2005-01-22

"НЕФТЕГАЗ УКРАИНЫ" ОПАСАЕТСЯ, ЧТО НЕОПРАВДАННЫЕ НАЛОГОВЫЕ НОВШЕСТВА МОГУТ ЛИШИТЬ ГОСБЮДЖЕТ МИЛЛИАРДОВ ГРИВЕН

А населению, коммунальным и бюджетным предприятиям, возможно, придется больше платить за голубое топливо

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

В Украине цены на газ для населения не повышались с 1999 года. За это время подорожали все без исключения товары и услуги. Однако государство продолжало держать цены на голубое топливо, а его продавец - Национальная акционерная компания "Нефтегаз Украины" - нес ежегодно возрастающие убытки. В 2005 году стоимость газа для населения может быть повышена. Для "Нефтегаза Украины" это вынужденная мера в условиях значительного роста налоговой нагрузки.

Применение нулевой ставки НДС на операции по продаже импортированного газа существенно улучшило и расчеты НАК "Нефтегаз Украины" с госбюджетом

Компания обратилась в Национальную комиссию регулирования электроэнергетики (НКРЭ) с просьбой разрешить увеличение предельной цены на газ для населения на 25 процентов - до 231 гривни за тысячу кубометров. Это при том, что, по расчетам "Нефтегаза Украины", для обеспечения стабильной работы газового комплекса страны стоимость голубого топлива для населения должна быть не менее 310 гривен за тысячу кубометров.

Как сообщил начальник Управления регулирования и ценовой политики нефтегазового комплекса НКРЭ Сергей Волос, цена на газ для граждан с 1999 года составляет 185 гривен за тысячу кубометров. Причем розничные цены составляют 17,5 копейки за кубометр при наличии в доме или квартире газового счетчика и 19 копеек за кубометр, если газового счетчика нет.

Также НАК "Нефтегаз Украины" попросила Национальную комиссию регулирования электроэнергетики повысить предельную цену на газ для предприятий коммунальной теплоэнергетики на 8,5 процента, до 262 гривен за тысячу кубометров, а для бюджетных организаций - на 57,6 процента, до 364 гривен за тысячу кубометров.

Специалисты утверждают, что выход из сложившейся ситуации найти можно. В частности, это возврат газовикам некоторых льгот. Например, отсутствие в Законе "О государственном бюджете Украины на 2005 год" нулевой ставки налога на добавленную стоимость на операции по продаже импортированного природного газа потребителям приведет к дестабилизации работы газовой отрасли и уменьшению поступлений в госбюджет Украины.

Как ни парадоксально, но введение в 2003 году нулевой ставки НДС на продажу импортированного газа существенно увеличило общие поступления этого налога в государственный бюджет Украины. Это произошло за счет того, что потребители природного газа, а именно: промышленные предприятия, энергогенерирующие компании и предприятия теплокоммунэнерго, стали более дисциплинированно и в полном объеме платить НДС. По данным Государственного казначейства, поступления данного налога в госбюджет в 2003 году составили 22 миллиарда 900 миллионов гривен, что на 4 миллиарда 500 миллионов гривен больше, чем в 2002 году, а за девять месяцев 2004 года - 12 миллиардов 500 миллионов гривен, что на 2 миллиарда 300 миллионов гривен больше, чем за аналогичный период 2003 года.

Применение нулевой ставки НДС на операции по продаже импортированного природного газа также существенно улучшило и расчеты НАК "Нефтегаз Украины" с госбюджетом. Так, в 2003-2004 годах предприятия компании перевыполнили текущие расчеты с бюджетом и частично погасили налоговую задолженность за прошлые годы. По оперативным данным на 1 января 2005 года, НАК "Нефтегаз Украины" в 2004 году перечислила в госбюджет Украины почти 5 миллиардов 84 миллиона гривен, или 102,7 процента от начисленного, в частности налога на добавленную стоимость - 900 миллионов гривен.

НАК "Нефтегаз Украины" не хватает средств для модернизации газотранспортной системы

Стоит напомнить, что Верховная Рада не впервые отменяет нулевую ставку НДС. Результаты предыдущего такого решения налицо. В 2000-2002 годах в связи с отменой действия нулевой ставки НДС на операции по продаже природного газа, импортированного в Украину, НАК "Нефтегаз Украины" фактически была поставлена в условия, при которых под угрозой оказалось не только своевременное выполнение обязательств по международным соглашениям, но и возможность стабильно обеспечивать страну природным газом и вовремя платить налоги в бюджет.

В частности, следствием налогового давления на компанию стало увеличение недоимки по налогам, рост дефицита средств на капитальные вложения и ухудшение расчетов с зарубежными поставщиками за импортированный природный газ. Лишь в 2003 году ситуация с уплатой начисленных налогов улучшилась.

Отмена с 1 января нынешнего года нулевой ставки НДС на импортированный природный газ грозит новыми проблемами. НАК "Нефтегаз Украины" не только сама станет платить НДС за импортный газ, но и вынуждена будет заниматься неприсущей компании работой - администрировать и взимать НДС с потребителей. Хотя обычно этим занимается налоговая администрация. А если учесть, что у газовиков, в отличие от ГНАУ, нет законных механизмов воздействия на злостных неплательщиков налогов, нетрудно догадаться, что вскоре от потребителей все труднее будет получить не только плату за топливо, но и налоги.

Не стоит также забывать, что, в соответствии с межправительственными соглашениями, Украина взяла на себя обязательства по транзиту российского природного газа. Тем не менее, даже при условии применения нулевой ставки НДС к операциям по продаже импортированного природного газа и к транзиту топлива, компания все равно испытывает дефицит средств для поддержания работы газотранспортной системы на надлежащем уровне. Ежегодно для этого необходимо проводить замену или капитальный ремонт целого ряда агрегатов, реконструкцию газопроводов, внедрение современных систем контроля технологических процессов. Теперь у НАК "Нефтегаз Украины" останется еще меньше денег на эти цели. А ведь несвоевременное выполнение ремонтных работ может иметь самые тяжелые последствия.

"Facty i kommentarii ". 22-Январь-2005. Экономика.

Комментариев нет: