Те, кто смотрел эпопею «Горец» о приключениях бессмертного Дункана МакЛауда, помнят, что одним из его пристанищ была баржа, переоборудованная под вполне респектабельные апартаменты. Действительно, люди переселяются с земли на воду. Зачастую это происходит там, где участок под застройку стоит баснословно дорого либо города застроены настолько, что свободных площадей просто нет. Например, в индийском городе Шринагар на плаву находится большинство строений.
А в Голландии, Англии и Италии в послевоенный период, когда города находились в руинах, люди от безысходности переселялись на специальные баржи, пришвартованные у причалов, которые впоследствии стали восприниматься как стационарное жилье. Но это была вынужденная мера. Чуть позже на таких баржах располагались преимущественно кафе, магазины и небольшие офисы.
Однако уже в 80-х годах европейцы вновь вспомнили о том, что жить можно не только на земле, но и на воде. Причиной стал строительный бум и, как следствие, нехватка и дороговизна земельных участков. В результате сегодня только в Амстердаме насчитывается около 3 тыс. плавучих зданий, а на территории Голландии их зарегистрировано свыше 10 тыс.
В последнее десятилетие и в Украине стали появляться плавучие гостиницы, рестораны, казино и даже роскошные частные апартаменты. Этот вид «движимой недвижимости» пока еще довольно экзотичен для нашей страны, тем не менее он на рынке присутствует, а значит, представляет интерес для профессиональных риэлторов.
Что сегодня может получить украинец, решивший переселиться с земли на воду?
— Практически все разновидности плавучих сооружений сейчас представлены на отечественном рынке. Правда, в последнее время все большим спросом пользуются жилые дома. Ведь они имеют определенные преимущества. Это мобильность, это независимость от такого дефицитного и дорогого земельного участка, это близость к природе, жизнь на реке. Оригинальность и эксклюзивность строения является одним из главных плюсов при принятии решения о строительстве плавучего офиса. Традиционным спросом пользуются рестораны и гостиницы. Причем именно плавучие гостиницы призваны частично решить проблему жилья для гостей «Евро-2012». Ведь такие объекты не требуют отвода свободных земель, которых уже почти не осталось в столице.
Кто имеет право строить и продавать плавучие сооружения в Украине?
— Возведение плавучих домов относится к судостроению, поэтому компания, занимающаяся таким производством, должна иметь лицензию на данный вид деятельности. Строительство плавучих объектов жестко контролируется Регистром судоходства Украины. Причем на всех этапах, от подачи заявки на строительство до ввода дома в эксплуатацию. Кроме того, строительство контролируется и иными организациями, например, пожарной инспекцией, санэпидемстанцией. Поэтому таким видом деятельности занимаются только профессиональные компании, строящие не только плавучие дома, но и корабли. Кстати, нашей компанией были спущены на воду такие теплоходы, как «Богдан Хмельницкий» и «Эдем». Регистрацией всех плавсредств занимается Главный государственный регистратор флота Украины.
Присутствуют ли на отечественном рынке импортные плавучие дома?
— Практически полностью отсутствуют. Если завозить подобные объекты из-за рубежа, то они должны быть более легкие и меньших габаритов, чем отечественные, а значит, и менее надежные, иначе их сложно будет транспортировать. Ведь по морю своим ходом и даже на буксире их не доставить. Значит, перевозить нужно на крупных судах. Перевозка будет очень дорогой. Затем нужно их растаможить, заплатить налоги и сборы, зарегистрировать.
Наши же объекты строятся в Украине на железобетонных понтонах. Они надежны и долговечны. И если сравнить конечные затраты на ввезенный и построенный в Украине плавучий дом, то импорт выглядит менее выгодным. Причем существенно. Это не считая нервотрепки, неизбежной при ввозе плавсредства в нашу страну.
Хочу отметить, за рубежом не строят таких капитальных строений, как в Украине. Там это, как правило, летние плавучие дачи, а дома, оборудованные полноценной отопительной системой, в которых можно жить круглый год, встречаются редко. У нас же совсем другой подход к строительству плавучих домов. В частности, в Украине плавучие объекты строятся на основе железобетонных понтонов, которые имеют заводскую гарантию 50 лет. Причем реальный срок эксплуатации таких понтонов гораздо больше. А уже на нем возводится надстройка. У нас, в отличие от зарубежных плавдомов, это капитальное строение, сравнимое с обычным наземным домом. И ухода такая постройка требует такого же, как коттедж.
Светлана Александровна, сколько стоят дома на воде?
— Стоимость каждого плавучего объекта очень индивидуальна, так же можно сравнивать две машины — «Запорожец» и «Мерседес». Обе имеют четыре колеса, двигатель и багажник, обе могут ехать, но стоимость их не соизмерима.
Каждое плавучее строение проектируется и возводится по индивидуальному заказу, поэтому трудно определить, сколько в среднем стоит квадратный метр дома на воде. Хотя в принципе, если сравнивать строительство плавучего дома с возведением коттеджа, то в итоге тратится примерно равное количество денег. Но у первого есть два главных преимущества — эксклюзивность конструкции и ее мобильность. Сегодня вы в городе, а через день — в живописном уголке природы за сотню километров.
Но ведь такой дом еще нужно содержать и обслуживать. А это, наверно, стоит немалых денег?
— Стоимость содержания почти не отличается от затрат на обслуживание наземных строений, если, конечно, плавучий дом подключен к городским коммуникациям. Тарифы на воду, электроэнергию, водоотвод не отличаются от тех, по которым платят владельцы наземных объектов. Но стоит знать, что все расходы по проектированию и подключению инженерных коммуникаций заказчик оплачивает из своего кармана. Естественно, что чем дальше причал находится от электротрансформатора, газораспределительной станции или водопровода, тем дороже будет стоить подключение к этим сетям.
Если же заказчик хочет иметь полностью автономное строение, то не только его постройка, но и содержание обойдутся существенно дороже. Сегодня существует масса ультрасовременных систем, таких как «умный дом», суперводоочистки, получения энергии от ветра, солнца, волны, и масса других инновационных технологий. Но все это требует немалых средств.
Светлана Александровна, кто и как выбирает место для стоянки? Где обычно устанавливают плавучие дома?
— Первое, о чем должен озаботится потенциальный владелец плавучего дома, еще до того как заказывать его постройку или приобретать готовый, - это о месте стоянки. Участок земли и водного фонда выделяется согласно габаритам судна.
Но стоит признать, что если раньше процедура получения разрешения на стоянку была относительно упрощена, то в последнее время она постоянно усложняется. Хотя по сравнению с наземным строительством есть свои преимущества — не надо отводить или покупать землю и получать разрешение строить на ней.
Должен ли владелец плавучего дома обладать специальными знаниями и соблюдать определенные правила и обязанности?
— Самому владельцу плавучего дома совсем не обязательно обладать особыми знаниями. Он может жить в своей вилле на воде и получать от этого удовольствие. Все эксплуатационные заботы может взять на себя фирма, специализирующаяся на предоставлении таких услуг. В частности, наша компания предоставляет весь комплекс услуг, от заказа плавучего строения до его эксплуатации, обслуживания и ремонта. У нас есть специалисты, которые периодически посещают наших клиентов, проводят осмотр строений, устраняют возможные неполадки и выполняют пожелания владельцев.
Кто и как транспортирует и устанавливает плавучие сооружения?
— Плавучие дома транспортируются буксирами. Если владелец желает, например, на лето переехать за город, наша компания организует транспортировку его жилья. Но это потребует дополнительных расходов, ведь горючее сейчас стоит недешево.
На Западе есть целые агентства, специализирующиеся на продаже плавучих домов. А кто в Украине занимается реализацией плавучих строений?
— В Украине пока нет специализированных риэлторских или консалтинговых фирм, оказывающих комплексные услуги по приобретению плавучих строений и оформлению разрешительной и прочей документации. Однако у нас уже есть договорные отношения с одной риэлторской компанией, которая занимается предложением на строительство таких объектов и реализацией уже готовых плавучих домов.
Но стоит учесть, что рынок такой «движимой недвижимости» в Украине пока только зарождается и совершенно не поддерживается государственными структурами, которые по роду своей деятельности должны оказывать нам помощь. В нынешних условиях наш девиз по отношению к госструктурам: «Не надо нам помогать, лучше не мешайте».
Сейчас местные власти (особенно в Киеве) не то что не способствуют развитию данного сегмента недвижимости, даже напротив, всячески препятствуют размещению плавучих гостиниц, офисов и домов в границах столицы…
С чем связана подобная политика местных властей?
— В Киеве немало известных объектов на воде, например, отель «Перлини Днiпра». Все они были построены и установлены еще несколько лет назад. Сейчас же крайне сложно открыть новую гостиницу или ресторан на воде, так как со стороны столичных властей идет массированная атака организаций, работающих в акватории Днепра.
В СМИ, подконтрольных горадминистрации, проходят сюжеты о том, что водные строения загрязняют Днепр, наносят непоправимый вред экологии. На самом же деле все это не так. Плавучая гостиница так же влияет на Днепр, как и обычный отель, стоящий за несколько километров от берега. Все плавучие объекты подключены к городской системе канализации и никаких отходов в реку не сбрасывают.
Где кроме Киева устанавливаются плавучие сооружения?
— Сейчас такие объекты распространяются во всех крупных городах, стоящих на Днепре. Появляются новые фирмы, занимающиеся постройкой и обслуживанием плавучих строений. Это говорит о том, что данный рынок развивается и является очень перспективным.
Беседовал Сергей Курган
Комментариев нет:
Отправить комментарий