2010-07-26

В УКРАИНЕ ВОЗНИК ДЕФИЦИТ БЫТОВОГО БАЛЛОННОГО ГАЗА

Эксперты утверждают, что льготный сжиженный газ, предназначенный для нужд населения, "уходит" для продажи на коммерческих автозаправках

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"



Сегодня трудно представить себе квартиру, частный дом или дачу без газовой плиты. Но далеко не все населенные пункты имеют центральное газоснабжение. Поэтому многим людям, особенно живущим в отдаленных селах, приходится пользоваться газом в баллонах. Однако в последнее время в редакцию стали звонить читатели с жалобами: невозможно заправить баллоны. Как выяснилось, в некоторых регионах, в частности, в Запорожской и Закарпатской областях, действительно возник дефицит бытового баллонного газа. Не исключено, что он может исчезнуть и в других регионах.

В частности, по словам генерального директора компании "Запорожспецтрансгаз" Александра Дыдзинского, сейчас у его организации возникли серьезные проблемы с закупкой у государственных добывающих компаний сжиженного газа для населения. Так, на последнем специальном аукционе компании удалось приобрести только 360 тонн газа вместо необходимых 400 тонн. И то лишь благодаря содействию Запорожской облгосадминистрации. То, что с закупкой газа возникла проблема, подтвердил и президент Украинской ассоциации сжиженного газа Сергей Пивень. Оказывается, большие объемы льготного газа, предназначенного для обеспечения людей, сейчас выкупают коммерческие структуры.

Прокомментировать тревожную ситуацию "ФАКТЫ" попросили директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна.

- Действительно, сейчас во многих регионах наблюдается дефицит бытового сжиженного газа. Проблемы начались после недавнего изменения правил проведения открытых торгов. По закону, аукционы по продаже сжиженного газа проводятся в два этапа. Газ по льготной цене в первую очередь продают компаниям, занимающимся поставками баллонного газа для населения. Этот газ служит для обеспечения негазифицированных сел и дачных кооперативов. На протяжении последних лет ежемесячное потребление такого газа составляло в целом по стране 6-8 тысяч тонн. Весь оставшийся добытый газ выставлялся на открытые коммерческие аукционы, где продавался по рыночным ценам всем желающим.

Но недавно Аукционный комитет, невзирая на действующее законодательство, четко регламентирующее проведение данных торгов, прекратил продажу энергоносителя на коммерческих аукционах и предписал весь объем сжиженного газа продавать на специализированных торгах по цене в два раза ниже рыночной. В июне было продано более 23 тысяч тонн сжиженного газа. Хочу заметить, что население физически не сможет потребить такое огромное количество газа в баллонах. Более того, в стране даже нет такого количества баллонов, способного вместить весь предлагаемый объем. Но тут оказалось, что главными покупателями льготного газа, формально предназначавшегося для населения, стали несколько коммерческих структур, не имеющих никакого отношения к обслуживанию населения. Зато имеющих прямой доступ к газовым автозаправкам, где они и продают выкупленный за бесценок у государственных компаний газ автомобилистам. Естественно, уже по цене чуть ниже рыночной. В то же время у многих областных энергетических компаний, действительно занимающихся заправкой баллонов для бытовых нужд, возникли серьезные проблемы с покупкой газа. Его просто не оказалось в нужном количестве, так как большинство лотов на аукционе уже были отданы коммерсантам.

Данная ситуация имеет еще один важный аспект. Учитывая, что сегодня розничный рынок автомобильного сжиженного газа находится в "полудиком" состоянии, когда машины нередко заправляют прямо из газовозов на обочине, нетрудно представить, что все полученные наличные деньги оседают в чьих-то карманах. Государство несет прямые убытки, а легально торгующим газовым АЗС становится сложно конкурировать с коммерсантами, закупающими газ по цене в два раза ниже рыночной. Не говоря уже о том, что люди, для которых баллонный газ жизненно необходим, его просто не могут купить. Остается надеяться, что правительство обратит внимание на тревожную ситуацию, возникшую на рынке сжиженного газа, и защитит интересы государства и простых людей.

Огромное количество грузов перевозится по автомобильным дорогам. Грузовики-тяжеловозы способны доставить любой груз в самые отдаленные уголки мира. Но при условии нормальной работы их двигателей. Если возникли проблемы, то обеспечит двигателю cummins ремонт одна из ведущих российских компаний "SolexAuto". Компания специализируется на ремонте двигателей Caterpillar и Cummins и имеет более чем семилетний успешный опыт работы.

Комментариев нет: