2002-11-05

УКРАИНА МОЖЕТ СТАТЬ КРУПНЕЙШИМ ПОСТАВЩИКОМ ГОРЮЧЕГО НА МИРОВОЙ РЫНОК?

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

С каждым годом мировые запасы нефти стремительно сокращаются, а новые крупные месторождения находят все реже. Эксперты считают, что через 10 лет в мире начнется масштабный топливный кризис, вызванный тем, что спрос на нефть превысит предложение. Так, по расчетам Ассоциации по изучению конъюнктуры нефтяного спроса (ASPO), запасы нефти закончатся еще при жизни нынешнего поколения, поскольку уже сейчас индустриальные страны Запада используют ее в четыре раза больше, чем открывается новых месторождений. А через 20 лет потребление увеличится еще на 20 процентов по сравнению с нынешним. Кроме того, развивающиеся страны будут расходовать "черного золота" на 50 процентов больше, а производители нефти не смогут удовлетворять возросшие потребности.

В связи с этим сейчас во всем мире ведутся активные поиски альтернативного топлива. В нашей стране разработкой экологически чистого горючего из рапса уже более двадцати лет занимаются харьковские ученые. В своих исследованиях они опираются на опыт западных стран, где все больше автомобилей переходит на биологическое топливо. В Европе на масле, которым наши хозяйки заправляют салаты, ездят даже такие престижные машины, как "Мерседесы" и "Фольксвагены".

Правда, тем, кто переводит свой автомобиль на новый вид горючего, приходится модернизировать двигатель. В Германии, например, производится несколько марок дизельных двигателей для работы на чистом рапсовом масле.

Больше всего биотоплива производит Италия, Бельгия, Франция и Германия. Только французы ежегодно выпускают около десяти тысяч тонн такого горючего. Производство биологического топлива пока обходится немного дороже производства традиционного. Хотя из-за постоянного роста цен на нефть эта разница постепенно уменьшается. А если учесть, что в странах Евросоюза биодизельное горючее не облагается налогом, то ездить на нем становится все выгоднее.

По мнению кандидата технических наук Владимира Семенова, занимающегося разработкой альтернативного горючего в Харьковском политехническом университете, переход на биотопливо особенно актуален сейчас, в ситуации парникового эффекта, так как от сжигания растительного бензина в атмосферу попадает значительно меньше углекислого газа и не содержит канцерогенных веществ и серы.

Причем рапс можно выращивать в чернобыльской зоне. Ведь рапсовое масло получают из семян, а в них радионуклиды и тяжелые металлы не попадают. Между тем, использование таких земель под рапсовые плантации позволило бы удовлетворять потребности Украины в дизельном топливе на 8--10 процентов. А себестоимость одного литра растительного бензина составила бы около одной гривни.

Как ранее рассказал "ФАКТАМ" министр аграрной политики Украины Сергей Рыжук, в нашей стране действует программа содействия выращиванию и дальнейшей переработке рапса. Причем эта культура не только является отличным сырьем для выпуска масла, но и способствует восстановлению плодородия земли. Так что не исключено, что вскоре аграрная Украина станет одним из крупнейших поставщиков... горючего.

"Facty i kommentarii ". 05-Ноябрь-2002. Экономика.

Комментариев нет: