2002-04-20

В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ВОЗМОЖНО НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН НА БЕНЗИН

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

В конце прошлой недели многие водители заметили, что на некоторых заправках незначительно подорожал бензин. Кроме того, по мнению экспертов, цены на нефтепродукты в апреле могут вырасти еще на 4--8%. Ранее в среднем на 5--6% поднялись и оптовые цены на горючее. Некоторые специалисты связывают рост оптовых цен с началом
выплат возросших налогов производителями нефтепродуктов. Напомним, что в начале года были изменены правила налогообложения нефтеперерабатывающих предприятий. В частности, в цену на горючее заложены акцизный сбор и НДС, что привело к подорожанию топлива в январе--феврале на 18--24%.

Прокомментировать ситуацию "ФАКТЫ" попросили эксперта топливного рынка Сергея Куюна.

-- Отразятся ли на отечественном топливном рынке колебания мировых цен на горючее?


-- Еще несколько лет назад цены на отечественных заправках не зависели от изменений стоимости нефти на мировом рынке. Гораздо больше на цены влияли решения России, которая является основным поставщиком нефти в Украину.

Сейчас ситуация меняется. Дорожает нефть на мировом рынке, а следом и Россия поднимает цены, не желая терять прибыли. Соответственно, постоянно повышается и стоимость бензина, произведенного из российской нефти на отечественных предприятиях. Так, неделю назад розничные цены на высокооктановые бензины подскочили на 7--10 копеек. Причина проста: на заправках закончились запасы топлива, купленные по старым, более низким ценам. Скорее всего, незначительное подорожание горючего -- до 5% -- будет продолжаться еще несколько недель. В то же время количество нефти, ввозимой из России на приватизированные украинские предприятия, полностью удовлетворяет потребности страны. Более того, на второй квартал текущего года заявлены такие объемы поставок российской нефти, что заводы физически не смогут ее переработать. Таким образом, возможно, вскоре цены начнут снижаться. Влияет на рост цен и то, что предприятия продают избыток нефтепродуктов за рубеж, где их стоимость несколько выше.
Естественно, что постепенно производители, являющиеся также владельцами сетей автозаправок, подтягивают наши цены к экспортным.

-- Не приведет ли это к тому, что нефтеперерабатывающие заводы начнут большими объемами продавать свою продукцию за рубеж, тем самым подрывая отечественный рынок?

-- Это невозможно по нескольким причинам. Во-первых, практически все НПЗ в первую очередь заинтересованы в обеспечении горючим собственных заправок и выполнении контрактов на поставку топлива другим фирмам. Около 80% общего объема горючего реализуется внутри страны, и только оставшиеся 20% могут поступать за рубеж. Во-вторых, нужно помнить, что наши ГОСТы существенно отличаются от мировых стандартов качества и классификации. Так, бензин, продающийся за рубеж, на заправки там не попадает, а используется как сырье для дальнейшей переработки и изготовления топлива, соответствующего европейским и американским стандартам. А наше дизтопливо используют только как печное горючее. Таким образом, вывоз значительных объемов нефтепродуктов Украине не грозит.

-- На протяжении многих лет в период посевной кампании традиционно ощущался дефицит дизтоплива, да и цена на него возрастала. В нынешнем году проблем с данным видом горючего не наблюдается. С чем это связано? -- Действительно, селяне сейчас полностью обеспечены дизтопливом по стабильным ценам. Дело в том, что в Украине производится такое количество топлива, что ни о каком дефиците не может быть речи. Кроме того, в конце февраля -- начале марта дизтопливо подешевело и аграрии закупили его на всю посевную кампанию.

"Facty i kommentarii ". 20-Апрель-2002. Экономика.

Комментариев нет: