2005-05-15

ЕЩЕ 24 АПРЕЛЯ СОВЕТНИК ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ РОССИЙСКИЙ ПОЛИТИК БОРИС НЕМЦОВ ПРЕДСКАЗАЛ: В МАЕ БУДЕТ ДЕФИЦИТ БЕНЗИНА, А ЗАТЕМ ОН ЕЩЕ РАЗ ПОДОРОЖАЕТ

Сегодня первая часть этого прогноза сбылась: на АЗС исчезли самые ходовые марки бензина

Сергей КУРГАН,
Роберт ВАСИЛЬ
"ФАКТЫ"

Минувшие выходные показали: в Украине топливная проблема и не думает "рассасываться". По сообщениям информационных агентств, в Киевской, Днепропетровской, Львовской и ряде других областей многие заправки перешли на реализацию бензина марок А-92 и А-95 только по безналичному расчету. А некоторые и вовсе прекратили продажу данных видов горючего. И это несмотря на то, что накануне Министерство экономики под давлением нефтетрейдеров все-таки повысило предельные отпускные цены на нефтепродукты. Напомним, что с прошлой пятницы бензин А-92 должен стоить на АЗС не более 2 гривен 99 копеек за литр (ранее - 2 гривни 95 копеек), бензин А-95 - не выше 3 гривен 20 копеек (ранее - 2 гривни 99 копеек), дизтопливо - не более 2 гривен 85 копеек (ранее - 2 гривни 75 копеек). Стоимость бензина А-76(80) не изменилась - 2 гривни 85 копеек за литр.

На дешевый импортный бензин рассчитывать нечего

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко прогнозирует, что ситуация на рынке нефтепродуктов стабилизируется в течение нескольких недель. Конкретные меры будут приняты уже в ближайшие дни. В их числе премьер-министр назвала закупку казахской и прикаспийской нефти, ввоз недостающих объемов нефтепродуктов из-за рубежа, а также наращивание мощностей контролируемого государством Кременчугского нефтеперерабатывающего завода. Планируется, что уже через месяц это предприятие сможет производить до 900 тысяч тонн нефтепродуктов в месяц. Сейчас показатель составляет 600 тысяч тонн.

А что касается более долгосрочной перспективы, то, по словам Юлии Тимошенко, Кабмин намерен за полтора года построить в Одессе новый нефтеперерабатывающий завод. Причем это предприятие не будет ориентировано на переработку российской нефти. Стоит напомнить, что ранее Президент Украины Виктор Ющенко поручил правительству изучить целесообразность строительства нефтеперерабатывающего завода в Бродах (Львовская область) для переработки нефти, поступающей по нефтепроводу "Одесса-Броды".

Возникший дефицит горючего премьер-министр связывает с тем, что российские компании, поставляющие нефть в нашу страну, пытаются оказывать давление на правительство, навязывая ему свои условия. В частности, по словам Юлии Тимошенко, с 7 по 11 мая на Кременчугский НПЗ сырье вообще не поступало, хотя контракты были заключены и поставки оплачены.

Кстати, планы украинского правительства по закупке горючего за рубежом могут так и не осуществиться. Как сообщил глава украинского представительства АО "Мажейкю Нафта", крупнейшего литовского нефтеперерабатывающего завода, Игорь Майстренко, при нынешнем уровне предельных цен на нефтепродукты, установленных Министерством экономики, их импорт из стран Европейского Союза нецелесообразен. В таких условиях рыночная стоимость литра бензина А-95, произведенного на украинских заводах, должна составлять не менее 3 гривен 30 копеек, а импортного - около 3 гривен 60 копеек. В противном случае торговать горючим просто нерентабельно.

Для того чтобы сделать ввоз горючего из-за рубежа более выгодным, Кабинет министров обратился к Верховной Раде с просьбой упростить таможенное оформление импортируемых нефтепродуктов и отменить ввозную пошлину и все налоги, кроме НДС.

Между тем министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков заявил, что Кабмин разрабатывает новую схему расчета предельного уровня цен на нефтепродукты, которая должна быть задействована до конца июня. Правительство собирается привязать стоимость горючего в Украине к цене нефти на мировом рынке. Для создания формулы расчета уже создана рабочая группа, в состав которой вошли представители власти и отечественных нефтеперерабатывающих заводов.

Однако эксперты утверждают, что стоимость нефти на мировом рынке будет увеличиваться и в дальнейшем. В частности, аналитики "Barсlays Capital" считают, что в третьем квартале нынешнего года цена барреля нефти превысит 60 долларов. Сегодня на ведущих мировых биржах черное золото стоит около 50 долларов за баррель. Среди причин, способных привести к подорожанию нефти, эксперты называют резкое сокращение поставок сырья из России, постоянно растущий спрос на энергоносители в Китае.

Бензин в столице отпускают только по безналичному расчету, талонам и клубным карточкам

Вчера ситуация на киевских бензозаправках была весьма плачевной. За наличные заправиться практически не было шансов. Хотя заправки и работали, но бензин отпускали по безналичному расчету, талонам и клубным карточкам.

На АЗС "Лукойла" за наличные продавали только бензин А-98, цену которого правительство не регулирует. Его можно было приобрести по 4,10 гривни за литр. Дизельное топливо отпускалось по 2,85 гривни за литр. Обладатели талонов и клубных карточек могли приобрести бензин А-95 по новой предельной цене - 3,2 гривни за литр.

На вопрос, почему на АЗС нет популярных марок бензина, работники пожимали плечами: "Не знаем, разве нам что-то объясняют? Привезут бензин - будем продавать". И посоветовали: "Берите "девяносто восьмой", он в любую машину подходит".

Вывески компании "ТНК" встречают клиентов стереотипными буквами "БН" (безналичный расчет, что для большинства водителей равнозначно: бензина нет) напротив всех марок топлива.

Тем не менее работники АЗС не скучали, без конца заправляя автомобили.

- Заправляем наших постоянных клиентов, которые оплатили бензин заранее, - объяснил руководитель смены. - Им компания обязана бензин поставить. А все остальные пусть ищут топливо где-нибудь в другом месте.

Цены для безналичного расчета поражали. Стоимость бензина А-95 не вписывалась даже в новую предельную цену, только что установленную Министерством экономики. За литр этого топлива постоянные клиенты "ТНК" платили 3,52 гривни. А-92 продавался по 3,29 гривни, А-76 - по 3,14, дизельное топливо - по 3,29 гривни за литр.

Последняя надежда водителя - АЗС государственной сети "Нафтогаз-Екоiл", где правительство обещало обеспечить топливо по ценам, которые само же и установило. На бензоколонке торговали бензином А-76 и дизельным топливом по цене 2,85 гривни за литр. Напротив А-92 и А-95 на вывеске красовались все те же буквы "БН".

- До пятницы у нас бензин был в свободной продаже, - объяснил руководитель АЗС. - Как всегда, мы заготовили резерв для работы в субботу и воскресенье. Однако, когда в пятницу другие компании закрыли свои АЗС, все водители бросились к нам. Очередь выстроилась огромная. Люди стояли в ней часами. В результате в ночь на субботу было выкуплено почти все топливо. Поэтому мы вынуждены были прекратить свободную продажу А-95 и А-92 для того, чтобы обеспечить этим топливом хотя бы наших постоянных клиентов, которые оплатили его заранее.

- А сколько стоит бензин по "безналу"?

- У нас самые низкие цены.

А-95 - 2,99 гривни за литр, А-92 - 2,95 гривни, А-98 - 4 гривни.

Вопрос, появится ли топливо в ближайшее время, звучал риторически...

"ФАКТЫ" 15 мая 2005

Комментариев нет: