Антимонопольный комитет инициирует введение уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства
В условиях финансового кризиса большинство людей сталкиваются с материальными трудностями. Однако некоторым неразбериха в экономике очень даже на руку. Все мы можем наблюдать, как в одночасье резко подскакивают цены на отдельные товары и услуги. Например, осенью внезапно подорожали лекарства. Затем в целом ряде городов стремительно выросла стоимость проезда в транспорте. Сегодня жители крупных городов с тревогой ожидают грядущего повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Таких примеров можно приводить довольно много.
К сожалению, достаточно часто повышение цен на определенные товары и услуги никак не обусловлено экономически. Просто предприятия или власти, устанавливающие эти цены, пользуются тем, что у людей нет выбора. Другими словами, злоупотребляют своим монопольным положением на рынке. Обнаруживать и пресекать подобные проявления - прямая задача Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).
О том, как комитет борется с монополизмом и недобросовестной конкуренцией, рассказал читателям "ФАКТОВ" исполняющий обязанности председателя Антимонопольного комитета Александр Мельниченко во время прямой линии, которая прошла на днях в редакции газеты.
"Мы выясняем обоснованность предложенных столичной горадминистрацией тарифов. Пока же их введение приостановлено"
- Здравствуйте, Александр Иванович! Меня зовут Людмила. Я звоню от лица десятков тысяч киевских частных предпринимателей. Городские власти подняли для нас коммунальные тарифы сразу в десять раз! Если раньше я платила 200-300 гривен за воду, отопление и прочие услуги, то сейчас мне выставляют счет в 2 тысячи 200 гривен! Это за маленькую торговую точку! Еще я должна заплатить налоги, отчисления в различные фонды, дать зарплату продавцам, рассчитаться с поставщиками. В результате через пару месяцев мне придется закрыться, так как работать в убыток нельзя. И таких, как я, тысячи! А ведь городские власти фактически монополисты. Можете ли вы защитить киевлян?
- Я считаю, что государство должно не навязывать свои условия, а оберегать малый и средний бизнес, который во всем мире является фундаментом государственности. Именно за счет предпринимателей формируется значительная часть бюджета. К сожалению, у нас в стране пока наблюдается другое отношение к частному бизнесу.
Полностью солидарен с вами и считаю, что тарифы должны быть экономически обоснованными, учитывать все рыночные составляющие и ни в коем случае не должны быть грабительскими.
Хочу напомнить, что, когда в конце прошлого года киевская власть подняла в несколько раз коммунальные тарифы для предприятий, сделав их дискриминационными, АМКУ оперативно вмешался в ситуацию. Поводом для такого вмешательства стал тот факт, что городские власти нарушили конкурентное законодательство, создав условия, когда одни предприятия ставятся в более выгодные условия по сравнению с другими. Результаты нашей работы были положены в основу указов Президента, отменявших новые коммунальные тарифы в Киеве. И сейчас мы продолжаем расследование и выясняем обоснованность очередных предложенных горадминистрацией тарифов. Пока же введение новых тарифов приостановлено.
Отмечу, что согласно действующему жилищному законодательству, формируя какие-либо тарифы, в частности коммунальные, местная власть должна не только руководствоваться исключительно экономически обоснованными показателями, но и заблаговременно вынести новые цены на обсуждение плательщиков. Причем с указанием всех составляющих тарифа, чтобы любой человек мог сам его рассчитать и проверить. К сожалению, зачастую местные власти, в том числе столичные, игнорируют требования законов.
"Законопроект предусматривает для участников сговоров наказание вплоть до 6 лет лишения свободы"
- Добрый день! Вас беспокоят из Херсона. Меня зовут Алексей Ильич. Хотел узнать, почему горючее постоянно дорожает. Ведь цена нефти в мире снижается.
- Недавно Антимонопольный комитет провел исследование розничного рынка нефтепродуктов, и оказалось, что стоимость каждого литра горючего на заправках завышена на сумму от 40 копеек до 1 гривни. Эту информацию мы довели до премьер-министра, после чего Минтопэнерго и Минэкономики было поручено подготовить материалы и подать их на рассмотрение правительственной экспертно-аналитической группы, занимающейся разработкой рекомендованной цены на нефтепродукты.
Я же, в свою очередь, дал поручение всем двадцати семи территориальным отделениям АМКУ проверить региональные рынки бензина и дизтоплива на предмет наличия сговора между нефтетрейдерами. Сейчас мы выходим на принятие решения в расследовании деятельности компаний "ТНК-ВР", "Лукойл-Украина", "ЛИНИК" и "Укрататнафта" по поводу обоснованности их цен на дизельное топливо. Также завершается расследование по факту одновременного увеличения стоимости горючего операторами столичных АЗС. Определили компании "Кребо", "ЛукАвиаОйл" и "Укртатнафта" ответчиками по делу установления необоснованных цен на авиатопливо, стоимость которого закладывается в тарифы на перелеты.
Мы усматриваем признаки антиконкурентных действий на рынке нефтепродуктов. Если наши подозрения подтвердятся, виновные будут привлечены к ответственности. Чтобы вы понимали, что такое антиконкурентные действия, приведу пример. Допустим, если компании "ТНК-ВР", "Лукойл-Украина", "ЛИНИК" и "Укрататнафта" договорятся между собой о ценовой политике на рынке бензина, то, несмотря на то, что они будут оставаться разными юридическими лицами, для Антимонопольного комитета они уже фактически единый субъект, навязывающий свои условия рынку.
Так уж сложилось, что бизнес-структуры, даже конкурирующие, довольно часто пытаются договариваться, чтобы получить взаимную выгоду. Это могут быть соглашения о разделе рынков, территорий влияния, ассортимента товаров, услуг и, наконец, о цене. Самое грубое нарушение с точки зрения антимонопольного законодательства - договоренность об установлении единой цены и разделе рынков. В результате страдают потребители, то есть мы с вами, поскольку нарушается наше право выбора. Но, как правило, подобные соглашения документально не оформляются, соответственно, факт сговора доказать очень сложно. Поэтому во всем мире такие нарушения выявляются методами оперативно-розыскной деятельности с привлечением правоохранительных органов. В компетенцию Антимонопольного комитета Украины входит рассмотрение только легальной, документально подтвержденной деятельности компаний.
Наши сотрудники имеют право изучать разную документацию, в том числе переписку, позволяющую получить непрямые доказательства картельного сговора. Например, к нам попадают данные о том, что руководители подозреваемых структур проводили встречу, после которой отпускные цены на их предприятиях, заправках или в магазинах резко пошли вверх.
К сожалению, вынужден признать, что в Украине нет совершенных механизмов выявления тайных картельных сговоров, и в этом государство проявляет свою слабость. АМКУ может применять к нарушителям только штрафные санкции. В прошлом году было выявлено 150 фактов антиконкурентных действий, наложено штрафов на 13 миллионов 600 тысяч гривен. Из этой суммы на рынок нефтепродуктов пришлось около 2 миллионов гривен.
А сейчас мы разработали и уже внесли на рассмотрение парламента законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за такие тяжкие нарушения антимонопольного законодательства, как картели, опасность повышения количества которых в такие финансово-экономические периоды, как сейчас, значительно увеличивается. Он предусматривает для участников сговоров наказание вплоть до 6 лет лишения свободы. Данный законопроект члены правительства одобрили единогласно.
Если этот закон будет принят Верховной Радой, то каждый менеджер задумается, прежде чем идти на тайный сговор и взвинчивать цены. Ведь любой предприниматель дорожит своей репутацией, а привлечение к уголовной ответственности оставит пятно на всю жизнь. Кроме того, введение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства дает возможность привлекать к расследованиям МВД и СБУ, которые будут проводить оперативно-розыскные мероприятия. Подобная система эффективно работает в США уже более 100 лет.
"Если "Воля-Кабель" не выполнит наши требования, мы либо оштрафуем компанию, либо применим принудительный раздел монополии"
- Меня зовут Ирина. Хотела узнать, можно ли найти управу на компанию "Воля-Кабель", которая взвинтила цены на услуги кабельного телевидения в Киеве. Главное, что они вытеснили всех конкурентов и мы просто вынуждены пользоваться их услугами.
- Буквально на днях АМКУ начал расследование деятельности данной компании. Мы изучили огромное количество документов и обнаружили, что налицо все признаки завышения тарифов. При этом "Воля-Кабель" занимает на столичном рынке монопольное положение по предоставлению услуг кабельного телевидения. Окончательное решение будет принято в апреле, но уже сейчас могу сказать, что мы однозначно потребуем снижения тарифов. На сколько, пока сказать не могу.
А если "Воля-Кабель" не выполнит наши требования, то мы ее либо оштрафуем, либо применим более жесткий механизм воздействия - принудительный раздел монополии. В истории независимой Украины Антимонопольный комитет один раз уже проводил принудительный раздел монополии, и не исключено, что "Воля-Кабель" станет второй такой компанией.
- Здравствуйте! Это Радченко Виктор Иванович из Киева. Я пенсионер и инвалид. Лекарство, которое я еще совсем недавно покупал по 60 гривен за пузырек, теперь стоит 140-160 гривен. Что это за цены? Как пенсионер может купить себе лекарства?
- Виктор Иванович, я разделяю вашу боль. И как чиновник стараюсь сделать все возможное, чтобы исправить эту ситуацию.
Антимонопольный комитет за последнее время провел расследование и выявил признаки неправомерных действий у 15 оптовых компаний, которые поставляют на рынок около 90 процентов импортных лекарственных препаратов.
В апреле мы планируем закончить расследование в отношении этих фирм и принять решение о том, насколько обоснованным было синхронное повышение цен на лекарственные препараты. Если вина будет доказана, то поставщикам грозят крупные штрафы за нарушение правил честной конкуренции.
Импортеры, деятельность которых мы сейчас расследуем, ссылаются на то, что цена лекарств, которые они ввозят, зависит от валютного курса. Ведь они покупают товар не за гривни, а за доллары. С этим трудно не согласиться. Действительно, гривня сегодня существенно упала по отношению к мировым валютам, что, соответственно, отразилось на стоимости импортных товаров. Однако даже приведенный вами пример показывает: цена лекарств выросла больше, чем курс доллара. То есть импортеры под шумок завышают стоимость препаратов, чтобы компенсировать падение национальной валюты. Естественно, когда мы во всем разберемся, то примем все возможные меры для того, чтобы нормализовать цены.
А после того, как будет закончено расследование по оптовым поставщикам лекарств, мы планируем перейти ко второму этапу работы и изучить деятельность розничных аптечных сетей. Ведь есть основания предполагать, что они также не всегда обоснованно повышали цены на лекарства.
И еще один важный аспект: в процессе расследования выяснилось, что отечественная фармакологическая промышленность выпускает лишь около 20 процентов лекарств, которые потребляются в Украине. То есть наш рынок медицинских препаратов сильно зависит от импорта. Поэтому при завершении расследования мы ставим перед собой задачу не только наказать виновных в необоснованном завышении цен на лекарства, но и подготовить для правительства и Верховной Рады предложения, которые позволили бы стимулировать развитие отечественной фармакологической промышленности.
- Александр Иванович? Вас беспокоит Надежда Степановна из Балаклеи Харьковской области. Куда нам обращаться по поводу цен на коммунальные услуги? В Балаклее тарифы втрое выше, чем в Харькове. Почему так? Куда жаловаться?
- Определение тарифов на жилищно-коммунальные услуги является функцией местных властей. Но если вы обращались по этому вопросу к руководству Балаклеи и не получили удовлетворительного ответа, то вам следует пожаловаться в Министерство жилищно-коммунального хозяйства.
Хотя такая проблема есть не только в Балаклее. Нам известно, что городские власти зачастую весьма произвольно относятся к установлению тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В результате в разных городах, которые находятся на территории одного региона, тарифы различаются в несколько раз. Как такое может быть? Ведь они живут в сходных экономических и климатических условиях.
Я считаю, что выходом из такой ситуации было бы создание специального государственного органа - национальной комиссии по регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, что, кстати, предусмотрено законодательством для регулирования сфер естественных монополий, таких как ЖКХ. Комиссия могла бы рассчитывать и устанавливать общие тарифы для каждого региона с учетом местных особенностей и цен, существующих на местном рынке. Тогда произвол властей при ценообразовании в этой сфере был бы исключен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий