3 гривен за литр. По словам министра, горючим из отечественной нефти можно наполнить до 20 процентов рынка.

Как сообщил на недавней пресс-конференции председатель наблюдательного совета ОАО "Укрнафта" Юрий Бойко, нынешняя ситуация на рынке нефтепродуктов во многом повторяет прошлогоднюю, когда в течение мая произошел резкий скачок цен на горючее. Уже тогда стало ясно, насколько хрупок отечественный топливный рынок и как положение на нем может серьезно влиять в целом на экономику страны.

Из-за мирового подорожания нефти и ценовой политики России, являющейся основным поставщиком сырья для наших нефтеперерабатывающих заводов, а также из-за увеличения на 30 процентов акцизного сбора цены на заправках вновь начали расти. Помимо этого, по словам Юрия Бойко, в значительной степени был утрачен контроль государства на топливном рынке. В частности, прекратилась продажа отдельными предприятиями горючего по согласованным с правительством ценам. А ведь еще прошлой осенью государство контролировало 30 процентов рынка нефтепродуктов, что позволяло удерживать стабильные цены на заправках.

По мнению Юрия Бойко, в нынешней ситуации правительство должно вернуться к государственному регулированию. При этом он считает, что в случае, если налоговое бремя не будет снижено, то оно автоматически перенесется на простых потребителей, которые, покупая дорогое горючее, фактически будут платить повышенный акциз из собственного кармана.

Предлагаемое правительством введение жестких фиксированных цен может привести к дефициту горючего

Что касается возможности возникновения дефицита нефтепродуктов в связи с сокращением поставок российской нефти на НПЗ, то, по мнению Юрия Бойко, сегодня России действительно гораздо выгоднее продавать свое сырье в страны дальнего зарубежья по более высокой цене. Но поскольку владельцами ряда отечественных НПЗ являются российские нефтяные компании, они все равно будут загружать нефтью собственные предприятия. В этой ситуации задача правительства - создать максимально благоприятные условия для этих поставок, чтобы не допустить "дикого рынка", подобного существовавшему в конце 90-х годов, когда горючее неконтролируемо ввозили из-за рубежа, а украинские нефтеперерабатывающие заводы не имели достаточно ресурсов и не могли конкурировать с таким импортом.

Ситуацию еще можно исправить и цены на горючее стабилизировать, если правительство введет механизм, подобный тому, который использовался в прошлом году. Ведь пока никто не отменил указа Президента (несмотря на чрезвычайно активные попытки харьковских финансово-промышленных групп сделать это) о формировании государственной вертикально интегрированной нефтяной компании на базе НАК "Нефтегаз Украины". Возникает вполне закономерный вопрос: почему же правительство не воспользуется таким сугубо рыночным методом воздействия на топливный рынок? Ведь критика "административного воздействия" на нефтерынок со стороны правительства Януковича была одним из коньков оппозиции в ходе предвыборной кампании. Речь идет о загрузке Кременчугского нефтеперерабатывающего завода за счет государственных ресурсов. В прошлом году таким образом было закуплено свыше 300 тысяч тонн нефти, что позволило поставить на рынок более дешевые нефтепродукты и сбить цену. Также необходимо предоставить определенные налоговые льготы по акцизу.

Юрий Бойко напомнил, что стоимость российской нефти уже повышалась до нынешнего уровня (300 долларов за тонну) в конце прошлого года, но тогда розничные цены удалось удержать благодаря поставкам на рынок топлива, произведенного на контролируемых государством предприятиях. Это горючее реализовывалось через широкую сеть заправок по фиксированной цене, установленной меморандумом, который подписали правительство и руководство нефтяных компаний. Если Кабинет министров не пойдет на эти шаги, дальнейшее развитие ситуации на топливном рынке прогнозировать сложно, подчеркнул Юрий Бойко.

По его словам, решение правительства об ограничении рентабельности нефтеперерабатывающих заводов и торговой наценки на стоимость нефтепродуктов, реализуемых на АЗС, правильное. Но это только одна составляющая государственной политики регулирования топливного рынка. Еще одним рычагом может стать распределение правительством добываемой в Украине нефти по НПЗ, минуя открытые аукционы, с дальнейшей реализацией произведенного топлива через сети АЗС, принадлежащие подконтрольным государству компаниям. Эти меры временные и необходимы только в кризисных ситуациях.

При этом Юрий Бойко считает, что предлагаемое правительством введение жестких фиксированных цен (без учета экономических показателей работы нефтеперерабатывающих предприятий, баланса топлива на рынке и прочих факторов) может привести к дефициту горючего, так как НПЗ будет просто невыгодно продавать свою продукцию. Появятся огромные очереди у заправок, бензин начнут нелегально ввозить из-за рубежа, и ситуация вообще выйдет из-под контроля. Все это Украина уже проходила в 90-х годах. Хотя если такая мера будет принята взвешенно, временно (не более чем на два-три месяца) и в комплексе с применением других вышеназванных рычагов воздействия, то она может иметь положительный эффект.


"ФАКТЫ" 16 апреля 2005

Комментариев нет: