2003-01-11

ВОЗМОЖНО, ИЗ-ЗА ПОВЫШЕНИЯ АКЦИЗА ВСКОРЕ ПОДОРОЖАЮТ НЕКОТОРЫЕ МАРКИ БЕНЗИНА

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Новый год на отечественном топливном рынке начался с повышения Верховной Радой Украины ставок акцизного сбора на некоторые марки горючего с 30 до 60 евро за тонну, тем самым уравняв их для всех видов бензина.

Закон, принятый парламентом, предполагает, что новая ставка будет применяться к моторным смесевым бензинам с содержанием не менее 5 процентов высокооктановых кислородосодержащих добавок или этил-третил-бутилового эфира (А-76Ек, А-80Ек, А-92Ек, АИ-93Ек, А-95Ек, А-98Ек) лишь в течение 2003 года. До 1 января размер ставки акцизного сбора составлял 30 евро на смесевые бензины и 60 евро -- на другие его виды.

Стоит напомнить, что льготный режим налогообложения смесевых бензинов был введен для стабилизации и увеличения использования мощностей предприятий сахарной и спиртовой отрасли. Бензины моторные смесевые отличаются от других содержанием высокооктановых кислородосодержащих добавок, выпускаемых предприятиями спиртовой промышленности.

По мнению специалистов Украинского союза промышленников и предпринимателей, повышение акциза приведет к подорожанию моторных смесевых бензинов не только на заводах-производителях, но и на заправках. Кроме того, это может повлечь за собой свертывание научно-исследовательских работ по производству экологических видов топлива и снижение объемов производства на спиртовых и сахарных заводах.

При этом сохранение ставки акциза на бензины моторные смесевые в размере 30 евро в 2003 году могло привести к недополучению госбюджетом доходов в связи с переходом значительной части украинских НПЗ на выпуск продукции, на которую начисляется меньший акциз.

В то же время, по словам заместителя государственного секретаря Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Валерия Зубарева, ситуация на рынке нефтепродуктов Украины сейчас стабильная, спрос удовлетворяется предложением.

В январе-феврале потребности страны в бензине и дизтопливе, исходя из сезонного спроса на горючее и прогноз их производства, будут удовлетворены. В первом квартале нынешнего года, в соответствии с соглашением о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов между правительством Российской Федерации и правительством Украины, может быть поставлено больше 4 миллионов тонн нефти только для переработки на украинских заводах. Всего же в нынешнем году на отечественные перерабатывающие предприятия должно поступить 18 миллионов тонн нефти.

Валерий Зубарев также отметил, что стабильности ситуации на рынке способствует и то, что запасы нефтепродуктов в декабре 2002 года были приблизительно в 1,5 раза больше их потребления. В декабре розничные цены на бензин снизились в среднем на 4 процента, а на дизтопливо -- на 1 процент.

Однако не исключено, что ситуация может измениться. По мнению заместителя госсекретаря, к основным факторам, которые могут повлиять на отечественный топливный рынок в первом квартале 2003 года являются, относятся рост мировых цен на нефть, а также изменения налогообложения в странах-поставщиках нефти. В частности, с 1 декабря 2002 года Россия повысила экспортную пошлину на свою нефть с 26,2 доллара до 29,8 доллара за тонну, а с 1 января 2003 года наш северный сосед увеличил на 45 процентов акцизы на бензин.

Вместе с тем Валерий Зубарев отметил, что изменения, внесенные в украинское законодательство в конце прошлого года, не должны существенно повлиять на рынок. По его словам, повышение ставки акцизного сбора на бензины моторные смесевые с 30 евро до 60 евро за тонну может повлиять только на цену данного вида топлива и никак не отразится на других марках горючего. Дело в том, что смесевые бензины составляют всего 10 процентов от общего объема нефтепродуктов, реализующихся в Украине, в то время как на все другие бензины ставки акцизного сбора не изменились.

"Facty i kommentarii ". 11-Январь-2003. Экономика.

Комментариев нет: