2005-05-19

КТО НЕ ПУСКАЕТ 30 ТЫСЯЧ ТОНН БЕНЗИНА НА УКРАИНСКИЕ ЗАПРАВКИ?

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Вчера ситуация на заправках несколько разрядилась. Небольшие очереди из пяти- десяти машин встречались только у тех столичных АЗС, которые отпускали топливо за наличные. К сожалению, заправок, где любой вид горючего можно было бы купить за "живые" деньги, не так уж и много. Правда, на большинстве АЗС, особенно принадлежащих российским компаниям, как и раньше, самый ходовой бензин отпускали по 10 литров в одни руки. При этом работники АЗС признали, что бензина стали завозить больше и они только и ждут, когда руководство компаний снимет ограничения.

Стоимость горючего на всех заправках одинаковая - строго в рамках, указанных правительством. Вот только бензин А-98, судьбой которого государство не обеспокоилось, резко подорожал: на разных заправках за литр просили от 4,5 до 4,8 гривни.

Благодаря тому что Верховная Рада упразднила налогообложение импортируемого горючего и снизила акциз на отечественное топливо, проблема дефицита может разрешиться уже в скором времени. Это признают и чиновники, и опрошенные "ФАКТАМИ" эксперты. А вчера Президент Украины Виктор Ющенко пообещал, что в ближайшие дни рынок будет полностью насыщен нефтепродуктами. По словам главы государства, уже решен вопрос о поставке нефтепродуктов на украинский рынок из стран Балтии, а также из Белоруссии и частично с Кавказа.

Для того чтобы быстрее наполнить топливный рынок, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко поручила Государственной таможенной службе, а также координирующему работу этого ведомства министру финансов Виктору Пинзеныку обеспечить ускоренное таможенное оформление импортируемых нефтепродуктов. На это должно уходить не более часа.

По словам Юлии Тимошенко, уже сейчас к Одесскому порту направляется танкер с 70 тысячами тонн бензина А-95. Еще один танкер с 30 тысячами тонн горючего вскоре будет разгружен в Феодосии. Кроме того, по железной дороге прибывает 50 тысяч тонн нефтепродуктов из России и достаточно большой объем топлива из Прибалтики. Также премьер-министр отметила, что со среды нормализована продажа нефтепродуктов в сети заправок компании "Укрнафта" и "Укртатнафта".

Что же касается цен на импортное горючее, то министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков считает: принятые парламентом изменения налогообложения позволят продавать ввезенное топливо по ценам, установленным правительством. Бензин А-76(80) и дизельное топливо должны стоить 2 гривни 85 копеек за литр, бензин А-92 - 2 гривни 99 копеек, бензин А-95 - 3 гривни 20 копеек. По словам министра, уже подписаны контракты на поставку около 700 тысяч тонн бензина.

Между тем секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Петр Порошенко считает политику Кабмина на топливном рынке непоследовательной, так как правительство сперва повысило акциз на ввоз нефтепродуктов, а теперь снизило его. По мнению Петра Порошенко, снижение акциза и отмена пошлин - явление временное.

Говоря о причинах возникновения нынешнего топливного кризиса, Юлия Тимошенко отметила: уже через несколько недель Служба безопасности Украины обнародует информацию, как и кем он был организован. Расследование уже начато, и у Кабмина есть данные, что на Лисичанском НПЗ, принадлежащем компании ТНК-ВР, хранится и не реализуется 30 тысяч тонн высокооктанового бензина.

Однако пресс-служба ООО "ТНК-ВР Украина" опровергла эту информацию, сообщает сайт "Обком". Сотрудники компании заявили, что из 30 тысяч тонн запасов нефтепродуктов, предназначенных для обеспечения потребностей собственной сети АЗС, высокооктановый бензин составляет чуть больше 11 тысяч тонн. А вот проблема с отгрузкой действительно есть: в день отгружается всего 120 тонн, то есть две железнодорожные цистерны. Связано это с тем, что железнодорожная станция Васильков-2, находящаяся в ведении Министерства транспорта, отказывается принимать большее количество вагонов.

Тем временем главный специалист пресс-службы Министерства транспорта Украины Виктор Сальков сообщил "ФАКТАМ", что прием вагонов на станции Васильков-2 не ограничен. Состав может быть не принят, только если в данный момент идет разгрузка другого состава. Но это происходит быстро. Железнодорожная цистерна сливается в течение получаса. Поэтому, по словам представителя Минтранса, причина, на которую ссылаются нефтетрейдеры, маловероятна.

Кстати, в связи с топливным кризисом вице-премьер-министр Украины по гуманитарным вопросам Николай Томенко решил временно прекратить свои "походы в массы". Ранее он рассказывал, что раз в неделю пользуется общественным транспортом, дабы потолкаться среди людей и прочувствовать их настроения. Однако в минувшие выходные Николай Томенко решил отойти от традиции. "Я знаю, что киевляне - толерантные люди, но лучше выждать, пока правительство решит проблему с бензином, а потом я вернусь в метро", - благоразумно решил он.


"ФАКТЫ" 19 мая 2005

Комментариев нет: