2010-09-29

НЕКОТОРЫЕ ХЛЕБОЗАВОДЫ В ЖИТОМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОДНЯЛИ ЦЕНЫ НА СВОЮ ПРОДУКЦИЮ НА 14 ПРОЦЕНТОВ

Подорожание хлеба во многих регионах связано с ростом стоимости муки и энергоносителей. Более того, под угрозой срыва оказалась осенняя посевная

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"
На прошлой неделе по всей стране прокатилась волна возмущений резким ростом цен на продукты питания. Высокопоставленные чиновники тут же поспешили обвинить во всем спекулянтов, а также заверили, что рост цен будет остановлен. Но пока дальше деклараций дело не идет.

А тем временем продолжается постепенное подорожание самого социально значимого продукта - хлеба. Например, заместитель председателя Житомирской облгосадминистрации по аграрным вопросам Николай Дейсан признал, что цены на хлеб в регионе растут. Причина проста - увеличение себестоимости. Так, за девять месяцев нынешнего года только мука подорожала на 33 процента. Кроме того, повысилась стоимость энергоносителей. В результате средний по области уровень розничных цен на хлеб поднялся на 2-3 процента. А некоторые хлебозаводы были вынуждены увеличить отпускные цены на свою продукцию на 4-14 процентов. Напомним, что в начале сентября хлеб подорожал в Донецке и Севастополе.
Эксперты отмечают, что рост стоимости хлеба не связан с дефицитом зерна. Его должно хватить до следующего урожая. А вот будет ли тот урожай богатым, многие специалисты сомневаются. По словам председателя Совета предпринимателей при Кабинете министров Леонида Козаченко, в Украине серьезные проблемы с посевом озимых, что может иметь негативные последствия уже в следующем году.

- Мы не посеяли еще и половины озимых, хотя должны были посеять уже не менее 70 процентов. Нет денег. При этом никто не хочет продавать зерно в два раза дешевле, - заявил Леонид Козаченко.

Во многом проблема связана с приостановкой экспорта украинского зерна. В таких условиях зернотрейдеры, лишенные рынков быстрого сбыта, стали предлагать аграриям цену, существенно ниже той, что установилась за последний месяц. Аграрии, в свою очередь, не торопятся продавать пшеницу, надеясь, что экспорт возобновится и у них купят зерно по более высокой цене. Тем временем посевная не проводится, что, по словам Леонида Козаченко, может иметь катастрофические последствия. "В ближайшее время, я думаю, все поймут, что не посеять - это заложить себе бомбу на следующий год", - отметил эксперт.

Кстати, веб аналитика позволяет владельцам интернет-ресурсов получить четкую информацию об аудитории сайта и выяснить, какие темы наиболее востребованы.

ПО МНЕНИЮ ЭКСПЕРТОВ, НЫНЕШНИЙ УРОЖАЙ ПОЗВОЛИТ КАЖДОМУ УКРАИНЦУ СЪЕДАТЬ 850 ГРАММОВ КАРТОФЕЛЯ В ДЕНЬ

Специалисты аграрного рынка считают: резкое повышение цен на картошку имеет исключительно спекулятивный характер

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"
На фоне общего повышения цен на продукты питания особое возмущение у людей вызывает стремительное подорожание картофеля. Сегодня в Киеве картошка стоит от 5 до 6 гривен за килограмм. А некоторые торговцы уже пытаются взвинчивать цену до 7 гривен. Более того, из уст в уста передаются слухи, что к новому году килограмм картошки подорожает до 10 гривен. Объясняют это неурожаем и, соответственно, дефицитом картофеля.
Однако специалисты утверждают, что слухи неоправданны и только разжигают ажиотаж. Действительно, из-за жаркого лета урожай прогнозируется на 14 процентов меньше прошлогоднего, на уровне 17 миллионов 300 тысяч тонн (в последние годы средний урожай составлял около 20 миллионов тонн). Правда, председатель Союза фермеров и частных землевладельцев Иван Томич считает, что урожай картофеля будет на уровне 10-12 миллионов тонн.

Тем не менее ни о каком дефиците речь не идет. По данным консалтингового агентства "ААА", с учетом потерь при уборке урожая, на склады поступит около 14 миллионов 700 тысяч тонн корнеплодов. Этот урожай позволяет каждому украинцу за год съесть около 318 килограммов, или по 850 граммов картофеля ежедневно. Эксперты утверждают, что с учетом внутреннего потребления картошки населением и использования ее в качестве корма для скота в запасе останется более 4 миллионов тонн. Поэтому нынешний ажиотажный рост цен имеет исключительно спекулятивный характер.
 

"ОФОРМЛЯЯ ДОКУМЕНТЫ НА СВОЙ ЧАСТНЫЙ ДОМ, Я ВДРУГ УЗНАЛ, ЧТО ОН УЖЕ МНОГО ЛЕТ НАХОДИТСЯ... ПОД АРЕСТОМ"

В подобной ситуации могут оказаться миллионы жителей Украины, владеющие недвижимостью

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"
"ФАКТЫ" уже сообщали о том, что осенью прошлого года постановлением правительства был утвержден упрощенный порядок оформления частных домов, призванный облегчить узаконивание самостроев. Люди, которые годами не могли оформить документы на давно возведенные дома или пристройки к ним, восприняли эту инициативу государства с оптимизмом. Но, как это часто бывает в нашей стране, все благие намерения разбились о двери чиновничьих кабинетов. Еще в апреле мы рассказывали, как киевлянин Николай Старовойт безуспешно пытается узаконить небольшую пристройку к своему частному дому. Тогда он, как и тысячи киевлян, столкнулся с необходимостью платить огромные деньги за справку, которую совсем недавно выдавали бесплатно. Причем платить приходилось неизвестно откуда взявшемуся посреднику.

За прошедшие полгода Николаю Васильевичу таки удалось пройти "упрощенную" процедуру оформления построек и стать полноправным собственником. Но на этом пути он не только потратил немало денег, но и выяснил, что сотни домов только на его улице уже много лет находятся под арестом, причина которого никому не известна.
"На получение только одной справки ушли более двух месяцев и тысяча гривен"

- Итак, вам все-таки выдали справку, необходимую для окончания оформления постройки...

- Да. Но на получение в Киевской горгосадминистрации только одной справки о согласовании принятия объекта строительства в эксплуатацию ушли более двух месяцев и тысяча гривен, - рассказал Николай Старовойт. - Волокита возникла из-за появления в схеме оформления разрешительной документации посредника - коммунального объединения (КО) "Центр". Мало того, что оно берет огромные деньги только за организацию выдачи справки за подписью чиновника горадминистрации, так еще и в этих документах допускаются грубейшие технические ошибки, касающиеся объекта строительства.

Но с горем пополам мне таки удалось вырвать вожделенную справку, подтверждающую, что горадминистрация ко мне претензий не имеет. Кстати, я обращался в региональное отделение Антимонопольного комитета с просьбой выяснить, насколько обоснованно платное предоставление справок КО "Центр" и имеет ли вообще эта посредническая структура право на такую деятельность. К сожалению, ответа так и не получил.

С собранными документами я отправился в Киевскую инспекцию архитектурно-строительного контроля, где выдали сертификат соответствия объекта государственным строительным нормам. Затем съездил в БТИ и без особых проблем получил регистрационное свидетельство. Со всеми собранными документами наконец-то добрался до финальной точки - Киевского главного управления жилищного обеспечения, где должен был оформить свидетельство на право собственности на свой дом. Все документы у меня приняли, свидетельство сделали, но для его получения требовалась выписка из Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, которая выдается нотариусом.

- Странно, ведь БТИ при оформлении постройки проверяет всю подноготную объекта, и у бюро никаких вопросов не возникло.

- Вот именно. Но заплатив 150 гривен за получение этого документа, я вдруг узнал, что мой дом уже много лет находится... под арестом! Нотариус, выдававший выписку, был удивлен и обескуражен: основанием для запрета послужило письмо столичного Главного управления капитального строительства (ГУКС) от 20 июня 2000 года. Но в базе данных даже не было упоминания о причине запрета, хотя эта информация обязательно должна указываться в реестре.

Естественно, я был шокирован. Оказывается, уже больше десяти лет живу в доме, которым не могу распоряжаться. Я тут же отправился в горадминистрацию, где меня ждал еще один сюрприз: организация, наложившая запрет, давно ликвидирована. С большим трудом мне удалось выяснить, что организация-правопреемник с таким же названием была создана в 2007 году, спустя пять лет после ликвидации первого ГУКСа. Поехал туда, чтобы найти злосчастное письмо, на основании которого наложен арест. Но оказалось, что письма нет, так как архив давно утерян, и узнать причину наложения ареста уже невозможно. Попытался отыскать архивы ликвидированного предприятия в судах. Но там мне сообщили, что такие бумаги хранятся всего три года, после чего уничтожаются. Круг замкнулся.

- Неужели невозможно было найти ни одной зацепки?

- Я снова обратился в управление капитального строительства с требованием снять запрет. Пообещал в противном случае подать иск в суд, а также рассказать о творящихся безобразиях представителям прессы. И вот тут мне "по секрету" сообщили, что есть организация, которая имеет право на снятие ареста. Это коммунальное предприятие "Житлоинвестбуд - УКБ". Мне даже сказали, к кому можно обратиться, чтобы без лишнего шума решить проблему. Действительно, я написал заявление, и мне очень быстро дали справку о снятии ареста, которую затем подал в нотариальную контору. Данные были внесены в реестр. Таким образом, проблема решилась, и я наконец-то стал полноправным собственником своего дома. Но пока ходил по всем этим кабинетам, один из чиновников признался, что на самом деле под арестом находятся сотни частных домов на моей улице Раисы Букиной в Святошинском районе столицы. Люди об этом даже не подозревают! Вот только интересно, кто же сейчас заинтересован в том, чтобы огромный участок частного сектора находился под его контролем.
"Самый простой способ узнать, наложен ли запрет на ваше имущество, - обратиться к государственному или частному нотариусу"
История очень тревожная, ведь в подобной ситуации могут оказаться многие из нас. О том, как убедиться, что вы являетесь полноправным владельцем своей недвижимости, "ФАКТАМ" рассказала адвокат Марина Лебедева:

- Самый простой способ узнать, наложен ли запрет на ваше имущество, - обратиться к государственному или частному нотариусу. Но для того, чтобы нотариус начал проверку, необходимо предъявить ему свой паспорт, идентификационный код и, самое главное, документ, подтверждающий ваше право собственности на проверяемый объект. Нотариус не может предоставлять информацию посторонним лицам. После этого он подключается к Единому реестру запретов отчуждения объектов недвижимого имущества и делает соответствующую выписку. Эта услуга платная.

Если вдруг выясняется, что на имущество наложен арест, в выписке обязательно должно быть указано, кто и на каком основании это сделал. В случае, когда арест наложен судом, снять его можно только по определению суда. Если инициатором выступал орган власти или другая организация, вопрос нужно решать с ними. Если же учреждение отказывается снимать арест или, как в вышеприведенном случае, организация, наложившая арест, уже не существует, следует обращаться только в административный суд.

Если вам надоело однообразие на рабочем столе вашего компьютера, то скачайте обои на рабочий стол 1280х960 выбранной вами тематики, и меняйте их по желанию и настроению.

2010-09-27

УЖЕ ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ ТВЕРДЫЕ СЫРЫ МОГУТ ПОДОРОЖАТЬ ДО 100 ГРИВЕН ЗА КИЛОГРАММ

С начала сентября цены на основные продукты питания выросли в полтора-два раза

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"
Хотя правительственные чиновники и уверяют, что никаких причин для увеличения стоимости продуктов питания в стране нет, цены на рынках и в магазинах растут как грибы после дождя. За последний месяц килограмм мяса в столице подорожал в среднем на 6-8 гривен. Но больше всего покупателей поразил рост стоимости сала. Цена взлетела на 20-25 гривен. Сегодня за килограмм продукта № 1 для украинцев просят уже до 60 гривен. А свиную вырезку некоторые рыночные торговцы продают по 70 гривен. Также покупатели отмечают заметное подорожание молочной продукции, особенно твердых сыров. Не менее тревожна ситуация с куриными яйцами, крупами, картофелем. В чем же причины такого ценового бума?
Мировые цены на зерно и мясо достигли самого высокого уровня за последние 20 лет
Начнем с того, что стремительный рост цен на многие продукты питания сейчас наблюдается во всем мире. Например, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), мировые цены на зерно и, как следствие, на мясо в августе 2010 года достигли самого высокого уровня за последние 20 лет.
Это связано с тяжелыми климатическими условиями в традиционных зерновых регионах, в том числе в Украине. Общемировой урожай зерна оказался ниже прогнозированного уровня. Соответственно, стремительно стали повышаться цены. А поскольку зерновые культуры составляют в рационе скота до 60 процентов, то мясо и молоко тоже стали дорожать. И похоже, что нынешние цены - еще не предел. По мнению начальника аналитического управления по сырьевым рынкам немецкого банка Commerzbank Евгения Вайнберга, существенное подорожание зерновых в нынешнем году будет и в дальнейшем отражаться на цене мяса.

В Украине есть еще один фактор, оказывающий значительное влияние на стоимость мясных и молочных продуктов, - постоянное сокращение поголовья свиней и крупного рогатого скота. Согласно официальной статистике, с 1990 года по 1 января 2010 года во всех категориях хозяйств численность крупного рогатого скота уменьшилась в 5,1 раза. В том числе, коров стало меньше в 3,1 раза, свиней - в 2,6 раза, а птицы - в 0,8 раза. По данным Госкомстата Украины, на 1 сентября 2010 года поголовье крупного рогатого скота составляло 5 миллионов 444 тысячи 600 особей, свиней - 8 миллионов 428 тысяч 600, а домашней птицы - более 233 миллионов.

При этом производство мяса всех видов животных во всех категориях хозяйств сократилось в 2,4 раза. Молока же стало меньше в 2,1 раза. Естественно, что недостаток товара на рынке приводит к его подорожанию.

А между тем животноводы жалуются, что выращивать скот по-прежнему невыгодно. Согласно данным Госкомстата, в 2009 году на сельскохозяйственных предприятиях убыточность от реализации крупного рогатого скота составила почти 33 процента, овец и коз - около 32 процентов. Рентабельными были лишь производство молока (1,4 процента) и выращивание свиней (чуть более 12 процентов).

Как утверждают эксперты, только государственные дотации на выращивание животных удерживали многих селян от того, чтобы пустить скот под нож. Но сейчас государство собирается отказаться от этой практики. Вместо дотаций планируется уже с 2011 года установить минимально допустимый уровень закупочных цен на молоко, крупный рогатый скот, свиней и шерсть. Министерство аграрной политики Украины уже даже подало на рассмотрение Кабинета министров соответствующее постановление. Согласно документу, на молоко экстра и высшего сорта предлагается установить минимальную цену 3 тысячи 300 гривен за тонну, I сорта - 3 тысячи 100 гривен, II сорта - 2 тысячи 460 гривен, на мясо крупного рогатого скота - 16 тысяч 100 гривен за тонну, свиней - 14 тысяч 500 гривен, за тонну шерсти - 24 тысячи 100 гривен.
В Украине уже настолько высокая стоимость молочных продуктов, что становится выгодным их ввоз даже из стран Евросоюза
Министерские чиновники подсчитали, что введение положений данного постановления увеличит поступления в бюджет за счет налогов от реализации продукции животноводства и переработки. А животноводы получат прибыль даже более высокую, чем при государственной дотации, но теперь уже от покупателей молока и мяса. Нетрудно догадаться, что молокозаводы и мясокомбинаты вряд ли станут работать себе в убыток, а значит, быстро переложат расходы на плечи потребителей.

Это приведет к очередному скачку стоимости и других продуктов, например сыра. Наверное, все заметили, как существенно выросли цены именно на твердый сыр, ведь в последние несколько месяцев резко сократилось количество сдаваемого на переработку высококачественного молока (для твердого сыра, согласно технологии, используют только наилучшее молоко).

Чем дороже обходилось содержание буренок из-за роста цен на зерно и чем меньше коровы давали молока, тем выше становилась его стоимость. В частности, только за последний месяц закупочная цена тонны молока I сорта (получаемого от сельхозпредприятий) выросла с 2 тысяч 680 до 3 тысяч гривен, молока II сорта (от сельхозпредприятий) - с 2 тысяч 8 гривен до 2 тысяч 404 гривен, а молока II сорта (сдает население) - с 1 тысячи 761 гривни до 2 тысяч 82 гривен.

Стоит отметить, что эти цены еще не достигли того уровня, который предлагают чиновники Минагрополитики. Если правительственное постановление будет принято, то молокозаводам придется платить фермерам и простым селянам еще больше. Возможно, это улучшит финансовое положение животноводов. Но можно быть абсолютно уверенными в том, что производители сыров, масла и других молочных продуктов заложат свои возросшие расходы в отпускную стоимость товара. А затем еще и предприятия розничной торговли накинут свои 10-15 процентов. В итоге мы, придя в магазин, увидим реальную, а не статистическую инфляцию.

Так, по данным мониторинга, проводимого порталом BIZ.liga.net, за полтора месяца, с 26 июля по 15 сентября, средняя розничная цена на пачку сливочного масла выросла на 21 процент, с 10 гривен 26 копеек до 12 гривен 48 копеек, а средняя стоимость килограмма сыра увеличилась на 19 процентов, с 57 гривен 49 копеек до 68 гривен 33 копеек.
Кстати, многие эксперты утверждают, что в Украине уже настолько высокие цены, что становится выгодным ввоз молочных продуктов даже из стран Евросоюза. По словам директора компании "Милкиленд-Украина" Владислава Рекова, цены на отечественные молочные продукты по многим позициям превышают европейские на 30 процентов.
Между тем прогнозы неутешительны. Эксперты считают, что в конце сентября - начале октября килограмм твердого сыра будет стоить в среднем 80 гривен. А цены на наиболее качественные сыры через месяц вырастут до 100 гривен за килограмм.
В Кабинете министров все-таки рассматривается возможность импорта гречки из Китая
Нашим людям не привыкать к таким поворотам судьбы. Если нет возможности купить мясо или сыр, переходим на картошку и кашу. Но в нынешнем году цены на овощи и крупы тоже стали больно бить по карману. Так, на столичных рынках картофель уже предлагают по 6 гривен за килограмм. А гречка - после дефицита, ажиотажного спроса и резкого подорожания до 18 гривен - теперь снова свободно продается, но уже по 10-15 гривен за килограмм. Обещания правительственных чиновников, что гречневая крупа подешевеет уже в конце сентября, когда на прилавках появится зерно нового урожая, пока не выполняются. Да и вряд ли это произойдет.
Дело в том, что Украина впервые за многие годы столкнулась с серьезным дефицитом гречневой крупы. По данным информационной компании "ПроАгро", если в 2004 году площадь посевов гречихи составляла 439 тысяч гектаров, то уже в 2009 году - 273,4 тысячи. В нынешнем же году, по информации Минагрополитики, посевные площади гречихи уменьшились до 215 тысяч гектаров. В 2004 году было собрано 294 тысячи тонн зерна, а в 2009 году - уже лишь 188 тысяч. Как сообщила руководитель аналитического департамента консалтингового агентства "ААА" Мария Колесник, в нынешнем году урожай гречихи ожидается на уровне 160 тысяч тонн. Эксперт считает, что остановить рост стоимости гречки и даже несколько снизить цену можно, только если ввезти крупу из-за рубежа. Сейчас в Кабинете министров рассматривается возможность импорта гречки из... Китая. Причем представители правительства КНР уже подтвердили готовность ввезти в Украину около 20 тысяч тонн гречки.
В некоторых супермаркетах яйца высшего сорта продают уже по 12-14 гривен за десяток
Картошку пока из Китая не завозят, но цена на нее растет стремительно. Рыночные торговцы заверяют покупателей: в декабре придется покупать картофель уже по 10 гривен за кило. Некоторые люди, поддавшись панике, набирают по несколько мешков, даже если хранить негде.
По данным Института картофелеводства Украинской академии аграрных наук, урожай в нынешнем году действительно меньше обычного, так как лето было жаркое и клубни не получили достаточно влаги. Да и качество уже собранной картошки довольно низкое. Преобладает мелкий картофель, который не может храниться очень долго.

Еще один продукт, стоимость которого неприятно удивила потребителей, - это куриные яйца. Только за последний месяц их цена в розничной торговле увеличилась на 45 процентов. Августовское подорожание яиц было спровоцировано резким ростом стоимости зерна. Если в начале лета тонна фуражной пшеницы стоила 850 гривен, то в августе птицефабрикам приходилось платить уже 1450-1500 гривен за тонну. А ведь корм для кур почти полностью состоит из зерна. Поэтому к концу лета десяток яиц в столице стоил уже около 6 гривен (в июне цена составляла 3 гривни за десяток). Осень стабильности не принесла. К 20 сентября десяток яиц подорожал в среднем до 9-10 гривен, а в некоторых супермаркетах яйца высшего сорта продают по 12-14 гривен за десяток. С чем же это связано?

Эксперты утверждают, что не только увеличение стоимости кормов стало причиной очередного витка ценовой гонки. Это и подорожание газа, и ожидаемый рост тарифов на тепловую энергию. Кроме того, по словам эксперта Украинского клуба аграрного бизнеса Андрея Товстопятого, сейчас начало сказываться сезонное снижение производства яиц. С приходом осени куры просто меньше несутся. Также многие эксперты считают, что нередко посредники и крупные торговые сети, а подчас и сами производители существенно завышают торговые надбавки.

В свете всего вышесказанного интересно узнать официальную точку зрения на происходящее. Государство, как обычно, особых проблем не видит. Как сообщил министр аграрной политики Украины Николай Присяжнюк в интервью агентству "ЛIГАБiзнесiнформ", с картофелем у нас никаких проблем нет, ведь планируется собрать приблизительно 18 миллионов 500 тысяч тонн, хотя для внутреннего потребления хватает и 5 миллионов 800 тысяч тонн. По словам министра, это тройной запас. И сахара будет достаточно, поскольку из нового урожая сахарной свеклы предприятия произведут более 2 миллионов тонн продукта. Потребляют же украинцы лишь 1 миллион 800 тысяч тонн в год.
Правда, министр признал, что традиционно аграрная Украина уже который год зависит от импорта мяса. В 2010-м нам не хватит 320 тысяч тонн собственного мяса, и его придется завозить из-за рубежа.

Николай Присяжнюк также отметил тенденцию к уменьшению производства молока, но пообещал, что потребности населения удовлетворить удастся. Остается надеяться, что это действительно так.
 

2010-09-23

РАССЧИТЫВАТЬ НА ФИНАНСОВУЮ ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА ПРИ ПОКУПКЕ КВАРТИРЫ В НОВОСТРОЙКЕ МОГУТ ТОЛЬКО ТЕ СЕМЬИ, В КОТОРЫХ НА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ПРИХОДИТСЯ НЕ БОЛЕЕ 7,5 КВАДРАТНОГО МЕТРА ЖИЛПЛОЩАДИ


Из госбюджета выделены первые 100 миллионов гривен на завершение строительства жилых объектов

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"
Термин "доступное жилье" вошел в обиход чиновников и строителей несколько лет назад. За последние четыре года был разработан ряд программ по строительству недорогого жилья, доступного широким слоям населения. Более того, некоторым людям даже удалось приобрести такие квартиры. Но это были скорее единичные случаи. Как обычно, возникла проблема с финансированием, а во время кризиса и вовсе замерло почти все строительство в стране. Но сейчас ситуация в экономике постепенно стабилизируется, и государство вновь вернулось к вопросу возведения доступного жилья. Более того, на это даже выделяются бюджетные деньги.
Государство намерено оплачивать 30 процентов нормативной стоимости жилья
На прошлой неделе председатель правления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Украины Леонид Рысухин сообщил, что в стране начата реализация новой Государственной программы строительства (приобретения) доступного жилья на 2010-2017 годы. Из бюджета уже выделен первый транш в сумме 100 миллионов гривен на оказание помощи молодым семьям, нуждающимся в крыше над головой. Причем до конца года должно поступить еще более 231 миллиона гривен.

Но для начала стоит разобраться, каким образом люди могут получить помощь от государства. Во-первых, семья должна стоять на квартучете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Стоит напомнить, что, согласно действующему законодательству, на квартучет могут стать семьи, в которых на каждого члена приходится не более 7,5 квадратного метра жилплощади. Во-вторых, среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одного человека не должен превышать четырехкратного размера среднемесячной заработной платы в вашем регионе (согласно данным Государственного комитета статистики). Это ограничение введено для того, чтобы поддержкой государства не смогли воспользоваться состоятельные граждане, которые, по мнению государства, могут решить свои жилищные проблемы самостоятельно. И, в-третьих, у семьи таки должны быть приличные сбережения.

Дело в том, что по условиям программы государство готово оплатить, причем безвозмездно, 30 процентов нормативной стоимости жилья, а остальную сумму покупатель вносит самостоятельно. Но следует знать, что при расчете учитывается только нормативная площадь - 21 квадратный метр на человека плюс 10,5 квадратного метра на семью. То есть если семья из трех человек желает получить помощь на приобретение стометровой квартиры, то государство сможет им оплатить только 30 процентов стоимости 73,5 квадратного метра квартиры, а "лишние квадраты" люди уже будут оплачивать самостоятельно.

Более того, принимается во внимание не рыночная цена объекта, а нормативная стоимость квадратного метра жилья, которая рассчитывается Министерством регионального развития и строительства Украины для каждой области в стране. Например, для Луганской области это 4 тысячи 290 гривен, для Киевской - 6 тысяч 435 гривен, а для столицы - 7 тысяч 990 гривен. Учитывая то, что нормативная стоимость жилплощади зачастую ниже рыночной, доля государственной помощи становится еще меньше. Но все равно это реальное подспорье для сотен тысяч семей.

Вот только возникает вопрос: заинтересованы ли в этой программе строители? Как заверил Леонид Рысухин, уже ведется активная работа по отбору застройщиков для участия в программе. Причем фонд выдвигает к строительным компаниям очень жесткие требования, чтобы исключить возможность превращения объектов программы в долгострои. В частности, тщательно проверяются документация и уровень готовности домов.
Во многих областях нет ни одного дома, который может быть достроен по госпрограмме
Заместитель министра регионального развития и строительства Украины Дмитрий Исаенко сообщил, что на сегодняшний день уже 110 компаний заявили о своем желании участвовать в государственной программе по строительству доступного жилья. Причем эти предприятия имеют в своем арсенале жилые объекты высокой степени готовности. Уже рассмотрены заявления 70 застройщиков, и половина из них не была отобрана для участия в программе. Отказали тем компаниям, дома которых находятся в залоге, имеют низкую степень готовности либо же организациям, вовсе признанным банкротом. Таким образом министерство старается не допустить ситуации, когда застройщик получит деньги и от государства, и от граждан, а дом в эксплуатацию так и не сдаст. К сожалению, подобных примеров в нашей стране достаточно.

Министр отметил, что выделенных на прошлой неделе 100 миллионов гривен должно хватить, чтобы профинансировать завершение строительства 900 квартир. А в целом запланированных на нынешний год денег - 331 миллиона гривен - будет достаточно, чтобы сдать в эксплуатацию три тысячи квартир. Впрочем, все не так гладко, как кажется.

По словам Дмитрия Исаенко, объекты, пригодные для участия в программе, расположены в стране весьма неравномерно. Так, в Винницкой, Запорожской, Хмельницкой, Черкасской, Черновицкой областях и в Севастополе пока нет ни одного дома, который мог бы участвовать в данной программе. А в Донецкой, Харьковской и Киевской областях, а также в самой столице сконцентрировано наибольшее количество объектов, которые будут достроены при участии государства.

Кстати, как отметил Дмитрий Исаенко, государство не собирается останавливаться на использовании в программе доступного жилья только ранее замороженных строек. Уже сейчас достигнуты договоренности с региональными властями о выделении в общей сложности 2 тысяч 500 гектаров для 590 новых стройплощадок. Причем коммуникации и инженерная инфраструктура будут создаваться за счет государства, что в конечном счете существенно удешевит жилье для людей, участвующих в программе.

Также для сокращения стоимости квадратного метра жилья будут применяться современные технологии и новые стройматериалы. "Многие критикуют эти технологии, но трудно отрицать объективные факты: строительство жилья с их использованием позволяет существенно уменьшить цену квадратного метра, в некоторых случаях - втрое, а также снизить энергозатратность строительства и в значительной степени сократить срок реализации проекта", - заявил министр регионального развития и строительства Украины Владимир Яцуба. Кроме того, в последнем варианте Налогового кодекса заложена норма, отменяющая уплату НДС для компаний, которые возводят дома по программе строительства доступного жилья.

Хочется надеяться, что в этот раз громкие заявления чиновников все-таки не разойдутся с делом и будут достроены тысячи домов, а жилье получат не только участники программы, но и те частные инвесторы, которые еще до кризиса вложили свои деньги в строительство, но квартириры так и не получили.
 

В БОРИСПОЛЬСКОМ РАЙОНЕ БУДЕТ ПОСТРОЕН НОВЫЙ ГОРОД НА 15-20 ТЫСЯЧ ЖИТЕЛЕЙ С ДВУМЯ ИНСТИТУТАМИ, СПОРТИВНЫМ КОМПЛЕКСОМ, ШКОЛОЙ И ДЕТСКИМ САДОМ

Киевская областная государственная администрация предложила потенциальным инвесторам более 30 перспективных проектов на сумму свыше 4 миллиардов долларов

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Сегодня часто можно услышать, что для вывода страны из кризиса (а значит, для возрождения производства, возобновления строительства, развития частного бизнеса и появления новых рабочих мест) необходимы крупные инвестиции. Но как это абстрактное понятие превратить в реальные предприятия или новостройки, знают немногие. Между тем уже сегодня есть немало инвесторов, готовых вкладывать деньги в развитие экономики страны, но при условии поддержки со стороны государства. Это подтвердил прошедший недавно в столичном Украинском доме международный инвестиционный форум "Интеграция и партнерство", организатором которого выступила Киевская областная государственная администрация.

По словам председателя Киевской областной государственной администрации Анатолия Присяжнюка, на форуме была представлена новая модель инвестиционных отношений государства и частного капитала. Потенциальным инвесторам предложили в разных сферах деятельности более 30 перспективных проектов на общую сумму свыше 4 миллиардов долларов.

Глава администрации отметил, что сегодня Киевская область имеет внешнеэкономические связи со 113 странами. Только за восемь месяцев нынешнего года регионом было экспортировано продукции почти на 800 миллионов долларов, а импорт составил около полутора миллиардов долларов. Причем за это время область получила прямых инвестиций более чем на 100 миллионов долларов.

Некоторые жизненно важные для области проекты уже реализованы. В частности, на днях был открыт реконструированный Мироновский сахарный завод. Инвестор вложил в этот объект 30 миллионов долларов. По словам губернатора, предприятие может самостоятельно удовлетворить потребности области в сахаре, а в регионе работают еще десять предприятий, перерабатывающих сахарную свеклу. Кроме того, уже начато строительство двух современных речных элеваторов, которые позволят аграриям области хранить и реализовывать выращенное зерно. Привлекаются инвесторы и в социальные сферы. В частности, около 100 миллионов гривен будет вложено в проекты подключения компьютеров во всех школах области к интернету и создания технической базы для проведения удаленного обучения, дистанционных семинаров и конференций. Это позволит образовательным учреждениям сэкономить немалые средства и направить их на улучшение материальной базы.

Есть еще немало интересных и важных проектов, и говорить о них можно долго. Анатолий Присяжнюк отметил, что только по результатам форума с инвесторами были подписаны соглашения о реализации инвестиционных проектов на общую сумму около 2 миллиардов долларов.

Между тем глава облгосадминистрации планирует не только улучшение жизни в существующих населенных пунктах, но и строительство новых современных городов, которые будут созданы с учетом всех насущных потребностей людей XXI века. В частности, уже ведутся переговоры представителей Киевской облгосадминистрации, Министерства образования Украины и польских инвесторов о возведении на территории Бориспольского района целого населенного пункта со всей инфраструктурой.

- Данный комплекс будет включать в себя два высших учебных заведения, стадион и спортивные сооружения, библиотеку, школу, детский сад и все необходимые социальные учреждения, а также жилой комплекс на 15-20 тысяч человек, - отметил Анатолий Присяжнюк. - Стоимость только этого проекта составляет около миллиарда евро.

Сегодня складываются очень хорошие условия для того, чтобы к нам приходили инвесторы, так как мы упростили процедуру получения всевозможных разрешений и наладили наиболее простой и надежный механизм совместной работы государства и капитала. С одной стороны, в Киевской области создан специальный координационный совет. С другой стороны, привлечена инвестиционная компания, которая работает вместе с координационным советом и обеспечивает максимально прозрачное и быстрое прохождение разрешительной системы и скорейшее начало реализации инвестиционных проектов.

21 сентября 2010 года > Экономика

2010-09-17

ЗА НЕДЕЛЮ ЛИТР БЕНЗИНА А-95 НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПРАВКАХ ПОДЕШЕВЕЛ НА 20 КОПЕЕК

Эксперты прогнозируют, что падение розничных цен на нефтепродукты вскоре прекратится

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"
За прошедшую неделю на отечественном рынке нефтепродуктов произошли заметные изменения. С прошлой пятницы горючее подешевело в среднем на 20 копеек. Резкое падение цен произошло за выходные. В течение двух дней розничная стоимость топлива снизилась на 10 копеек. Но, несмотря на прогнозы экспертов, падение продолжилось. Только с понедельника по четверг литр бензина А-95 в среднем по Украине подешевел на 10 копеек - до 7 гривен 44 копеек. Стоимость литра дизтоплива снизилась на 8 копеек - до 6 гривен 73 копеек, а бензина А-76 на 6 копеек - до 6 гривен 79 копеек. Стоит отметить, что в столице нефтепродукты продают несколько дороже. Так, литр бензина А-95 на столичных заправках стоил вчера в среднем 7 гривен 59 копеек, бензина А-76 - 6 гривен 88 копеек, а дизтоплива - 6 гривен 82 копейки.

Как сообщил "ФАКТАМ" директор ООО "Консалтинговая группа А-95" Сергей Куюн, главная причина нынешнего снижения цен заключается в том, что некоторые коммерческие структуры стали ввозить в Украину топливо без уплаты налогов, используя нюансы украинского законодательства. Учитывая, что в конечной стоимости топлива налоги составляют около 30 процентов, оптовые, а за ними и розничные цены пошли вниз. По мнению эксперта, они вскоре стабилизируются и продержатся как минимум до конца сентября.

В свою очередь, президент Киевского международного энергетического клуба "Q-club" Александр Тодийчук считает, что уже вскоре падение розничных цен прекратится, и стабильность может продлиться вплоть до февраля 2011 года. Если, конечно, не произойдет серьезных потрясений на мировом топливном рынке и нефть не начнет существенно дорожать. Кстати, сейчас нефть на биржах поднимается в цене. За последние три недели черное золото подорожало на 10 процентов. Правда, на отечественном топливном рынке эта тенденция пока никак не отразилась.
 

2010-09-16

ОКОЛО ЧЕТВЕРТИ ГОРЮЧЕГО, РЕАЛИЗУЕМОГО НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ, НЕ СООТВЕТСТВУЕТ СТАНДАРТАМ КАЧЕСТВА

Эксперты утверждают, что на сегодняшний день в Украине нет объективных результатов проверок качества топлива

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"
Любой автомобилист знает, что от качества топлива, залитого в бак его железного коня, зависит не только скорость машины, но и вообще нормальная работа двигателя. А значит, жизнь самого водителя автомобиля, других участников движения и пешеходов напрямую зависит от качества топлива. Однако в последнее время государство почти утратило контроль над составом нефтепродуктов, продаваемых на автозаправках. Сегодня много говорят о причинах этого явления, но факт остается фактом: водители толком не знают, какого качества горючее попадает в топливный бак их автомобиля. В этих условиях появляются некие исследовательские организации, пытающиеся убедить потребителей, что именно они знают, какой бензин нужно покупать. Правда, объективность их исследований вызывает обоснованные сомнения у специалистов.
Почти 70 процентов проверенных АЗС даже не имели документов, подтверждающих происхождение топлива
Серьезность проблемы неконтролируемости состава и качества нефтепродуктов подтверждают данные проверок, проведенных Государственным комитетом Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт) в течение пяти месяцев 2010 года. В частности, выяснилось, что 66 процентов проверенных АЗС даже не имели документов, подтверждающих происхождение топлива. Хотя государственные контролеры, согласно законодательству, предупреждали руководителей АЗС о своем приходе за десять дней. Нетрудно догадаться о качестве реализуемого топлива, если даже документов на этот товар не оказалось.

Между тем многие эксперты утверждают, что это только верхушка айсберга. По словам директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна, сегодня стандарт качества Евро-3 является обязательным для реализации в Украине и большинство нефтеперерабатывающих заводов его придерживаются. Ведь и производство, и ввоз в Украину горючего, качество которого ниже стандарта Евро-3, запрещены, а значит, все топливо, не соответствующее данным требованиям, оказывается вне закона. Однако около 20-25 процентов горючего на АЗС все еще не отвечает данному стандарту качества. По сути, это и есть фальсификат, который изготовляется всевозможными умельцами. Такая ситуация во многом связана с отсутствием контроля качества нефтепродуктов со стороны Госпотребстандарта. Ныне государство и само не контролирует качество топлива, и создать соответствующий независимый экспертный орган с широкими полномочиями не дает.

В то же время, по мнению Сергея Куюна, в усилении контроля над качеством нефтепродуктов заинтересованы не только потребители, но и производители. Ведь доля рынка, заполненная фальсификатом, фактически украдена у производителей и импортеров. Если с рынка убрать огромные объемы низкосортного горючего, то его место будет занято качественными нефтепродуктами, в первую очередь украинского производства. А пока отечественные НПЗ вынуждены продавать с низкой рентабельностью крупные партии топлива за рубеж.
Необходимо создать в Украине профессиональную ассоциацию с участием государства, бизнеса и потребителей
Заместитель директора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев считает, что проблема приобретает серьезные масштабы. Ведь уже более трех лет Госпотребстандарт не в состоянии проводить полноценные проверки качества нефтепродуктов. На выполнение таких работ явно не хватает ни бюджетного финансирования, ни современного оборудования. Кроме того, в нынешнем законодательстве отсутствует норма об обязательном наличии лаборатории на каждой нефтебазе. Теперь их просто нет. Это несмотря на то, что существенно ужесточены государственные стандарты качества горючего. В результате более 80 тысяч тонн евробензина ежемесячно реализуется на более чем 500 АЗС без проверки соответствия заявленному стандарту.

Фактически со второй половины 2008 года проверками качества топлива в Украине занимаются лишь крупные нефтетрейдеры и общественные организации. К первым, утверждают эксперты, особых претензий нет. Невзирая на существенные финансовые затраты, владельцы крупных розничных сетей стараются удержать качество предлагаемой ими продукции на надлежащем уровне. Ведь при нынешнем снижении платежеспособности населения любое обвинение в реализации некачественных нефтепродуктов приводит к оттоку потребителей и падению продаж.

Что же касается неправительственных организаций, являющихся неотъемлемой составляющей любого гражданского общества, то им, полагают специалисты, зачастую не хватает профессионализма. По мнению Геннадия Рябцева, руководители и эксперты всевозможных институтов защиты прав потребителей не только не являются специалистами в области метрологии, но на самом деле имеют дилетантское представление о предмете проверок.

Например, в исследовании одного такого института приводятся данные о количестве бензина на АЗС, отвечающего стандартам Евро-4 и Евро-5. Причем утверждается, что соответствие горючего было проверено в лаборатории. Похоже, сотрудники данной организации даже не знают, что проверить бензин на соответствие этим стандартам невозможно, так как они устанавливают предельные выбросы вредных веществ с отработанными газами автомобилей. То есть на соответствие этим стандартам проверяют не топливо, а сами автомобили. Более того, выяснилось, что в данном институте даже нет оборудования для комплексной проверки состава нефтепродуктов.

Неудивительно, что на сегодняшний день в Украине нет ни одного объективного результата проверок качества топлива, и ни один институт не в состоянии выполнить такие работы. Но выход из сложившейся ситуации есть, уверен Геннадий Рябцев. Необходимо создать в Украине публичную, профессиональную, коллегиально управляемую и прозрачно финансируемую ассоциацию, работающую на принципах открытого и равноправного участия государства, бизнеса и потребителей.
 

2010-09-14

ВСКОРЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ ЧАСТНЫХ ДОМОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА УЧАСТКАХ, КОТОРЫЕ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ В ЦЕНТРЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА, СМОГУТ ПРОДАВАТЬ И ДАРИТЬ СВОЮ НЕДВИЖИМОСТЬ

Постановлением Кабинета министров с 1 января 2011 года вводится Временный порядок присвоения кадастрового номера земельному участку

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"
О том, как сложно и дорого оформляется свое право на землю, уже давно ходят легенды. А с недавних пор и у многих владельцев частных домов и дачных участков тоже добавилось головной боли. Дело в том, что для оформления продажи или дарения недвижимости, расположенной на земельном участке, обязательно нужно предоставить его кадастровый номер. Этот номер присваивается участку после внесения данных о нем в реестр Центра земельного кадастра Украины. Уже несколько лет такой номер указывается на госактах, выдаваемых людям при приватизации, покупке или наследовании земли. Однако у многих украинцев на руках находятся госакты старого образца, в которых кадастрового номера нет. Формально старый госакт имеет ту же юридическую силу, что и новый, и подтверждает право собственности на землю конкретного человека. Вот только реализовать это право владельцам старых актов очень сложно. Процедура же присвоения кадастрового номера не только длительная, но еще и дорогая, хотя по закону должна быть бесплатной. На днях правительство изменило порядок присвоения кадастрового номера, что, по идее, должно упростить проведение операций с недвижимостью. Но так ли это на самом деле?
"Прежде всего владельцу нужно будет подать заявление о государственной регистрации участка в территориальный орган Госкомзема"
Постановлением Кабинета министров Украины вводится Временный порядок присвоения кадастрового номера земельному участку. Согласно документу определять номер и присваивать его участку будет территориальный орган Государственного комитета по земельным ресурсам Украины. Для получения кадастрового номера достаточно подать в орган земельных ресурсов необходимые документы, и в течение трех дней номер должен быть назначен. Эта процедура, если верить постановлению, бесплатная. Получение такого номера позволит владельцу земли продать дом или другие строения, находящиеся на участке. Однако последующая регистрация участка в Центре земельного кадастра Украины остается обязательной.
Рассказать о том, что дает новый порядок простым гражданам, "ФАКТЫ" попросили президента Ассоциации "Земельный союз Украины" Андрея Кошиля:
- Это постановление вступит в силу с 1 января 2011 года. Формально процедура получения кадастрового номера несколько упрощается, но реальная возможность ее прохождения будет зависеть от Центра земельного кадастра и органов земельных ресурсов. У нас есть большие сомнения, что органы земельных ресурсов в том виде, в котором они сейчас существуют, смогут действительно быстро и без проблем реализовать права граждан.
- Допустим, человек хочет продать свой дом, но у него нет кадастрового номера на земельный участок. Что ему нужно будет сделать, чтобы получить возможность распорядиться недвижимостью?
- Прежде всего владельцу нужно будет подать заявление о государственной регистрации участка в территориальный орган Госкомзема, а также предоставить паспорт, идентификационный код и акт на землю, если таковой имеется, или другой документ, подтверждающий принадлежность участка.
Далее есть два варианта решения вопроса. Если земельный участок до сих пор не приватизирован и государственный акт на право собственности на землю не получен, то необходимо оформить техническую документацию, которой будет присвоен кадастровый номер. Человеку выдадут справку с указанием номера. Но на этом оформление земли еще не заканчивается. Кадастровый номер предоставляется только для совершения операции с недвижимостью. Затем новому владельцу земли придется полностью пройти процедуру получения государственного акта на землю, со всеми согласованиями и очередями.
Если же у человека есть госакт, но он старого образца, без указания кадастрового номера, тогда механизм несколько иной. После подачи вышеуказанных документов участку присваивается кадастровый номер и владельцу выдают соответствующую справку для совершения сделки. Но тут не все так просто. Граждане, которые сейчас пытаются получить кадастровый номер, сталкиваются с огромными трудностями. Им фактически навязывают выдачу нового госакта. Естественно, не бесплатную. В противном случае процедура присвоения участку номера может длиться несколько месяцев. Остается надеяться, что со следующего года ситуация все-таки улучшится и у людей будет меньше трудностей при оформлении своих прав на землю.
"Люди часто жалуются на навязывание им новых госактов, вымогательство, волокиту и огромные очереди"
- Как вы считаете, новый порядок все же ускорит процесс реализации недвижимости, находящейся на земельном участке?
- Пока только теоретически. На практике получение справок и документов от чиновников вряд ли ускорится. Тут нужно на государственном уровне кардинально решать вопросы об эффективности деятельности Центра земельного кадастра и органов земельных ресурсов вообще. В нынешних условиях людям не стоит ожидать от вышеупомянутого постановления существенного улучшения ситуации, сложившейся в последние годы с оформлением права на землю. В нашу ассоциацию постоянно поступают жалобы от людей со всех концов страны, которые по несколько месяцев, а то и лет не могут получить правоустанавливающие документы на землю или оформить кадастровый номер. В основном жалуются на навязывание новых госактов, вымогательство, волокиту и огромные очереди.
 

ЛЮДЕЙ, КУПИВШИХ КВАРТИРЫ В ЗАМОРОЖЕННЫХ ДОЛГОСТРОЯХ, ОПЯТЬ ЛИШИЛИ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕБОВАТЬ У ЗАСТРОЙЩИКА СВОИ ДЕНЬГИ

Парламент почти на полтора года продлил мораторий на расторжение инвестиционных договоров в жилищном строительстве

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

На прошлой неделе Верховная Рада приняла закон, который, защищая интересы разорившихся строительных компаний, лишает частных инвесторов даже возможности требовать назад деньги, вложенные в ныне замороженные стройки.

Во времена строительного бума, продолжавшегося несколько лет вплоть до осени 2008 года, многие украинцы вложили все свои сбережения и взятые кредиты в новостройки. Поскольку выгоднее было покупать квартиры в домах, которые только начинали строиться, люди нередко вносили полную стоимость жилья еще на стадии закладки фундамента. Однако грянул финансовый кризис, подавляющее большинство строек было заморожено, и люди остались без квартир, без денег, но с огромными кредитными обязательствами перед банками. Как только стало понятно, что строители не в состоянии сдать объекты в срок, многие инвесторы начали требовать возврата своих средств. Тем более что такая возможность была предусмотрена как инвестиционными договорами, так и законодательством. Но тут на защиту строительной отрасли от простых граждан встали депутаты.

В начале 2009 года вступил в силу Закон Украины "О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства". Этот документ вводил временный запрет на предъявление частными инвесторами, полностью заплатившими за будущую квартиру, финансовых претензий к застройщикам, не выполнившим свои обязательства и не сдавшим дома в эксплуатацию.

Законодатели планировали, что кризис продлится недолго, поэтому мораторий был установлен на полтора года. Срок истек в июле нынешнего года, но многие дома так и не были достроены. Однако теперь у людей появилось законное основание попытаться потребовать у застройщика назад вложенные деньги. Шансы, конечно, минимальные, да и деньги эти за прошедшие годы обесценились, но все же...

Видя нарастающую активность со стороны возмущенных частных инвесторов, законодатели поспешили исправить юридическую "оплошность". В результате на прошлой неделе парламентарии большинством голосов внесли изменения в Закон "О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства".

Новый закон гласит, что до 1 января 2012 года установлен "запрет на расторжение физическими и юридическими лицами любых договоров, результатом которых является передача застройщиками завершенного объекта (части объекта) жилищного строительства при условии, что по таким договорам осуществлена оплата 100 процентов стоимости объекта (части объекта) жилищного строительства, кроме случаев, если такое расторжение осуществляется по согласию сторон". При этом определено, что запрет не применяется, если срок сдачи в эксплуатацию объекта строительства переносится более чем на 12 месяцев со дня принятия этого закона.

Свое решение законодатели традиционно объяснили "заботой о гражданах". Якобы в случае предъявления застройщикам финансовых претензий те не смогут завершить строительство, и тогда без квартир останутся все инвесторы. По словам заместителя председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроения, жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Юрия Сербина, "строители из последних сил делают попытки сдать жилье в эксплуатацию, а те люди, которые действительно купили квартиры, ожидают их, потому что готовность домов уже превышает 70-80 процентов". И если не продлить мораторий, то "граждане просто не получат свое жилье".

Как бы там ни было, людям теперь остается только надеяться, что когда-нибудь они все-таки получат свои квартиры, и исправно погашать кредиты, взятые на покупку жилья, которое неизвестно когда обретет черты реальных квадратных метров.


14 сентября 2010 года > Человек и общество

ЗА ПРОШЕДШИЕ ВЫХОДНЫЕ СТОИМОСТЬ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ЗАПРАВКАХ СНИЗИЛАСЬ НА 8-10 КОПЕЕК ЗА ЛИТР

В то же время на мировом рынке нефть дорожает

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

После продолжительного затишья в Украине начало дешеветь горючее. За прошедшие выходные оно упало в цене на 8-10 копеек. Так, вчера литр бензина А-95 на столичных заправках продавали в среднем по 7 гривен 66 копеек, а его средняя цена по Украине составила 7 гривен 54 копейки. За литр дизельного топлива в столице просили 6 гривен 86 копеек, а в среднем по Украине стоимость этого вида горючего составила 6 гривен 81 копейку.

Эксперты утверждают, что нынешнее снижение розничных цен было вполне прогнозируемо, ведь оптовая цена нефтепродуктов уменьшается уже несколько недель. Прокомментировать ситуацию "ФАКТЫ" попросили директора ООО "Консалтинговая группа А-95" Сергея Куюна.

- Основная причина снижения розничных цен заключается в том, что некоторые коммерческие структуры стали ввозить в Украину топливо без уплаты налогов. Учитывая, что в структуре стоимости топлива налоги составляют около 30 процентов, то естественно, что оптовые, а за ними и розничные цены пошли вниз. При том, что традиционно в августе-сентябре наблюдался рост цен. Конечно, стоимость горючего на АЗС сейчас снизилась не так значительно, как в опте, но людям все же стало дешевле заправлять свои автомобили. Я думаю, что цены стабилизируются и продержатся как минимум до конца сентября.

Кстати, сейчас нефть на мировом рынке дорожает. За последние три недели черное золото выросло в цене на 10 процентов. Правда, в Украине эта тенденция пока никак не отразилась.

14 сентября 2010 года > Новости - Украина

Cогласитесь, красноречием отличаются далеко не все. Но бывают дни, когда просто необходимо сказать что-то оригинальное и приятное. Тогда поздравьте с днем рождения ваших друзей и близких, выбрав одну из многочисленных заготовок предлагающихся по ссылке. Но учтите, поздравления в стихах!

2010-09-13

ВСКОРЕ В УКРАИНЕ ВСЕ-ТАКИ БУДЕТ ВВЕДЕН НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ?

Правительство официально представило доработанный проект Налогового кодекса

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Вчера премьер-министр Украины Николай Азаров официально представил проект доработанного проекта Налогового кодекса. По словам премьера, этот документ позволит сократить налоговое давление на бизнес, уменьшив количество налогов. Но при этом появятся и новые для нашей страны налоги.
Кстати, вы можете скачать аватар для форума, причем выбрать аватар тематический, а потом высказать свое мнение на каком-либо форуме.

Если нынешняя редакция Налогового кодекса будет утверждена парламентом, то в Украине введут пятипроцентный налог на доход физических лиц в виде процентов по депозитам на сумму более 200 тысяч гривен. Кроме того, будет изменен порядок взимания подоходного налога. Те граждане, доходы которых составляют менее 10 минимальных заработных плат (на сегодняшний день 888 гривен), будут отчислять, как и сейчас, 15 процентов. Для граждан, доход которых превышает 10 минимальных заработных плат, подоходный налог увеличивается до 17 процентов.

Также новым проектом Налогового кодекса вводится налог на недвижимость. По словам Николая Азарова, "пока что ставка будет мягкая" - не будут облагаться налогом квартиры и дома площадью до 100 квадратных метров в городах и до 200 квадратных метров в селах. Премьер заверил, что около 90 процентов украинцев не подпадут под это налогообложение. Те же граждане, чья недвижимость превышает установленные нормы, будут платить по 10 гривен за квадратный метр "лишней" площади в год.

2010-09-09

"ЧИНОВНИКИ ЗАВЕРЯЮТ, ЧТО ЗАКОНОПОСЛУШНЫМ ГРАЖДАНАМ НЕ СТОИТ ОПАСАТЬСЯ ПРОВЕРОК ИХ ДЕНЕЖНЫХ ОПЕРАЦИЙ. В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ БУДУТ ПОПАДАТЬ ТОЛЬКО ТЕ ЛЮДИ, КТО СОВЕРШАЕТ ФИНАНСОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ"

Тем не менее, по словам риэлторов, боясь контроля со стороны государства в связи с введением нового закона, покупатели и продавцы недвижимости уже стали указывать в договорах купли-продажи реальные цены

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"
Уже несколько недель украинский рынок недвижимости живет по новым правилам. Ведь с 21 августа многие сделки купли-продажи недвижимости должны были оказаться под пристальным государственным контролем. Напомним, что, согласно новой редакции Закона "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", существенно расширился круг специалистов, обязанных сообщать "компетентным органам" о подозрительных операциях с недвижимостью на сумму свыше 400 тысяч гривен. И главное, что теперь, помимо банков, страховых компаний и некоторых других финучреждений, сообщать в Государственный комитет финансового мониторинга (Госфинмониторинг) о крупных сделках обязаны: торговцы недвижимостью, драгоценными металлами и камнями, предметами антиквариата и искусства, а также нотариусы, адвокаты и аудиторы.
"Бизнес должен следить за тем, какие деньги "заходят" на рынок Украины"
Закон получил широкий резонанс в обществе. Одни считают, что контролировать операции с недвижимостью нужно, и это только оздоровит рынок, другие - что очередная попытка государства тотально контролировать финансовую жизнь граждан приведет только к уходу рынка недвижимости в тень. Чтобы разобраться в ситуации, мы решили выслушать мнения всех его участников.

Для начала свою точку зрения о влиянии новой редакции Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма" "ФАКТАМ" высказал председатель Государственного комитета финансового мониторинга Украины Сергей Гуржий:

- Есть очевидные вещи. И то, что общество должно защищать свою финансовую систему от грязных денег, является очевидным фактом, не требующим доказательств.

Меры защиты финансовой системы должны быть адекватны существующим рискам. Положения закона направлены на недопущение приспособления и использования финансовой системы страны для коррупционных действий и сомнительных финансовых операций. На мой взгляд, это адекватные меры. Бизнес должен следить за тем, какие деньги "заходят" на рынок Украины, быть заинтересованным в прозрачности и чистоте финансовой системы страны и помогать государству.

Данный закон необходимо рассматривать в первую очередь как профилактическую меру для оздоровления финансовой системы, бизнеса и экономики Украины. Это можно сравнить с применением зубной пасты для профилактики кариеса. Но предела совершенству не существует, как и не существует совершенных законов. Поэтому данный закон будет улучшаться с учетом полученных результатов. Но еще раз хочу отметить, что действия государства должны быть адекватны рискам.

Мировое сообщество приняло согласованное решение о защите мирового финансового рынка, поэтому необходимость принятия данного закона в Украине связана с приведением в соответствие международным стандартам национальной системы борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма.
"Хотя закон вступил в силу с 21 августа, регистрация риэлторов в Госфинмониторинге пока ещене началась"
Учитывая то, что с момента вступления закона в силу уже прошло несколько недель, "ФАКТЫ" поинтересовались, действительно ли риэлторы начали следить за своими клиентами и сообщать государству о подозрительных сделках. На наши вопросы ответила председатель комитета по законодательству, стандартизации и юридическим вопросам Ассоциации специалистов по недвижимости (риэлторов) Украины, советник председателя Государственного комитета финансового мониторинга Светлана Бовсуновская:

- Несмотря на то что закон вступил в силу с 21 августа, регистрация риэлторов в Госфинмониторинге пока не началась, так как еще не все нормативные документы прошли утверждение и согласование, в том числе это касается форм подачи информации и постановки риэлторов на учет в Госфинмониторинг. А в отношении влияния закона на рынок недвижимости и условий роботы риэлторов никаких изменений пока не наблюдается.

Принятый закон одновременно с усилением контроля государства над финансовыми операциями граждан и предприятий также расширил полномочия Госфинмониторинга. Они теперь во многом сравнимы с полномочиями правоохранительных органов. Представители государства заверяют, что законопослушным гражданам опасаться нечего и в поле зрения комитета будут попадать только люди, совершающие финансовые преступления. Ведь до сих пор финансовый мониторинг проводили банки, и это не привело к тотальным проверкам деятельности граждан и предприятий. Конечно, встречаются случаи использования чиновниками должностных полномочий в корыстных целях. Но за такие действия чиновник несет перед законом ответственность, вплоть до криминальной. Я не думаю, что представители Госфинмониторинга будут злоупотреблять своим служебным положением. Ведь это солидная организация.

Полагаю, ведение финансового мониторинга может иметь положительный эффект как для операторов рынка недвижимости, так и для самого рынка. Кстати, первым позитивным моментом стало то, что после 21 августа, когда вступил в силу данный закон, практически все сделки купли-продажи недвижимости проводятся по реальным ценам. Видимо, люди сами решили не рисковать. Хотя сделок этих в нынешних кризисных условиях немного.

- Допустим, в Госфинмониторинг поступила информация о занижении стоимости сделки? Что ожидает участников этого договора?

- Думаю, Госфинмониторинг проверит участников сделки, выяснит причину такого занижения. И если будут основания, то в соответствии с законом передаст материалы в правоохранительные органы для дальнейшего проведения следственных мероприятий. Найдут правоохранительные органы основания для возбуждения уголовного дела - данные материалы будут направлены в суд для принятия решения о применении меры наказания. Всем, кто хочет поподробнее узнать об этом, советую ознакомиться с существующей практикой на сайте Госфинмониторинга, где постоянно публикуется такая информация. Также предлагаю прочитать нормы законов, предусматривающих ответственность за легализацию (отмывание) доходов. Но хочу обратить внимание, что решение о существовании вины все же принимает только суд. Сам Госфинмониторинг этого не делает.

Однако все мы прекрасно знаем, что в украинских законах существует масса подводных камней и несоответствий, позволяющих грамотному юристу найти способ обойти строгие санкции на вполне законных основаниях. Поэтому "ФАКТЫ" и обратились за комментариями к юристам.
"Положения документа выглядят наивными в стране, где зарплаты выдают "в конвертах", а квартиры продают за наличные доллары"
О том, насколько реально контролировать все сделки купли-продажи недвижимости, "ФАКТАМ" рассказала партнер юридической компании "ЭЙДИКОМ" Елена Воронцова:

- Новая редакция Закона Украины "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" у юристов пока что вызывает больше вопросов, чем ответов.

Документ вступил в силу с 21 августа 2010 года, а сами механизмы финансового мониторинга еще не только не проработаны полностью, но и во многом непонятны. Так, нотариус проводит проверку на стадии заключения договора купли-продажи недвижимости и его нотариального оформления. Тут все более или менее ясно. А вот юрист и риэлтор должны проверить, не будет ли планируемая сделка прототипом отмывания средств или финансированием терроризма. То есть они обязаны провести мониторинг еще до того момента, как потенциальный клиент приобретет такое имущество. На стадии обращения покупателя с целью поиска подходящей недвижимости. Получается, что юристу или риэлтору нужно на всякий случай собрать финансовые сведения о происхождении суммы свыше 400 тысяч гривен. В реальность таких действий сложно поверить.

- Есть ли способы не афишировать стоимость сделки и тем самым избежать пристального внимания со стороны государства?

- При желании скрыть происхождение денег всегда можно найти способ это сделать, используя несовершенство закона. Например, законодатели разрешили лицам, предоставляющим юридические услуги, и аудиторам не сообщать о подозрительных финансовых операциях в случаях, если соответствующая информация стала известна при обстоятельствах защиты клиента, представления его интересов в суде. Ведь есть такое понятие, как адвокатская тайна.

Кроме того, в Госфинмониторинге утверждают, что нотариусы не должны сообщать в ведомство о своих подозрениях относительно финансовых операций, если получили информацию при обстоятельствах, которые являются предметом тайны нотариальных действий, но кроме сведений о подозрительных договорах купли-продажи недвижимости на сумму свыше 400 тысяч гривен. Кто даст гарантию, что при утаивании информации о сомнительной сделке ее участники не сошлются на адвокатскую тайну? Или что риэлтор не будет утверждать, будто сумма, оговариваемая с ним, была ниже той, что указана в окончательном договоре и оформлена у нотариуса? Так что чиновникам придется создать контролирующий орган, который будет проверять выполнение норм закона, чтобы избежать махинаций.

Можно прогнозировать, что потенциальные субъекты финансового мониторинга, покупатели недвижимости, скорее всего, будут стараться занижать цену объекта. А тут уже возникают риски для продавца квартиры или дома. Так что пока регулятор не отшлифует и не разъяснит порядок применения нового механизма финансового мониторинга, а практика его использования не будет наработана, можно предположить, что рынок недвижимости, а вместе с ним и риэлторы, вероятнее всего, уйдут в тень.

На вопрос о формировании стоимости недвижимости "ФАКТЫ" попросили ответить адвоката, партнера юридической компании D&U Partners LLC Игоря Хасина.

- Одним из критериев подозрительности сделки является занижение либо завышение ее стоимости. Но цена квартиры - показатель весьма субъективный и зависящий от огромного количества факторов. В некоторых случаях стоимость определенной квартиры может существенно отличаться от среднерыночной. Не получится ли, что к добросовестным продавцам или покупателям придут представители Госфинмониторинга и потребуют отчета о происхождении капитала? Как можно доказать добросовестность такой сделки?

- Думаю, что ни покупателям, ни продавцам недвижимости бояться пока нечего. Формулировки, используемые в законе, могут произвести впечатление разве что на сотрудников FATF (Международная группа по разработке финансовых мер для борьбы с отмыванием денег. - Авт.), для которых закон и написан. Положения этого документа выглядят наивными в стране, где зарплаты выдают "в конвертах", а квартиры продаются и покупаются за наличные доллары. Поэтому, для того чтобы кто-то к кому-то пришел, нужно, во-первых, чтобы этот кто-то узнал о сделке, а во-вторых, чтобы сделка явно выходила за пределы разумного. Например, если квартиру в Киеве будут продавать за 5 тысяч гривен.

Фактически узнать о сделке можно только от нотариусов, поскольку большинство "субъектов предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги при совершении операций по купле-продаже недвижимого имущества", то есть риэлторы, никому ничего не скажут. Ведь зачастую такие посредники работают с наличными, свои договоры с клиентами не регистрируют, да и сами эти договоры очень сложно назвать посредническими. Кроме того, всегда можно сказать, что предоставление клиенту платного доступа к базе данных агентства недвижимости является не посреднической, а информационной услугой, а значит, под действие закона не попадает. Также можно сослаться на то, что объем информации, которую получает посредник от клиента при покупке квартиры, фактически не дает ему оснований для подозрений. А требовать дополнительной информации он не имеет права.

Более того, если даже стоимость сделки купли-продажи квартиры явно нереальна и следует привлечь внимание Госфинмониторинга, ее участники могут долго и успешно спорить с чиновниками о причинах такого несоответствия. Например, покупатель готов платить столь высокую цену за полуразрушенный дом, потому что в нем прошло его детство и строение дорого как память. Или продавец заявит, что отдает квартиру за бесценок, поскольку ему срочно нужны деньги, да и экологическая ситуация в этом районе неблагополучная. И четких критериев для того, чтобы опровергнуть такие доводы, нет.

В моем детстве кубик рубика казался чем-то невероятным. Его крутили все. в журналах печатали схемы его сборки. А теперь в интернет-магазине игрушек можно найти любую головоломку.