Первое предприятие, Ильский НПЗ Кубанской нефтегазовой компании, было запущено 25 июня. Его сбыт во многом ориентирован на увеличение экспорта светлых нефтепродуктов стандарта Euro 4 и Euro 5 в Крым. Производственная мощность первой очереди этого завода составила 1 млн. т нефти в год, а полная проектная мощность к 2015 году достигнет 2 млн. т. Ранее потребности Крыма удовлетворялись преимущественно за счет Херсонского и Кременчугского НПЗ, которые после ухода российских инвесторов сократили производство до рекордно низких показателей. Второе новое предприятие - Новошахтинский завод нефтепродуктов (НЗНП) компании "Юг Энерго" - был введен в строй 16 октября. Его полная проектная мощность к 2015 году составит 7,5 млн. т (нефтепродукты стандарта Euro 3 и Euro 4). Мощности первой очереди НЗНП, составившей 2,5 млн. т, хватит, чтобы удовлетворить потребности Луганской и Донецкой областей. Этот регион ранее входил в ареал сбыта украинского лисичанского НПЗ "ЛИНИК", принадлежащего российской компании ТНК ВР (за 2009 год этот завод планирует переработать 4,5 млн. т).
Большую часть поставок для двух новых приграничных с Украиной НПЗ обеспечила российская государственная компания "Роснефть". Основной взнос в строительство приграничного НЗНП сделала российская госкомпания "Транснефть". Еще в 2001 году она, обыграв власти Украины на политическом поле, построила огибающий Украину нефтепровод Суходольное - Родионовка, благодаря чему стало возможным строительство НЗНП.
Еще более очевидным свидетельством привлечения российских властей к проекту стало распределение инвестиций. Неформально более $1 млрд. расходов на строительство НПЗ понес депутат Совета Федераций РФ от Ростовской области и одновременно владелец агрохолдинга "Юг России" Сергей Кислов. Формально проект "Юг Энерго" критически зависим от бюджета региона и поддержки со стороны областной власти. Ее с 1996 года возглавляет губернатор Владимир Чуб. Если верить куцым комментариям российской печати, транспортник Чуб якобы заинтересован в строительстве НЗНП потому, что этот запуск завода сделал возможным строительство в Азове Ростовской области экспортного нефтетерминала. Этот шаг, в свою очередь, нацелен на лишение монополии соседнего Краснодарского края в весьма доходной отрасли морской перевалки нефтепродуктов (в крае работают терминалы Туапсе, Темрюк, Порт Кавказ и Ейск, а в Ростовской области ни одного).
При таком раскладе позитив для развития российского рынка вполне очевиден, в то время как негативным фактором является то, что решающую роль в стартах проектов новых НПЗ сыграли не местные, а московские госкомпании "Транснефть" и "Роснефть". Их действия отражают линию правительства РФ по отношению к Украине и ее колебания. Ныне заработавшие на украинско-российской границе НПЗ находились в стадиях проектирования и строительства в 2004–2009 годах, а по странному стечению обстоятельств именно в этот период из Украины решили уйти несколько российских нефтяных компаний. Под разными предлогами отказались от ранее взятых на себя обязательств по переводу на стандарты Euro 4 и Euro 5 бывшие владельцы Херсонского НПЗ - компания "Группа "Альянс" и казахстанская "КазМунайГаз". Они продали часть заводской сбытовой сети корпорации Shell. Акции самого завода приобрел владелец сети АЗС WOG Игорь Еремеев ("КазМунайГаз" в это же время купил НПЗ в Румынии). Затем, в 2008–2009 годах, российская "Татнефть" отказалась от дорогостоящей модернизации Кременчугского НПЗ. Российский монополист уступил контроль над заводом компаниям учредителей украинского ПриватБанка.
Все эти процессы привели к тому, что в Украине создалась, казалось бы, почти идеальная стартовая ситуация для начала работы новых приграничних российских НПЗ. Ведь пять из шести украинских заводов оказались недозагружены. Заводы в Херсоне и Кременчуге не модернизируются и продолжают работать на минимуме мощностей; принадлежащие группе "Приват" Дрогобычский и Надворнянский НПЗ простаивают из-за переориентации на Кременчуг поставок принадлежащей "Привату" украинской нефти, "Лукойл - Одесский НПЗ" остановился из-за заполнения трубопровода Одесса - Кременчуг нефтью из Азербайджана. Кроме импортеров из Литвы, Белоруссии и Румынии, которые уже заняли почти треть украинского рынка, фаворитом до последнего времени считался Лисичанский НПЗ. Однако после запуска новых российских приграничных заводов в непростой ситуации оказалось и это предприятие: неизвестно, смогут ли конкурировать лисичанские нефтепродукты по цене с продукцией новых заводов Кубани и Ростовской области.
Оптимистично настроенные украинские эксперты полагают, что договоренности об импорте нефти из Азербайджана помогут ПриватБанку найти общий язык с "Лукойлом" и поставки возобновятся не только в Одессу, но и в Надворную, Дрогобыч и даже Кременчуг. Это поспособствует восстановлению инвестиционной привлекательности украинской нефтепереработки и поддержит потребительские настроения, в основе которых - избыток бензина и стабильность цен. Пессимисты утверждают, что ситуация с рентабельностью российских инвестиций, оставшихся в переработке Украины, официальной Москвой уже давно просчитана - выбор сделан в пользу российских НПЗ, расположенных поблизости от украинских границ. В ближайшие месяцы к ним может добавиться еще один новый завод - Кабардино-Балкарский НПЗ той же "Роснефти" мощностью 2 млн. т.
В связи с этим не исключено, что Лисичанский НПЗ и "Лукойл", который кроме Одесского НПЗ отягощен обязательствами по развитию западноукраинского "Карпатнафтохима", могут уйти из Украины вслед за бывшими владельцами Кременчугского и Херсонского НПЗ.
Тогда на рынке переработки останутся только украинские инвесторы, которым не составит особого труда добиться от властей "заградительных" импортных пошлин (как в начале 2009 года они добились введения пошлины на нефтяной битум для строительства). Куда в таком случае смогут рентабельно продавать свою продукцию новые российские НПЗ, никому известно. Но также непонятно, что в таком случае заставит собственников украинских НПЗ завершить обещанную еще десять лет назад модернизацию и заполнить рынок отечественными, а не импортными нефтепродуктами европейского качества.
Андрей Старостин
Ознакомившись со статьей Как заработать на партнерских программах при помощи контекстной рекламы, вы сможете выбрать правильное направление развития своих интернет-ресурсов.
Еще не так давно казан купить для похода было проблематично. Но теперь это можно сделать прямо в Интернете! Причем выбор казанов очень широкий!
Комментариев нет:
Отправить комментарий