Хотя правительство уверяет, что горючее скоро перестанет дорожать
Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"
Основа для нынешнего скачка цен на нефтепродукты закладывалась еще в прошлом году. Как ни парадоксально, но сегодняшнее подорожание горючего во многом связано с предыдущим существенным снижением его цены.
В прошлом году цены на дизтопливо и бензин А-76 снизились в два раза
Если раньше события на мировом рынке нефти очень слабо отражались на положении в Украине, то прошлый год стал исключением: снижение мировых цен на сырье привело к стремительному падению стоимости горючего.
В течение 2001 года нефть на мировом рынке подешевела. Если в первой декаде января прошлого года на Лондонской международной нефтяной бирже цена барреля нефти (баррель -- в переводе с английского "бочка" -- равен 159 литрам) колебалась в пределах 24--26 долларов, то в начале января 2002 года она составляла 19,9--22 доллара. В связи с этим Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), заинтересованная в том, чтобы не допустить подешевения бензина, с большим трудом, но все же убедила Россию, Норвегию и Мексику, которые не входят в мировой нефтяной картель, ввести квоты на добычу нефти. Ведь чем меньше предложение товара, тем выше его цена. Тем более что большинство членов ОПЕК обладают сравнительно легко добываемыми запасами нефти. Ее себестоимость в среднем составляет 5 долларов за баррель.
Правда, Россия недолго соблюдала договоренность. Поняв, что искусственное уменьшение экспорта значительно снижает поступления в бюджет (формируемый в основном за счет средств от продажи природных ресурсов), Россия заявила об увеличении экспорта нефти. Что, кстати, может негативно отразиться на украинском рынке.
Если говорить об Украине, то наш рынок был в прошлом году как никогда стабилен. Более того, постепенно страна из импортера нефтепродуктов начала превращаться в экспортера. В 2001 году импорт дизтоплива составил 669 тыс. тонн (в 2000-м -- 2170 тыс. тонн), бензина -- 540 тыс. тонн (в 2000-м -- 1720).
Одновременно экспорт дизтоплива увеличился по сравнению с прошлогодним почти в три раза и составил 950 тыс. тонн, а бензина -- в 8,5 раза и составил 69 тыс. тонн. Специалисты утверждают, что отечественный рынок наполнился горючим и оно подешевело благодаря тому, что крупнейшие НПЗ были приватизированы российскими компаниями, которые, в свою очередь, заинтересованы в эффективной работе заводов, наполнении рынка и получении прибыли.
В течение прошлого года больше всего снизились цены на самое ходовое горючее. Так, дизтопливо и А-76 подешевели в два раза. Если в начале 2001 года средняя оптовая цена тонны солярки составляла 1914 грн., а 1 октября -- 1415 грн., то уже 31 декабря цена опустилась до 950 грн. То есть за первые девять месяцев тонна дизтоплива подешевела на 499 грн., а за последние три еще на 465 грн. Также незначительно снизилась стоимость и более престижных марок бензина.
Однако с нового года, согласно постановлению правительства, существенно увеличилось налогообложение операций с нефтью, что не могло не отразиться на стоимости горючего. В преддверии повышения налогов в страну ввезли максимальное количество сырья, которого хватило на первые месяцы 2002 года. Еще в начале нынешнего года в комментарии "ФАКТАМ" эксперт консалтинговой компании "ЮПЕКО" Сергей Куюн предупреждал, что, как только кончится горючее, произведенное из сырья, ввезенного до повышения налогов, цены на нефтепродукты начнут расти. Ведь их уже будут делать из более дорогой нефти.
В результате с 25 декабря по 28 февраля стоимость тонны бензина марки Аи-95 в среднем выросла на 3,23%, Аи-92 -- на 3,44%, при этом низкооктановый А-76 подорожал на 11,29%, а дизтопливо -- на 20,21%. А тут еще и мировые цены на нефть стали стремительно расти.
Дальше -- больше. По данным Минтопэнерго, в начале апреля НПЗ повысили цены на светлые нефтепродукты на 5--10% по сравнению с мартовскими. А за май топливо подорожало в среднем на 10--20%. Да и мировая цена на нефть подскочила с 24 до 28 долларов за баррель. В целом за последние несколько месяцев она возросла на 30%. В результате на майском украинском аукционе тонна нефти подорожала с 600 до 838,33 гривни. Естественно, это привело к новому росту цен на отечественное горючее. Сегодня в регионах Украины средняя цена дизтоплива составляет 1,5--1,6 грн. за литр, бензин А-76 стоит 1,45--1,55 грн., бензин А-92 -- 1,8--1,9 грн.
Дефицит топлива нам не угрожает
Еще одной причиной подорожания горючего специалисты называют несоответствие цен нефтепродуктов в Украине и за рубежом. В этих условиях крупным нефтяным компаниям, владеющим НПЗ, выгоднее было продавать продукцию за границу. А так как объемы таких продаж сравнительно невелики, то переработчики были заинтересованы в приближении отечественных цен к зарубежным. Что, кстати, на сегодняшний день уже произошло. Более того, наши цены начинают превышать европейские.
Негативное влияние оказало также повышение Россией с 1 июня экспортной пошлины на нефть. Чиновники, которые раньше отрицали влияние данного фактора, сегодня с этим соглашаются. Как заявил министр экономики и европейской интеграции Александр Шлапак, к резкому скачку цен привел, кроме введения новых экспортных пошлин, отказ России от квот на экспорт российской нефти на рынки Европы. Таким образом, продавать сырье на Запад россиянам стало выгоднее, чем в Украину. Александр Шлапак признал, что скачок цен спровоцировало увеличение налогов для НПЗ, в первую очередь акцизного сбора и НДС.
Что касается прогнозов, то сегодня правительство в очередной раз заявляет: вскоре ситуация стабилизируется. Правда, похоже, что для таких заявлений действительно есть основания.
Нефтеперерабатывающие заводы Украины с января по май 2002 года переработали в 1,6 раза (на 60%) больше нефти, чем за пять месяцев прошлого года. Как сообщил Александр Шлапак, производство бензина за этот период увеличилось на 55%, дизтоплива -- на 60%. Таким образом, дефицит топлива нам не угрожает. А если учесть, что, по мнению специалистов, дальнейшее повышение цен неминуемо приведет к ввозу в страну более дешевых нефтепродуктов из-за рубежа, то и существенного подорожания горючего уже не будет.
Даже министр экономики не исключил возможности стабилизации внутреннего рынка за счет ввоза нефтепродуктов из России и Белоруссии, где они несколько дешевле.
Кстати, Украина является единственной страной, для которой Россия ввела налогообложение НДС нефти и газа. Импортеры также вносят НДС и в украинский бюджет, что увеличивает цену украинских нефтепродуктов по сравнению с российскими и белорусскими.
Более того, по словам Александра Шлапака, в третьем квартале 2002 года цены будут стабильными. На нефтеперерабатывающие заводы Украины планируется поставить свыше 5 млн. тонн нефти, что значительно больше, чем в прошлом году (4,5 млн. тонн). Еще одним фактором, ведущим к стабилизации, Александр Шлапак назвал то, что стоимость нефтепродуктов, продаваемых в Украине, будет существенно выше цены экспортируемого топлива. По его мнению, нефтеперерабатывающим заводам станет выгоднее сбывать нефтепродукты на внутреннем рынке, чем вывозить их.
"Facty i kommentarii ". 15-Июнь-2002. Экономика.
ALEX, ваш пароль изменён.
-
Вы изменили пароль.
[image: LinkedIn]
Здравствуйте, ALEX!
Вы изменили свой пароль в LinkedIn.
Благодарим за использован...
9 лет назад
Комментариев нет:
Отправить комментарий