Эксперты утверждают, что на сегодняшний день в Украине нет объективных результатов проверок качества топлива
Любой автомобилист знает, что от качества топлива, залитого в бак его железного коня, зависит не только скорость машины, но и вообще нормальная работа двигателя. А значит, жизнь самого водителя автомобиля, других участников движения и пешеходов напрямую зависит от качества топлива. Однако в последнее время государство почти утратило контроль над составом нефтепродуктов, продаваемых на автозаправках. Сегодня много говорят о причинах этого явления, но факт остается фактом: водители толком не знают, какого качества горючее попадает в топливный бак их автомобиля. В этих условиях появляются некие исследовательские организации, пытающиеся убедить потребителей, что именно они знают, какой бензин нужно покупать. Правда, объективность их исследований вызывает обоснованные сомнения у специалистов.
Между тем многие эксперты утверждают, что это только верхушка айсберга. По словам директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна, сегодня стандарт качества Евро-3 является обязательным для реализации в Украине и большинство нефтеперерабатывающих заводов его придерживаются. Ведь и производство, и ввоз в Украину горючего, качество которого ниже стандарта Евро-3, запрещены, а значит, все топливо, не соответствующее данным требованиям, оказывается вне закона. Однако около 20-25 процентов горючего на АЗС все еще не отвечает данному стандарту качества. По сути, это и есть фальсификат, который изготовляется всевозможными умельцами. Такая ситуация во многом связана с отсутствием контроля качества нефтепродуктов со стороны Госпотребстандарта. Ныне государство и само не контролирует качество топлива, и создать соответствующий независимый экспертный орган с широкими полномочиями не дает.
В то же время, по мнению Сергея Куюна, в усилении контроля над качеством нефтепродуктов заинтересованы не только потребители, но и производители. Ведь доля рынка, заполненная фальсификатом, фактически украдена у производителей и импортеров. Если с рынка убрать огромные объемы низкосортного горючего, то его место будет занято качественными нефтепродуктами, в первую очередь украинского производства. А пока отечественные НПЗ вынуждены продавать с низкой рентабельностью крупные партии топлива за рубеж.
Фактически со второй половины 2008 года проверками качества топлива в Украине занимаются лишь крупные нефтетрейдеры и общественные организации. К первым, утверждают эксперты, особых претензий нет. Невзирая на существенные финансовые затраты, владельцы крупных розничных сетей стараются удержать качество предлагаемой ими продукции на надлежащем уровне. Ведь при нынешнем снижении платежеспособности населения любое обвинение в реализации некачественных нефтепродуктов приводит к оттоку потребителей и падению продаж.
Что же касается неправительственных организаций, являющихся неотъемлемой составляющей любого гражданского общества, то им, полагают специалисты, зачастую не хватает профессионализма. По мнению Геннадия Рябцева, руководители и эксперты всевозможных институтов защиты прав потребителей не только не являются специалистами в области метрологии, но на самом деле имеют дилетантское представление о предмете проверок.
Например, в исследовании одного такого института приводятся данные о количестве бензина на АЗС, отвечающего стандартам Евро-4 и Евро-5. Причем утверждается, что соответствие горючего было проверено в лаборатории. Похоже, сотрудники данной организации даже не знают, что проверить бензин на соответствие этим стандартам невозможно, так как они устанавливают предельные выбросы вредных веществ с отработанными газами автомобилей. То есть на соответствие этим стандартам проверяют не топливо, а сами автомобили. Более того, выяснилось, что в данном институте даже нет оборудования для комплексной проверки состава нефтепродуктов.
Неудивительно, что на сегодняшний день в Украине нет ни одного объективного результата проверок качества топлива, и ни один институт не в состоянии выполнить такие работы. Но выход из сложившейся ситуации есть, уверен Геннадий Рябцев. Необходимо создать в Украине публичную, профессиональную, коллегиально управляемую и прозрачно финансируемую ассоциацию, работающую на принципах открытого и равноправного участия государства, бизнеса и потребителей.
Почти 70 процентов проверенных АЗС даже не имели документов, подтверждающих происхождение топлива
Серьезность проблемы неконтролируемости состава и качества нефтепродуктов подтверждают данные проверок, проведенных Государственным комитетом Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт) в течение пяти месяцев 2010 года. В частности, выяснилось, что 66 процентов проверенных АЗС даже не имели документов, подтверждающих происхождение топлива. Хотя государственные контролеры, согласно законодательству, предупреждали руководителей АЗС о своем приходе за десять дней. Нетрудно догадаться о качестве реализуемого топлива, если даже документов на этот товар не оказалось.Между тем многие эксперты утверждают, что это только верхушка айсберга. По словам директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна, сегодня стандарт качества Евро-3 является обязательным для реализации в Украине и большинство нефтеперерабатывающих заводов его придерживаются. Ведь и производство, и ввоз в Украину горючего, качество которого ниже стандарта Евро-3, запрещены, а значит, все топливо, не соответствующее данным требованиям, оказывается вне закона. Однако около 20-25 процентов горючего на АЗС все еще не отвечает данному стандарту качества. По сути, это и есть фальсификат, который изготовляется всевозможными умельцами. Такая ситуация во многом связана с отсутствием контроля качества нефтепродуктов со стороны Госпотребстандарта. Ныне государство и само не контролирует качество топлива, и создать соответствующий независимый экспертный орган с широкими полномочиями не дает.
В то же время, по мнению Сергея Куюна, в усилении контроля над качеством нефтепродуктов заинтересованы не только потребители, но и производители. Ведь доля рынка, заполненная фальсификатом, фактически украдена у производителей и импортеров. Если с рынка убрать огромные объемы низкосортного горючего, то его место будет занято качественными нефтепродуктами, в первую очередь украинского производства. А пока отечественные НПЗ вынуждены продавать с низкой рентабельностью крупные партии топлива за рубеж.
Необходимо создать в Украине профессиональную ассоциацию с участием государства, бизнеса и потребителей
Заместитель директора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев считает, что проблема приобретает серьезные масштабы. Ведь уже более трех лет Госпотребстандарт не в состоянии проводить полноценные проверки качества нефтепродуктов. На выполнение таких работ явно не хватает ни бюджетного финансирования, ни современного оборудования. Кроме того, в нынешнем законодательстве отсутствует норма об обязательном наличии лаборатории на каждой нефтебазе. Теперь их просто нет. Это несмотря на то, что существенно ужесточены государственные стандарты качества горючего. В результате более 80 тысяч тонн евробензина ежемесячно реализуется на более чем 500 АЗС без проверки соответствия заявленному стандарту.Фактически со второй половины 2008 года проверками качества топлива в Украине занимаются лишь крупные нефтетрейдеры и общественные организации. К первым, утверждают эксперты, особых претензий нет. Невзирая на существенные финансовые затраты, владельцы крупных розничных сетей стараются удержать качество предлагаемой ими продукции на надлежащем уровне. Ведь при нынешнем снижении платежеспособности населения любое обвинение в реализации некачественных нефтепродуктов приводит к оттоку потребителей и падению продаж.
Что же касается неправительственных организаций, являющихся неотъемлемой составляющей любого гражданского общества, то им, полагают специалисты, зачастую не хватает профессионализма. По мнению Геннадия Рябцева, руководители и эксперты всевозможных институтов защиты прав потребителей не только не являются специалистами в области метрологии, но на самом деле имеют дилетантское представление о предмете проверок.
Например, в исследовании одного такого института приводятся данные о количестве бензина на АЗС, отвечающего стандартам Евро-4 и Евро-5. Причем утверждается, что соответствие горючего было проверено в лаборатории. Похоже, сотрудники данной организации даже не знают, что проверить бензин на соответствие этим стандартам невозможно, так как они устанавливают предельные выбросы вредных веществ с отработанными газами автомобилей. То есть на соответствие этим стандартам проверяют не топливо, а сами автомобили. Более того, выяснилось, что в данном институте даже нет оборудования для комплексной проверки состава нефтепродуктов.
Неудивительно, что на сегодняшний день в Украине нет ни одного объективного результата проверок качества топлива, и ни один институт не в состоянии выполнить такие работы. Но выход из сложившейся ситуации есть, уверен Геннадий Рябцев. Необходимо создать в Украине публичную, профессиональную, коллегиально управляемую и прозрачно финансируемую ассоциацию, работающую на принципах открытого и равноправного участия государства, бизнеса и потребителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий