2009-03-31

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛЬГОТНЫЕ КРЕДИТЫ НА ПОКУПКУ ЖИЛЬЯ В НОВЫХ ДОМАХ БУДУТ ДАВАТЬ ТОЛЬКО ТЕМ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ УЖЕ ВЛОЖИЛИ ДЕНЬГИ В ЗАМОРОЖЕННЫЕ СТРОЙКИ

Ранее правительство обещало предоставлять такие ссуды льготникам и семьям, стоящим в очереди на получение квартиры

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

"ФАКТЫ" уже сообщали, что государство собирается помочь строителям закончить возведение некоторых замороженных объектов. Первоначально планировалось, что это будет 415 домов с высокой степенью готовности по всей стране. Но, учитывая большое количество заявок, поступающих от застройщиков из всех регионов, Министерство регионального развития и строительства расширило перечень до 452 жилых комплексов.

На завершение строительства всех 452 домов потребуются 7 миллиардов 387 миллионов гривен

Больше всего домов, претендующих на достройку по государственной программе, находится в столице и Киевской области - 51 и 35 соответственно. А меньше всего в Кировоградской области - всего три. Полный перечень объектов, на которые могут быть выделены государственные средства, уже размещен на сайте Минрегионстроя. Кстати, в списке указаны не только адреса домов, степень их готовности и названия компаний-застройщиков, но и сумма, необходимая для завершения работ. Как и следовало ожидать, дороже всего обойдется государству достройка жилых комплексов в столице и Киевской области - более 4 миллиардов 66 миллионов гривен. А на окончание строительства всех 452 объектов необходимо направить 7 миллиардов 387 миллионов гривен.

Пресс-секретарь министра регионального развития и строительства Украины Надежда Петруняк сообщила "ФАКТАМ", что застройщики, подавшие заявки на государственную помощь, должны были до 20 марта прислать документы, необходимые для принятия решения о возможности оказания им помощи. Также на основании поданных документов территориальные отделения Государственной архитектурной инспекции должны проверить каждый объект. По словам Надежды Петруняк, уже есть факты, когда застройщик декларирует готовность дома на 70 процентов, а на самом деле там всего 25-30 процентов. Однако на сегодняшний день только 10 процентов компаний, подавших заявки, прислали все необходимые для проверки документы.

Кроме того, нельзя утверждать, что все застройщики, даже прошедшие проверку, будут профинансированы из бюджета. Похоже, на всех денег не хватит. По словам Надежды Петруняк, в каждом регионе проведут конкурс с элементами аукциона. Предположим, в определенной области страны есть пять застройщиков, претендующих на государственные деньги. Между ними проводится конкурс. Победителем становится тот, который может предложить цену, наиболее приближенную к усредненной стоимости жилья в данном регионе (установленной Минрегионстроем), но не ниже себестоимости. Также претендент должен обладать технической базой, позволяющей достроить дом.

Общий ежемесячный платеж за аренду жилья с выкупом будет состоять из двух частей: отчислений за саму квартиру и арендной платы

Между тем появилась новая информация о самом механизме финансирования долгостроев. Напомним, что ранее министр регионального развития и строительства Украины Василий Куйбида заявлял: льготные ипотечные кредиты в первую очередь будут получать граждане, стоящие в очередях на получение квартир. Однако Государственное ипотечное учреждение (ГИУ) предусмотрело иной порядок выбора заемщиков и предоставления им денег. Соглашение о выделении льготного государственного кредита будут подписывать три стороны: ГИУ, застройщик и частный инвестор. Допустим, есть дом, возведенный за счет частных инвесторов на 70 процентов. Но сейчас у людей нет денег, чтобы финансировать окончание строительных работ. В этом случае, по словам Надежды Петруняк, ГИУ выделяет необходимую сумму застройщику. Но он не имеет права самостоятельно расходовать средства, а обязан передать их в виде льготных ссуд тем частным инвесторам, которые уже могут рассчитывать на квартиры в данном доме. Давать льготные госкредиты новым частным инвесторам запрещено, чтобы не появилась возможность кражи бюджетных денег через подставных лиц. Государственные кредиты будут предоставляться на срок до 30 лет под 14,6 процента годовых. Если же в жилом комплексе есть свободные, не проданные инвесторам квартиры, то застройщик должен реализовать их самостоятельно, без помощи государства.

Правда, пока не ясно, когда начнут финансировать строительные работы на замороженных объектах. Чтобы получить первоначальную сумму, а это около миллиарда гривен, ГИУ выпустило облигации, которые, в соответствии с правительственным постановлением, должен был выкупить Национальный банк Украины. А уже полученные от НБУ деньги предполагается направить застройщикам и частным инвесторам. Однако, как сообщили в Минрегионстрое, НБУ пока не выполнил своих обязательств, хотя уже должен был это сделать.

Кстати, на днях правительство утвердило наконец-то порядок аренды жилья с выкупом. Напомним, что, согласно принятому в январе Закону Украины "О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства", был введен новый механизм приобретения квартир в новостройках: долгосрочная, до 30 лет, аренда жилья с выкупом. При этом сам порядок должен был разрабатываться Кабмином. Как заявил Василий Куйбида, объектом аренды может быть квартира, дом или их части. Общий ежемесячный платеж будет состоять из отчислений за выкуп жилья и арендной платы, являющейся доходом арендодателя, например, застройщика. Причем арендная ставка будет определяться как процент от указанной в договоре суммы отчислений на выкуп жилья.

К моменту подготовки данной статьи текст постановления еще не был официально опубликован, поэтому подробно о том, на каких условиях можно будет заселиться в новую квартиру и постепенно за нее рассчитываться, читатели "ФАКТОВ" узнают в одном из ближайших номеров газеты.

ТЕПЕРЬ ЗА АРЕНДУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕДВИЖИМОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ СМОГУТ ПЛАТИТЬ НА 50 ПРОЦЕНТОВ МЕНЬШЕ

Специалисты считают, что изменение методики оценки поможет малому и среднему бизнесу выжить в условиях кризиса

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

Предприниматели, снимающие помещения для своих магазинов, офисов или мастерских в зданиях, находящихся в государственной собственности, теперь смогут платить за аренду меньше. Такое решение приняло правительство, видимо, стараясь снизить риск массового закрытия небольших частных предприятий в связи с кризисом. Кабмин внес в методику оценки изменения, которые позволяют предприятиям малого и среднего бизнеса воспользоваться скидкой в размере до 50 процентов при аренде государственной недвижимости.

По словам исполняющего обязанности председателя Фонда государственного имущества Украины Дмитрия Парфененко, из-за падения цен на недвижимость происходит массовый отток арендаторов. Если частные арендодатели могут оперативно реагировать на изменения на рынке, то Фонд госимущества такой возможности был лишен. Дмитрий Парфененко высказал мнение, что принятое решение позволит сохранить нынешних арендаторов государственной недвижимости, а также помочь малому и среднему бизнесу в условиях кризиса.

А председатель Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины Оксана Продан заявила, что правительство также одобрило внесение изменений в Закон "О государственном бюджете на 2009 год", согласно которым добросовестные арендаторы будут иметь возможность без конкурса продлевать договоры аренды на срок до двух лет. По ее словам, благодаря этому сотни тысяч предпринимателей смогут спокойно работать и снимать помещение в течение трех лет. "Теперь депутаты должны утвердить эти изменения", - отметила Оксана Продан.

Кстати, в некоторых областях Украины местные власти тоже пытаются найти компромисс в отношениях с бизнесменами-арендаторами. Так, депутаты Черновицкого горсовета предлагают на нынешний год снизить арендную плату за землю на 30 процентов. Причем ввести такую скидку задним числом, уже с 1 января 2009 года. Планируется, что льготой смогут воспользоваться юридические и физические лица.

ИЗ-ЗА МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ПОДЕШЕВЕЛИ УЧАСТКИ НА... ЛУНЕ

Сорок соток на спутнике Земли обойдутся всего в 900 гривен, а в Киевской области одна сотка стоит не менее 5 тысяч гривен

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

Финансовый кризис уже вышел за пределы нашей планеты. Вслед за земной стала дешеветь и лунная поверхность. Во всяком случае, по данным компании "Лунное посольство", уже 27 лет торгующей участками на других планетах, с начала года количество сделок резко сократилось. В результате цены на участки упали на 20 процентов.

Компания "Лунное посольство" основана еще в 1980 году американцем Дэннисом Хоупом и получила акты о праве собственности на Луну, Марс и еще 52 объекта Солнечной системы, которые ранее никому не принадлежали. Компания имеет представительства в 18 странах, в том числе в Украине, России и Белоруссии. Так что любой из нас может стать обладателем "дачного" участка на Луне или Марсе. Причем сейчас он обойдется гораздо дешевле, чем земля в Украине.

1 акр (40 соток) на берегу Моря влажности, в Южном полушарии Луны, или на плато каньона Эвменид, в Северном полушарии Марса, обойдется всего в 900 гривен. Конечно, посадить там картошку или построить коттедж не удастся, зато сделать своих наследников луновладельцами вполне возможно. Для сравнения: сотка земли, предназначенной под застройку, в отдаленных районах Киевской области сегодня стоит не менее 5 тысяч гривен.

Среди владельцев внеземных угодий (сейчас в списке уже более двух миллионов имен): Ирина Билык, Ани Лорак, Лилия Подкопаева, Влада Литовченко, Алена Винницкая, Ринат Ахметов, Виктор Янукович, Виталий Гайдук, Василий Хмельницкий, Дмитрий Табачник, участники групп "Грин Грей" и "Вопли Видоплясова", а также многие другие наши именитые соотечественники.

2009-03-27

МИНЮСТ РАЗРЕШИЛ ТРЕХКРАТНОЕ ПОВЫШЕНИЕ С 1 АПРЕЛЯ ТАРИФА НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, РАСХОДУЮЩИХ БОЛЕЕ 400 КИЛОВАТТ-ЧАСОВ В МЕСЯЦ

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

Избежать повышения тарифов на электроэнергию для "неэкономных" потребителей не удастся. Министерство юстиции Украины все же зарегистрировало постановление Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ), согласно которому семьи, расходующие в месяц более 400 киловатт-часов электроэнергии, будут вынуждены платить в три раза больше, чем остальное население.

Как ранее сообщали "ФАКТЫ", новый тариф для "неэкономных", с точки зрения чиновников НКРЭ, бытовых потребителей составит 76,26 копейки за киловатт-час. Все остальные люди пока будут платить по нынешнему тарифу - 24,36 копейки за киловатт-час. Нововведение вступает в силу уже с 1 апреля.

Согласно постановлению, повышенный тариф не будет применяться к следующим категориям бытовых потребителей: многодетным семьям, воспитывающим более трех детей, приемным семьям, абонентам, проживающим в домах с кухонными электроплитами или использующим электроэнергию на отопление жилья, в случае наличия счетчиков зонального учета потребления. Так что повышение цен на электричество должно коснуться только людей, часто пользующихся мощной бытовой техникой, например стиральными машинами, кондиционерами и электробойлерами.

2009-03-25

СТОИМОСТЬ ЛИТРА ДИЗТОПЛИВА НА ЗАПРАВКАХ НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 5 ГРИВЕН 15 КОПЕЕК

Министерство топлива и энергетики Украины рекомендует нефтетрейдерам снизить цены на АЗС еще на 15-30 копеек

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Экспертно-аналитическая группа Министерства топлива и энергетики Украины установила новые параметры ценового коридора для нефтепродуктов, которые продаются на АЗС. Так, стоимость литра дизельного топлива рекомендуется установить в диапазоне от 5 гривен до 5 гривен 15 копеек, литра бензина А-76 - от 4 гривен 85 копеек до 5 гривен, бензина А-92 - от 5 гривен 32 копеек до 5 гривен 45 копеек. А вот самый популярный бензин А-95, по мнению правительственных экспертов, должен стоить от 5 гривен 51 копейки до 5 гривен 68 копеек.

Интересно, что после существенного снижения на прошлой неделе розничные цены на бензин А-95 таки вошли в рекомендуемые правительством рамки. В целом по стране за литр такого топлива вчера просили 5 гривен 59 копеек, а в столице - 5 гривен 66 копеек. А вот снижать стоимость остальных видов горючего нефтетрейдеры, похоже, не торопятся. В частности, в среднем по Украине литр бензина А-76 стоит 5 гривен 3 копейки, а в Киеве - 5 гривен 14 копеек. А столь необходимое для посевной кампании дизтопливо обходится в среднем по стране в 5 гривен 30 копеек за литр, а в столице - в 5 гривен 36 копеек. То есть розничные цены данных видов горючего на 15-30 копеек выше рекомендованных.

Стоит напомнить, что, согласно подписанному ранее с правительством меморандуму, нефтетрейдеры должны устанавливать стоимость топлива на своих АЗС в пределах рекомендуемого ценового коридора. Да и многие эксперты признают: розничные цены на нефтепродукты несколько завышены.

Нежелание нефтетрейдеров терять часть прибыли за счет снижения цен становится понятным, если обратиться к статистике. По данным Государственного комитета статистики Украины, за два первых месяца нынешнего года промышленные предприятия и различные фирмы сократили закупки дизельного топлива более чем на четверть. На столько же снизились объемы реализации низкооктанового бензина на заправках. В столичном регио-

не потребление топлива промышленными предприятиями уменьшилось на 12 процентов. Возможно, поэтому нефтетрейдеры и не стремятся снижать розничные цены для автомобилистов, стараясь хоть частично возместить потери от сокращения потребления нефтепродуктов в промышленности.

О дальнейшей ситуации здесь

2009-03-24

БАНКАМ ЗАПРЕТЯТ СООБЩАТЬ КОЛЛЕКТОРАМ ИНФОРМАЦИЮ О ДОЛЖНИКАХ

Министерство юстиции Украины отменило норму, разрешавшую банкам передавать сведения о своих клиентах частным лицам и организациям

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

С началом кризиса тысячи жителей страны, взявшие ранее ипотечные кредиты, оказались в тяжелом положении. Стоит просрочить ежемесячный платеж банку, как возникает опасность потерять квартиру. Между тем платить становится все труднее, ведь заработки не растут, зато доллары, в которых чаще всего нужно отдавать долг, дорожают. Тема потери залоговых квартир обострилась на фоне активизации деятельности коллекторских компаний, цель которых - вынудить должника отдать банку деньги любым способом, даже за счет продажи заложенной квартиры. Причем нередко коллекторы применяют жесткие психологические методы давления и запугивания. Однако сейчас законность деятельности данных фирм оказалась под сомнением.

Началось с того, что Министерство юстиции Украины отменило государственную регистрацию нормы постановления Национального банка относительно права коммерческих банков передавать частным лицам и организациям информацию, которая содержит банковскую тайну. То есть таким образом документ, предоставлявший банкам такое право, оказался незаконным. А ведь деятельность коллекторских компаний возможна только благодаря тому, что банки передают им практически всю конфиденциальную информацию о клиенте: место жительства, работы, паспортные данные, номера телефонов и так далее.

Правда, пресс-секретарь министра юстиции Украины Лия Ильченко сообщила "ФАКТАМ", что после того, как Минюст отменил госрегистрацию нормы о возможности передавать третьим лицам информацию о заемщиках, НБУ должен был привести свои нормативные акты в соответствие с законом и дать письменное разъяснение коммерческим банкам. Однако Нацбанк не торопится выполнять решение Минюста.

Но, как заявили "ФАКТАМ" в одном из коллекторских агентств, уже истек срок, в течение которого НБУ должен был подготовить и обнародовать разъяснение порядка передачи банками коллекторам информации о заемщике. А значит, и банки, и коллекторские компании могут действовать на тех же условиях, что и раньше. Во всяком случае если НБУ не даст официального разъяснения, то работать нельзя будет только с теми должниками, у которых в договоре нет пункта, разрешающего банку передавать информацию о них третьим лицам. Большинство же кредитных договоров подобную норму содержат.

Выходом из сложившейся ситуации может стать принятие закона, регулирующего коллекторскую деятельность, а также лицензирование коллекторских услуг. В Министерстве юстиции уже создана рабочая группа для разработки проекта закона о коллекторской деятельности. В начале апреля этот законопроект планируется утвердить в Кабмине и передать на рассмотрение парламенту. Пока же законность деятельности профессиональных сборщиков долгов остается под большим вопросом.

ОДНОКОМНАТНУЮ КВАРТИРУ В КИЕВЕ УЖЕ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ ЗА 35-40 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ, ХОТЯ ЕЩЕ НЕДАВНО НЕЛЬЗЯ БЫЛО НАЙТИ ЖИЛЬЕ СТОИМОСТЬЮ МЕНЕЕ 100000 ДОЛЛАРОВ

За год цены на недвижимость в Украине снизились вдвое

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Ну вот и дождались. То, о чем давно предупреждали многие специалисты, свершилось: цены на жилую недвижимость упали в два раза. Причем это касается как стоимости жилья, так и аренды (см. таблицу). У людей, имеющих сбережения, которых раньше могло хватить всего на десяток квадратных метров, сейчас появляется реальный шанс обзавестись крышей над головой. Cтоит решаться на такой шаг сейчас или подождать лучших времен? Чтобы ответить на данный вопрос, посмотрим, что же происходит на рынке недвижимости.

В связи с резким взлетом курса доллара большинство арендодателей зафиксировали цену в гривнях, чтобы не потерять квартирантов

Ситуация с новостройками близка к критической. Во всяком случае так считают строители, которые жалуются, что люди перестали покупать квартиры даже в сданных в эксплуатацию домах. Как рассказал "ФАКТАМ" директор департамента Строительной палаты Украины Тарас Лылык, сегодня реальных покупателей очень мало.

- Цены на жилье в новостройках, возводимых крупными компаниями, устанавливались в гривнях и за последний год существенно не снизились. Ведущие застройщики стараются их удерживать, - отметил Тарас Лылык. - А в долларовом эквиваленте квартиры действительно подешевели.

В нынешних условиях рентабельность многих строительных компаний приближается к нулю. Мелкие застройщики на протяжении многих лет работали по схеме "утром деньги - вечером стулья". То есть сначала привлекали средства частных инвесторов и уже за их счет выполняли строительные работы. Но теперь продажи прекратились, привлеченных ранее капиталов оказалось мало, а собственных ресурсов у небольших фирм, в отличие от крупных компаний, нет. Результат налицо: тысячи строек заморожены. Между тем так называемый отложенный, ныне неплатежеспособный, спрос на новостройки существует. Ведь в Украине на душу населения приходится всего 22 квадратных метра жилья. Для сравнения: в Польше - 30 метров, во Франции - 60 метров, а в США - 80 метров.

Но есть и обратная сторона медали. Разработка новых проектов практически не ведется. А значит, даже если ныне замороженные стройки будут постепенно завершены, то через год-два может сложиться ситуация, похожая на ту, что была в 2000 году. Благосостояние народа начнет постепенно улучшаться, желающих приобрести новое жилье станет больше, а вот купить окажется нечего. Ведь цикл строительства нового дома - не менее полутора-двух лет. В результате постепенно возникнет дефицит и, как следствие, почва для спекуляций и нового взвинчивания цен на недвижимость. Все это мы уже проходили.

Опрошенные "ФАКТАМИ" специалисты признали, что спрос на вторичное жилье очень низкий. Редкие покупатели интересуются в основном самыми дешевыми квартирами - "гостинками" и "хрущевками". Сейчас в Киеве их продают по 35-40 тысяч долларов, а ведь еще недавно найти жилье по цене менее 100 тысяч было практически невозможно. "Двушки" предлагают за 50-60 тысяч долларов. Хотя изредка появляются и более дешевые квартиры, но, как правило, они либо в ужасном состоянии, либо не все в порядке с документами.

От рыночных цен на жилье зависят и арендные ставки. По словам риэлторов, существенное влияние на стоимость аренды оказали квартирные спекулянты, скупившие ранее недвижимость для дальнейшей перепродажи. Но поскольку теперь им пришлось бы реализовывать квартиры по цене ниже первоначальной, они стали активно предлагать такое жилье в аренду. У арендаторов появился богатый выбор и возможность торговаться. Кроме того, в связи с резким взлетом курса доллара большинство арендодателей были вынуждены зафиксировать цену в гривнях, иначе рисковали потерять квартирантов, не готовых платить по рыночному курсу. В результате средняя стоимость аренды столичной однокомнатной квартиры за год упала почти в два раза. Сегодня "единичку" на окраине можно снять за 300 долларов. А год назад даже за 600 долларов не всегда удавалось найти что-либо приличное.

По прогнозам, до нижнего уровня стоимость квартир опустится к середине 2009 года

Нередко можно услышать, что на стоимость жилья влияет появление на рынке залоговых квартир. Так ли это, "ФАКТЫ" узнавали у члена правления Ассоциации специалистов по недвижимости (риэлторов) Украины Юрия Базелинского:

- По нашим наблюдениям, выставляемые банками залоговые квартиры пока не оказывают существенного влияния на ситуацию. Дело в том, что это жилье покупалось по ценам, которые сегодня значительно превышают рыночные. Даже если учесть, что часть стоимости заемщик уже отдал банку, все равно оставшаяся сумма долга зачастую выше нынешней цены на подобную квартиру.

Однако уже вскоре положение может измениться: на рынке появятся изъятые залоговые квартиры, продаваемые на аукционах. Специфика торгов такова, что поначалу устанавливается цена чуть ниже рыночной. Естественно, на данном этапе квартира вряд ли будет продана. Тогда через месяц стоимость снизится на 30 процентов. В случае повторных неудачных торгов цена лота еще раз уменьшается. Вот тогда изъятая квартира действительно станет очень привлекательной для покупателей. Но механизм изъятия квартир очень сложен, и пока таких объектов единицы. Впрочем, даже если их станет больше, то, учитывая процедуру проведения аукционов, до момента, пока они будут выставлены по привлекательной цене, пройдет примерно полгода. То есть можно ожидать влияния залоговых квартир на рынок недвижимости лишь к осени нынешнего года.

Тем не менее, вряд ли залоговая недвижимость будет пользоваться большим спросом. Ведь это объекты с негативной историей, связанной с банками, судебными решениями и многими щекотливыми моментами. Выходит, существует риск, что впоследствии покупатель потеряет квартиру. Например, если окажется, что были допущены какие-то ошибки при отчуждении, а значит, нарушены права прежних владельцев.

Всех интересует, как будут меняться цены на жилье в будущем. По мнению Юрия Базелинского, кризис оказался гораздо более серьезным, чем предполагалось ранее. Поэтому достоверно прогнозировать, когда остановится падение цен на вторичном рынке, пока невозможно. Сейчас они достигли уровня 2005 года. Но эксперт считает, что рынок уже приближается к ценовому "дну". Ведь недвижимость остается самой главной и ценной собственностью, поэтому в какой-то момент большинство людей перестанет продавать квартиры и дома по текущим ценам, так как им это будет невыгодно. Затем цены стабилизируются. А поскольку гражданам все равно нужно где-то жить, спрос неизбежно постепенно возрастет. Юрий Базелинский высказал надежду, что к тому моменту финансовый кризис пойдет на спад и банки вновь начнут выдавать ипотечные кредиты.

А вот по прогнозу председателя совета директоров Украинской строительной ассоциации Льва Парцхаладзе, цены на недвижимость достигнут "дна" к середине 2009 года. Именно тогда гражданам, мечтающим о квартире, нужно будет использовать свой шанс. Конечно, при условии, если они будут располагать необходимой суммой.

Сравнительная таблица цен на столичное жилье (долларов США за квадратный метр)


Районы

Новостройки

Вторичный рынок

1 марта 2008

31 декабря 2008

23 марта 2009

1 марта 2008

31 декабря 2008

23 марта 2009

Голосеевский

2810

1213

1187

3637

2345

1848

Дарницкий

2256

1114

1092

2764

1824

1359

Деснянский

1802

1023

1007

2540

1813

1362

Днепровский

2322

1126

1103

2974

1935

1437

Оболонский

3369

1935

1905

3346

2282

1770

Печерский

4321

2326

2290

5073

3786

3132

Подольский

2518

1029

1003

3451

2102

1604

Святошинский

2472

1206

1184

3092

1919

1462

Соломенский

2887

1139

1111

3367

2136

1611

Шевченковский

3385

1576

1551

4500

2953

2354

Средняя по Киеву

2547

1218

1194

3483

2330

1812

Стоимость аренды в месяц (долларов США)


Районы

Стоимость аренды 1 марта 2008

Стоимость аренды 23 марта 2009

1-комнатные

2-комнатные

3-комнатные

1-комнатные

2-комнатные

3-комнатные

Голосеевский

652

952

1275

300

387

580

Дарницкий

598

787

1033

292

384

485

Деснянский

503

625

816

306

400

497

Днепровский

532

723

1011

310

412

508

Оболонский

587

787

1017

333

430

518

Печерский

854

1614

1952

480

686

825

Подольский

522

797

1026

300

402

496

Святошинский

546

781

975

325

420

522

Соломенский

623

794

1102

315

420

579

Шевченковский

644

410

1864

366

679

792

Средняя по Киеву

603

938

1188

331

468

571


По данным консалтинговой компании SV Development





2009-03-21

СЕМЬЯМ, РАСХОДУЮЩИМ БОЛЕЕ 400 КИЛОВАТТ-ЧАСОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В МЕСЯЦ, С АПРЕЛЯ ПРИДЕТСЯ ЗА НЕЕ ПЛАТИТЬ В ТРИ РАЗА БОЛЬШЕ

Исключение будет сделано для потребителей, пользующихся электроплитами, и многодетных семей

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

C 1 апреля семьям, которые потребляют более 400 киловатт электроэнергии в месяц, придется платить за нее в три раза дороже. Новый тариф для "неэкономных" бытовых потребителей составит 76,26 копейки за киловатт-час. Все остальные люди пока будут платить по нынешнему тарифу - 24,36 копейки за киловатт-час.

По словам председателя Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) Валерия Кальченко, на сегодняшний день только около трех процентов бытовых потребителей ежемесячно расходуют более 400 киловатт электроэнергии. А это около 600 тысяч абонентов. В то же время именно эта категория расходует 16 процентов от общего объема потребления электроэнергии населением.

Естественно, возникает вопрос, а как быть тем семьям, которые по объективным причинам не могут расходовать меньше электричества - например, в домах, оборудованных электроплитами? На стадии обсуждения постановления о повышении тарифа специалисты НКРЭ не смогли дать "ФАКТАМ" четкий ответ, но, видимо, все же приняли к сведению. Во сяком случае, согласно утвержденному постановлению, повышенный тариф не будет применяться к следующим категориям бытовых потребителей: многодетным семьям, воспитывающим более трех детей, приемным семьям, абонентам, проживающим в домах с кухонными электроплитами или использующим электроэнергию на отопление жилья, в случае наличия счетчиков зонального учета потребления. Кстати, упомянутый счетчик сейчас стоит 450-550 гривен.

А вот людям, привыкшим активно пользоваться кондиционерами, посудомоечными машинами, электробойлерами для нагрева воды, полами с электроподогревом и прочими приборами, придется либо платить дороже, либо от чего-то отказаться в целях экономии.

2009-03-20

ВСКОРЕ КУРИЛЬЩИКАМ ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ ЗА ПАЧКУ СИГАРЕТ НА 2 ГРИВНИ БОЛЬШЕ?

В первом чтении принят закон, резко повышающий акцизный сбор на табачные изделия

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Совсем недавно курильщикам пришлось привыкать к новым ценам на сигареты. Ведь с 1 февраля повысился акциз на табачные изделия, после чего многие их производители подняли отпускные цены на продукцию. Похоже, вскоре табак в Украине подорожает снова. Причина все та же - повышение ставок акцизного сбора на табачные изделия. Верховная Рада уже приняла соответствующий законопроект в первом чтении.

С 1 мая предлагается увеличить акцизный сбор на тысячу сигарет без фильтра с нынешних 15,6 до 35 гривен, а на сигареты с фильтром - с 37,5 до 60 гривен. Кроме того, сбор за каждое наименование сигарет увеличивается с 18 до 50 гривен для тысячи сигарет без фильтра и с 40 до 100 гривен - для тысячи сигарет с фильтром.

Естественно, что это неминуемо отразится и на конечной стоимости табачных изделий. Наибольший удар будет нанесен по кошелькам небогатых курильщиков. Хотя и другим любителям табака придется раскошелиться. По расчетам депутатов, розничные цены на сигареты с фильтром повысятся на 1,25-2 гривни за пачку. Если сегодня они стоят в среднем 3 гривни 80 копеек за пачку, то с 1 мая средняя цена может возрасти до 5 гривен 20 копеек. Авторы законопроекта считают, что такое подорожание приведет к пятипроцентному снижению потребления табака населением Украины.

Производители же пока не готовы назвать даже приблизительно новую стоимость конкретных марок сигарет, но признают, что оптовые и розничные цены будут существенно повышены. В результате это приведет к снижению производства сигарет в Украине и активизации их контрабандного ввоза из соседних государств. По словам руководителя отдела корпоративных связей компании "Бритиш Американ Тобакко Украина" Андрея Криля, в случае вступления закона в силу минимальная сумма акцизного сбора с пачки сигарет с фильтром в Украине будет в 2,4 раза выше, чем в России.

ТЕПЕРЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ 13-ПРОЦЕНТНОЙ НАДБАВКОЙ К ПОШЛИНЕ НА ИМПОРТ ОБЛАГАЮТСЯ ТОЛЬКО ХОЛОДИЛЬНИКИ И ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

Соответствующее постановление принял Кабинет министров

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

Правительство таки отменило 13-процентную надбавку к пошлине на импорт товаров, вступившую в силу с 6 марта. Правда, повезло не всем импортерам. Эту надбавку и дальше будут взимать при ввозе в Украину легковых автомобилей и холодильников. Официальная причина освобождения от уплаты надбавки на ввоз большинства импортных товаров, озвученная премьер-министром, - нарушение требований Всемирной торговой организации (ВТО).

Двойственность принятого решения озадачила импортеров холодильников и автомобилей. Ведь обложение дополнительной пошлиной этих товаров также противоречит правилам свободной торговли и требованиям ВТО. При этом, по словам почетного президента автомобильной корпорации "АИС" Дмитрия Святоша, государство может не рассчитывать на дополнительные бюджетные поступления от злополучной надбавки, так как ввоз машин из-за рубежа с начала года сократился с тысяч до единиц.

Как сообщил министр экономики Украины Богдан Данилишин, постановление об отмене 13-процентной пошлины вступит в силу через 10 дней после его публикации. Кроме того, правительство утвердило законопроект, которым, в случае принятия его Верховной Радой, действие данной надбавки к ввозной пошлине будет вовсе отменено. Дело в том, что, согласно законодательству, Кабмин был вправе самостоятельно отменить надбавки только на некоторые товары, фигурировавшие в законе о введении 13-процентной импортной пошлины, а полностью ее отменить может только парламент. В ближайшее время такая возможность у депутатов появится.

ЗА ТРИ ДНЯ ЛИТР ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА НА АВТОЗАПРАВКАХ ПОДЕШЕВЕЛ НА 35 КОПЕЕК

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Наконец-то и на украинских заправках горючее начало дешеветь. С 16 по 19 марта литр бензина А-95 в среднем по Украине понизился на 8 копеек - до 5 гривен 60 копеек за литр, а дизтоплива - сразу на 35 копеек - до 5 гривен 33 копеек. Эксперты считают, что снижение цен должно было начаться еще раньше, но нефтетрейдеры старались затянуть время, дабы получить дополнительную прибыль.

Прогнозируется, что вскоре нефтепродукты еще подешевеют. Хотя провести четкую зависимость между стоимостью нефти на мировом рынке и ценами на украинских заправках специалисты уже не берутся. Ведь за последние полгода цена на нефть упала в три раза, а бензин на отечественных АЗС подешевел всего на 14 процентов.

2009-03-17

ЛЬГОТНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕДИТЫ НА ПОКУПКУ ЖИЛЬЯ В НЕДОСТРОЕННЫХ ДОМАХ БУДУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ В ГРИВНЯХ ПОД 15 ПРОЦЕНТОВ ГОДОВЫХ

Государство определило перечень объектов, строительство которых планируется завершить за бюджетные средства

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

"ФАКТЫ" уже сообщали о том, как государство планирует спасти от краха сотни строительных компаний и помочь людям получить наконец долгожданное жилье в новостройках, которые сейчас заморожены. Напомним, что недавно Президент Украины Виктор Ющенко подписал Закон "О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства". Документ предусматривает завершение в нынешнем году за государственный счет строительства жилых домов, готовых на 70 и более процентов. В 2010 году планируется на таких же условиях достроить здания, возведенные более чем на 50 процентов. И только затем возьмутся за остальные объекты.

"В столичных недостроях цена квадратного метра не может превышать 8 тысяч гривен"

Похоже, государство действительно собирается помочь строительным компаниям завершить возведение хотя бы части замороженных новостроек. На эти цели уже выделены деньги. Как заявлял министр регионального развития и строительства Украины Василий Куйбида, общая сумма, предназначенная государством для данной программы, сейчас составляет 3 миллиарда гривен. Правда, по подсчетам экспертов, на самом деле требуется около 7 миллиардов гривен. Но как бы там ни было, первые шаги уже сделаны.

Рассказать о том, как продвигается программа завершения замороженных новостроек, "ФАКТЫ" попросили директора департамента Строительной палаты Украины Тараса Лылыка.

- Уже есть точный список домов, которые будут достраиваться при поддержке государства?

- Да, Министерство регионального развития и строительства Украины совместно с местными органами власти выбрало 415 объектов с высокой степенью готовности во всех регионах страны. Больше всего таких новостроек оказалось в столице - 49. В Киевской области отобрано 34 объекта, во Львовской - 30, в Одесской - 22, в Крыму - 32. В Ровенской, Закарпатской и Херсонской областях будет профинансировано по шесть жилых комплексов. Еще пять - в Житомирской и три - в Кировоградской.

- А почему были выбраны именно эти недострои?

- Основные критерии отбора - степень готовности объекта и цена квадратного метра. Дома должны быть построены не менее чем на 70 процентов, а цена квадратного метра жилья не может превышать 8 тысяч гривен в Киеве, 6 тысяч гривен - в областных центрах и 5 тысяч гривен - в других населенных пунктах.

- Каким образом будет финансироваться окончание строительства замороженных объектов?

- Средства созданного правительством стабилизационного фонда направляются Государственному ипотечному учреждению, которое, в свою очередь, рефинансирует их своим банкам-партнерам, работающим с населением. За счет средств госбюджета пополняются уставные капиталы Укрэксимбанка и Ощадбанка. Дальше все средства в виде ипотечных кредитов попадают непосредственно к людям - покупателям жилья в конкретных домах.

Две другие основные схемы - выкуп за счет государства квартир у строительных ккомпаний для служебного и социального жилья и предоставление кредитов застройщикам. Распорядителем бюджетных средств в обоих случаях будет Министерство регионального развития и строительства Украины. Однако сумма, которую выделят на эти программы, еще окончательно не определена. Стоит отметить, что принятие самого закона проблему достройки замороженных объектов не решает. Для того чтобы все три механизма финансирования заработали, необходимо принять еще 17 постановлений Кабмина и одно НБУ. Некоторые из них уже приняты и утверждены, однако в целом работа над документами не завершена.

"Первоочередное право на получение кредитов имеют граждане, которые стоят на квартирном учете"

- Взять государственный кредит в одном из указанных выше финучреждений сможет любой желающий?

- Нет. Чтобы не допустить спекуляций, правительство установило: первоочередное право на получение кредитов имеют граждане, которые стоят на квартирном учете и нуждаются в улучшении жилищных условий. Причем такой кредит будет относительно недорогим, так как банки могут зарабатывать на данной ссуде не более 2 процентов комиссионных. Общая стоимость кредита не превысит 15 процентов годовых. Кстати, льготные кредиты будут выдавать исключительно в гривне. В современных условиях это очень выгодное предложение.

- Сколько необходимо средств, чтобы выполнить все запланированные работы? Хватит ли у государства денег?

- Денег в бюджете однозначно для всех не хватит. По приблизительным оценкам, а точно подсчитать практически невозможно, на завершение по всей стране строительства жилья со степенью готовности свыше 70 процентов необходимы 13 миллиардов гривен, а со степенью готовности свыше 50 процентов - более 30 миллиардов. Вынужден признать, что на получение такого объема средств в этом году застройщики особо не рассчитывают. Но основная цель государственной поддержки - оживить отрасль. Необходимо понимать, что строительная отрасль - это не только миллион людей, занятых на стройках, но и рабочие места в смежных отраслях. По статистическим подсчетам, каждое рабочее место в строительстве дополнительно создает от трех до шести вакансий в других отраслях. Кроме того, люди должны увидеть, что стройплощадки ожили. Только тогда застройщики смогут вернуть себе доверие граждан.

ТЕПЕРЬ ПОКУПАТЕЛЮ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НЕ ПРИДЕТСЯ ПЕРЕОФОРМЛЯТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКТ НА СЕБЯ

Согласно принятому Верховной Радой закону, в случае продажи земли правоустанавливающим документом станет нотариально заверенный договор купли-продажи

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

Верховная Рада Украины приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно документов, которые подтверждают право собственности на земельный участок, а также порядка деления и объединения земельных участков)". Теперь существенно изменится механизм смены владельца земли. Если сейчас единственным документом, подтверждающим право собственности человека на его участок, является государственный акт на право собственности на землю, то в дальнейшем в случае продажи или дарения участка главными станут документы, подтверждающие переход права от одного человека к другому.

Подробнее о нововведениях, касающихся всех собственников земли в нашей стране, "ФАКТЫ" попросили рассказать первого заместителя председателя совета Ассоциации "Земельный союз Украины" Анатолия Вовка.

- К сожалению, пока текст закона не обнародован, поэтому можно комментировать только поданный на парламентское голосование законопроект. Тем не менее принятое решение будет иметь очень большое значение для миллионов людей, владеющих земельными участками. Наконец-то устранен ряд противоречий между Гражданским и Земельным кодексами.

Государственный акт является единственным правоустанавливающим документом только на те участки, которые были переданы человеку государством в ходе приватизации или паевания колхозных земель. Теперь, если, конечно, закон будет подписан Президентом, в случае продажи земли правоустанавливающим документом станет нотариально заверенный договор купли-продажи, зарегистрированный в Центре государственного земельного кадастра.

- Так что, новому владельцу госакт уже не понадобится?

- Госакт в случае перехода права собственности будет погашен и приложен к договору купли-продажи как документ, подтверждающий факт передачи земельного участка от государства новому собственнику - гражданину или организации.

- То есть получается, что покупателю земельного участка уже не придется переоформлять на себя государственный акт?

- Совершенно верно. И это очень важно. Во-первых, сокращается срок от момента приобретения земли до полного вступления в право собственности. Во-вторых, существенно снижается риск всевозможных незаконных операций в период перехода права собственности от одного человека к другому. Ведь, согласно Гражданскому кодексу, после нотариального заверения договора купли-продажи продавец теряет право собственности. При этом покупатель получал такое право в полном объеме только после оформления нового госакта, в котором указано его имя. Но данная процедура длилась несколько месяцев! То есть какое-то время участок юридически оказывался ничейным.

- Есть ли какие-то исключения?

- Да. Например, бывают случаи, когда в госакте зарегистрировано право собственности сразу на несколько участков, скажем, на три. Тогда в случае продажи одного из них продавец должен предварительно оформить отдельные госакты на каждый. Только после этого он может продать один участок. А покупатель данной земли получит право собственности уже на основании договора купли-продажи. Причем правоустанавливающими документами на два участка, оставшиеся у продавца, будут, как и прежде, государственные акты.

- Форма госакта изменится?

- Пока не могу вам точно ответить на этот вопрос, так как форма госакта утверждается другими нормативными документами. Однако все выданные ранее государственные акты, независимо от их формы, после вступления закона в силу останутся действительными!

СТОИМОСТЬ ЛИТРА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ОПУСТИТСЯ ДО 4 ГРИВЕН 70 КОПЕЕК?

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Цены на заправках остаются неизменными несмотря на то, что некоторые государственные чиновники и эксперты считают: горючее должно дешеветь. Вчера литр самого популярного бензина А-95 и дизельного топлива в среднем по стране стоил одинаково - 5 гривен 68 копеек.

Как заявил на прямой линии в "ФАКТАХ" исполняющий обязанности председателя Антимонопольного комитета Александр Мельниченко, в ходе исследования, осуществленного его ведомством, выяснилось, что стоимость каждого литра горючего на заправках завышена на сумму от 40 копеек до 1 гривни. То есть нынешние розничные цены на нефтепродукты экономически необоснованны. Александр Мельниченко подчеркнул: все расчеты переданы правительству, а по данному факту уже проводится расследование.

Изучив нынешнюю ситуацию, свои выводы сделала и работающая при правительстве экспертно-аналитическая группа, занимающаяся разработкой рекомендованной цены на нефтепродукты. Еще в конце прошлой недели специалисты посоветовали снизить розничную стоимость бензина А-95 на 10 копеек, до 5 гривен 59 копеек, а литра дизельного топлива - сразу на 30 копеек, до 5 гривен 32 копеек. Судя по всему, нефтетрейдеры не торопятся прислушиваться к правительственным рекомендациям. Во всяком случае, к началу нынешней недели ценники на заправках не сменили.

Такие действия иначе, чем попыткой подзаработать лишний миллион, не назовешь. Дело в том, что оптовые цены на горючее за последнюю неделю снизились в среднем на 200 гривен за тонну. По мнению заместителя директора научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, вскоре стоимость литра дизтоплива евростандарта может достичь 4 гривен 70 копеек, а качественного высокооктанового бензина А-95 - 5 гривен 30 копеек. Но при условии, если курс гривни стабилизируется и не будет превышать 8 гривен 40 копеек за доллар, а нефтетрейдеры будут закладывать в цену топлива не более 15 процентов прибыли.

Правда, есть и другие мнения относительно развития ситуации на топливном рынке. Как заявил первый заместитель министра топлива и энергетики Украины Олег Бугаев, нет особых оснований для снижения цен на нефтепродукты во втором квартале 2009 года. По словам чиновника, у нас цены и так ниже европейских и лишь немного выше, чем в России.

2009-03-12

И.О.ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА АЛЕКСАНДР МЕЛЬНИЧЕНКО: "СТОИМОСТЬ КАЖДОГО ЛИТРА ГОРЮЧЕГО НА ЗАПРАВКАХ ЗАВЫШЕНА НА СУММУ ОТ 40 КОПЕЕК"

Антимонопольный комитет инициирует введение уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства

В условиях финансового кризиса большинство людей сталкиваются с материальными трудностями. Однако некоторым неразбериха в экономике очень даже на руку. Все мы можем наблюдать, как в одночасье резко подскакивают цены на отдельные товары и услуги. Например, осенью внезапно подорожали лекарства. Затем в целом ряде городов стремительно выросла стоимость проезда в транспорте. Сегодня жители крупных городов с тревогой ожидают грядущего повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Таких примеров можно приводить довольно много.

К сожалению, достаточно часто повышение цен на определенные товары и услуги никак не обусловлено экономически. Просто предприятия или власти, устанавливающие эти цены, пользуются тем, что у людей нет выбора. Другими словами, злоупотребляют своим монопольным положением на рынке. Обнаруживать и пресекать подобные проявления - прямая задача Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).

О том, как комитет борется с монополизмом и недобросовестной конкуренцией, рассказал читателям "ФАКТОВ" исполняющий обязанности председателя Антимонопольного комитета Александр Мельниченко во время прямой линии, которая прошла на днях в редакции газеты.

"Мы выясняем обоснованность предложенных столичной горадминистрацией тарифов. Пока же их введение приостановлено"

- Здравствуйте, Александр Иванович! Меня зовут Людмила. Я звоню от лица десятков тысяч киевских частных предпринимателей. Городские власти подняли для нас коммунальные тарифы сразу в десять раз! Если раньше я платила 200-300 гривен за воду, отопление и прочие услуги, то сейчас мне выставляют счет в 2 тысячи 200 гривен! Это за маленькую торговую точку! Еще я должна заплатить налоги, отчисления в различные фонды, дать зарплату продавцам, рассчитаться с поставщиками. В результате через пару месяцев мне придется закрыться, так как работать в убыток нельзя. И таких, как я, тысячи! А ведь городские власти фактически монополисты. Можете ли вы защитить киевлян?

- Я считаю, что государство должно не навязывать свои условия, а оберегать малый и средний бизнес, который во всем мире является фундаментом государственности. Именно за счет предпринимателей формируется значительная часть бюджета. К сожалению, у нас в стране пока наблюдается другое отношение к частному бизнесу.

Полностью солидарен с вами и считаю, что тарифы должны быть экономически обоснованными, учитывать все рыночные составляющие и ни в коем случае не должны быть грабительскими.

Хочу напомнить, что, когда в конце прошлого года киевская власть подняла в несколько раз коммунальные тарифы для предприятий, сделав их дискриминационными, АМКУ оперативно вмешался в ситуацию. Поводом для такого вмешательства стал тот факт, что городские власти нарушили конкурентное законодательство, создав условия, когда одни предприятия ставятся в более выгодные условия по сравнению с другими. Результаты нашей работы были положены в основу указов Президента, отменявших новые коммунальные тарифы в Киеве. И сейчас мы продолжаем расследование и выясняем обоснованность очередных предложенных горадминистрацией тарифов. Пока же введение новых тарифов приостановлено.

Отмечу, что согласно действующему жилищному законодательству, формируя какие-либо тарифы, в частности коммунальные, местная власть должна не только руководствоваться исключительно экономически обоснованными показателями, но и заблаговременно вынести новые цены на обсуждение плательщиков. Причем с указанием всех составляющих тарифа, чтобы любой человек мог сам его рассчитать и проверить. К сожалению, зачастую местные власти, в том числе столичные, игнорируют требования законов.

"Законопроект предусматривает для участников сговоров наказание вплоть до 6 лет лишения свободы"

- Добрый день! Вас беспокоят из Херсона. Меня зовут Алексей Ильич. Хотел узнать, почему горючее постоянно дорожает. Ведь цена нефти в мире снижается.

- Недавно Антимонопольный комитет провел исследование розничного рынка нефтепродуктов, и оказалось, что стоимость каждого литра горючего на заправках завышена на сумму от 40 копеек до 1 гривни. Эту информацию мы довели до премьер-министра, после чего Минтопэнерго и Минэкономики было поручено подготовить материалы и подать их на рассмотрение правительственной экспертно-аналитической группы, занимающейся разработкой рекомендованной цены на нефтепродукты.

Я же, в свою очередь, дал поручение всем двадцати семи территориальным отделениям АМКУ проверить региональные рынки бензина и дизтоплива на предмет наличия сговора между нефтетрейдерами. Сейчас мы выходим на принятие решения в расследовании деятельности компаний "ТНК-ВР", "Лукойл-Украина", "ЛИНИК" и "Укрататнафта" по поводу обоснованности их цен на дизельное топливо. Также завершается расследование по факту одновременного увеличения стоимости горючего операторами столичных АЗС. Определили компании "Кребо", "ЛукАвиаОйл" и "Укртатнафта" ответчиками по делу установления необоснованных цен на авиатопливо, стоимость которого закладывается в тарифы на перелеты.

Мы усматриваем признаки антиконкурентных действий на рынке нефтепродуктов. Если наши подозрения подтвердятся, виновные будут привлечены к ответственности. Чтобы вы понимали, что такое антиконкурентные действия, приведу пример. Допустим, если компании "ТНК-ВР", "Лукойл-Украина", "ЛИНИК" и "Укрататнафта" договорятся между собой о ценовой политике на рынке бензина, то, несмотря на то, что они будут оставаться разными юридическими лицами, для Антимонопольного комитета они уже фактически единый субъект, навязывающий свои условия рынку.

Так уж сложилось, что бизнес-структуры, даже конкурирующие, довольно часто пытаются договариваться, чтобы получить взаимную выгоду. Это могут быть соглашения о разделе рынков, территорий влияния, ассортимента товаров, услуг и, наконец, о цене. Самое грубое нарушение с точки зрения антимонопольного законодательства - договоренность об установлении единой цены и разделе рынков. В результате страдают потребители, то есть мы с вами, поскольку нарушается наше право выбора. Но, как правило, подобные соглашения документально не оформляются, соответственно, факт сговора доказать очень сложно. Поэтому во всем мире такие нарушения выявляются методами оперативно-розыскной деятельности с привлечением правоохранительных органов. В компетенцию Антимонопольного комитета Украины входит рассмотрение только легальной, документально подтвержденной деятельности компаний.

Наши сотрудники имеют право изучать разную документацию, в том числе переписку, позволяющую получить непрямые доказательства картельного сговора. Например, к нам попадают данные о том, что руководители подозреваемых структур проводили встречу, после которой отпускные цены на их предприятиях, заправках или в магазинах резко пошли вверх.

К сожалению, вынужден признать, что в Украине нет совершенных механизмов выявления тайных картельных сговоров, и в этом государство проявляет свою слабость. АМКУ может применять к нарушителям только штрафные санкции. В прошлом году было выявлено 150 фактов антиконкурентных действий, наложено штрафов на 13 миллионов 600 тысяч гривен. Из этой суммы на рынок нефтепродуктов пришлось около 2 миллионов гривен.

А сейчас мы разработали и уже внесли на рассмотрение парламента законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за такие тяжкие нарушения антимонопольного законодательства, как картели, опасность повышения количества которых в такие финансово-экономические периоды, как сейчас, значительно увеличивается. Он предусматривает для участников сговоров наказание вплоть до 6 лет лишения свободы. Данный законопроект члены правительства одобрили единогласно.

Если этот закон будет принят Верховной Радой, то каждый менеджер задумается, прежде чем идти на тайный сговор и взвинчивать цены. Ведь любой предприниматель дорожит своей репутацией, а привлечение к уголовной ответственности оставит пятно на всю жизнь. Кроме того, введение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства дает возможность привлекать к расследованиям МВД и СБУ, которые будут проводить оперативно-розыскные мероприятия. Подобная система эффективно работает в США уже более 100 лет.

"Если "Воля-Кабель" не выполнит наши требования, мы либо оштрафуем компанию, либо применим принудительный раздел монополии"

- Меня зовут Ирина. Хотела узнать, можно ли найти управу на компанию "Воля-Кабель", которая взвинтила цены на услуги кабельного телевидения в Киеве. Главное, что они вытеснили всех конкурентов и мы просто вынуждены пользоваться их услугами.

- Буквально на днях АМКУ начал расследование деятельности данной компании. Мы изучили огромное количество документов и обнаружили, что налицо все признаки завышения тарифов. При этом "Воля-Кабель" занимает на столичном рынке монопольное положение по предоставлению услуг кабельного телевидения. Окончательное решение будет принято в апреле, но уже сейчас могу сказать, что мы однозначно потребуем снижения тарифов. На сколько, пока сказать не могу.

А если "Воля-Кабель" не выполнит наши требования, то мы ее либо оштрафуем, либо применим более жесткий механизм воздействия - принудительный раздел монополии. В истории независимой Украины Антимонопольный комитет один раз уже проводил принудительный раздел монополии, и не исключено, что "Воля-Кабель" станет второй такой компанией.

- Здравствуйте! Это Радченко Виктор Иванович из Киева. Я пенсионер и инвалид. Лекарство, которое я еще совсем недавно покупал по 60 гривен за пузырек, теперь стоит 140-160 гривен. Что это за цены? Как пенсионер может купить себе лекарства?

- Виктор Иванович, я разделяю вашу боль. И как чиновник стараюсь сделать все возможное, чтобы исправить эту ситуацию.

Антимонопольный комитет за последнее время провел расследование и выявил признаки неправомерных действий у 15 оптовых компаний, которые поставляют на рынок около 90 процентов импортных лекарственных препаратов.

В апреле мы планируем закончить расследование в отношении этих фирм и принять решение о том, насколько обоснованным было синхронное повышение цен на лекарственные препараты. Если вина будет доказана, то поставщикам грозят крупные штрафы за нарушение правил честной конкуренции.

Импортеры, деятельность которых мы сейчас расследуем, ссылаются на то, что цена лекарств, которые они ввозят, зависит от валютного курса. Ведь они покупают товар не за гривни, а за доллары. С этим трудно не согласиться. Действительно, гривня сегодня существенно упала по отношению к мировым валютам, что, соответственно, отразилось на стоимости импортных товаров. Однако даже приведенный вами пример показывает: цена лекарств выросла больше, чем курс доллара. То есть импортеры под шумок завышают стоимость препаратов, чтобы компенсировать падение национальной валюты. Естественно, когда мы во всем разберемся, то примем все возможные меры для того, чтобы нормализовать цены.

А после того, как будет закончено расследование по оптовым поставщикам лекарств, мы планируем перейти ко второму этапу работы и изучить деятельность розничных аптечных сетей. Ведь есть основания предполагать, что они также не всегда обоснованно повышали цены на лекарства.

И еще один важный аспект: в процессе расследования выяснилось, что отечественная фармакологическая промышленность выпускает лишь около 20 процентов лекарств, которые потребляются в Украине. То есть наш рынок медицинских препаратов сильно зависит от импорта. Поэтому при завершении расследования мы ставим перед собой задачу не только наказать виновных в необоснованном завышении цен на лекарства, но и подготовить для правительства и Верховной Рады предложения, которые позволили бы стимулировать развитие отечественной фармакологической промышленности.

- Александр Иванович? Вас беспокоит Надежда Степановна из Балаклеи Харьковской области. Куда нам обращаться по поводу цен на коммунальные услуги? В Балаклее тарифы втрое выше, чем в Харькове. Почему так? Куда жаловаться?

- Определение тарифов на жилищно-коммунальные услуги является функцией местных властей. Но если вы обращались по этому вопросу к руководству Балаклеи и не получили удовлетворительного ответа, то вам следует пожаловаться в Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

Хотя такая проблема есть не только в Балаклее. Нам известно, что городские власти зачастую весьма произвольно относятся к установлению тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В результате в разных городах, которые находятся на территории одного региона, тарифы различаются в несколько раз. Как такое может быть? Ведь они живут в сходных экономических и климатических условиях.

Я считаю, что выходом из такой ситуации было бы создание специального государственного органа - национальной комиссии по регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, что, кстати, предусмотрено законодательством для регулирования сфер естественных монополий, таких как ЖКХ. Комиссия могла бы рассчитывать и устанавливать общие тарифы для каждого региона с учетом местных особенностей и цен, существующих на местном рынке. Тогда произвол властей при ценообразовании в этой сфере был бы исключен.

С 1 АПРЕЛЯ СЕМЬЯМ, ПОТРЕБЛЯЮЩИМ БОЛЕЕ 400 КИЛОВАТТ-ЧАСОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В МЕСЯЦ, ПРИДЕТСЯ ЗА НЕЕ ПЛАТИТЬ В ТРИ РАЗА БОЛЬШЕ?

Сейчас этот проект, вызывающий немало вопросов, находится в стадии обсуждения

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

О том, что отечественная электроэнергетика убыточна, не говорил разве что ленивый. Главной проблемой отрасли правительственные чиновники называют экономическую необоснованность существующих тарифов для населения. То есть жителям городов и сел продают электроэнергию дешевле ее себестоимости. Исправить ситуацию, подняв цену на электроэнергию, пытались неоднократно. Последнее повышение тарифов состоялось в октябре 2008 года. Следующее, планировавшееся на 1 января нынешнего года, не состоялось. Зато уже с 1 апреля некоторым семьям, возможно, придется платить за электроэнергию сразу в три раза больше.

На днях Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины (НКРЭ) сообщила о намерении со следующего месяца повысить тарифы на электроэнергию для населения, которое потребляет свыше 400 киловатт-часов в месяц - с 24,36 копейки до 76 копеек за киловатт-час. Согласно подсчетам комиссии, это будет экономически обоснованный тариф, ведь нынешний покрывает только 30 процентов себестоимости электроэнергии. В то же время цена киловатт-часа для тех, кто потребляет меньшие объемы электричества, останется пока без изменений.

Как заявил председатель Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины Валерий Кальченко, приблизительно 600 тысяч человек (лишь три процента от общего числа бытовых потребителей) расходуют в месяц более 400 киловатт-часов электроэнергии. В то же время на долю этой категории абонентов приходится около 16 процентов от общего ежегодного объема потребления населением электроэнергии. По словам Валерия Кальченко, данное постановление планируется рассмотреть 19 марта на открытом заседании НКРЭ.

Этот проект вызывает немало вопросов. В частности, пока не ясно, будет ли распространяться повышенный тариф на тех потребителей, которые готовят пищу на электроплитах. Ведь эти люди зачастую вынуждены потреблять больше 400 киловатт-часов в месяц. Также не понятно, как быть, если абонентом, расходующим ежемесячно более 400 киловатт-часов электроэнергии, является многодетная семья, получающая субсидию. Ведь в данном случае повышенная сумма платежа будет переложена на государственный бюджет.

Как сообщил "ФАКТАМ" начальник отдела по связям с общественностью и международной координации Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины Иван Слободянюк, ответить на эти и многие другие вопросы сейчас невозможно. Пока ведется только обсуждение проекта постановления и согласование его с профсоюзами и целым рядом министерств. А все технические и организационные вопросы будут внесены в текст в процессе его обсуждения и согласования.

2009-03-05

ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ СТОИМОСТЬ БЕНЗИНА НА ЗАПРАВКАХ ВЫРОСЛА НА 3-5 КОПЕЕК

А тем временем на мировом рынке нефть стремительно дешевеет

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

Цены на заправках продолжают медленно расти. И хотя в прошлые выходные стоимость литра горючего вдруг снизилась на 5-10 копеек, уже в понедельник-вторник цены вернулись к предыдущему уровню, а вчера даже поднялись на 3-5 копеек. В частности, литр бензина А-76 в среднем по Украине стоит теперь 5 гривен 11 копеек. За литр самого востребованного бензина А-95 отечественные нефтетрейдеры просят 5 гривен 68 копеек. А дизтопливо обходится в 5 гривен 69 копеек за литр.

Напомним, что на прошлой неделе некоторые правительственные чиновники возмущались ростом цен на горючее в преддверии посевной кампании. Возможно, эти заявления и стали косвенной причиной кратковременного снижения цен на заправках. Но похоже, правительство в очередной раз решило активно вмешаться в ситуацию на рынке нефтепродуктов. В частности, исполняющий обя-занности председателя Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Александр Мельниченко заявил, что на отечественных заправках топливо продают где на 40 копеек, где на гривню дороже, чем оно стоит на самом деле. Такие данные получены на основании исследования региональных рынков горюче-смазочных материалов, которое АМКУ провел по поручению премьер-министра. Свои замечания комитет уже передал действующей при правительстве экспертно-аналитической группе, устанавливающей рекомендуемые цены на нефтепродукты.

Как заявил глава АМКУ, в случае выявления неконкурентных действий со стороны нефтетрейдеров к ним будут применены штрафные санкции. Александр Мельниченко также напомнил, что в настоящее время комитет уже проводит расследование в отношении ведущих производителей топлива: ЗАО "Лукойл-Украина" (Одесский НПЗ), ЗАО "ЛИНИК" (Лисичанский НПЗ), ЗАО "Укрататнафта" (Кременчугский НПЗ). Кроме того, сейчас изучается экономическая обоснованность цен на авиационное топливо, реализуемое львовским, одесским и симферопольским аэропортами.

Парадоксально, что, декларируя борьбу с завышением стоимости горючего, Кабмин пытается получить дополнительные поступления в бюджет именно за счет топливного рынка. На этой неделе в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, предлагающий повысить акцизный сбор на дизельное топливо с 35 до 95 евро за тонну в зависимости от содержания в нем серы. Так, топливо с наибольшим содержанием серы будет облагаться акцизом в размере 95 евро, а более качественное - в размере 70 евро за тонну. Согласно расчетам правительства, это позволит увеличить поступления в бюджет более чем на 2 миллиарда 500 миллионов гривен. Авторы законопроекта заверяют, что стоимость дизтоплива на заправках увеличится незначительно.

С таким прогнозом не согласны нефтетрейдеры. По их расчетам, только из-за повышения акциза розничные цены на дизтопливо увеличатся на 55-65 копеек за литр. Стоит напомнить, что соляркой в основном заправляют сельскохозяйственную технику. А поскольку повысить акциз планируют с 1 июня, в разгар полевых работ, то нетрудно догадаться, что обеспечивать дополнительные поступления в бюджет вынуждены будут аграрии. А они все эти расходы заложат в себестоимость сельхозпродукции. В результате расплачиваться за правительственную инициативу придется каждому из нас - покупателям продуктов питания. По мнению директора НТЦ "Психея" Сергея Сапегина, рост стоимости топлива отразится на цене аграрной продукции для украинских потребителей и ее конкурентоспособности на мировых рынках.

Также государство предложило изменить формулу расчета рекомендуемой розничной стоимости нефтепродуктов. Однако на встрече чиновников с представителями нефтяных компаний и экспертами стороны не пришли к единому мнению и решение так и не было утверждено.

А тем временем нефть на мировых рынках стремительно дешевеет. За пару дней цена упала более чем на 10 процентов. По итогам торгов, проведенных 2 марта, стоимость барреля нефти сорта Light на Нью-Йоркской товарной бирже почти достигла психологического барьера в 40 долларов, остановившись на отметке 40 долларов 15 центов. А между тем еще неделю назад цена составляла около 50 долларов за баррель. Западные эксперты в один голос заявляют, что стоимость нефти снизилась на фоне негативных сообщений о положении американской и мировой экономики.

Правда, как показывает опыт последних месяцев, ситуация в Украине не зависит от мировых цен на нефть. У нас горючее на заправках только дорожает. Увеличивается и стоимость поставляемого в Украину черного золота. Ведь с 1 марта Россия повысила экспортную пошлину на свою нефть со 100 долларов 90 центов до 115 долларов 30 центов за тонну.

В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ НА 15-20 ПРОЦЕНТОВ ПОДОРОЖАЮТ ИМПОРТНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И АВТОМОБИЛИ

Запасов соли, на которую в последнее время возник ажиотажный спрос, по мнению специалистов, стране хватит как минимум на 500 лет

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

Завтра вступает в силу инициированный правительством закон, которым вводится 13-процентная надбавка к таможенным ставкам ввозной пошлины на целый ряд товаров. В перечень облагаемых дополнительным сбором товаров вошли: мороженая говядина, свежая, охлажденная и мороженая свинина, мясные субпродукты и сало, сосиски, колбасы, мясные консервы, мороженая или консервированная рыба и ракообразные, икра, вина, ликеры, вермуты и крепкие спиртные напитки, этиловый спирт. В список включены также каменный уголь, ковры, трикотажные полотна, одежда, обувь, печи, отопительные котлы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, кухонные плиты, газовые колонки, насосы, вентиляторы и вытяжки, холодильники, электрические водонагреватели, бытовые электромашины и так далее.

Таким образом государство пытается, с одной стороны, увеличить поступления в госбюджет, с другой - дать отечественным производителям возможность сделать свою продукцию более конкурентоспособной. Представители бизнеса очень критично восприняли данный закон. Прежде всего это приведет к подорожанию всех перечисленных выше товаров, многие из них ввозить станет просто невыгодно. Кроме того, есть продукция, которая в Украине не выпускается, а значит, ни о какой поддержке отечественного производителя речь не идет. Импортеры говорят, что затраты на поставки зарубежных товаров в страну с марта вырастут как минимум на 15-16 процентов. Покрывать расходы за свой счет торговцы не собираются, поскольку и так постоянно теряют прибыль из-за девальвации гривни. Следовательно, уже через пару недель нужно ожидать подорожания на 15-20 процентов бытовой техники, автомобилей и целого ряда продуктов питания.

Первыми, кто поднял цены на свою продукцию, не дожидаясь вступления в силу дополнительных ввозных пошлин, стали... отечественные животноводы. За последние два месяца они повысили стоимость мяса в среднем на 20 процентов. Видимо, готовятся к появлению на рынке более дорогого импортного мяса. Однако, по мнению директора консалтингового агентства "ААА" Сергея Наливки, конкурировать с зарубежными фермерами наши аграрии не смогут. Даже при 13-процентной дополнительной пошлине импортное мясо будет дешевле украинского. К примеру, закупочная цена килограмма бразильской свинины и говядины составляет 2 доллара. Учитывая транспортные расходы и налоги, в Украину такое сырье попадает почти по 25 гривен, тогда как аналогичное отечественное мясо стоит гораздо дороже.

Не исключено, что подорожание, вызванное увеличением пошлин, будет иметь и негативные социальные последствия. Ведь наш народ, имеющий богатый опыт борьбы за выживание, уже воспринял кризис и увеличение цен на товары своеобразно: люди делают запасы. В традиционный антикризисный набор входят спички, мыло, соль и продукты первой необходимости. Похоже, начали граждане с закупки соли. Толчком для ажиотажного спроса на данный продукт стали слухи о возможной остановке работы государственного предприятия (ГП) "Артемсоль" - основного поставщика соли на внутренний рынок Украины. В результате за последние две недели во многих городах Днепропетровской, Полтавской и Харьковской областей с прилавков магазинов исчезла поваренная соль. Ажиотаж докатился и до столицы. Для того чтобы купить пачку соли, киевлянам приходится обойти несколько магазинов. На вопрос: "Почему возник дефицит?" - продавцы отвечают, что многие покупатели берут сразу по 10 килограммов. Торговые сети оказались не готовы к такому скачку спроса и не успели приобрести соль у производителей и дилеров. В то же время мелкие торговцы быстро сориентировались и стали продавать соль по 3-4, а иногда и по 6-7 гривен за килограмм.

Однако производители заверяют, что никаких объективных причин для паники нет. Согласно официальному заявлению ГП "Артемсоль", о закрытии предприятия даже речь не идет. Оно работает стабильно. По словам технического директора государственного предприятия "Артемсоль" Анатолия Бирюкова, дефицит соли в некоторых регионах Украины связан с неправдивыми слухами.

- В январе-феврале 2009 года предприятие отгрузило соли на 16 тысяч тонн больше, чем за аналогичный период 2008 года, - подчеркнул Анатолий Бирюков. - Погасить спонтанный дефицит мы сможем в течение десяти дней. Я вас уверяю, будем с солью. Запасов хватит как минимум на 500 лет.

2009-03-03

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ МОЖЕТ СОСТАВИТЬ ОДИН ПРОЦЕНТ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ЗА КАЖДЫЙ КВАДРАТНЫЙ МЕТР

Не исключено, что за квартиру площадью 75 квадратных метров без учета льгот придется платить около 500 гривен в год

Сергей КУРГАН, Лилия ПОВОЛОЦКАЯ

"ФАКТЫ"

Ничто так не волнует воображение наших сограждан, как налог на недвижимость. Перед глазами тут же начинают мелькать призраки квитанций с многозначными суммами и мрачные силуэты опустевших британских замков, владельцы которых не смогли перечислить в казну плату за "родовое гнездо"... На самом деле все не так ужасно: налог на недвижимость давно и успешно работает во многих странах мира, к тому же его плательщики имеют ряд льгот и послаблений.

"Новый налог уменьшит ажиотажный спрос на жилье, что приведет к снижению стоимости квартир"

Налог на недвижимость в нашей стране планировали ввести еще с начала 2009 года - в пакете антикризисных законов. Но после долгих споров и дебатов данное предложение выпало из антикризисной связки и теперь активно обсуждается как отдельный законопроект.

В сопроводительной записке к законопроекту отмечается, что во всех демократических государствах соотношение между богатыми и бедными регулируется путем использования гибкой системы налогообложения. Именно таким налогом во многих развитых странах является налог на недвижимость. В некоторых из них поступления от этого налога в местные бюджеты составляет почти треть всех поступлений.

- Налог на недвижимое имущество является инструментом справедливого перераспределения социальных благ, - отмечает заместитель председателя Государственной налоговой администрации Украины Сергей Лекарь. - До того, как разразился кризис, люди инвестировали деньги в недвижимое имущество, и это был один из самых рентабельных видов бизнеса. Таким образом, в стране искусственно создалась ситуация, когда цены на квартиры на первичном рынке превышали себестоимость строительства жилья в несколько раз. Печальные последствия такой ситуации мы можем наблюдать сейчас.

Есть многочисленные примеры, когда люди покупали сотни квартир, целые многоэтажные дома и даже улицы. Подчеркну, что существующая налоговая система дает людям возможность и далее совершать подобные инвестиции, накапливая недвижимое имущество и превращая его в источник сверхдоходов. Налог на недвижимость поможет предотвратить хаотическую скупку жилья и уменьшит ажиотажный спрос на него, что, в свою очередь, приведет к снижению цен. У простых людей появится шанс приобрести квартиру. То есть введение этого налога даст не только экономические результаты в виде пополнения местных бюджетов, но и положительный социальный эффект. Я не говорю уже о том, что появление налога станет реализацией конституционной нормы, которая гласит, что "собственность обязывает". И чем большим количеством недвижимости человек хочет обладать, тем крупнее сумма налога, с которой он обязан будет расстаться. И это социально справедливо...

Владельцу двух гаражей льготы полагаются только на один из них

Итак, что же предлагается в правительственном законопроекте? Начнем с того, что налог на недвижимость устанавливается только на имущество, которое не является земельным участком. Таким образом, была решена спорная проблема взимания налога на недвижимость с земли, ведь у нас в стране уже существует земельный налог.

В соответствии с законопроектом, объектами налогообложения могут стать: жилые дома (квартирного и приусадебного типа), а также квартиры, садовые домики, дачи и другие строения, в том числе гаражи и хозяйственные постройки. Четко указано, что облагается налогом только та недвижимость, которая относится к жилищному фонду. Недостроенные здания и дома были исключены из перечня.

Налог будут вносить как юридические, так и физические лица. Для физлиц начисление налога должны производить органы государственной налоговой службы по информации учреждений, проводящих регистрацию прав на недвижимое имущество, по состоянию на 1 января текущего периода. Юридические же лица будут самостоятельно начислять сумму налога по состоянию на 1 января отчетного периода и платить поквартально годовую сумму равными частями.

Естественно, законопроект предусматривает льготы. Так, для юридических лиц объектом налогообложения не может быть недвижимость, являющаяся собственностью учреждений и организаций иностранных государств, которые пользуются дипломатическим иммунитетом и привилегиями согласно международным договорам Украины.

Физическим лицам льготы предоставляются по каждому из видов зданий в таких размерах:

  • для квартиры, которая является основным местом жительства, - 150 квадратных метров общей площади;
  • для дома, который используется как основное место жительства, - 300 квадратных метров общей площади;
  • для садового или дачного дома - 100 квадратных метров общей площади;
  • для хозяйственных строений - 100 квадратных метров общей площади;
  • для гаража - 30 квадратных метров общей площади;

Кроме того, полностью от уплаты налога предлагается освободить детские дома семейного типа.

Важное уточнение: льготы применяются только к одному объекту недвижимости каждого вида независимо от количества строений. Например, человек имеет право не платить налог, если он владеет одновременно одним дачным домиком, одним гаражом и одной квартирой (в пределах максимальной площади). А вот если у него два домика или два гаража, то льготы полагаются только на одну дачу и один гараж. О двух квартирах говорить не будем: ведь льготы предоставляются лишь на ту недвижимость, которая является основным местом жительства. А двух адресов "прописки" у одного человека формально быть не может...

И теперь о главном: годовая ставка налога закладывается в размере 1 процента прожиточного минимума для трудоспособного лица за квадратный метр облагаемой площади. В 2009 году прожиточный минимум для работающих людей составляет 669 гривен, 1 процент - 6 гривен 69 копеек. Таким образом, если это предложение будет принято, за квартиру площадью 75 квадратных метров, на которую не распространяются льготы (например, если она не является основным местом жительства), человек может заплатить 501 грив-ню 75 копеек налога в год.

Впрочем, большинство наших сограждан будут освобождены от уплаты налога на недвижимость, поскольку наши дома строились по типовым проектам, которые не предполагают квартир площадью свыше 150 "квадратов". В свое время налоговая администрация предлагала Кабмину давать льготы даже не на 150, а на 200 квадратных метров общей площади - с учетом габаритов новостроек. Ведь современные двух- и трехкомнатные квартиры в новых домах, как правило, больше 150 квадратных метров...

Площадь квартиры будет определяться на основании данных, которые подаются органами, проводящими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

"Информационная система БТИ пока не готова предоставлять данные о площади квартир"

О некоторых нюансах налогообложения недвижимости "ФАКТЫ" попросили рассказать директора Всеукраинской ассоциации специалистов по вопросам регистрации прав на недвижимость и технической инвентаризации недвижимости Дмитрия Павленко.

- Согласно проекту закона налогом должна облагаться только та недвижимость, которая отнесена к жилищному фонду. Как формально разделить жилую и нежилую недвижимость?

- В акте ввода объекта в эксплуатацию указывается, что это будет - жилой дом, офис или производственное помещение, от чего и зависит процедура приватизации. А специалисты бюро технической инвентаризации (БТИ) проверяют, действительно ли сданный объект отвечает всем техническим требованиям, и только затем проводят его регистрацию как жилого или нежилого помещения.

- Но недавно был принят закон, разрешающий застройщикам и инвесторам регистрировать в БТИ недостроенные жилые объекты. И теперь непонятно: с одной стороны, налог можно взимать только с готовых объектов, а значит, прошедших регистрацию в БТИ, а с другой стороны, эту регистрацию вскоре получат и недострои.

- На самом деле формально регистрация в БТИ объектов незавершенного строительства возможна с 2006 года, после выхода соответствующего разъяснения Министерства юстиции. Но стоит учесть, что налог может взиматься только с недвижимости, используемой по назначению. А если строительство дома не завершено и люди там не живут, то налогом такие квартиры не обложишь. Запросит налоговая администрация информацию о такой недвижимости - в справке будет четко указано, что это объект незавершенного строительства.

- В законе также есть пункт, согласно которому площадь квартиры для налогообложения будет определяться на основании данных БТИ. Вы готовы предоставлять такую информацию налоговикам?

- Необходимо признать, что централизованная информационная система БТИ сейчас не готова давать такие данные. Выбор материалов можно провести по определенным параметрам: адрес либо фамилия, имя и отчество с идентификационным кодом. А отсортировать квартиры во всей базе данных по площади пока невозможно. Существует еще одна проблема: в реестре БТИ зарегистрировано только 60-70 процентов всей недвижимости. То есть владельцы остальных 30-40 процентов фактически будут освобождены от налога, так как информация о них не дойдет до налоговых органов. К сожалению, указывая в законах какие-либо нормы, их авторы редко обращаются в БТИ, чтобы хотя бы поинтересоваться, а можно ли это сделать технически.

КАК ВЗИМАЕТСЯ НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ В ДРУГИХ СТРАНАХ

Для сравнения предлагаем посмотреть, как в разных странах решили проблему налогообложения недвижимого имущества. Отметим, что в большинстве государств, даже если там нет ежегодного налога на саму недвижимость, может взиматься налог на ее приобретение, который достигает 10-12%.

Страна Ставка налога
Россия Граждане платят налог на имущество физических лиц, его ставка составляет от 0,1 до 2% стоимости имущества, которую определяет БТИ. По сути, обладатели одной пригодной для проживания квартиры в Москве платят в год 150-300 рублей. Есть предложение ввести единый налог на недвижимость в размере от 0,05 до 0,5% стоимости квартиры, рассчитанной на основе кадастровой цены объектов недвижимости
Болгария Ставка налога одинаковая для физических и юридических лиц и составляет 0,15% стоимости недвижимости, определяемой территориальной налоговой службой
Турция Ежегодный налог на выбранную вами квартиру или виллу составит всего 0,3% ее стоимости. При этом владельцы новостроек пользуются льготами
Латвия Налог обязаны платить все собственники, пользователи и арендаторы недвижимости. Процентная ставка составляет 1% кадастровой стоимости имущества
Испания Ставка налога на недвижимость, размещенную в сельской местности, составляет 0,3%, в городах - 0,4%. Ежегодный налог на квартиру составляет в среднем от 100 до 500 евро в год, на виллу - от 500 евро и выше в зависимости от площади дома и от размера участка земли
Греция Ставка устанавливается местными органами власти в пределах 0,025-0,035% кадастровой стоимости недвижимости, которая в 2-2,5 раза меньше рыночной. Кроме того, в случае, если кадастровая стоимость недвижимости будет меньше 243,6 тысячи евро, этот налог не уплачивается вовсе. Для семейных пар сумма, не облагаемая налогом, поднимается в два раза - до 487,2 тысячи евро. Также граница стоимости еще повышается на 61,65 тысячи евро на каждого из первых двух детей и на 73,4 тысячи евро на каждого из последующих
Германия Ежегодный налог на недвижимость объединяется с земельным налогом и составляет 0,5-1,5% стоимости. Налог зависит от площади недвижимости, ее месторасположения, а также от года постройки. В среднем в Берлине квартира общей площадью до 50 квадратных метров обходится в 120 евро в год
США Ежегодный налог на недвижимость составляет около 1%ее стоимости, но отличается в зависимости от района иногда более чем вдвое, поскольку корректируется коэффициентами, устанавливаемыми местными органами самоуправления
Таблица подготовлена по материалам интернета