2005-04-12

УЖЕ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ БЕНЗИН А-95 МОЖЕТ ПОДОРОЖАТЬ ДО 3 ГРИВЕН 50 КОПЕЕК ЗА ЛИТР

А нефтяные компании накануне посевной повышают стоимость дизельного топлива для сельхозпредприятий

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"


С каждым днем цены на заправках увеличиваются. Сегодня в некоторых регионах бензин А-76 стоит уже 2 гривни 80 копеек, А-92 - 3 гривни 5 копеек, А-95 - 3 гривни 30 копеек. Больше всего вызывает тревогу подорожание дизельного топлива. За литр этого горючего просят 3 гривни.

Из-за закрытия на ремонт нефтеперерабатывающих заводов может возникнуть дефицит топлива на заправках

Специалисты утверждают, что это еще не предел. Как сообщил исполнительный директор консалтинговой компании ЮПЕКО Сергей Куюн, литр бензина А-95 вскоре может подорожать до 3 гривен 50 копеек. Эксперт считает, что, несмотря на предупреждения о неизбежности весеннего топливного кризиса, Кабинет министров не предпринял адекватных шагов. Сергей Куюн признал: предыдущее правительство использовало в основном административные рычаги для управления рынком, тем не менее за ситуацией постоянно следили и пытались на нее повлиять.

По словам Сергея Куюна, сейчас велика вероятность возникновения в апреле-мае дефицита на рынке нефтепродуктов, так как несколько ведущих украинских нефтеперерабатывающих заводов остановятся на ремонт. В частности, с 9 апреля по 13 мая на ежегодный плановый капитальный ремонт остановится Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий компании ТНК-ВР. На апрель традиционно приходится пик потребления нефтепродуктов в первом полугодии, а снижение производства вызовет дополнительную напряженность на рынке, несмотря на создание некоторых запасов.

Директор научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин также считает, что заявленные 320 тысяч тонн светлых нефтепродуктов, которые должны быть накоплены к моменту остановки НПЗ, покроют только потребность собственной сети заправок компании. Кроме того, непонятно, как компания собирается выполнять обязательства перед аграриями, которым необходимо поставить более 155 тысяч тонн дизельного топлива. Поэтому правительству уже сейчас необходимо принимать меры для недопущения очередного топливного кризиса. А ведь на ремонт, помимо Лисичанского, остановится и Херсонский НПЗ.

Нынешняя ситуация не нова. Стоит признать, что за последний год рост цен на горючее в период проведения сельскохозяйственных работ уже стал плохой традицией. Еще свежи в памяти события прошлогоднего топливного кризиса. Началось все в апреле 2004 года, когда за две недели стоимость низкооктанового бензина выросла на 5 процентов, а бензина А-95 и дизтоплива - на 7 процентов. В начале мая цена горючего на заправках увеличивалась ежедневно, и уже к концу месяца бензин А-95 стоил почти 4 гривни за литр.

Тогдашнее правительство, несмотря на громкие заявления, так и не смогло оперативно повлиять на ситуацию и рыночными методами стабилизировать цены. В результате Кабмин перешел к "ручному" управлению рынком и разрешил местным властям устанавливать предельные оптовые и розничные цены на нефтепродукты. Также было введено лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов, что привело к прекращению вывоза этой продукции за рубеж. Следующим шагом правительства стало подписание с нефтяными компаниями, владеющими отечественными нефтеперерабатывающими заводами, меморандума, которым устанавливалась предельная стоимость бензина А-95 на уровне 2 гривен 90 копеек за литр.

Стоимость топлива на заправках ряда государственных предприятий до сих пор остается на согласованном с правительством уровне

Чтобы найти выход из сложной ситуации и не допустить подобных кризисов в дальнейшем, в прошлом году было принято решение создать мощную государственную структуру - Национальную вертикально интегрированную нефтяную компанию (ВИНК), которая, имея достаточные производственные мощности, смогла бы проводить активную государственную политику на топливном рынке и не допускать необоснованного повышения цен на энергоносители.

Эксперты утверждают, что именно благодаря началу деятельности этой структуры удалось стабилизировать топливный рынок, не допустив осенью прошлого года очередного кризиса и роста цен на горючее. Да и в нынешней сложной ситуации одним из вариантов предотвращения надвигающегося кризиса и усиления роли государства на топливном рынке специалисты видят именно дальнейшее развитие ВИНК.

Естественно, что российские нефтяные компании выступили против создания ВИНК. Ведь она составила им серьезную конкуренцию. Кроме того, данная инициатива очень не понравилась представителям некоторых финансово-промышленных групп, имеющих влияние на некоторые предприятия, которые входили в состав ВИНК.

К сожалению, в связи с активным сопротивлением конкурентов и определенных финансовых структур сформировать ВИНК в том виде, в котором предполагалось изначально, полностью не удалось. Более того, сегодня они даже инициировали рассмотрение в Конституционном суде легитимности указа Президента о создании ВИНК.

Однако, как считают эксперты Центра энергетических исследований, в условиях, когда законность существования Национальной вертикально интегрированной нефтяной компании поставлена под сомнение, она не может оказывать должного влияния на формирование стоимости горючего в стране. Рынок нефтепродуктов очень чувствителен ко всяким изменениям. И если перспективы ВИНК, которая контролирует до 40 процентов нефтепереработки в Украине, поставлены под сомнение самим государством, то другие игроки рынка также могут начать игнорировать требования и рекомендации правительства.

В результате большинство нефтетрейдеров уже сейчас повышают цены на топливо. В то же время стоимость горючего на заправках государственных предприятий, входящих в ВИНК, до сих пор остается на уровне, согласованном еще с прежним правительством в декабре 2004 года.

Понимают сложность нынешней ситуации и в нынешнем правительстве. Правда, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в первую очередь связывает подорожание горючего с повышением Россией экспортной пошлины на нефть с 83 до 102,6 доллара за тонну и ростом цен на саму российскую нефть. По словам премьер-министра, почти все украинские НПЗ принадлежат российским компаниям, которые в нынешних условиях занимают практически монопольное положение на рынке. И все же Юлия Тимошенко заявила, что намерена добиваться от нефтеперерабатывающих заводов выполнения меморандума о поставках сельхозпроизводителям 600 тысяч тонн дизельного топлива по льготной цене 2400 гривен за тонну.

Похоже, это ей вряд ли удастся, ведь представители нефтяных компаний уже заявили, что продавать аграриям дизтопливо по 2400 гривен за тонну экономически невыгодно, и предложили покупать у них льготное горючее по 2800 гривен за тонну. К сожалению, государство сейчас не спешит наращивать мощность собственной ВИНК, которая могла бы составить конкуренцию россиянам, и, скорее всего, ему придется пойти на уступки.

"Факты" 12 апреля 2005

Комментариев нет: