2011-12-08

С 1 января 2012 года при купле-продаже недвижимости не придется брать справки во множестве инстанций, а достаточно будет получить выписку из единого реестра

07.12.2011

«ФАКТЫ» уже сообщали, что со следующего года бюро технической инвентаризации прекращают регистрацию прав на недвижимое имущество. Более того, уже сейчас в некоторых региональных БТИ под разными предлогами перестали принимать заявления на оформление документов. Из-за этого началась паника: люди, которым срочно нужно оформить свою недвижимость, бросились с бумагами в БТИ. А еще практически всех владельцев жилья интересует вопрос: кто же будет регистрировать права на самое важное и дорогостоящее имущество граждан? Попробуем разобраться.

Единым органом государственной регистрации прав на недвижимость станет Министерство юстиции

Напомним, что еще в начале прошлого года парламентарии внесли существенные изменения в Закон Украины «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений». Государственная регистрация прав является обязательной, а информация о правах на недвижимое имущество и их отягощении (ограничение передачи прав собственности и аренды) подлежит внесению в Государственный реестр прав — единую информационную систему, содержащую полные сведения о правах на недвижимое имущество, а также об их объектах и субъектах.

Обязательной государственной регистрации подлежат отягощение недвижимости и вещные права на недвижимость, которая находится на территории Украины и принадлежит физическим и юридическим лицам, государству в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным организациям, иностранным государствам, а также территориальным общинам в лице органов местного самоуправления. В частности, регистрироваться должны:
 — право собственности на недвижимое имущество;
 — право владения;
 — право пользования;
 — право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд;
 — право застройки земельного участка;
 — право ведения хозяйства;
 — право оперативного управления;
 — право постоянного пользования и аренды земельного участка;
 — право пользования зданием или другими капитальными сооружениями, их отдельными частями;
 — ипотека;
 — доверительное управление имуществом;
 — налоговый залог, предметом которого является недвижимое имущество, и другие отягощения этих прав.

Согласно закону, с 1 января 2012 года единым органом государственной регистрации прав на недвижимость станет Министерство юстиции, оно же — держатель Государственного реестра прав. Управлять же единым реестром, согласно правительственному постановлению, будет создаваемая сейчас Государственная регистрационная служба Украины (Укргосреестр), которая находится в подчинении Минюста и обязана начать полноценную работу уже с нового года.

Эта структура должна заниматься всеми процессами, касающимися регистрации любого объекта недвижимости (включая земельные участки) и связанных с ним отягощений, таких как залог, арест и так далее. Напомним, что на протяжении последних полутора лет всеми вопросами по внесению информации в реестр и выдаче выписок из него занимались работники БТИ.

К весне следующего года средняя стоимость жилья может снизиться на 10-15 процентов

Несмотря на то что об изменении порядка регистрации чиновники знали еще в прошлом году, час икс наступил, как всегда, «неожиданно». Ныне еще точно неизвестно, как и где будет проводиться регистрация.

— Новый Укргосреестр де-юре уже существует, но фактически еще не работает, — отметил председатель правления Союза консультантов по недвижимости Виктор Несин. — Сейчас в авральном порядке создаются отделы регистрации, однако как они будут работать и когда начнут, никто не знает. Второй вопрос: как будет передаваться база от БТИ Минюсту? Мы прогнозируем, что это может продлиться до конца февраля.

Правда, председатель Государственной регистрационной службы Украины Леонид Ефименко поспешил заверить: проблем у людей не возникнет и его ведомство успеет подготовиться к работе. По словам чиновника, предусматривается, что после нового года будут существовать два порядка регистрации права собственности. Если квартиру реализует физическое лицо, продавец и покупатель сначала идут к нотариусу, а уже потом — к специалисту госреестра. Если же жилье покупают в новостройке или приватизируют, то нужно посетить лишь регистрационную службу. Леонид Ефименко отметил, что специалисты Укргосреестра будут работать в отделениях БТИ или в местных управлениях юстиции. С 1 января по всей стране должны открыть 580 «окон» Укргосреестра. Правда, точное расположение местных госрегистраторов станет известно только к концу нынешнего года. Кроме того, пока не установлен график работы и не сформирован штат сотрудников. Что касается информации о том, что многие региональные БТИ с 1 декабря прекратили прием документов для регистрации и выдачи выписок из реестра, а с 15 декабря то же сделает и киевское БТИ, Леонид Ефименко заявил: это незаконно. По его словам, человек имеет право обращаться в БТИ до 31 декабря, а в случае отказа — подавать иск в суд.

Стоит отметить, что многие эксперты положительно относятся к идее создания единого реестра, но вот механизм ее реализации вызывает немало нареканий.

 — Сейчас регистрация прав на объекты недвижимости и землю, равно как и их отягощений, осуществляется в различных реестрах: сделок, права собственности на объекты недвижимости, ипотеки, запретов отчуждения недвижимого имущества, обременений недвижимого имущества, а также в поземельной книге в составе Государственного земельного кадастра, — рассказал управляющий партнер адвокатского объединения Arzinger Тимур Бондарев. — Реформа системы регистрации подразумевает концентрацию всех прав в руках Министерства юстиции и сведение информации, которая содержалась в шести реестрах, в один. Таким образом, теперь при купле-продаже недвижимости, например земельного участка с домом, не придется получать справки во множестве инстанций, а достаточно будет взять выписку из единого реестра. Кроме того, по новым правилам процесс регистрации объекта недвижимости сократится с двух месяцев до 14 дней. Более того, регистрация ипотеки или другого отягощения должна будет производиться за один день.

Однако речь идет об огромном объеме информации, которая должна быть передана в ведение новой структуры, только недавно созданной и еще не обладающей необходимым опытом в такой сфере и квалифицированными кадрами. Поэтому в ближайшее время следует ожидать определенного коллапса на рынке, связанного с «переливом» данных в единый реестр.

Передача БТИ полномочий Укргосреестру может пойти по двум негативным сценариям. Сейчас возникает ситуация, при которой в лучшем случае реестр будет заблокирован в течение определенного времени ввиду банальных обстоятельств, таких как человеческий фактор. В худшем же случае возможны даже потери, случайные или умышленные, части информации при передаче реестров. Это может привести к значительным убыткам правообладателей, как собственников недвижимости, так и ипотечных кредиторов, — подчеркнул Тимур Бондарев.

Эксперты отмечают, что пока работа Укргосреестра не наладится, люди не смогут ни продать, ни купить квартиру или землю. По словам директора Всеукраинской ассоциации БТИ Дмитрия Павленко, Укргосреестр не сможет заработать с 1 января, так как система не отлажена:

— До сих пор открытым остается вопрос о кадровом обеспечении территориальных органов Укргосреестра. Ведь требуется около трех тысяч регистраторов, а на подготовку такого квалифицированного специалиста, знающего все тонкости работы, уходит около двух лет. Пока же новая структура сотрудников не набрала, хотя конкурс провели еще летом нынешнего года.

Кстати, риелторы утверждают, что неразбериха с регистрацией прав может негативно отразиться на всем украинском рынке недвижимости.

— Активность на рынке и сейчас крайне низкая, — сообщил президент Союза специалистов по недвижимости Украины Александр Рубанов. — Продаются в основном дешевые квартиры. Теперь же рынок и вовсе замрет на два-три месяца, в течение которых накопится критическая масса нереализованного жилья, которая и будет оказывать давление на стоимость недвижимости. Поэтому людям, которые во время этой технической паузы не смогут продать свое жилье, в итоге придется идти на значительные уступки. Это, конечно, не будет обвал цен, который мы наблюдали в 2008-2009 годах. Но к весне следующего года средняя стоимость жилья может снизиться на 10-15 процентов.

2011-11-08

Этой зимой коммунальщики будут вынуждены ограничивать подачу тепла потребителям?

Верховная Рада намерена принять закон, разрешающий снижать до минимума поставки газа предприятиям теплокоммунэнерго

Как известно, подавляющее большинство городов имеет централизованные отопительные системы, в которые подается вода, нагретая с помощью сжигания газа. Однако газ нынче очень дорог. Поэтому государство ищет способы сэкономить на голубом топливе. Причем за счет потребителей.

Уровень оплаты населением коммунальных услуг составляет 98-100 процентов

На днях премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что цена на российский газ для Украины, без учета скидки, составляет 546 долларов за тысячу кубометров. А скидка для нашей страны установлена в размере 30 процентов, но не более 100 долларов за тысячу кубометров. Таким образом, российский газ обойдется в 446 долларов.

Нетрудно догадаться, что при существующих тарифах на газ его поставки для нужд жилищно-коммунального хозяйства становятся убыточными. Однако увеличение тарифов, особенно для населения, неминуемо вызовет волну недовольства, а то и протестов. Ведь в нашей стране вопросы стоимости жилищно-коммунальных услуг, энергоносителей и хлеба традиционно относятся к сфере политической, а не экономической. А тут еще выборы в парламент не за горами. Кстати, Международный валютный фонд отказал Украине в предоставлении очередного кредита именно из-за нежелания правительства повышать тарифы на газ для населения и коммунальной сферы. Возникает вопрос, как сделать так, чтобы и цены не повышать, и топливо поставлять без убытков? Похоже, правительство нашло выход, правда, весьма оригинальный.

На днях Кабинет министров подал в Верховную Раду законопроект, предоставляющий поставщикам природного газа право ограничивать подачу топлива потребителям. В документе, в частности, указано: «Газоснабжающая организация вправе ограничить потребление природного газа его потребителям до технологического минимума потребления в случае неуплаты или внесения не в полном объеме платы за использованный природный газ и услуги по его транспортировке». Впрочем, законопроектом предусмотрено, что эти ограничения не должны распространяться на население.

Стоит признать, что задолженность действительно есть. Согласно официальным данным, дочерней компании «Газ Украины», к началу ноября общий долг всех предприятий страны за потребленный газ в отопительный сезон 2010-2011 годов составил 3 миллиарда 93 миллиона гривен. Наибольшим должником, не выплатившим 723 миллиона 300 тысяч гривен, является Донецкое теплокоммунэнерго. А самая маленькая задолженность, 19 миллионов 500 тысяч гривен, у Закарпатского теплокоммунэнерго. При этом уровень оплаты населением коммунальных услуг составляет 98-100 процентов. Злостными же неплательщиками обычно являются производственные предприятия, бюджетные организации.

Выходит, что в случае принятия предложенного закона газопоставщик получит право уменьшить подачу голубого топлива теплокоммунэнерго, имеющим задолженность. То есть практически всем. Те, в свою очередь, будут вырабатывать меньше тепловой энергии. Но не ясно, как это тепло станут распределять в условиях централизованной системы отопления. Ведь к общей трубе подключены организации-должники, жилые дома, школы…

«Технически будет довольно сложно разграничить подачу тепла в жилые дома и, например, в организации»

Возникают вопросы: что же такое «технологический минимум» и хватит ли его для того, чтобы коммунальные предприятия могли обеспечить теплом жилые дома, детские сады и больницы? Законопроект гласит, что «технологический минимум потребления природного газа — это минимальный уровень использования природного газа потребителем такого газа (кроме населения), который обеспечивает номинальное функционирование предприятия и не допускает возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера». Как сообщает газета «Коммерсант», в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства уже спешно готовят методику расчета технологического минимума, которая «позволит теплокоммунэнерго поддерживать оптимальный температурный режим в жилом фонде в зимнее время». Вот только непонятно, как минимальная подача газа в котлы может обеспечить оптимальную температуру в квартирах? И какая тогда, по мнению чиновников, оптимальная температура?

Прокомментировать данный законопроект «ФАКТЫ» попросили независимого эксперта по вопросам энергетики Владимира Сапрыкина:

 — Во-первых, даже без законодательной поддержки снижение поставок газа должникам происходит уже многие годы, поскольку теплокоммунэнерго регулярно рассчитываются за потребленный газ не в полном объеме. Во-вторых, сейчас очень сложная ситуация с дотациями, субвенциями из бюджета и так далее. Конечные потребители оплачивают предоставленные им коммунальщиками услуги практически в полном объеме. А вот теплокоммунэнерго рассчитываются за газ с поставщиками не полностью.

Я считаю, что принятие такого закона преждевременно, поскольку сегодня не урегулирован вопрос о цене российского газа, которая постоянно растет. Дотаций из местного и государственного бюджетов не хватает. Нет денег и у «Нефтегаза Украины», который из-за разницы между ценами и тарифами вынужден фактически дотировать потребителей, находясь на грани банкротства.

Поэтому я считаю, что, пока не будут окончательно решены проблемы со стоимостью газа, экономически обоснованными тарифами, не будет полностью погашена ныне существующая задолженность теплокоммунэнерго перед поставщиками газа, нельзя законодательно вводить механизм ограничения поставок топлива и, как следствие, тепла.

Что касается технологического минимума, то это может быть объем газа, достаточный только для поддержания тепла в котлах, чтобы не замерзла теплосистема. Также не стоит забывать, что технически довольно сложно будет разграничить подачу тепла в жилые дома и, например, в организации. Поэтому не исключено, что снижение подачи тепла коснется и населения.

2011-10-25

Возможно, вскоре будет запрещено сдавать квартиры в аренду для размещения в них офисов, магазинов, аптек и парикмахерских

Парламент принял закон, согласно которому квартиры можно использовать только для проживания
В период активного строительства в наших городах, в основном в 60-80-е годы, никто не думал о необходимости предусмотреть в жилых домах помещения для магазинов и офисов. Но времена изменились, уже 20 лет в Украине законно работает частный бизнес, и, как следствие, появились сотни тысяч офисов. Причем далеко не все они находятся в специализированных офисных центрах, которых до сих пор не хватает. Большинство небольших фирм размещается в бывших квартирах. Но, похоже, вскоре таким офисам придется закрыться. А это удар не только по малому и среднему бизнесу, ведь пострадают также многие граждане, сдающие свои квартиры в аренду предпринимателям.

В выигрыше окажутся владельцы крупных бизнес-центров

Верховная Рада приняла поправки к ныне действующему, еще советскому, Жилищному кодексу. Поменяв в нем всего одно слово, парламентарии поставили под угрозу закрытия тысячи частных предприятий. Дословно в принятом законе сказано: «Предоставление помещений в жилых домах для нужд производственного характера запрещается». До сих пор в этом предложении вместо слова «производственного» было написано «промышленного».
 — Согласно действующему законодательству производственными помещениями у нас считаются аптеки, парикмахерские, магазины, нотариальные, юридические конторы и так далее, — рассказала вице-президент Лиги экспертов Украины Светлана Бовсуновская. — Замена всего одного слова произошла незаметно, перед вторым чтением закона. Депутаты при голосовании даже не обратили внимания на эту маленькую поправку, которая теперь может изменить весь облик малого и среднего бизнеса в стране.
Положения документа противоречат нормам других законов. В частности, согласно Гражданскому кодексу собственник имущества может распоряжаться им по своему усмотрению. А под действие данной нормы подпадают как владельцы жилья, которое сдается под офисы и магазины, так и бизнесмены, арендующие и приобретающие квартиры с этой же целью. Да и Хозяйственный кодекс оговаривает возможность использовать свою недвижимость в коммерческих целях. Более того, частные предприниматели могут регистрироваться по месту жительства, что дает им право не только жить, но и работать в своих квартирах, — отметила Светлана Бовсуновская.
Юристы также считают, что данная норма на руку только государству.
 — Эти законодательные новации помогут налоговикам вывести из тени доходы граждан, которые сдают свои квартиры внаем под офисы и магазины, часто не переводя жилье в нежилой фонд, — говорит партнер юридической фирмы «КПД Консалтинг» Владислав Кисиль. — Такие арендодатели не оформляются даже как «упрощенцы», все расчеты за аренду производятся в наличной форме без заключения договоров. С введением запрета на размещение офисов в жилых домах у налоговиков появится формальный повод для проверок. Причем в каждом случае они будут получать сразу двух потенциальных «клиентов» — нелегального арендодателя и арендатора.
Кроме того, как считают специалисты, в выигрыше окажутся владельцы крупных бизнес-центров. Ведь сегодня спрос на офисные площади в таких зданиях невелик. И не исключено, что авторы документа захотели помочь коллегам привлечь новых клиентов. Но самое главное, по мнению экспертов, это будет очередной шаг на пути уничтожения малого и среднего бизнеса.
 — Закон в случае подписания его Президентом нанесет сильный удар по бизнесу, в первую очередь по малому, — заявил председатель Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Михаил Бродский. — Я обращусь к Виктору Януковичу с просьбой ветировать этот законопроект.

Каждый интернет-магазин должен иметь свой офис

Однако, похоже, что запрет на размещение офисов в жилых домах далеко не последний шаг государства на пути «закручивания гаек» небольшим частным фирмам. Следующими под пристальный взгляд чиновников попали интернет-магазины. Ведь ни для кого не секрет, что сетевые магазины зачастую предлагают товар с доставкой дешевле. Причина проста: интернет-магазинам не нужно тратиться на торговые площади. Более того, далеко не каждый сетевой магазин имеет собственный склад, предпочитая выступать посредником между покупателем и более крупным торговым предприятием.
На днях Кабинет министров одобрил и направил в парламент законопроект «О внутренней торговле». Главная норма документа, вызвавшая недовольство тысяч интернет-предпринимателей, — это требование к каждому интернет-магазину иметь собственный отдельный офис. А учитывая упомянутые выше новшества Жилищного кодекса, квартиру уже нельзя будет использовать в качестве конторы.
Более того, законопроектом предусмотрено, что офисное помещение будет использоваться для «оформления и хранения документов, связанных с хозяйственной деятельностью», в том числе по купле-продаже товаров. Также онлайн-предпринимателей обяжут предоставлять покупателям информацию о своем месторасположении, ведомости о госрегистрации, патенте или лицензии, товарах и условиях договора купли-продажи — в каталогах, буклетах, проспектах и на собственном сайте.
По поводу информации возражений нет, тем более что и ныне действующее законодательство требует от интернет-продавца предоставления покупателю исчерпывающих сведений. А вот с офисами все гораздо сложнее, поскольку эта норма узаконивает давление на электронную торговлю, в частности, на мелкий и средний бизнес.
 — «Офисная» норма также направлена на лоббирование интересов владельцев бизнес-центров, — сообщил порталу «ЛIГАБiзнесiнформ» генеральный директор проекта Bookshop.ua Олег Витенко. — Я бы рассматривал данную проблему в контексте еще одного недавно принятого «сумасшествия» — о запрете аренды помещений в квартирах. То есть мало того, что тебя заставляют иметь офис, так тебе еще и указывают, где офис должен находиться. Вывод очевиден. Первая цель данного законопроекта — четко знать, куда прийти фискальным органам. Вторая — сдача в аренду офисных помещений в бизнес-центрах.

2011-10-11

Оплачивать услуги по оформлению земельных участков можно только через банки или отделения почтовой связи

Граждане все чаще жалуются на волокиту при выдаче Госактов и предоставлении кадастровых номеров на землю
Чем ближе день вступления в силу нового Закона «О земельном кадастре», тем больше читателей звонит в редакцию «ФАКТОВ» с вопросами и жалобами. В основном звучат нарекания на дороговизну процедуры оформления земли и волокиту с получением необходимых документов, в частности, с присвоением земельному участку кадастрового номера. А ведь без него сегодня не осуществишь никаких операций с землей: не подаришь, не завещаешь, не продашь. Кроме того, в нынешней ситуации появляются сотни сомнительных фирм, которые наживаются на неразберихе в земельной сфере.

Требование чиновника внести деньги наличными в кассу или передать их из рук в руки является нарушением закона

 — Мне нужно было побыстрее приватизировать свой земельный участок и получить справку из кадастра, — рассказала пенсионерка из Ирпеня (Киевская область) Ирина Петровна. — Проходив месяц по кабинетам и поняв, что без посторонней помощи я буду оформлять землю очень долго, я согласилась на помощь фирмы-посредника. Заплатила три тысячи гривен, сдала все собранные ранее справки, но так и не получила долгожданных документов на землю. Посредники тянут уже три месяца, ссылаясь на неразбериху, связанную с новым законом о кадастре. При этом требуют еще тысячу гривен — якобы из-за официального подорожания оформления земли.
«ФАКТЫ» решили выяснить, сколько же официально стоит получение кадастрового номера. Согласно данным проекта Всемирного банка «Выдача государственных актов на право собственности на землю и развитие системы кадастра», размер платы за предоставление информации из Государственного земельного кадастра (ГЗК) определен постановлением Кабинета министров Ь 835 от 1 августа 2011 года. В частности, за выписку из поземельной книги надо будет заплатить 71 гривню. За полученные в бумажном виде сведения из документов по землеустройству, которые включены в Государственный фонд документации по землеустройству, нужно внести от 59 до 107 гривен в зависимости от формата листа. Те же данные в электронном виде обойдутся в 20 гривен.
Если вам потребуется информация о границах земельного участка, то выписка данных по каждому межевому знаку будет стоить 20 гривен. То есть при самой простой форме участка, четырехугольной, придется заплатить 80 гривен. Если же он имеет сложную форму, то гораздо больше.
Выдержка из документации по землеустройству о стоимости сельскохозяйственных угодий обойдется в 288 гривен. Выписка из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка для субъектов хозяйствования — 70 гривен, а для граждан — 32 гривни. Оформление справки о размерах земельного участка, распределении земель между собственниками и пользователями стоит 21 гривню. Справка об одном квадратном метре участка и одном гектаре сельскохозяйственных угодий, на которые не оформлено право собственности или пользования, обойдется в 30 гривен.
Обратите особое внимание на то, что оплата всех услуг Государственного земельного кадастра и региональных отделений Государственного земельного агентства осуществляется исключительно путем предварительного перечисления средств через банки или отделения почтовой связи. То есть требование чиновника внести деньги наличными в кассу и тем более передать их из рук в руки является нарушением законодательства.
Не меньше вопросов читателей связано с перечнем документов, необходимых для получения информации или оформления участка. Чаще всего люди жалуются на произвол чиновников, которые каждый раз требуют все новые справки.
Согласно новому законодательству, уже с января 2012 года для получения сведений из кадастра человек должен будет подать государственному кадастровому регистратору соответствующее заявление и квитанцию об оплате услуг по предоставлению выписки из ГЗК. При необходимости придется предъявить документ, подтверждающий тот факт, что обратившийся вправе действовать от имени заявителя. Причем заявление с документами можно будет подать лично или отправить почтой — ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Следует отметить, что с нового года государственный кадастровый регистратор, согласно закону, обязан не позднее чем через десять рабочих дней оформить необходимую выписку либо мотивированный отказ в ее выдаче. В противном случае сотрудник ГЗК будет нести административную ответственность за нарушение сроков и заплатит штраф от 340 до 850 гривен. 
Однако, по данным Государственного земельного агентства Украины, формы выписки и справки из Государственного земельного кадастра, уведомления об отказе в предоставлении сведений, а также порядок учета заявлений и запросов о получении информации из ГЗК пока еще не определены. Они будут утверждены постановлением Кабинета министров до конца нынешнего года.

«Посредники, предлагающие заплатить им деньги за «подписи нужных людей», фактически втягивают граждан в коррупционную схему»

О существующих проблемах с оформлением документов на землю «ФАКТЫ» попросили рассказать президента Ассоциации «Земельный союз Украины» Андрея Кошиля.

— В последнее время все чаще можно слышать жалобы граждан не только на волокиту с получением документов на землю, но и на засилье фирм-посредников, которые берут с людей деньги, но проблему зачастую не решают. Насколько законна деятельность таких организаций?
 — Тут надо определить, о каких посредниках идет речь. Если это официально зарегистрированные землеустроительные фирмы, выполняющие ряд технических работ и обеспечивающие весь комплекс услуг по оформлению документов, то их деятельность вполне законна. Процедура оформления документации на землю сейчас весьма запутанная. Поэтому простому человеку сложно самостоятельно разобраться во всех бюрократических тонкостях. Землеустроители же предлагают взять на себя хлопоты по прохождению всей цепочки оформления документов. Естественно, за дополнительную плату. Хотя любой гражданин вправе сам это сделать.
Другое дело, когда посредники предлагают заплатить им деньги за «подписи нужных людей», то есть фактически втягивают граждан в коррупционную схему. Я бы не рекомендовал связываться с такими «помощниками», поскольку фактически вы отдаете свои деньги незнакомому человеку без каких-либо гарантий. Не говоря уже о незаконности таких «услуг».
Но в любом случае не стоит платить заранее. Оплату нужно производить по факту выполненной работы. Иначе забрать свои деньги у посредника, не выполнившего обещание, будет весьма сложно. Можно остаться и без денег, и без документов.
Хочу отметить, что сейчас еще не закончен процесс передачи функций регистрации из ГЗК в Госзем-агентство. А с 1 января 2012 года будет еще изменение: регистрацией прав уже начнет заниматься Государственная регистрационная служба при Минюсте. Параллельно внедряется новое программное обеспечение. А любые перемены, как известно, требуют времени для того, чтобы государственные органы к ним адаптировались и заработали по-новому. Хочется верить, что уже в начале следующего года ситуация стабилизируется, очереди исчезнут и органы земельных ресурсов смогут оперативно оказывать услуги населению.
Отказать в предоставлении сведений из Государственного земельного кадастра смогут, если:
  • в кадастре нет запрашиваемой информации;
  • с заявлением обратилось ненадлежащее лицо;
  •  документы поданы не в полном объеме или не отвечают требованиям, установленным законом.

2011-09-13

Жители общежитий в течение трех лет имеют право приватизировать в них комнаты


На прошлой неделе Верховная Рада приняла закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования правового регулирования обеспечения реализации жилищных прав жителей общежитий". Таким образом депутаты отреагировали на массовые протесты жильцов общежитий, которые после 1 октября могли оказаться под угрозой выселения, так как именно с этого дня завершался срок моратория на приватизацию зданий общежитий. Кроме того, парламентарии внесли ряд поправок, упростил процедуру обретения права собственности на отдельную комнату. Так что же теперь ждет сотни тысяч семей не имеющих собственного жилья и вынужденных ютиться в комнатах общежитий?

Для начала стоит напомнить, что еще осенью 2008 года вступил в силу Закон Украины № 500 "Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий", позволяющий приватизировать комнаты в общежитиях.

Действие этого закона распространяется на граждан Украины, которые на законных основаниях не менее пяти лет зарегистрированы и проживают в малосемейном или рабочем общежитии и не имеют собственного жилья и доходов, позволяющих его купить. Кроме того, они должны быть нынешними или прежними работниками предприятия или организации, владеющей общежитием. В то же время приватизировать свою комнату не могут жильцы общежитий, предназначенных для временного проживания, связанного с учебой или работой (службой) по контракту. То есть студентов и военнослужащих этот закон не касается. Приватизировать разрешено жилые комнаты, блоки, секции и соответствующую им часть вспомогательных помещений (санузла, прихожей, кухни, если они относятся к данной жилплощади).
Однако на самом деле, согласно закону, далеко не все общежития подлежат передаче жильцам в частную собственность. Да и решение о том, как распорядиться строением и землей, на которой оно находится, могут принимать только местные чиновники.
Напомним, что под действие закона № 500 попадают общежития, находящиеся в собственности государства, местных властей или государственных и коммунальных предприятий. Причем, документ гласит, что уже через девять месяцев после вступления закона в силу все эти строения должны были передаваться в собственность местным советам. Причем бывшим владельцам должны компенсировать остаточную или балансовую стоимость здания и соответствующего земельного участка. Затем местные власти должны решать, как распорядиться общежитием и землей. Вариантов несколько.
Первый - разрешить жильцам приватизировать свои комнаты. Передача квадратных метров в собственность платная и проводится на условиях денежной компенсации остаточной стоимости жилья. Право собственности люди получают только после регистрации свидетельства о приватизации в органах приватизации и бюро технической инвентаризации.
Второй вариант - предоставить дому статус "социальное жилище". В этом случае люди теряют право на приватизацию комнат, но получают возможность проживать там и в дальнейшем. Правда, тогда на этих граждан распространяется действие закона о социальном жилище, а значит, им придется платить в местный бюджет арендную плату. А если доход семьи будет позволять снять квартиру или купить недвижимость в кредит, людей из общежития выселят. Причем право в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды социального жилища имеет только местный совет, в чьей собственности находится дом. Если же арендатор пожелает разорвать соглашение, ему придется обращаться в суд.
Третий вариант - перепрофилировать общежитие и изменить его назначение, например, сделать в нем офис или гостиницу. В этом случае обитателям "общаги" должны предоставить социальное или иное жилище. Что подразумевается под "иным", в законе не разъясняется.
Четвертый вариант - снести общежитие и на его месте построить социальный дом. Обитателей же при этом отселят в "иное, пригодное для проживания людей жилище, находящееся в собственности или пользовании местного совета".
Ну и, наконец, последний, самый любопытный и, возможно, привлекательный для местных чиновников вариант - общежитие разрешается снести, участок расчистить и... продать его на аукционе. Людей отселяют на тех же условиях, что и в предыдущем случае, или, по их желанию, могут выдать денежную компенсацию. Правда, по закону ее размер не должен превышать годовую стоимость аренды квартиры. Кроме того, сумму и порядок выдачи компенсации определяет местный совет, исходя из... "собственных возможностей".
Правда, в Переходных положениях к закону сказано, что для недопущения выселения жителей общежитий, на три года вводится запрет на отчуждение как целостных имущественных комплексов, так и и их отдельных строений. За эти три года правительство и местные власти должны были разработать программу приватизации, и дать возможность людям, имеющим на это право, получить в собственность свою жилплощадь.

Однако, как это часто бывает, выполнение данного закона натолкнулось на бюрократию и отсутствие реальных механизмов его реализации.

-- Программа, которая была принята в процессе приватизации всего жилищного фонда, немного неправильно распространялась на тех людей, которые проживают в общежитиях, -- рассказал заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики, член специальной парламентской контрольной комиссии по вопросам приватизации Игорь Лысов. -- Поэтому в 2008 году и был принят закон уточняющий механизм перехода комнат в собственность граждан, и при этом о временном запрещении приватизации общежитий государственного и коммунального фондов. Срок моратория истекает 1 октября текущего года.

За это время правительство должно было разработать соответствующую программу, и чтобы в течение трех лет дать возможность всем людям, проживающим в общежитии на законном основании, реализовать свое право на приватизацию. Однако этого не было сделано и поэтому мы должны были придумать новый механизм, чтобы защитить тех людей, которые проживают в общежитиях, -- отметил депутат.


А теперь посмотрим каким образом решение, принятое парламентом на прошлой неделе, может изменить ситуацию. Согласно Закону "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования правового регулирования обеспечения реализации жилищных прав жителей общежитий".

В первую очередь, это продление срока действия моратория введенного переходными положениями Закона № 500 еще на три года. Причем, дословно сказано, что запрет действует "в течение срока реализации государственной программы передачи общежитий в собственность территориальных общин, но не менее шести лет со дня опубликования настоящего Закона". То есть в случае, если программа снова не заработает, то мораторий можно будет продлить.

Как бы там ни было, но теперь запрещается выселение жильцов общежитий, на которые распространяется действие данного закона и на отчуждение общежитий (кроме передачи в собственность территориальных общин), находящихся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, или которые были включены в уставные фонды организаций созданных в процессе приватизации.

П/з Органы местного самоуправления не вправе отказать жителям общежитий в приватизации занимаемого ими жилья

Также в Закон Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" внесены изменения, согласно которым не подлежат приватизации:

  • квартиры-музеи;
  • квартиры (дома), жилые помещения в общежитиях, расположенные на территориях закрытых военных поселений, предприятий, учреждений и организаций, природных и биосферных заповедников, национальных парков, ботанических садов, дендрологических, зоологических, региональных ландшафтных парков, парков-памятников садово-паркового искусства, историко-культурных заповедников, музеев;
  • квартиры (дома), жилые помещения в общежитиях, находящихся в аварийном состоянии (в которых невозможно обеспечить безопасное проживание людей);
  • квартиры (комнаты, дома), отнесенные в установленном порядке к числу служебных, а также квартиры (дома), жилые помещения в общежитиях, расположенные в зоне безусловного (обязательного) отселения, загрязненной вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Приватизация квартир (домов), жилых помещений в общежитиях, включенных в план реконструкции текущего года, осуществляется после ее проведения собственником (владельцем) дома (общежития). Наниматели, проживавшие в квартирах (домах), жилых помещениях в общежитиях до начала реконструкции, после проведения реконструкции имеют приоритетное право на приватизацию этих квартир (домов), жилых помещений в общежитиях.

Приватизация осуществляется путем:

* безвозмездной передачи гражданам квартир (домов), жилых помещений в общежитиях из расчета санитарной нормы 21 квадратный метр общей площади на нанимателя и каждого члена его семьи и дополнительно 10 квадратных метров на семью;

  • продажи излишков общей площади квартир (домов), жилых помещений в общежитиях гражданам Украины, живущим в них или состоящим в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
  • передача в собственность граждан жилых помещений в общежитиях осуществляется с одновременной передачей им в общую совместную собственность вспомогательных помещений (помещений общего пользования).

Кроме того, органы приватизации, органы местного самоуправления не вправе отказать жителям квартир (домов), жилых помещений в общежитиях в приватизации занимаемого ими жилья, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Также в новой редакции закон гласит, что собственники жилых и нежилых помещений в общежитиях являются совладельцами вспомогательных помещений общежития, технического оборудования, элементов внешнего благоустройства и обязаны принимать участие в общих расходах, связанных с содержанием общежития и придомовой территории соответственно своей доле в имуществе общежития. Кроме того, эти люди могут создавать объединения совладельцев многоквартирного дома.

Теперь осталось дождаться, когда принятый закон будет подписан президентом, а главное, когда наконец-то люди смогут спокойно и без препон приватизировать свое жилье.


2011-09-06

«В базе данных уже есть информация о 14 миллионах земельных участков, а внести надо сведения еще о 17 миллионах»

Началась работа по введению норм вступившего в силу Закона Украины «О Государственном земельном кадастре»
«ФАКТЫ» уже рассказывали о новом Законе Украины «О Государственном земельном кадастре». После принятия данного важного документа многие владельцы земли забеспокоились: не будет ли нарушено их право собственности в ходе нового этапа земельной реформы? В редакцию все чаще звонят читатели и задают вопросы, связанные с введением кадастра и скорой отменой госактов на землю. За ответами мы обратились к специалистам.
Для начала стоит напомнить, что Государственный земельный кадастр — это единая государственная система сведений о землях в границах Украины, их целевом назначении, ограничениях в их использовании, а также об их количественных и качественных характеристиках, денежной оценке и распределении между собственниками и пользователями. В Государственный земельный кадастр вносится информация о каждом земельном участке, которому присваивается кадастровый номер.
О некоторых правовых аспектах перехода права собственности на землю «ФАКТАМ» рассказал президент Ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей Кошиль.
— Возникнут ли проблемы у землевладельца, если выяснится, что сведения об участке, указанные в госакте и кадастре, отличаются?
 — Хочу отметить, что в первую очередь будет приниматься во внимание информация, содержащаяся в базе данных земельного кадастра. По официальным данным, около 17 миллионов участков еще не зарегистрированы в кадастре. В основном это земля, документы на которую выдавались до 2003-2004 годов. Гос-акты на такие участки не имеют кадастрового номера. Информация о них хранится на бумажных носителях в сельсоветах или других организациях, но государство располагает не всей информацией об этих участках, и в электронной базе их нет. В результате на некоторые участки выданы повторные госакты, нередко случается, что наделы накладываются друг на друга.
Поэтому я бы рекомендовал тем людям, на чьих правоустанавливающих документах еще нет кадастрового номера, обратиться в органы земельных ресурсов и получить справку о присвоении номера. Или можно поменять старый госакт на новый, поскольку в процессе замены бланка информация об участке обязательно регистрируется в электронной базе данных и ему присваивается кадастровый номер. При этом также выясняется, не накладывается ли данный участок на соседние, нет ли других проблем.
— Предположим, два соседа получали госакты еще до 2002 года. Один из них обратился в органы земельных ресурсов и оформил кадастровый номер. Позже и второй решил внести информацию в электронную базу, но тут выяснилось, что часть его участка уже зарегистрирована как собственность соседа. Что делать для решения данной проблемы и кто в итоге станет собственником спорной земли?
 — В этой ситуации владельцем будет тот человек, который первый зарегистрировал свой участок в кадастре. Ведь не секрет, что есть случаи, когда на один участок выдавалось два государственных акта и даже более. Поэтому с получением кадастрового номера лучше не тянуть.
— А есть ли смысл менять старый госакт на новый, если согласно закону о земельном кадастре с 2013 года все данные будут храниться только в кадастре и бумажные акты вовсе прекратят выдавать?
 — Если вы не собираетесь продавать, дарить либо другим способом передавать право на свою землю, то оформлять новый госакт не обязательно. Более того, для этих операций достаточно получить справку о присвоении кадастрового номера. Однако некоторые чиновники настаивают именно на выдаче нового госакта, убеждая людей в том, что иначе они не смогут реализовать свое имущество. Как правило, за такие услуги требуют дополнительную плату.
Хочу отметить, что, к сожалению, сейчас возникает немало проблем с получением кадастрового номера, так как Центр земельного кадастра перегружен работой, связанной с внесением в базу данных информации, поступающей из региональных управлений земельных ресурсов. Это временные проблемы, но их нужно учитывать. С другой стороны, начинает внедряться новая автоматизированная система ведения Государственного земельного кадастра, позволяющая существенно сократить время на внесение данных. А значит, и задержки с присвоением кадастрового номера, надеемся, скоро исчезнут. Также после того, как полностью вступят в силу положения Закона «О Государственном земельном кадастре», время обработки заявок на внесение информации не должно будет превышать 14 рабочих дней. В противном случае государственный кадастровый регистратор (новая должность, введенная законом) будет нести персональную ответственность. Так что, полагаю, в ближайшее время ситуация с оформлением земли существенно улучшится.
— Кстати, законом установлено, что Киев ведет собственный земельный кадастр. Почему так произошло и не будет ли эта самостоятельность иметь негативные последствия для столичных землевладельцев?
 — Согласно закону создающийся кадастр — собственность государства, за которую отвечает Государственное земельное агентство. В столице сложилась особая ситуация: местный (коммунальный) кадастр довольно долго работает стабильно и качественно. Наверное, учитывая этот фактор, а также особый статус столицы, было принято решение продлить функционирование столичного кадастра до 2020 года. Затем киевский кадастр будет передан государству.
— Нередко читатели обращаются с вопросом: кто же теперь будет регистрировать право собственности — Государственный центр земельного кадастра или Министерство юстиции, которому такие функции переданы законодательством? Кроме того, есть немало вопросов о самой процедуре перехода права собственности на землю. Так как и в какой последовательности будут проходить сделки?
 — Со следующего года продавец и покупатель для совершения сделки станут обращаться напрямую к нотариусу, который получит доступ к базе земельного кадастра, а значит, будет знать, кому принадлежит участок и какие ограничения либо запреты на него наложены. Если продавец действительно является владельцем земли и вправе ею свободно распоряжаться, нотариус сможет зарегистрировать сделку прямо на месте. Брать дополнительные справки в земельных органах не придется.
До начала 2013 года, пока будут выдаваться бумажные акты, по всей видимости, сохранится процедура, при которой во время регистрации сделки у нотариуса на бланке акта будет делаться передаточная надпись. С этим актом и нотариально заверенным договором новый собственник обращается в органы земельных ресурсов для регистрации.
Хочу подчеркнуть, чтобы избежать путаницы: новый закон подразумевает единую электронную базу, в которой будет храниться исчерпывающая информация о земле и о ее собственниках. Однако технические сведения об участках, о почвах, ограничениях в использовании будут вноситься органами земельных ресурсов, а учет прав собственности станут осуществлять органы Министерства юстиции.
Стоит отметить, что, действительно, недавно была введена новая программа приема и обработки документов для внесения в единую базу данных. Подробнее о ней рассказал директор департамента Государственного земельного кадастра Государственного земельного агентства Украины Игорь Долинский:
 — Внедрение автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра существенно сократит время работы с документами. Раньше специалисты районных отделов были вынуждены везти документы в область на проверку, а затем доставлять их обратно, при этом значительная часть работы происходила «вручную», что увеличивало вероятность ошибок. С введением же вышеуказанной системы документы отсылаются и проверяются автоматически. Это сокращает время и практически исключает ошибки.
Кроме того, автоматизированная система предполагает строгое соблюдение очередности выдачи документов и делает невозможным их оформление без очереди. В дальнейшем работа по принципу единого окна значительно упростит процесс общения граждан с государственным органом, ведь подавать и забирать документы они будут у одного человека — кадастрового регистратора.
Сейчас в базе данных уже есть информация о 14 миллионах земельных участков, а внести надо сведения еще примерно о 17 миллионах. Причем в основном это данные на бумажных носителях, которые следует оцифровать и проверить. Кроме того, система кадастра наполняется качественным картографическим материалом. А на это также требуется время.

В Украине повысились акцизы на бензин

Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»
01.09.2011

В нынешнем году лето для водителей оказалось нетрадиционно спокойным — резких скачков стоимости горючего на АЗС не наблюдалось. Хотя многие считают, что цены и так очень высоки и в случае очередного существенного подорожания горючего пользование автомобилем станет настоящей роскошью. Но, похоже, водителям все-таки придется в очередной раз затянуть пояса, чтобы увеличить поступление народных средств в государственный бюджет.

С сегодняшнего дня возобновляется уплата повышенных ставок акцизного сбора при производстве и импорте нефтепродуктов. Напомним, что повышенные акцизы на топливо были введены Налоговым кодексом и начали действовать с начала нынешнего года. Однако это и ряд других факторов привели к резкому росту стоимости нефтепродуктов. Сначала правительство традиционно обвиняло во всем нефтетрейдеров, но затем было вынуждено снизить с апреля ставки акцизного сбора до уровня 2010 года. Эта временная мера, действовавшая до сегодняшнего дня, позволила стабилизировать цены. Сейчас литр бензина А-95, в зависимости от региона, стоит 10,1-10,49 гривни, а дизельного топлива — 9,55-9,75 гривни. Но уже в ближайшее время стоимость литра горючего может вырасти на 30-50 копеек.

По мнению директора ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, к концу сентября средняя стоимость литра бензина А-95 может достигнуть 10 гривен 72 копеек, а дизтоплива — 10 гривен. В свою очередь заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев утверждает, что подорожание будет постепенным и растянется на несколько недель, так как владельцы сетей АЗС завезли большие объемы горючего до 1 сентября, с уплатой акцизного сбора по старой ставке. Эксперт считает, что бензин подорожает в среднем на 30 копеек, а дизельное топливо — на 15-20 копеек.

Правда, вчера министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил, что никакого повышения розничных цен после возобновления действия увеличенных ставок акцизного сбора на топливо не произойдет. Как сообщают «Украинские новости», он признал, что для удержания цен АЗС должны будут снизить свою рентабельность, но это не должно привести к убыточной работе нефтетрейдеров.

Однако есть еще один фактор, способный серьезно изменить ситуацию на топливном рынке. Как заявил Юрий Бойко в интервью «5-му каналу», правительство готовит меры по снижению импорта топлива в Украину. «У нас должно быть такое же соотношение топлива на рынке, как в 2004 году: 15 процентов импорта, а все остальное собственного производства. Такой баланс удерживался за счет того, что у нас были импортные пошлины на нефтепродукты», — подчеркнул министр.

Напомним, Минэнергоугля уже пыталось убедить Кабмин в пользе пошлин на ввоз горючего из-за рубежа. Но тогда против такого решения выступили не только эксперты, но и другие министерства. Однако уже 6 сентября Межведомственная комиссия по международной торговле вновь проведет слушания в рамках расследования относительно импорта нефтепродуктов. После этого правительство может добавить к повышенным акцизам еще и импортные пошлины. В прошлый раз они предлагались в размере 130 евро за тонну нефтепродуктов. По мнению Геннадия Рябцева, в случае введения импортных пошлин до конца сентября стоимость литра А-95 на АЗС может повыситься до 12 гривен, а дизтоплива — до 11 гривен.

2011-06-25

На некоторых заправках под видом бензина А-92 продают… европейский бензин А-95



Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»


22.06.2011







Из-за повышения ставок акцизного сбора в июле литр горючего подорожает на 20-25 копеек


Уже второй месяц на отечественном
топливном рынке не происходит никаких существенных ценовых потрясений.
Тем не менее стоимость горючего постепенно увеличивается. В частности, в
среднем по стране за последние две недели цена литра бензина А-80
выросла на 6 копеек, до 9 гривен 48 копеек, бензина А-92 — на 12 копеек,
до 10 гривен 1 копейки, а бензина А-95 — всего на 1 копейку, до 10
гривен 34 копеек. При этом дизельное топливо подешевело на 4 копейки, до
9 гривен 75 копеек.

«Ввиду
катастрофической ситуации с качеством нефтепродуктов могу
порекомендовать водителям быть особо бдительными и отдавать предпочтение
проверенным сетям автозаправок»


Водители, использующие для заправки своих автомобилей бензин А-92, стали
замечать, что на некоторых заправках этой марки горючего нет.
Рассказать о ситуации на топливном рынке «ФАКТЫ» попросили директора
консалтинговой компании «А-95» Сергея Куюна.

— С чем связано возникновение дефицита бензина А-92?


 — Во-первых, в последнее время заметно выросли объемы потребления этой
марки горючего. После существенного подорожания бензина А-95 водители
ради экономии стали массово переходить с «пятого» на «второй».
Во-вторых, на фоне растущего спроса в июне сократились поставки бензина
А-92 из Белоруссии, так как Мозырский завод ушел на плановый ремонт в
начале мая. При этом отечественные заводы, которые преимущественно
наполняют рынок этим продуктом, производство не увеличили, хотя уже
полгода рассказывают о том, что готовы полностью обеспечить страну
топливом. Однако первый же экзамен наши НПЗ успешно провалили.


В результате на некоторых заправках возникли перебои с бензином А-92.
Нами обнаружены случаи продажи бензина А-95 из Европы под видом А-92,
так как взять «второй» неоткуда. Да и по цене евробензин оказался
дешевле украинского А-92.

Хочу
отметить, что дефицит А-92 не критичен, хотя и придал толчок росту цен
на эту марку. Думаю, в ближайшее время проблема будет решена, на днях
ожидается прибытие танкера с бензином А-92 из Румынии, а ближе к концу
месяца белорусские поставщики обещают постепенное увеличение объемов
импорта.

— С 1 июля вступят
в силу прежние, повышенные ставки акцизного сбора, которые были
временно снижены правительством в апреле. Это повлияет на розничную
стоимость горючего?

 —
Размер повышения налогов существенный, акциз на бензин вырастет на 50
евро на тонне. Это эквивалентно 50 копейкам на литре. Но я полагаю, что в
нынешней ситуации такого роста ожидать не следует. Во-первых, подъем
будет плавным и, скорее всего, во второй половине июля. Во-вторых,
стоимость нефтепродуктов на АЗС и так достаточно высока, в связи с чем
владельцы колонок опасаются поднимать цены, чтобы не потерять объемы
продаж. Если мировой рынок нефти не преподнесет очередной сюрприз,
возможное подорожание составит 20-25 копеек на литре бензина. А вот
дизтопливо вряд ли станет дороже, хотя акциз на него тоже вырастет на
20-30 евро на тонне.

К слову,
Министерство финансов уже анонсировало намерение с 2012 года увеличить
акцизный сбор на топливо на 8-9 процентов. Безусловно, это также
приведет к некоторому росту цен. С другой стороны, налоги на
нефтепродукты в Украине остаются ниже не только, чем в Европе, но и чем,
например, в соседней Белоруссии. Везде это существенный источник
бюджетных поступлений. Другое дело, что в Европе и Белоруссии люди
покупают дорогой бензин без опасений за его качество. У нас же пока в
этом плане движение одностороннее — налоги, а с ними и цены, повышаются,
но на контроль качества государство как ничего не давало, так и не
дает. Без преувеличения могу сказать, что ситуация с качеством сегодня
катастрофическая. В этой связи стоит порекомендовать водителям быть
особо бдительными и отдавать предпочтение проверенным сетям
автозаправок.

«Введение
предлагаемого размера пошлин поднимет цену на бензин А-95 выше 12 гривен
за литр, а дизтоплива — почти до 11 гривен за литр»

— Насколько эффективны попытки правительства повлиять на ситуацию рыночными методами с помощью товарных интервенций?


 — С этими интервенциями сложилась анекдотическая ситуация. Еще в
апреле НАК «Нефтегаз Украины» закупил нефть для переработки на
Лисичанском НПЗ и до сих не может продать полученные нефтепродукты.
Проведено четыре безрезультатных аукциона, не продано ни тонны топлива.
Причина проста: «дешевое» государственное топливо оказалось на 6-17
процентов(!) дороже, чем у частных компаний. Например, оптовая цена А-95
составила почти 10 гривен 50 копеек за литр, тогда как правительство
требует от владельцев бензоколонок торговать по 10 гривен за литр.
«Нефтегаз» предлагал дизтопливо дороже, чем оно стоит на АЗС. Но худа
без добра не бывает, чиновники смогли на деле убедиться, что
ценообразование на украинском рынке складывается объективно и ни о каких
спекуляциях речь не идет.

— В
начале года Министерство энергетики активно лоббировало введение пошлин
на ввоз горючего из-за рубежа. Стоит ли ожидать в ближайшее время этого
дополнительного налога для водителей?


 — В результате весьма бурных дебатов участникам рынка и экспертам
удалось донести до высшего руководства страны ошибочность и опасность
этого чисто лоббистского проекта владельцев украинских НПЗ.
Премьер-министр Николай Азаров и министр энергетики Юрий Бойко публично
заявили о нецелесообразности введения пошлин на топливо. В то же время
есть информация, что НПЗ продолжают лоббировать этот вопрос. Лично мне
вышеупомянутый дефицит А-92 напоминает элементарный саботаж с целью
обвинить Мозырский НПЗ в срыве поставок и снова поднять вопрос пошлин.
Не вдаваясь в детали, скажу, что с учетом планируемого повышения акциза с
1 июля введение предлагаемого размера пошлин поднимет цену на бензин
А-95 выше 12 гривен за литр, а дизтоплива — почти до 11 гривен за литр.
Не думаю, что автомобилисты будут этому рады.


2011-05-23

За неделю литр бензина А-95 подорожал на 10 копеек — до 10 гривен 28 копеек

Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»
19.05.2011

Несмотря на то что мировые цены на нефть и нефтепродукты снижаются, в Украине падение стоимости бензина пока только прогнозируется экспертами. А тем временем продолжается… подорожание топлива. За последнюю неделю цена литра бензина А-80 и А-92 в среднем по стране поднялась на 3 копейки, до 9 гривен 46 копеек и 9 гривен 86 копеек соответственно. Бензин А-95 подорожал и вовсе до 10 гривен 28 копеек. Причем на некоторых заправках его стоимость подскочила на 20 копеек. А вот цена дизтоплива осталась на уровне 9 гривен 82 копеек за литр.
Стоит отметить, что экспертно-аналитическая группа по вопросам функционирования рынка нефти, нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности при Кабинете министров Украины сохранила предельную рекомендуемую цену бензина А-95 на уровне 10 гривен за литр, а дизельного топлива — 9 гривен 60 копеек.
При этом на волне борьбы с подорожанием горючего определенные коммерческие структуры пытаются пролоббировать весьма неоднозначные изменения законодательства. В частности, Министерством энергетики и угольной промышленности Украины разработан законопроект о введении до 31 декабря 2012 года нулевой ставки налога на добавленную стоимость на операции по импорту нефти и сырых нефтепродуктов (компонентов для изготовления горючего).
Прокомментировать нынешнюю ситуацию на топливном рынке «ФАКТЫ» попросили директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна:
 — Падение европейских цен на нефтепродукты вселяет оптимизм. Ведь в течение девяти месяцев цены только росли. Если ситуация в Европе не изменится, то в июне стоимость топлива начнет снижаться и на украинских заправках. К тому моменту на отечественный рынок поступят более дешевые нефть и нефтепродукты. К сожалению, давать точные прогнозы сложно, поскольку наш топливный рынок зажат правительственным административным регулированием. Именно поэтому даже уменьшение акцизов на нефтепродукты не дало быстрого эффекта. Но я уверен, что при первой же возможности стоимость горючего будет снижена. Это выгодно в первую очередь нефтетрейдерам, так как сейчас падает потребление нефтепродуктов из-за их дороговизны.
 
Что касается законопроекта о нулевой ставке НДС на операции по импорту нефти и сырых нефтепродуктов, то он создает огромное поле для ухода от налогообложения и создания всевозможных теневых схем с использованием фирм-однодневок, которые будут исчезать одна за другой, унося с собой обязательства по уплате НДС. Все это мы уже проходили в конце 90-х годов. Хочу отметить, что закон не предусматривает полную отмену НДС, а только его отсрочку. То есть налог должен уплачиваться фирмой-импортером после реализации продукции из ввезенного сырья. Но где гарантия, что эта фирма не исчезнет сразу после ввоза крупной партии нефти?
 
Я считаю, что если законопроект будет утвержден в нынешнем виде, то при сегодняшней цене нефти потери госбюджета от поставок нефти в Украину могут достичь к концу года 8 миллиардов гривен. Хотя сама идея хорошая. Просто нужно указать в законопроекте, что импорт нефти и прочего сырья осуществляется непосредственно нефтеперерабатывающими предприятиями без участия посредников. При этом налоговые обязательства закрепляются налоговым векселем.

Молодые семьи имеют право претендовать на кредитные каникулы в случае задержки ввода дома в эксплуатацию

Кабинет министров внес изменения в порядок предоставления льготных молодежных займов на строительство и покупку жилья

Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»
04.05.2011

Не секрет, что строительный бум в докризисное время был напрямую связан с расцветом кредитования покупки жилья банками и государством. Большой популярностью пользовалась и программа частичной компенсации Государственным фондом содействия молодежному жилищному строительству процентных ставок по ипотечным кредитам, выданным молодым семьям. Однако финансовый кризис больно ударил и по строительному рынку, и по платежеспособности населения, особенно молодежи. В результате тысячи семей оказались без квартир (так как строительство было приостановлено), но с огромными кредитными долгами перед банками.

Наконец-то эту проблему заметили и в правительстве. На днях Кабинет министров внес изменения в «Положение о порядке предоставления льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и покупку жилья», утвержденное еще в мае 2001 года. Теперь существенно расширен перечень оснований для отсрочки выплаты по кредиту на строительство и покупку жилья.

В частности, семьям, купившим жилье в кредит через Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству, могут быть предоставлены кредитные каникулы в случае рождения ребенка, женитьбы, а также смерти одного из членов семьи заемщика. Но главное то, что молодые семьи могут претендовать на кредитные каникулы в случае задержки ввода дома в эксплуатацию более чем на шесть месяцев.

— Изменениями устанавливается, что региональное управление Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству в случае рождения ребенка, бракосочетания, смерти одного из членов семьи заемщика, а также нарушения срока принятия в эксплуатацию строительного объекта более чем на шесть месяцев может определить в кредитном договоре с заемщиком льготный период для уплаты основной суммы долга, кроме процентов за пользование кредитом, сроком до одного года или до принятия в эксплуатацию такого объекта, — пояснил министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Виктор Тихонов.

По словам министра, поводом для внесения изменений в существующий порядок стал анализ состояния жилых объектов, строящихся в рамках реализации государственной программы. Было выявлено большое число домов, строительство которых даже не началось. Также в некоторых случаях сумма проинвестированных средств оказалась гораздо больше, чем стоимость уже выполненных работ. Согласно предварительному подсчету 668 семей оказались под кредитным прессом, но без крыши над головой. «Для этих семей перспектива получения жилья пока является неопределенной. Материалы по таким объектам мы передали правоохранительным органам», — отметил Виктор Тихонов.