2011-04-26

После египетской революции отдыхать и покупать недвижимость в этой стране стало гораздо выгоднее

Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ» (Хургада—Киев)
22.04.2011

Из теленовостей мы знаем, что в Египте начался суд над бывшим президентом Хосни Мубараком. Нам показывают демонстрации на площади, вооруженных солдат… А ведь совсем недавно у многих украинцев Египет ассоциировался прежде всего с теплым морем, ярким солнцем и бесконечными пляжами, а также древней историей, пирамидами и сфинксом. После египетской революции некоторые государства, в том числе Украина, ограничили въезд своих граждан в эту страну. Но постепенно ситуация меняется, и туристы из России и Украины вновь отправляются за незабываемыми впечатлениями и бронзовым загаром. Чтобы своими глазами увидеть, насколько безопасен отдых в Египте, туда отправилась и группа украинских журналистов.

С балконов всех номеров прекрасно видны лазурные волны и слышен шум прибоя

В аэропорту Хургады нашу группу радушно встретил гид компании Pegas Touristik по имени Амр. Как только гости разместились в автобусе, экскурсовод решил расставить политические акценты для любопытных журналистов:
- Сейчас к нам возвращаются туристы. Первый их вопрос: «Ваша война продолжается, еще стреляют»? Да и многие мои знакомые из России, Украины, Белоруссии звонят по телефону или присылают электронные сообщения с тем же вопросом. Ответ один: у нас нет и не было войны! У нас просто произошла революция! Терпение людей переполнилось, они вышли на центральную площадь Каира и потребовали отставки президента Мубарака. Сейчас мы готовимся к демократическим выборам. Но порядок в стране полностью контролирует армия, командование которой сразу после революции заявило о своей аполитичности и отказе от участия в борьбе за власть.

Но особенно хочу отметить, что, в отличие от Каира, ни на одном курорте Красного моря абсолютно никаких волнений не было. Более того, жители Хургады, Шарм-эль-Шейха и других курортных городов не допустят никаких беспорядков, так как их благосостояние напрямую зависит от туристов, — заверил Амр.
 
Хургада — относительно молодой, но стремительно развивающийся город. Когда-то на его месте была небольшая рыбацкая деревня. Нетронутая природа, бескрайние песчаные пляжи и богатейшая фауна Красного моря привлекают гостей из Европы. Сначала в Хургаде появились туристы из Германии. За ними потянулись французы, итальянцы, британцы… В 1981 году в Хургаде был открыт аэропорт, которому два года назад, после реконструкции, присвоили статус международного.

Первым отелем в Хургаде стал «Шератон». Сейчас он уже закрыт, но улица, ведущая к гостинице, — одна из центральных артерий города и до сих пор носит название Шератон. Кстати, многие улицы в Хургаде получили имена отелей, которые на них находятся. Эта деталь подчеркивает, что город полностью зависит от туризма.

Стремительное развитие Хургады как курортного центра началось после того, как здесь появились первые туристы из бывших республик СССР. «Когда к нам приехали русские, они сразу покорили город, а потом и всю страну», — шутят местные жители. Здесь нас всех по привычке называют русскими, хотя разницу между Россией и Украиной большинство египтян прекрасно знают и столицы государств не путают. Более того, некоторые продавцы бесчисленных городских магазинчиков уже освоили украинский язык. Кстати, в Хургаде нет языкового барьера. Практически все жители свободно говорят по-русски, да и вывески половины ресторанов, кафе и лавочек написаны на русском языке.

Сейчас на территории Хургады, которая протянулась узкой и длинной зеленой полосой вдоль залива Красного моря, находится более 250 отелей различного класса. Еще около 50 гостиниц строится.

Нашу группу поселили в отеле Pyramisa Sahl Hasheesh. Район Сахл Хашиш расположен в 20 километрах от аэропорта и в 25 километрах от центра Хургады, имеет большую огороженную и хорошо охраняемую территорию. В этом молодом курортном районе уже действуют пять отелей. Все они построены два-три года назад и соответствуют наивысшим стандартам. Обязательно имеется один или несколько бассейнов, детские площадки, широкие, прекрасно оборудованные пляжи, кафе, рестораны, парковые зоны. Номера предлагаются на любой вкус, поэтому легко подобрать удобный вариант как для супружеской пары, так и для семьи с детьми или большой молодежной компании. Любопытной особенностью большинства отелей, в частности Pyramisa Sahl Hasheesh, является особая планировка жилых корпусов. Они построены таким образом, что с балконов всех номеров прекрасно видны лазурные волны и слышен шелест прибоя.

Стоит отметить, что в районе Сахл Хашиш не только развита вся курортная инфраструктура, но также есть немало различных магазинов. Поэтому ехать в центр Хургады только за сувенирами и покупками нет смысла.

По официальным данным, ежемесячные потери Египта от снижения потока отдыхающих составляют миллиард долларов

В первой половине апреля, когда в Египте уже в разгаре курортный сезон, отели оказались заполнены примерно на 35 процентов. Для сравнения: в этот же период 2010 года почти все номера гостиниц были заняты. Но ситуация начала меняться к лучшему после того, как в начале апреля возобновились чартерные рейсы из России и Украины. Правда, довольно много магазинчиков и кафе в центре Хургады пока не открылись, но купить сувениры, продукты или выпить чашечку кофе не составляет проблемы. Египтяне радушно встречают вас у дверей своего заведения и всячески стараются угодить. Торговаться можно везде, и скидки бывают весьма существенные. Местные жители сейчас готовы идти на все, лишь бы показать, как они рады туристам. Хотя восточный сервис иногда бывает довольно навязчивым. Но это уже издержки национального менталитета. Кстати, в прошлом году наибольшее количество туристов, посетивших Египет, было именно из стран СНГ — 2 миллиона 800 тысяч человек. Поэтому нетрудно понять, насколько серьезный удар закрытие границ нанесло не только по экономике Египта в целом, но и по мелкому бизнесу сотен тысяч простых египтян. Ведь практически все население Хургады связано с туризмом. Единственным высшим учебным заведением в городе является институт туризма. По официальным данным, после революции ежемесячные потери Египта от снижения потока отдыхающих составляют миллиард долларов.

Но для того, чтобы получить более полную картину ситуации в туристических центрах Египта, журналисты отправились в древнюю столицу Луксор. Название этого города, находящегося на восточном берегу Нила, в переводе с арабского означает «много дворцов». Когда-то это был город фараонов. По древним поверьям, храмы богов, дворцы и жилища египтян строились на восточном берегу Нила, а гробницы, подземные усыпальницы и пирамиды — на западном. Египтяне верили, что человеческая жизнь подобна пути солнца по небосводу. Поэтому после смерти люди обретали вечную загробную жизнь на западном берегу великой реки, и им нужны были прочные «жилища», способные простоять тысячи лет. Кстати, однодневная экскурсия в Луксор стоит 90-95 долларов.
 
В отелях людей немного, и в основном европейцы. Мы свободно гуляли по вечернему городу, наблюдая за его жизнью и общаясь с разговорчивыми египтянами. Единственным напоминанием о политической ситуации в стране стало часто повторяемое в разговорах «до революции» и «после революции». Страна переступила некий временной барьер, и все ее граждане это почувствовали.

В Луксоре, как, впрочем, и во многих городах, одним из самых распространенных видов общественного транспорта являются небольшие микроавтобусы. По комфортности они значительно уступают нашим «Богданам», но народу в них втискивается не меньше. При этом ездят автобусы с открытыми дверями. Поэтому посадка и высадка пассажиров зачастую происходит прямо на ходу.

«Турфирмы снизили цены и уже несколько месяцев работают без прибыли и даже с убытками»

На обратном пути из Луксора мы проезжали через многие села. На полях зеленел сахарный тростник, люцерна, пшеница… Крестьяне, видя туристический автобус, улыбались и махали нам вслед. Стоит отметить, что к плодородным землям египтяне относятся очень бережно. Ведь 96 процентов территории страны заняты пустыней и непригодными для возделывания землями. На востоке от Нила находится Аравийская пустыня, занимающая 25 процентов страны. Западную часть Египта покрывает пустыня Сахара, которая составляет 55 процентов территории государства. Поэтому большая часть населения живет вдоль берегов Нила. И жилищный вопрос, особенно в сельских районах, стоит довольно остро.

Традиционный деревенский египетский дом имеет несколько этажей, которые достраиваются на протяжении многих лет. Если у молодой семьи после свадьбы есть возможность купить земельный участок, то строится первый этаж и выводятся несущие конструкции для второго. В таком незавершенном состоянии дом стоит много лет. Полноценная крыша не строится, так как после этого придется платить налог на недвижимость. Когда в семье женится первый сын, для него возводят второй этаж и создают видимость строительства третьего. После женитьбы остальных сыновей все повторяется.
 
Как рассказал наш гид, из-за революции в сельскохозяйственных районах произошел настоящий строительный бум. В период безвластия многие египтяне стали хаотично возводить дома на любом свободном клочке земли, причем иногда — на плодородных почвах или берегах оросительных каналов. Учитывая то, что главным стройматериалом служат самодельные глиняные кирпичи, а подводить отопление, водоснабжение и газ не нужно, глиняные «коробки» выросли как грибы после дождя. Сейчас, когда политическая ситуация стабилизировалась, новым властям придется срочно решать проблему самостроев, поскольку за два месяца они заняли около 2 тысяч гектаров плодородной земли.

В городах ситуация несколько иная. По дороге из района Сахл Хашиш к центру Хургады мы проезжали престижный коттеджный городок Нагавиш. В основном это двухэтажные таунхаусы, рассчитанные на две семьи. Полдома, жилая площадь которого составляет не меньше 100 квадратных метров, стоит около 145 тысяч долларов. Причем при подсчете жилой площади учитываются только спальни, без гостиных и коридоров. Сейчас цены существенно снизились, поскольку многие иностранцы выставили свою недвижимость на продажу.

Массовая застройка представляет собой небольшие типовые трех- и четырехэтажные дома на несколько квартир. Средняя жилая площадь квартиры в Хургаде — 75 квадратных метров, и стоит такая недвижимость около 40-45 тысяч долларов. В Египте разрешена продажа земли и жилья иностранцам, поэтому в Хургаде и других курортных городах довольно много недвижимости выкуплено украинцами и россиянами. Это не только виллы на побережье, но и обычные квартиры. Кстати, в Каире квартира стоит в среднем 55 тысяч долларов.

Любопытно, что большинство жилых районов Хургады, а точнее, одиннадцать, носят имя недавно свергнутого президента Мубарака, отличаясь лишь порядковым номером. Переименовывать районы пока не собираются. «Может, Мубарак и плохой президент, но это наша история, и мы не будем ее менять», — говорят египтяне.

Увидев все своими глазами, я задал несколько вопросов директору регионального офиса компании Pegas Touristik в Хургаде Ельчину Аяазу.
 
- Были ли у туристов какие-то проблемы в связи с революцией?
 
- В Хургаде, как, впрочем, и на всех курортах Красного моря не было никаких волнений и беспорядков. Отели, туристические фирмы, рестораны, магазины работали в обычном режиме. Единственная демонстрация состоялась в Шарм-эль-Шейхе возле больницы, в которой находился Мубарак. Но главная цель этой акции была добиться перевода Мубарака в другой город, чтобы не нарушить спокойную жизнь курорта и не тревожить туристов.
И власти, и туроператоры прекрасно понимают, насколько важна безопасность людей, приезжающих в нашу страну. Поэтому сейчас принимаются дополнительные меры безопасности в курортных городах, усилена охрана отелей, музеев, исторических достопримечательностей. Дороги, по которым следуют автобусы с туристами, охраняют подразделения армии и полиции. Это несмотря на то, что за все время после революции не было ни единого случая угрозы безопасности туристов.
 
- А что вы делаете для того, чтобы привлечь отдыхающих в Египет?
 
- Сейчас и турфирмы, и отели предлагают очень выгодные условия. Мы снизили цены и уже несколько месяцев работаем без прибыли и даже с убытками. Но мы трудимся на перспективу, поскольку стремимся как можно скорее восстановить нормальную жизнь. И первые результаты уже есть. Количество рейсов из России постепенно увеличивается. Возобновились рейсы из Киева, а теперь мы начали принимать еще и прямые чартерные рейсы из Донецка.

2011-04-22

СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ ЛИТРА БЕНЗИНА А-95 ДОСТИГЛА 10 ГРИВЕН ЗА ЛИТР

Чтобы остановить рост цен государство снизило акцизы на нефтепродукты

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

На протяжении последнего месяца цены на горючее медленно но уверенно идут вверх. Сегодня средняя по Украине розничная стоимость литра бензина А-80 составляет 9 гривен 30 копеек, бензина А-92 -- 9 гривен 70 копеек, бензина А-95 -- 10 гривен, а дизельного топлива 9 гривен 67 копеек. Хотя, в некоторых регионах бензин А-95 уже стоит 10 гривен 15 копеек за литр. Причиной продолжающегося роста цен является повышение закупочных цен на нефтепродукты. Правительство долго пыталось остановить рост цен административными методами. Но видимо поняв безуспешность этих мер перешли к рыночным способам формирования цен.

Вступил в силу срочно принятый парламентом правительственный закон о снижении акцизных ставок на нефтепродукты. Документом предусмотрено временно, до 31 июля 2011 года, уменьшить ставки акцизного сбора на легкие дистилляты, специальные бензины, бензины моторные -- с 182 до 132 евро за тонну. Снизились ставки и на тяжелые дистилляты (газойли) с содержанием серы: более 0,2 процентов -- с 90 до 60 евро за тонну; более 0,035 процентов, но не более 0,2 процентов -- с 69 до 39 евро за тонну; более 0,005 процента, но не более чем 0,035 процента -- с 62 до 32 евро за тонну; не более 0,005 процентов -- с 42 до 22 евро за тонну.

По словам директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна снижение акциза это цивилизованный механизм государственного регулирования рынка. Однако, к снижению цен это не приведет но замедлит темпы их роста. По мнению эксперта нам удастся избежать повышения стоимости бензина А-95 до 11 гривен за литр. Тем не горючее продолжит дорожать. К концу мая литр бензина А-95 будет стоить в среднем 10 гривен 20 копеек, а дизтоплива -- около 10 гривен.

2011-04-08

ВСКОРЕ ГОРЮЧЕЕ ПОДЕШЕВЕЕТ НА 50 КОПЕЕК ЗА ЛИТР?

Правительство пытается снизить снизить стоимость нефтепродуктов уменьшив ставки акцизного сбора

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Горючее продолжает дорожать. За неделю средняя по Украине стоимость литра бензина А-95 выросла на 4 копейки и составила 9 гривен 82 копейки, бензина А-76 на 3 копейки, до 9 гривен 10 копеек, а дизельного топлива на 5 копеек, до 9 гривен 34 копеек.

Видимо в правительстве поняли, что силовыми методами цены не удержать и растут они по объективным причинам. Во всяком случае на этой неделе Экспертно-аналитическая группа по вопросам функционирования рынка нефти, нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности при Кабинете министров Украины в очередной раз повысила предельную рекомендуемую цену топлива на 10 копеек. Теперь рекомендуемая цена бензина марки А-95 составляет 9 гривен 85 копеек за литр, а дизельного топлива -- 9 гривен 35 копеек за литр.

При этом правительство собирается временно снизить ставки акцизного сбора на нефтепродукты. Напомним, что акциз был существенно повышен с 1 января 2011 года, и по мнению экспертов это стало одним из главных факторов роста стоимости горючего на заправках. Как сообщил первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский, теперь Кабмин предлагает Верховной Раде внести изменения в Налоговый кодекс, и снизить на второй квартал текущего года ставки акциза на бензин на 50 евро и дизельное топливо на 30 евро на тонне. По словам чиновника это позволит снизить розничную стоимость литра бензина на 50 копеек.

Однако эксперты утверждают, что снижение акциза приведет к прекращению роста цен, но вряд-ли сможет их снизить. По словам директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, если бы не было давления на нефтетрейдеров со стороны правительства, то цена на бензин уже достигла бы 10 гривен 40 копеек, а дизельного топлива -- 9 гривен 80 копеек. Эксперт считает, что снижение ставки на бензин и дизтопливо это наиболее цивилизованный метод регулирования рынка, который поможет стабилизировать цены на нефтепродукты. Хотя, государственный бюджет может потерять из-за снижения акциза 1 миллиард гривен до конца нынешнего года. Тем не менее, Сергей Куюн уверен, что о снижении говорить рано.

В свою очередь президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук если парламент примет решение о снижении акцизов снижающего акциз на топливо, то после вступления закона в силу автозаправки будут еще 2--3 недели держать цены на прежнем уровне. Связано это с тем, что в торговых сетях находится определенный запас нефтепродуктов, который будет уходить по мере замещения топливом приобретенным с уплатой уже сниженных акцизов. Поэтому и цены будут падать постепенно. При этом Леонид Косянчук считает, что снижение цен все же произойдет, и составит примерно 50 копеек на литре топлива.