2008-01-29

ЖИЛЬЦОВ, КОТОРЫЕ НЕ ЗАХОТЯТ ПЕРЕЕЗЖАТЬ ИЗ ИДУЩИХ ПОД СНОС "ХРУЩЕВОК", ВОЗМОЖНО, БУДУТ ОТСЕЛЯТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНО

Государство намерено уже в следующем году начать снос и реконструкцию кварталов устаревшего жилья в двенадцати городах Украины

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

О пресловутой проблеме сноса "хрущевок" говорят уже давно на разных уровнях власти. И немудрено, если учесть, что, по данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства, в Украине 25 тысяч ветхих домов. Только в Киеве их более двух тысяч. Это около восьми миллионов квадратных метров жилья, или 14 процентов всего жилищного фонда столицы.

По действующему закону переселение должно проводиться только при согласии всех до одного владельцев квартир

Похоже, что новое правительство решило серьезно взяться за "хрущевки". Как заявил министр регионального развития и строительства Украины Василий Куйбида, государство возобновляет программу, начатую в 2005 году и предусматривающую снос и капитальную реконструкцию устаревшего жилья. Более того, уже определены города, где вскоре будут запущены пилотные проекты по проведению комплексной реконструкции кварталов. Это Киев, Луцк, Черновцы, Винница, Хмельницкий, Харьков, Чернигов, Сумы, Николаев, Полтава, Донецк и Днепропетровск.

Министр уже поручил местным властям до конца года откорректировать генеральные планы городов, обеспечить разработку градостроительного обоснования и проектно-сметной документации. Кроме того, в каждом из перечисленных городов должны быть определены пять микрорайонов, которые необходимо реконструировать. Но главное то, что, по словам Василия Куйбиды, для решения проблем с "хрущевками" будет изменено действующее законодательство. В частности, механизм отселения жильцов старых домов.

Дело в том, что, согласно ныне действующему Закону "О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда", отселение дома должно проводиться только при согласии всех до одного владельцев квартир. Причем при предварительном предоставлении им другого жилья, равноценного по площади и количеству комнат, в пределах квартала или микрорайона, где ведется реконструкция. Не допускается отселение людей даже в маневренный жилой фонд.

Примерно 10-20 процентов людей категорически не хотят переезжать в современные дома, хотя остальные 80-90 процентов жильцов согласны

Как заявлял заместитель министра регионального развития и строительства Украины Анатолий Беркута, пока законом не будет пред-

усмотрено принудительное отселение жителей домов, подлежащих сносу, программа реконструкции зданий первого периода индустриальной застройки не сдвинется с места. Ведь одна семья, не желающая по каким-либо причинам переезжать в новостройку, может заблокировать реконструкцию всего дома или даже квартала. Кроме того, обязательно найдутся и такие, кто дождется, пока его соседи согласятся переехать в стартовый дом, а потом скажут: мое согласие стоит, например, миллион долларов. По мнению замминистра, если не ликвидировать норму закона, которая определяет, что отселение жильцов дома может происходить только при согласии всех жильцов, общественность начнет на этом спекулировать.

А председатель Киевской городской государственной администрации Леонид Черновецкий в эфире телеканала "Киев" заявлял, что, если не будет принят закон о принудительном отселении отдельных жильцов во временное, так называемое маневренное жилье или в готовые квартиры, проблему "хрущевок" решить не удастся. По его словам, примерно 10-20 процентов людей, в основном преклонного возраста, категорически не хотят пересеяться, несмотря на то, что остальные 80-90 процентов жильцов согласны на переезд в современные дома.

В пресс-службе Министерства регионального развития и строительства Украины "ФАКТАМ" сообщили, что для ускорения процесса реконструкции старых кварталов сейчас уже согласовывается законопроект, который в ближайшее время может поступить на рассмотрение в Верховную Раду. Согласно этому документу, если большинство жильцов согласны на снос их дома, недовольных будут переселять принудительно. Чтобы урегулировать этот вопрос, новым законом планируется закрепить понятие "общественная потребность".

Правда, сказать конкретно, при каком соотношении согласных и несогласных жильцов будет применяться норма принудительного отселения и кто этим будет заниматься, в министерстве не смогли. Сейчас обсуждение данных и других норм ведется с представителями регионов. Только после того, как представители местных властей и различных ведомств внесут свои предложения, они будут рассмотрены и включены в единый документ, который и подадут в парламент.

"ФАКТЫ" 29 января 2008

2008-01-25

МЕСТО ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА КРУПНЕЙШЕГО В УКРАИНЕ ЛИКЕРО-ВОДОЧНОГО ЗАВОДА БЫЛО ВЫБРАНО ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Выяснилось, что в первую очередь люди ценят качество и экологичность продукта

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Давно известно: чтобы удовлетворить покупателя, надо в первую очередь знать его потребности. Для того чтобы выяснить, что именно нравится той или иной группе покупателей, проводят специальные маркетинговые исследования.

По словам Игоря Кустовского, бренд-менеджера торговой марки Prime, подготовка к строительству новейшего ликеро-водочного завода начиналась именно с проведения всеукраинского маркетингового исследования. Первоочередной целью этого мероприятия было узнать предпочтения наших сограждан. В результате стало ясно, что в первую очередь люди ценят качество и экологичность продукта. Поэтому строить мощное предприятие решили среди бескрайних полей Харьковской области, неподалеку от знаменитой Малиновки.

Ведь продукцию высокого качества можно создать только в определенных условиях. А, как известно, новые технологии требуют новой производственной базы. "Поэтому нам нужен был большой производственный потенциал, - отметил Игорь Кустовский. - Ликеро-водочный завод PRIME - это и современное оборудование, и новые технологии, и огромная мощность. Предприятие способно ежемесячно выпускать 24 миллиона бутылок водки - это позволяет при любом объеме производства придерживаться всех технологических тонкостей. И сколько бы водки мы ни производили, ее качество будет всегда стабильно высоким".

Когда встал вопрос о выборе места для завода, Малиновка Харьковской области подошла идеально. Во-первых, здесь оптимальные экологические условия: нет промышленных предприятий, крупных автострад. Во-вторых, на этой территории находятся уникальные залежи артезианской воды - подземное пресное озеро юрского периода, которому 150 миллионов лет. Глубина скважин для забора воды составляет 750 метров, что гарантирует ее природную чистоту и мягкость. Вода, наряду со спиртом, является основой в приготовлении водки, поэтому ее высокое качество очень важно для производителей Prime.

По словам Игоря Кустовского, вода, которую используют для водок Prime, проходит специальную подготовку: ее очищают от механических примесей, корректируют солевой состав и только потом соединяют со спиртом. Но это еще не все. После фильтрации водку отправляют на семидневный "отдых". Это необходимо, чтобы максимально сбалансировать все ингредиенты и получить мягкий вкус напитка.

Изучение предпочтений потребителей продолжается и сейчас, когда торговая марка уже достигла успеха на рынке. "Наша стратегия развития полностью базируется на том, чтобы максимально удовлетворить запросы украинцев, - сообщил Игорь Кустовский. - Мы постоянно следим за тенденциями потребительских предпочтений. Совсем скоро торговая марка Prime снова будет проводить масштабные маркетинговые исследования, участников которых ждет много приятных сюрпризов. Уже сейчас каждый желающий может зайти на наш сайт (www.prime-vodka.com.ua) и стать участником предварительного опроса о вознаграждениях, которые предназначены для участников будущего исследования".

"ФАКТЫ" 25 января 2008

2008-01-24

В ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЯХ УКРАИНЫ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ДЕФИЦИТ ГОРЮЧЕГО

Из-за решений чиновников оказались под угрозой остановки два нефтеперерабатывающих завода в Украине

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Несмотря на то что зимой традиционно потребление топлива снижается, цены на украинских заправках продолжают расти. Сегодня литр бензина А-95 и литр дизтоплива стоят практически одинаково - в среднем 5 гривен 20 копеек. И это при том, что, по данным экспертов, на отечественном рынке достаточно горючего и дефицит нам пока не угрожает. Хотя нефтетрейдеры предупреждают, что из-за деятельности некоторых государственных структур сразу два отечественных нефтеперерабатывающих завода могут существенно сократить производство топлива.

Дело в том, что Украина все ближе подходит к европейским стандартам качества продукции, в том числе горючего. В стране уже внедряются новые стандарты качества бензина. Поэтому два украинских топливных предприятия - ОАО "Нефтеперерабатывающий комплекс "Галичина" (Дрогобычский НПЗ, Львовская область) и ОАО "Нефтехимик Прикарпатья" (Надвирнянский НПЗ, Ивано-Франковская область) - начали модернизацию производства. Как сообщил глава правления ОАО "Нефтехимик Прикарпатья" Александр Шиляев, процесс реконструкции производственных мощностей должен закончиться к 2011 году. Только в прошлом году в модернизацию заводов было инвестировано почти 274 миллиона гривен. А до 2011 года планируется вложить еще около 2 миллиардов долларов.

В правительстве понимали всю важность стабильной работы предприятий в переходный период, поэтому по распоряжению руководства страны Госпотребстандарт в конце декабря 2007 года издал приказ, позволяющий до 2011 года изготавливать дизтопливо с массовой долей серы до 0,5 процента и бензин - до 0,1 процента по причине отсутствия на этих НПЗ процессов гидроочистки дизельного топлива и изомеризации бензина.

Однако 16 января тот же Госпотребстандарт отменил свой предыдущий приказ, изданный 27 декабря 2007 года. По словам председателя правления НПК "Галичина" Александра Лазорко, логически объяснить, чем руководствовались чиновники, отменяя собственное решение, невозможно. А вот последствия от такого необдуманного шага могут быть негативные.

Александр Шиляев уверен, что данное решение ставит предприятия в такие условия, которые приведут их к полному закрытию. А это, в свою очередь, создаст экономическую и социальную напряженность в западном регионе страны со всеми вытекающими последствиями. В первую очередь на улице могут оказаться около 5 тысяч сотрудников из нынешних 6 тысяч. А значит, их семьи останутся без средств к существованию.

Кроме того, по мнению Александра Шиляева, будет сорван план поставок топлива, и в первую очередь аграриям для весенней посевной кампании. В западном регионе возникнет дефицит нефтепродуктов, цены на них подскочат, что даст новый толчок инфляции.

Поэтому руководители обоих упоминавшихся предприятий обратились с официальным письмом к премьер-министру Украины Юлии Тимошенко и министру топлива и энергетики Украины Юрию Продану с просьбой принять меры по отмене приказа Госпотребстандарта, запрещающего реализацию нефтепродуктов с повышенным содержанием серы, до завершения реконструкции на предприятиях.

"ФАКТЫ" 24 января 2008

2008-01-22

ГОСУДАРСТВО БУДЕТ ВЫДАВАТЬ УЧИТЕЛЯМ ЛЬГОТНЫЕ КРЕДИТЫ НА ПОКУПКУ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ ПОД 3 ПРОЦЕНТА ГОДОВЫХ НА СРОК ДО 20 ЛЕТ

Возможно, скоро порядок предоставления частичной компенсации на получение коммерческих ссуд станет менее строгим

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

В Украине несколько лет действуют различные государственные программы по льготному кредитованию молодых семей или оказанию им помощи при получении коммерческих ипотечных кредитов. Десятки тысяч людей уже воспользовались помощью державы, и многие хотят это сделать. Но правила выдачи льготных ссуд частенько меняются. О том, что нового может предложить государство своим гражданам, которые пытаются решить пресловутый квартирный вопрос, "ФАКТЫ" попросили рассказать председателя правления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству при Кабинете министров Украины Валерия Омельчука.
"Теперь срок погашения кредита не может быть больше, чем до достижения получателем пенсионного возраста"

- Какие новые государственные программы льготного кредитования появились в Украине?

- Сейчас фонд старается помогать не только молодежи, но и работникам бюджетной сферы, большинство из которых, к сожалению, не могут сами обзавестись жильем. В прошлом году мы начали экспериментальный проект долгосрочного льготного кредитования строительства и приобретения жилья для педагогических и научно-педагогических работников. Ссуды выдавались на срок до 20 лет под 3 процента годовых. Возрастных ограничений нет. За счет 15 миллионов гривен, выделенных прошлым госбюджетом на эту программу, было выдано 84 льготных кредита семьям педагогов. Учитывая то, что в прошлом году это был только пилотный проект, ссуды учителям предоставляли лишь в трех областях: Луганской, Хмельницкой и Киевской. Теперь же финансирование увеличено до 30 миллионов гривен, и я надеюсь, что при пересмотре Госбюджета сумма существенно возрастет. Но могу заверить, что в нынешнем году обзавестись жильем по данной льготной программе смогут как минимум вдвое больше семей педагогов, и уже по всей Украине. А учитывая удачный опыт пилотного проекта, мы готовы начать программы льготного кредитования и для других бюджетников, например, врачей, библиотекарей.

Наши льготные проекты теперь тесно будут связаны с инициируемой Президентом государственной программой строительства доступного жилья. Ведь у фонда есть многолетний опыт льготного кредитования. За все время действия программы молодежного льготного кредитования жильем обзавелись более 26 тысяч семей. Хотя, конечно, это капля в море. Только по официальным данным, в Украине 1 миллион 400 тысяч семей стоят в очереди на получение жилья. Из них 90 тысяч относятся к категории молодых семей. Я убежден, что на самом деле людей, нуждающихся в помощи государства, гораздо больше. Просто многие не регистрируются, так как не верят, что держава сможет им помочь.

- А какие новшества ожидают в нынешнем году людей, желающих получить помощь государства для приобретения или строительства жилья?

- Если говорить об уже существующих программах, то вступили в силу изменения к Инструкции об определении сроков погашения льготных долгосрочных кредитов, выдаваемых молодым семьям и одиноким молодым гражданам на покупку жилья. Ранее устанавливалось, что срок погашения такого кредита не должен превышать 30 лет. Эта норма осталась, но теперь срок выплаты ссуды не может быть больше, чем до достижения получателем пенсионного возраста. Для женщин это 55 лет, для мужчин 60 лет. То есть если кредитное соглашение заключается с 31-летней женщиной, то льготная ссуда ей будет предоставлена не более чем на 24 года.

- Сейчас депутаты много говорят о том, что нужно помогать людям, нуждающимся в крыше над головой. Есть ли какие-то конкретные предложения?

- Да, и немало. Например, недавно в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, предлагающий предоставлять льготные молодежные кредиты на реконструкцию жилья, а также на расходы, связанные с заключением и регистрацией договоров купли-продажи или строительства недвижимости. Также обсуждается вариант выдачи льготных кредитов для того, чтобы люди могли приобрести необходимую мебель и сделать простейшие ремонтные работы в квартире. Размер такой ссуды - до 5 процентов от стоимости приобретенного, построенного или реконструированного жилья.

Стоит отметить, что молодые семьи и сейчас могут получить ссуду на реконструкцию жилья и его обустройство, но есть некоторые детали, которые нужно уточнить. А вот нормы о кредитовании расходов на регистрацию жилья действительно пока нет. Если законопроект будет принят, то это облегчит процедуру оформления льготной ссуды для тех же многодетных семей, у которых каждая копейка на счету. Ведь одно дело - выложить сразу приличную сумму за оформление необходимых бумаг, и другое - возвращать эти деньги постепенно, вместе со всем кредитом.

"Если семья берет в банке кредит под 14 процентов годовых, то государство компенсирует ей 10 процентов"

- Пару лет назад огромной популярностью пользовалась государственная молодежная программа частичной компенсации процентной ставки по коммерческим ипотечным кредитам. Однако потом возникли сложности с финансированием и образовалась значительная задолженность государства перед семьями, участвовавшими в этом проекте. Эти проблемы решены и программа вновь работает?

- Действительно, в 2004-2005 годах программа развивалась очень динамично. Только в 2005 году было предоставлено 15 тысяч 800 таких кредитов. А всего - более 17 тысяч. Однако из-за того, что в Госбюджете на 2006 год не были выделены необходимые средства, выдача новых кредитов была приостановлена, а все деньги направлялись на погашение возникшей задолженности по уже существующим договорам. Но в начале прошлого года долг удалось полностью погасить и появилась возможность предоставлять новые кредиты с частичной компенсацией процентной ставки.

Кстати, прошлым правительством были внесены существенные изменения в постановление, регулирующее порядок выдачи таких кредитов. Условия стали более жесткими. В частности, если раньше государство частично компенсировало процентную ставку на протяжении всего срока договора, то, по новым правилам, компенсация гарантировалась только в течение первых 5 лет.

Также были отменены льготы, связанные с рождением детей. Сейчас компенсация выплачивается в размере одной учетной ставки Национального банка Украины, независимо от того, сколько в семье детей. А ранее в случае рождения второго ребенка компенсация увеличивалась до 1,5 учетной ставки, а при появлении третьего малыша - до 2 учетных ставок. Кроме того, теперь претендент обязан состоять на квартирном учете.

Это привело к тому, что число желающих и, главное, способных выплачивать такие кредиты резко сократилось. С момента, когда фонд возобновил выдачу ссуд, и до конца 2007 года мы заключили всего 197 договоров. Да и рыночная ситуация повлияла: цены на жилье достигли максимума и многие люди просто перестали покупать дорогие квартиры.

Сейчас в правительстве уже рассматривается проект постановления, которым частично отменяются принятые ранее меры по ужесточению порядка выдачи частичной компенсации. Так, срок частичной компенсации увеличивается до 10 лет. Кроме того, смягчаются требования по квартучету. В частности, предлагается принимать справки о кооперативном учете и, что самое главное, справки из сельских советов, подтверждающие, что семья нуждается в жилье. Ведь в сельской местности квартирного учета не существует. Поэтому десятки тысяч семей даже не имели законной возможности претендовать на молодежный кредит. Это нужно исправить.

Есть еще одна приятная новость для желающих получить компенсацию от государства. Национальный банк Украины увеличил учетную ставку, являющуюся индикатором стоимости денег, с 8,5 до 10 процентов. То есть если семья берет в коммерческом банке кредит под 14 процентов годовых, то государство компенсирует ей 10 процентов и фактически стоимость кредита получается 4 процента годовых от суммы ссуды.

Я уверен, что в ближайшее время условия станут менее строгими и к нам за помощью будет обращаться гораздо больше молодых семей. А повышение НБУ учетной ставки уже сейчас сделало программу по частичной компенсации процентных ставок более выгодной.

- А денег на выдачу льготных кредитов у государства хватит?

- В принятом бюджете на 2008 год на программу частичной компенсации уже выделено почти 127 миллионов гривен. Но при ближайшем пересмотре Госбюджета эта сумма должна быть увеличена до 145 миллионов гривен. За счет этих средств мы сможем помочь четырем-пяти тысячам семей.

- А на саму программу льготного кредитования молодежи деньги выделили?

- Да, но очень мало. Пока всего 50 миллионов гривен. Это получится по шесть кредитов в каждой области. Но учитывая то, что за прошедшие годы недофинансирование данной программы составило 450 миллионов гривен, мы уже предложили выделить нам дополнительно из бюджета такую сумму. Тогда льготные кредиты от государства в 2008 году получат три-четыре тысячи молодых семей.

"ФАКТЫ" 22 января 2008

2008-01-15

ТОЛЬКО ИЗ-ЗА УВЕЛИЧЕНИЯ ОТЧИСЛЕНИЙ СТРОИТЕЛЕЙ В ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТ КВАРТИРЫ В СТОЛИЦЕ МОГУТ ПОДОРОЖАТЬ НА 15-20 ПРОЦЕНТОВ

Хотя, по мнению риэлторов, объективных причин для резкого роста цен на недвижимость в 2008 году нет

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

В последние годы из-за стремительного роста стоимости жилья, и в первую очередь новостроек, сложилось мнение, что строительные компании зарабатывают баснословные капиталы. Даже многие специалисты, работающие на рынке недвижимости, неоднократно называли показатели рентабельности строительного бизнеса на уровне 150, 200 и даже 300 процентов. Похоже, такими же расчетами руководствуется и столичная госадминистрация. Во всяком случае, именно этим можно объяснить решение киевских властей об очередном повышении косвенного налогообложения строителей.

"Планы киевских властей идут вразрез с государственной политикой удешевления строительства жилья"

На рассмотрение Киевсовета подано предложение об увеличении более чем в два раза отчислений строительных компаний на развитие городской инфраструктуры - теплосетей, водопровода, дорог, школ. Так, в 2008 году паевые взносы инвесторов в перерасчете на квадратный метр общей площади строительства могут достигнуть 171 доллара. В прошлом году норма составляла 66 долларов.

Но это еще не все. По плану киевских чиновников, строители обязаны будут бесплатно отдавать городу больше квартир, которые затем выставляются горадминистрацией на аукцион, чтобы направить полученные деньги на строительство социального жилья. Сегодня, если дом возводится в центральной части города, застройщик отдает 10 процентов жилья, если же на окраине - 7 процентов. Горсовет может увеличить эту норму до 20 и 10 процентов соответственно.

Стоит напомнить, что, согласно утвержденной недавно Президентом Программе строительства доступного жилья, предлагается снять со строителей и передать местным властям обязанности по финансированию и созданию всей инженерной инфраструктуры. Как сообщил "ФАКТАМ" исполнительный секретарь Строительной палаты Украины Василий Кравченко, это один из главных факторов, способных удешевить строительство и соответственно снизить стоимость жилья в новостройках, позволив большему числу граждан решить квартирный вопрос. По словам Василия Кравченко, в законопроекте о содействии строительству доступного жилья, который по требованию Президента подан в Верховную Раду, предусмотрена такая норма: подведение к стройплощадке коммуникаций - воды, электричества, канализации - должно финансироваться за счет бюджетных средств. Таким образом, планы киевских властей идут вразрез с государственной политикой удешевления строительства жилья.

Естественно, строители крайне негативно восприняли планы столичных властей и тут же заявили о неминуемом подорожании квартир в киевских новостройках.

По словам начальника управления инвестиций ОАО трест "Киевгорстрой-1" Тараса Зябкина, сегодня рентабельность жилищного строительства в спальных районах Киева составляет в среднем 25-30 процентов. При этом все застройщики пользуются кредитами и должны возвращать долг банку. В этих условиях строители вряд ли захотят снижать свою рентабельность. "А значит, конечный потребитель должен будет платить больше", - подчеркнул Тарас Зябкин.

В свою очередь, первый вице-президент холдинга "Киевгорстрой" Василий Можар заявил, что только за счет увеличения нормативов паевого участия застройщиков в развитии городской инфраструктуры новое жилье подорожает на 20 процентов. А к этому еще нужно добавить рост цен на стройматериалы и повышение стоимости энергоносителей. Большинство строителей уверены, что отчисления в городской бюджет на создание инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры не должны превышать 10 процентов от стоимости строительства.

Но, похоже, городские власти имеют на этот счет свое мнение. Как заявил первый заместитель главы Киевской городской государственной администрации Денис Басс, ничего страшного не произойдет. А увеличение отчислений строителей в бюджет города на развитие инфраструктуры будет составлять "всего" 15 процентов - то есть не более чем годовой показатель инфляции.

Отечественные банки будут ужесточать требования к заемщикам, чтобы обезопасить свои капиталы

Тем временем, даже независимо от политики местных властей, цены на недвижимость в Украине продолжают расти. Хотя и не такими сумасшедшими темпами, как в 2004-2006 годах. По мнению председателя комитета по анализу рынка Ассоциации специалистов по недвижимости (риэлторов) Украины Алексея Котенко, в текущем году цены на первичное жилье в стране вырастут примерно на 15 процентов.

А президент Союза специалистов по недвижимости Украины Александр Рубанов пока не видит причин для существенного подорожания эконом-жилья в новостройках. Главной же причиной нынешней стабилизации на рынке недвижимости он назвал уменьшение доли спекулятивных сделок с целью дальнейшей перепродажи. Если еще год назад половину, а то и больше квартир в новостройках выкупали именно спекулянты, то теперь только треть квартир люди приобретают для того, чтобы вложить капитал.

Но даже если существенного роста цен на жилье не будет, это не значит, что многие жители страны смогут стать владельцами квартир. В последние два-три года люди все чаще покупают жилье в кредит. Просто по-другому у них не получается решить жилищную проблему. Банки, видя свою выгоду, подогревали спрос, предоставляя заемщикам всевозможные льготы, увеличивая срок возврата долга, занижая критерии оценки претендентов на получение ссуды. Уже в конце прошлого года специалисты Национального банка были вынуждены призывать банкиров сократить выдачу ипотечных кредитов в иностранной валюте, опасаясь возможного кризиса. Правда, украинские коммерческие банки уже стали осторожнее относиться к выдаче жилищных ссуд после ипотечного кризиса в США.

По словам руководителя Киевского областного филиала АКБ "Укрсоцбанк" Андрея Онистрата, влияние американского кризиса на наш рынок проявится в полной мере в нынешнем году. Украинские банки уже испытывают дефицит долларов, а в перспективе могут столкнуться с еще более острой нехваткой иностранной валюты и серьезным подорожанием внешних займов. Не исключено, что в результате ставки по ипотечным кредитам в иностранной валюте увеличатся. Кроме того, отечественные банки будут ужесточать требования к заемщикам, чтобы обезопасить свои капиталы.

"ФАКТЫ" 15 января 2008

ЗА ГОД ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В ОКРЕСТНОСТЯХ КИЕВА ПОДОРОЖАЛИ В СРЕДНЕМ НА 67 ПРОЦЕНТОВ

Парламент продлил мораторий на продажу земель сельхозназначения

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Новогодние праздники миллионы жителей Украины, которые являются собственниками земли, встречали в неведении: смогут ли они реализовать свои права на эту землю? В первую очередь данный вопрос интересовал жителей сельской местности, которые после реформирования в 90-х годах прошлого века коллективных сельхозпредприятий получили в частную собственность по нескольку гектаров колхозной земли. Ведь эти владельцы паев могут только сдавать землю в аренду фермерам и агропредприятиям. Дело в том, что, согласно переходным положениям Земельного кодекса Украины, введен временный мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Срок действия запрета должен был истечь
1 января 2008 года. Но этот день наступил, однако землю по-прежнему легально продать невозможно.

Согласно Закону "О государственном бюджете Украины на 2008 год", подписанному на днях Президентом Виктором Ющенко, мораторий продлевается. Причем если в прошлом году, помимо определенных условий для снятия запрета, устанавливалась и дата этого события, то сейчас о конкретных сроках речь вообще не идет. Действие моратория продлено до вступления в силу Законов "О Государственном земельном кадастре" и "О рынке земли". Эти документы должны быть поданы правительством на рассмотрение Верховной Рады не позднее 1 апреля нынешнего года. А уж сколько времени потребуется парламенту на их принятие, одному Богу известно.

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко пообещала: правительство все законопроекты подаст в установленный срок. Но в то же время мораторий будет продлеваться до тех пор, пока не примут "нормальных законов для прозрачной работы земельного рынка".

Владельцам же земельных паев премьер-министр сказала, что будет добиваться того, чтобы арендаторы участков платили селянам не менее 12 процентов стоимости земли. "Во всем мире земля рассматривается как капитал, и на такой капитал селянин должен получать проценты большие, чем в банке. Иначе ему лучше землю продать, положить деньги в банк и получать проценты там", - отметила Юлия Тимошенко. В украинском же законодательстве не урегулированы отношения собственника земельного пая и арендатора.

А пока земля у нас не стала полноценным товаром, ее стоимость увеличивается как на дрожжах. Ведь спрос растет, а вместе с ним и дефицит свободных участков, которые можно приобрести по законным или полулегальным схемам. Только за 2007 год в окрестностях Киева, по данным консалтинговой компании SV-Development, стоимость участков под коттеджную застройку, многие из которых ранее были сельхозугодьями, возросла в среднем на 67 процентов.

Специалисты признают, что без вышеупомянутых законов рынок земли нормально работать не сможет. Но в то же время продление моратория создает благоприятную почву для различных махинаций и злоупотреблений со стороны местных чиновников и близких к ним коммерческих структур. Как ранее сообщал "ФАКТАМ" президент Ассоциации "Земельный союз Украины" Андрей Кошиль, для дельцов теневого земельного рынка продление моратория не помеха. Несовершенство украинского земельного и гражданского законодательства наверняка позволит им найти лазейки и обходные пути для преодоления запретов. Поэтому нужно как можно скорее запустить цивилизованный земельный рынок. Верховная Рада должна учесть, что значительная часть владельцев паев и личных крестьянских хозяйств - пенсионеры. Многие крестьяне уже сейчас готовы продать свою землю, так как они не в состоянии или не хотят ее обрабатывать, а плата за аренду этих земельных участков не только унизительно мала, но и выплачивается несвоевременно.

2008-01-10

ВСКОРЕ ВОДКА ПОДОРОЖАЕТ НА 1,5-2 ГРИВНИ ЗА ПОЛ-ЛИТРА, А СИГАРЕТЫ - НА 5-10 КОПЕЕК ЗА ПАЧКУ

Вступили в силу новые ставки акцизного сбора на алкоголь и табак

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

Накануне Нового года Верховная Рада таки приняла Закон "О государственном бюджете Украины на 2008 год". Документ получился интересный. К примеру, из-за увеличения ставок налогов и сборов стоимость многих товаров в ближайшее время изменится. В частности, по утверждению экспертов, существенно больше придется платить за обычные атрибуты праздничного стола и вредные привычки - алкоголь и табак.

Так, ставка акциза на этиловый спирт, спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки, а также спиртные настойки, ликеры и другие напитки с содержанием спирта повышена с 19 гривен до 21,5 гривни за литр стопроцентного спирта. Правда, временно, с 1 января 2008 года и до вступления Украины в ВТО, на коньячные спирты и спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина, установлена ставка акцизного сбора в размере 10 гривен за литр стопроцентного спирта. Ранее она составляла 19 гривен. То есть производителям коньяка сделали поблажку. Также парламентарии отклонили предложение о повышении акцизных ставок на пиво и оставили их на прежнем уровне - 31 копейка за литр хмельного напитка.

Позаботилось правительство с парламентом и о курильщиках. В нынешнем году ставка акцизного сбора на сигареты в процентах от оборота с реализации товара будет составлять 12,5 процента вместо действующих 10 процентов. При этом ставка с единицы товара на сигареты с фильтром будет повышена с 13 гривен за тысячу штук до 14 гривен. В документе отмечается, что акциз на сигареты без фильтра должен составлять не менее 8 гривен за тысячу штук.

Помимо ставок, изменятся и сами акцизные марки. Верховная Рада установила, что каждая акцизная марка должна иметь обозначение о сумме уплаченного акцизного сбора за единицу маркированной продукции.

Так что же в конечном счете ждет покупателей спиртного и сигарет? Как сообщил вице-президент Ассоциации "Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака" Юрий Жихарев, в связи с изменениями в бюджете цены неминуемо вырастут как на алкогольную продукцию, так и на сигареты. По предварительным подсчетам специалистов, производители повысят отпускные цены на водку приблизительно на 60 копеек за бутылку. Однако Юрий Жихарев напомнил, что и оптовые торговцы, и розничные сети добавят еще свою "накрутку" процентов по 20. В результате конечному потребителю придется платить за пол-литра сорокаградусной на 1,5-2 гривни больше. Значит, среднестатистическая бутылка водки будет стоить 17 гривен вместо 15 только за счет увеличения ставок акцизного сбора. А ведь производители и продавцы будут закладывать в конечные цены также увеличение стоимости энергоносителей, горючего, коммунальных услуг и так далее.

Что касается сигарет, то, по словам эксперта, они подорожают не столь существенно. Цена пачки, которая сейчас стоит до 1 гривни 80 копеек, повысится на 5 копеек. Более дорогие сигареты будут обходиться примерно на 10 копеек дороже.

Увеличение ставок акцизного сбора, помимо подорожания продукции, будет иметь и другие последствия. По словам Юрия Жихарева, доля теневого алкогольного рынка возрастет на 6-10 процентов. Ведь легальным производителям придется повысить цены, а теневики и дальше будут предлагать покупателю более дешевый товар. Предотвратить это невозможно даже с помощью внедрения новых акцизных марок. Чтобы научиться их подделывать, теневикам понадобится лишь несколько месяцев.

"Факты" 10-Январь-2008 "Экономика"

В ФЕВРАЛЕ СНОВА РЕЗКО ВЫРАСТЕТ СТОИМОСТЬ ГОРЮЧЕГО?

Россия повысила ставку экспортной пошлины на ввозимую в нашу страну нефть до рекордного уровня - почти 334 доллара за тонну

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

В первые дни нового года стоимость нефти на мировых биржах взлетела до 100 долларов за баррель. Этим обеспокоены многие отечественные и зарубежные эксперты. Если еще недавно экономисты заявляли, что вот-вот начнется падение цен на нефть, то теперь они настроены не столь оптимистично. По прогнозам аналитиков, подорожание нефти повлечет за собой рост цен на топливо и спровоцирует инфляцию во многих странах. Кстати, за 2007 год стоимость нефти на мировом рынке выросла на 58 процентов.

Более того, по мнению эксперта по вопросам энергетики Немецкого института экономических исследований Клаудии Кемферт, цены на нефть, достигнув рекордной отметки 100 долларов за баррель, будут продолжать расти в ближайшее десятилетие. Главная причина - уменьшение запасов нефти. Более того, через десять лет баррель нефти будет стоить около 200 долларов. Этот прогноз косвенно подтвердила Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), руководители которой не исключают, что уже в 2024 году нефтяной картель не сможет полностью удовлетворять мировой спрос на нефть.

А что же ждет в ближайшее время Украину? Похоже, ничего хорошего. Начнем с того, что 1 февраля 2008 года ставка экспортной пошлины, которая взимается российским правительством при вывозе нефти из страны, взлетит сразу более чем на 58 долларов, достигнув рекордного значения - почти 334 доллара за тонну. Да и ставка пошлины на экспорт из России светлых нефтепродуктов составит 237 долларов 20 центов вместо нынешних 197 долларов 80 центов за тонну бензина, а также 127 долларов 80 центов вместо 106 долларов 60 центов за тонну дизтоплива.

Как сообщил "ФАКТАМ" директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени А. Разумкова Владимир Сапрыкин, нынешнее повышение Россией экспортной пошлины уже в феврале начнет влиять на розничные цены на бензин - как только топливо, произведенное из нефти, полученной по новой цене, попадет на заправки. Причем при расчете новой ставки экспортной пошлины еще не учитывался сегодняшний скачок цен на мировом рынке. Так что, по мнению Владимира Сапрыкина, не исключено, что с 1 апреля (Россия пересматривает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты каждые два месяца) ставка возрастет.

По мнению эксперта, возможно, в нынешнем году не произойдет традиционного февральского снижения цен, которое связано с сезонным снижением потребления горючего. Правда, Владимир Сапрыкин пока не готов сказать, насколько изменится стоимость горючего на заправках. Прогнозы можно будет делать через недельку-другую, когда, заработав после долгих праздников, экономика страны начнет реагировать на последние события на топливном рынке.

"Факты" 10-Январь-2008 "Экономика"

География народного богатства. Анализ рынка земли киевского региона. Издание: ДОМ индекс


В прошлом номере журнала «Дом Индекс» (№ 10 (18) октябрь 2007, статья «Куда глаза глядят?») мы рассматривали преимущества и недостатки направлений столичного пригорода с точки зрения привлекательности коттеджного строительства. На этот раз мы рассмотрим фундаментальный фактор загородного рынка – стоимость земли, анализируя все те же пригородные направления.

Обязательная преамбула

Из 9-ти существующих категорий земельного фонда традиционно наибольшей популярностью на рынке пользуются земли сельскохозяйственного назначения; жилищной и общественной застройки; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения. Однако сегодня на рынке земли столичного пригорода в подавляющем большинстве предложений и сделок фигурируют участки 3-х видов целевого назначения: для ведения личного крестьянского хозяйства (ЛКХ); для промышленного строительства; для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома (индивидуальное жилое строительство – ИЖС).

В то же время универсальным мерилом привлекательности того или иного населенного пункта либо местности принято считать землю «под частную застройку», то есть ИЖС. Именно на наделы такого вида сориентировано большинство конечных покупателей, стремящихся возвести или купить коттедж в пригороде столицы. Безусловно, есть свой спрос на участки под промышленную и общественную застройку (производство, склады, логистические комплексы, торговые объекты), однако он исходит исключительно от крупных инвесторов и операторов. А покупка земли сельхозназначения (ЛКХ) и изменение ее статуса имеет конечной целью опять таки организованную или стихийную коттеджную (реже промышленную) застройку. Несмотря на мораторий на продажу земель сельхозназначения, теневой рынок «живет и процветает»: увы, сегодня никто не покупает участки ЛКХ в столичном пригороде для ведения этого самого сельского хозяйства.

Потому в данной статье мы рассмотрим окрестности Киева (30-километровую зону) через призму стоимости земли «под частную застройку». При подготовке материала использована аналитика компании «Капитал Инвест Групп», проведенная в октябре 2007 г.

Х $ = Y км

Деньги измеряются в километрах и наоборот. По мере удаления от города стоимость сотки земли падает – это правило действует почти во всех мировых столицах и мегаполисах. Такова закономерность рынка и потребительских предпочтений – чем меньше человек тратит времени и усилий на перемещение между домом и городом (работой), тем ценнее его загородная дислокация. Но, как и в любом правиле, в киевском регионе существуют исключения: здесь есть свои центры притяжения, «раскрученные» места, неповторимые пейзажи и вместе с тем ничем не примечательные поля и «убитые» дороги в считанных минутах езды от столицы.

Однако расстояние от города до конкретного объекта зачастую становится предметом искажений и спекуляций со стороны продавцов земли или коттеджей. Все зависит от того, что принимается за отправную точку. Одни говорят «от центра Киева», имея в виду Главпочтамт на Майдане Незалежности. Другие привязываются к Окружной дороге (если речь идет о западном и юго-западном направлении). Третьи оперируют расстоянием от административных границ мегаполиса. Четвертые измеряют дистанцию до участка в «км от КП», подразумевая посты дорожно-патрульной службы (ДПС) на выездах из столицы. В последнем случае нередко возникают казусы, поскольку границы города и посты ДПС, как правило, не совпадают. К примеру, по Старообуховской трассе граница Киева проходит аккурат перед поселком Козин, хотя в действительности от КП возле развязки Окружная дорога – Столичное шоссе до Козина ни много ни мало – 15 км езды, пусть и по отличной «президентской» трассе. В Житомирском направлении с. Гореничи находится фактически в 2–3 км от черты города, хотя, миновав Окружную, по трассе среди сосновых лесов придется ехать все 11 км, из которых 2,5 км – по внутренней дороге.

С расстоянием от центра Киева вроде бы проще – это фиксированная точка. Однако в последнее время продавцы земли и застройщики коттеджных городков все реже используют данную систему измерения: во-первых, километраж всегда получается внушительным (иногда более 40 км), а во-вторых, о центре города и неизбежных пробках покупателю лишний раз лучше не напоминать.

Посему наиболее практичной отправной точкой в измерении километража остается пост ДПС в каждом крупном направлении: все знают их месторасположение, да и ограничения в скорости после их проезда почти ни для кого не важны. Однако на некоторых трассах районного значения постов ДПС нет. Здесь удобнее считать расстояние от границ Киева или от Окружной дороги (она на отрезке между Житомирским и Одесским шоссе совпадает с границами города).

Еще один немаловажный нюанс – что считать расстоянием до населенного пункта, а значит и участка? С селами, расположенными вдоль основных трасс, все понятно: от ДПС до конечного пункта по прямой. Однако предложенные под застройку участки находятся как раз в глубине поселков, и проехать к ним можно, свернув с основной трассы на внутренние дороги, причем расстояние, преодолеваемое по внутренним дорогам, нередко оказывается больше, чем по главной трассе. К тому же немало времени в пути отнимает низкое качество многих вспомогательных магистралей, существенно снижая привлекательность той или иной местности. Поэтому не удивительно, если стоимость сотки в населенном пункте А, который расположен, скажем, в 12 км от Киева (5 – по скоростной трассе, а 7 – по внутренней дороге, проходящей через 3 села), окажется ниже, чем в поселке Б, расстояние до которого 18 км, но 16 км из них можно «пролететь» по трассе за 10 минут.

Магия престижа

Вот уже многие годы пальму ценового первенства держит Обуховское направление. При этом в нем выделяют 2 поднаправления – Старообуховское и Новообуховское.

Средняя цена Старообуховского поднаправления является рекордной по сравнению со всеми другими – она составляет $ 53172 в районе Конча-Заспы, к данной местности принято относить Малую (1-ю) и Большую (2-ю) дамбы, а также примыкающие к шоссе территории. В 10-км зоне этого поднаправления невозможно найти землю, где стоимость сотки была бы меньше $ 45 тыс., а на некоторых полуостровах она достигает $ 80 тыс. Правда, бывают и эксклюзивные предложения, когда цена сотки составляет $ 117 тыс. и более. Высокая стоимость этих участков объясняется расположением на довольно длинной Большой дамбе (протяженность – 15 км), обеспечивающей выход к р. Днепр, р. Козинка или их многочисленным заливам. По мере удаления от дамб и воды, например, в поселках возле г. Украинка, цена снижается в 2, 3 и даже 4 раза.

В 10–20-км от Киева цена сотки земли существенно уменьшается – в 2-4 раза (от $ 20681 в пгт Козин до $ 10222 в с. Рудыки). Однако и на таком расстоянии от мегаполиса Старообуховское поднаправление является лидирующим.

Примечательно, что даже в 20–30 км зоне цена остается почти на том же уровне – $ 14,5 тыс. (с. Плюты) и $ 12 тыс. (г. Украинка). Это легко объяснить: с. Плюты, несмотря на свою удаленность от Киева, имеет выход к р. Козинка и ее заливам, также рядом есть множество лесных массивов. Украинка, расположенная на берегу Днепра, и вовсе считается городом со своими инфраструктурой и качеством жизни. Кроме того, сказывается фактор солидного соседства – в окрестностях с. Плюты находятся резиденции многих известных политиков и влиятельных бизнесменов.

Новообуховское поднаправление по цене уступает Старообуховскому, но в целом считается дорогим и популярным из-за удобного скоростного Днепропетровского шоссе, а также живописного окружения многих населенных пунктов. Справедливости ради отметим, что раскрученность этого поднаправления во многом обязана «имиджу» всего Обуховского района, который ассоциируется с престижем и близостью Конча-Заспы. Иными словами, такие села как Лесники, Подгорцы, Романков «перетянули» на себя часть «славы» Старообуховского поднаправления, и не вполне заслуженно: тут нет большой воды, рек и заповедников.

В пределах 10-км зоны стоимость земли формируют с. Лесники и Ходосовка. Находясь вблизи трассы, Лесники по праву являются флагманом Новообуховского поднаправления: здесь живописный ландшафт и обширный лесной массив. На окраинах села сформировалось несколько зон элитной застройки. Средняя стоимость сотки ($ 20330 при ценовом диапазоне $ 18 тыс. – 22 тыс.) впечатляет и сопоставима с пгт Козин. В то же время менее живописное и «раскрученное» с. Ходосовка, до которого еще нужно добираться по сельской дороге, несмотря на близость в Киеву, существенно уступает в цене соседним территориям: сотка земли тут в среднем равна $ 10440.

По мере удаления от столицы больше чем на 10 км цены поддаются некоторым колебаниям. Например, в популярном с. Романков с его прудами и лесными зонами средняя стоимость сотки – $ 13247, в соседнем с. Подгорцы – $ 8532. Несмотря на расположение в 20-км зоне, цена земли в с. Большие Дмитровичи ощутимо ниже – $ 5610 за сотку. Чтобы сюда попасть, необходимо проехать несколько километров либо через соседние села, либо по дороге, ведущей на полигон бытовых отходов возле с. Подгорцы.

Цена сотки земли в 30-км радиусе Киева в Старых и Новых Безрадичах составляет $ 5914, а в г. Обухов – $ 3870.

Однако в Новообуховском поднаправлении правило понижения стоимости в зависимости от расстояния до столицы имеет свои исключения. Земля в более отдаленном от Киева Романкове ценится почти в 2 раза выше, чем в близкой Ходосовке. Помимо фактора престижа сказывается и удобство сообщения: поселок Романков от скоростной Новообуховской трассы отделяют 200–400 м, тогда как Ходосовку – 2,5 км.

Существенный за последний год рост стоимости участков в Старых и Новых Безрадичах (по сравнению с Большими Дмитровичами) обусловлен престижным соседством. Как известно, Президент Украины и его окружение облюбовали с. Новые Безрадичи (здесь построены их дачи), что и стало толчком к повышению спроса на землю в окрестностях.

Близость к воде и лесу значительно увеличивают стоимость земельных наделов в Старообуховском поднаправлении. Например, в г. Украинка цена сотки ровного участка составляет около $ 5 тыс., выходящего на залив – $ 8 тыс., а на большую воду и лес – $ 18 тыс. В с. Плюты сотка ровного участка стоит $ 8,5 тыс., возле леса – $ 12 тыс., а с выходом на р. Козинка – $ 22 тыс. В Новообуховском направлении тоже ценится близость к лесу: если стоимость обычной сотки земли в Новых Безрадичах колеблется в пределах $ 3,4 тыс. – 7 тыс., то возле леса она поднимается до $ 10 тыс.

Со скоростью звука

Бурный рост стоимости земельных участков Одесского направления привел к тому, что по уровню цен оно вплотную приблизилось к Новообуховскому поднаправлению, а в некоторых населенных пунктах и вовсе его обогнало.
Так, в 10-км зоне средняя стоимость сотки земли в с. Хотов составляет $ 15,5 тыс., в с. Гатное – $ 15340, в с. Чабаны – $ 12 тыс., в с. Вита-Почтовая – $ 11060. Ключевую роль в данных показателях играет наличие шоссе европейского уровня Киев-Одесса, немаловажны живописность окружения и элитное соседство. Например, в с. Вита-Почтовая сотка земли в глубине поселка стоит около $ 8 тыс., тогда как в коттеджном городке «Денди» ее цена находится в диапазоне $ 15,3 тыс. – 20 тыс.

В 20-км радиусе увеличение стоимости вызвано транспортным фактором: в последние месяцы активно обсуждается проект сооружения большой кольцевой дороги вокруг Киева. Общая длина трассы составит 216 км, причем из них 65 пройдут по уже существующим дорогам, а 123 км нужно возвести с «нуля». Отдельные части этой магистрали (так называемое южное полукольцо, соединяющее Житомирскую, Одесскую, обе Обуховские, Бориспольскую и Броварскую трассы) планируется построить до проведения Евро-2012. Приближение футбольного чемпионата приводит к стремительному росту стоимости земли в населенных пунктах, через которые будет проходить новая дорога. Например, в с. Глеваха цена сотки достигает $ 10250. И это при том, что еще окончательно не согласованы ни проект дороги, ни дата начала сооружения ее участка в Васильковском районе.

В 30-км зоне ценовой диапазон сотки земли впечатляет – от $ 2,7 тыс. до 10 тыс. На таком удалении от Киева данные цифры обусловлены не столько транспортным, сколько природным фактором. Несмотря на то, что с. Путровка находится около Одесского шоссе, стоимость сотки земли в нем ниже, чем в с. Застугна, которое на 8 км дальше от столицы (соответственно $ 2700 против 3800). Секрет Застугны – в живописности ландшафта, приближенности к лесу и р. Стугна. Но наивысшей в этой зоне ($ 10 тыс.) является стоимость сотки видовых участков в еще более отдаленной, но неповторимой по красоте местности с обилием водоемов (с. Хлепча, средняя цена сотки – $ 6780).

Таким образом, в Одесском направлении действует принцип расстояние-цена, за небольшим исключением 30-км зоны, где сказывается фактор живописности окрестностей р. Стугны.

На запад!

В разных населенных пунктах 10-км зоны Житомирского направления средняя стоимость сотки земли колеблется от $ 9833 до 14748. Самая дорогая земля вполне прогнозируемо находится возле ближайшего к Киеву поселка – с. Стоянка, что на р. Ирпень (от $ 9000 до 19500). Высокие цены на землю наблюдаются не только в селах, расположенных вдоль Житомирского шоссе (с. Мила, $ 11725), но и в удаленных от него. Например, в с. Белогородка средняя стоимость сотки составляет $ 11134, хотя оно дальше от трассы, чем с. Гореничи ($ 9833). Это объясняется тем, что сформированная в Белогородке коттеджная застройка начала обретать элементы престижа, кроме того, через населенный пункт проходит еще одна магистраль – региональная дорога Киев–Бышев–Фастов.

Ценовой диапазон земельных предложений в 20-км зоне колеблется от $ 4411 (с. Лука) до $ 11283 (с. Горбовичи) за сотку. Как и в предыдущем случае, высоко стоит земля в поселках, расположенных вдали от скоростной трассы, около коттеджной застройки, а также имеющих выход к местным водоемам – с. Горбовичи, с. Бобрица ($ 10110) и с. Петрушки ($ 9900).

В 30-км радиусе цена земельной сотки уменьшается до $ 3311 (с. Ясногородка), $ 3013 (с. Севериновка) и даже $ 1987 (с. Мотыжин). Особенностью этой зоны является наличие предложений больших земельных участков (до 140 га) в ряде сел Макаровского района – с. Колонщина ($ 3483), с. Осыково ($ 1640), с. Мотыжин ($ 1350), с. Севериновка ($ 1200). На таком удалении от Киева живописных территорий мало, чем и обусловлена сравнительно невысокая стоимость земли. Исключением можно считать разве что Ясногородку с ее обширными лесами.

Житомирское направление достаточно показательно демонстрирует зависимость расстояние-цена. Встречающиеся здесь исключения связаны с близостью внутренней дороги Киев–Бышев–Фастов, которая для многих сел является альтернативой Житомирскому шоссе, повышая их привлекательность и транспортную доступность.

Притяжение здравниц

Несмотря на ограниченную пропускную способность Варшавского шоссе, цены на землю под жилую застройку в 10-км зоне от Киева довольно высоки. Так, в г. Ирпень сотка в среднем стоит $ 18924, в с. Горенка – $ 12440, в пгт Гостомель – $ 10837, в г. Буча – $ 13601. Большинство участков пользуются повышенным спросом благодаря расположению в лесной полосе, а некоторые имеют выходы на многочисленные пруды или к пойме р. Ирпень. Самый активный рост в цене за последний год показала земля в г. Ирпень – в 2 раза по мере готовности новой современной дороги от столичного массива Беличи.

В 20-км зоне цена на земельные наделы меньше: в с. Михайловская Рубежовка – $ 8525 за сотку, в г. Ворзель – $ 8377, в пгт Немешаево – $ 4795. По мере удаленности от мегаполиса снижается стоимость земли в поселках, находящихся на значительном расстоянии от «Варшавки»: в с. Блиставица сотку земли можно приобрести за $ 5359, в с. Озера – за $ 3313, а в с. Лубянка – за $ 2569.

Здесь также можно говорить о влиянии фактора большой кольцевой дороги. Например, в объявлении о продаже земельного участка в с. Блиставица указывается, что он расположен в «2 км от новой окружной дороги». Правда, использование данного преимущества несколько преждевременно – даже по самым оптимистическим прогнозам северный участок этой дороги раньше 2012 г. не появится.

В 30-км радиусе земельные участки возле самой трассы стоят дороже, чем более отдаленные от нее. Так, сотка земли в п. Пилиповичи продается в среднем за $ 2585, а в с. Бабинцы – за $ 2130.

Но данная закономерность имеет одно исключение: цена некоторых участков в 20-км зоне (пгт Немешаево, $ 4795 за сотку) ниже, чем в 30-км (пгт Клавдиево-Тарасово, $ 5115). Это объясняется тем, что Клавдиево-Тарасово славится обширными лесными массивами.

Вокруг моря

Киевское море, а точнее – водохранилище, привлекает желающих поселиться в Вышгородском направлении не меньше, чем лесные угодья на берегах Днепра. В 10-км радиусе стоимость земли под частную застройку достаточно высокая: в Вышгороде она составляет $ 14321 за сотку, а в Новых Петровцах – $ 10849.

Однако уже в 20-км зоне цена сотки земли резко идет на спад (до $ 2300 в с. Синяк). В то же время здесь есть свои «злачные места» – выходящие к морю с. Старые Петровцы (14 км от Киева), где средняя стоимость сотки равна $ 8633, и с. Лютеж (17 км) – $ 7645.

В 30-км радиусе ценовая ситуация зависит в большей степени от пейзажных характеристик местности: на левом берегу Днепра популярностью пользуется с. Лебедовка с его лесными массивами и охотничьим хозяйством – стоимость сотки земли тут составляет $ 4975. На правом берегу на таком же расстоянии (25 км) в удаленном от лесов и моря с. Демидов она ощутимо ниже – $ 3187, а в с. Козаровичи, что всего в 2 км дальше с. Демидов, стоимость сотки падает до $ 2716.

Между Десной и Трубежом

В 10-км зоне Броварского направления цена земли сравнительно высокая. Определяющую роль здесь играет близость к столице: в г. Бровары средняя стоимость сотки – $ 11208, в с. Княжичи – $ 7581 (Черниговское поднаправление); в с. Погребы – $ 8555, в с. Зазимье – $ 6669 (Деснянское поднаправление).

В 20-км радиусе имеет значение природный фактор. Например, в размещенных в пойме р. Десна поселках Пуховка и Рожны сотка земли стоит соответственно $ 5215 и 3696, тогда как в равнинном и бедном на пейзажи с. Большая Дымерка – всего $ 2593.

В 30-км зоне более важно качество подъездных путей. Так, в равноудаленных от КП (27–30 км) поселках выше ценится земля вблизи крупных трасс: в с. Богдановка сотка стоит $ 2166, тогда как в с. Гоголев – $ 1990. В то же время следует отметить, что строительство коттеджного городка около Богдановки пока существенно не увеличило инвестиционную привлекательность этой местности.

Пристегните ремни

Бориспольское направление уникально тем, что стоимость сотки земли в 10- и 20-км зонах почти одинакова. Диапазон средних цен по населенным пунктам в 10-км радиусе составляет $ 6253 – 12693 за сотку, что мало отличается от показателей 20-км зоны – $ 5088 – 11888. Здесь все определяется особенностями каждого конкретного поселка и его близостью к «идеальному» Бориспольскому шоссе. Стоимость сотки земли в ближайшем к Киеву (8 км) с. Счастливое ($ 12693) не слишком отличается от сравнительно отдаленного (14 км) с. Гора ($ 11700) – дополнительные 6 км на авто преодолеваются за 2–3 минуты. Но сразу после поворота к международному аэропорту качество дороги резко снижается, что отражается и на цене земли: на окраинах г. Борисполь сотка дешевеет до $ 5805.

В 10-км зоне колебание стоимости земли довольно весомое. Так в с. Малая Александровка цена сотки составляет в среднем $ 9047, а в с. Счастливое – $ 12693. Это объясняется тем, что с. Счастливое находится ближе к ландшафтному заказнику «Хутор Чубинский». Подобные колебания можно наблюдать и в 20-км зоне. Стоимость участка в приближенном к Бориспольской трассе с. Чубинское ($ 11888 за сотку) значительно выше, чем в соседнем поселке Большая Александровка ($ 8085).

Отдельно необходимо сказать о предложениях земли в пойме Днепра. Здесь ярко выражена тенденция уменьшения цен по мере отдаленности от киевского КП. Участки в 10-км зоне стоят дороже (с. Гнедын, $ 7152 за сотку), чем в 20-км (с. Вишенки, $ 6139). Но можно предположить, что по мере развития инфраструктуры в находящихся рядом с Вишенками коттеджных городках («Золоче» 1-я и 2-я очередь, «Вишневе Мiстечко»), а также после сооружения трассы Киев-Процев стоимость земли значительно вырастет.

А вот в 30-км зоне чем дальше от Борисполя по шоссе Киев-Харьков, тем ощутимее падает стоимость сотки земли – до $ 2234 в с. Иванков и даже до $ 1359 в с. Глубокое. Но есть факторы, которые могут изменить ситуацию. Так, в 2007 г. началась реконструкция связующей трассы Борисполь-Бровары, оживились цены и после обсуждения проекта новой кольцевой дороги. Еще год назад сотка земли в 20-30 км зоне стоила в 2 раза меньше, поэтому можно прогнозировать, что она будет и дальше увеличивается по мере воплощения идеи кольцевой магистрали.

Как видим, рынок земли, предназначенной для ИЖС, становится зрелым. Основой ценообразования выступают предпочтения покупателей, многие из которых уже неплохо разбираются в географии столичного пригорода. При этом главными факторами, определяющими стоимость земли в населенных пунктах, по-прежнему остаются транспортная доступность, живописность окружения и престижность той или иной местности. Однако есть основания полагать, что в ближайшие 2 года на ценообразование все сильнее будут влиять новые факторы – признаки зрелого рынка: близость к формирующимся коттеджным городкам, уровень социальной инфраструктуры и экологический статус территорий.

Иван Данюк, Александр Корж

Издание: ДОМ индекс

2008-01-09

ПОКУПАТЕЛЕЙ КВАРТИР В НОВЫХ СТОЛИЧНЫХ НЕБОСКРЕБАХ ЗАСТРОЙЩИКИ ПРЕВРАТИЛИ В УЧАСТНИКОВ... ЭКСПЕРИМЕНТА

На сегодняшний день утверждены стандарты строительства домов только до 30 этажей

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Учитывая то, что свободной земли под застройку в столице практически не осталось, все чаще рассматриваются проекты возведения небоскребов. Более того, несколько таких жилых комплексов в Киеве уже есть. Но так ли хорошо и безопасно жить под облаками?

Стоит лифту поломаться или оказаться обесточенным, как жильцы верхних этажей поневоле превращаются в туристов, несколько раз в день совершающих восхождение

Сейчас к высотному жилому строительству можно отнести не так уж много объектов. Это по два жилых комплекса на Позняках и на Осокорках, 35-этажный дом на улице Кловский спуск, 33-этажное здание на Спортивной площади. Еще шесть экспериментальных зданий никак не могут достроить на Троещине.

Конечно, красивый вид из окна квартиры, расположенной на высоте сотни метров от земли, - это несомненное преимущество. Но чуть ли не единственное. А вот минусов может оказаться гораздо больше. По словам заместителя председателя правления Киевского городского отделения Ассоциации специалистов по недвижимости Украины Юрия Базелинского, довольно часто в высотках возникают проблемы с водоснабжением. В квартиры, расположенные на верхних этажах, вода подается с перебоями из-за недостаточного давления в системе. Впрочем, это касается и домов высотой 16-24 этажа. Нередко оборудование централизованной системы водоснабжения, работающее еще с советских времен, не выдерживает нагрузок современного города.

Хотя в высотках устанавливается новейшее автономное оборудование, которое в несколько этапов закачивает воду на верхние этажи, однако любая техника в какой-то момент ломается. И в этом случае люди могут надолго оказаться в ситуации, когда воду придется возить лифтом. А если еще и лифт выйдет из строя...

Недавно в "ФАКТЫ" позвонила читательница, живущая в новом доме в Святошинском районе столицы. Квартира ее находится на 17 этаже. Уже несколько месяцев водоканал дает воду только в определенные часы. Жалобы жильцов высотки во все инстанции остаются без ответа. Причем чем больше в округе появляется новостроек, тем хуже обстоит дело с водоснабжением.

Лифт - одно из самых слабых мест в небоскребах. Стоит лифту поломаться или оказаться обесточенным, как жильцы верхних этажей поневоле превращаются в туристов, несколько раз в день совершающих восхождение.

В Киеве нет специальных пожарных машин, способных эвакуировать людей с верхних этажей небоскребов

Многие люди, приобретающие жилье на последних этажах, даже не подозревают, что, помимо бытовых, могут возникнуть и психологические проблемы. По словам психолога Центра детской и семейной психологии "Мир семьи" Елены Лукьяненко, воздействие высоты на здоровье и психику человека сугубо индивидуальное. У некоторых возникает ощущение потери безопасности. Ведь чем выше этаж, тем чаще появляется мысль о том, что делать и как спасать себя и своих близких в случае аварийных ситуаций. Противопоказано жить в небоскребах людям, которые боятся высоты. Хотя, по словам специалиста, нельзя утверждать, что жизнь в высотках порождает боязнь высоты, однако она может усугубить и развить эту фобию.

С психологической точки зрения, выбор этажа для жизни - вопрос индивидуальный. Прежде чем решиться не покупку квартиры на верхних этажах, нужно взвесить все "за" и "против", а еще лучше - зайти в такой дом и прислушаться к собственным ощущениям.

Если человек уже приобрел квартиру и после этого понял, что жить ему там некомфортно, у него есть два варианта: либо продать недвижимость, либо бороться со своей фобией, выполняя рекомендации психологов.

Люди, живущие на последних этажах небоскребов, подчас ощущают, кроме психологического, еще и физиологическое воздействие высоты на организм: у них меняются артериальное давление, ритм сердцебиения. Хотя есть любители высоты, которым вполне комфортно на этажах выше 20-го.

Кстати, строительство небоскребов в Киеве, в том числе комплекса "Днепровские башни" на Троещине, откладывается, и не в последнюю очередь из-за отсутствия строительных норм на возведение таких объектов. Фактически люди, купившие жилье в очень высоких домах, построенных за последние несколько лет в столице, стали участниками... эксперимента.

По словам исполнительного секретаря Строительной палаты Украины доктора экономических наук профессора Василия Кравченко, на сегодняшний день утверждены стандарты строительства домов только до 30 этажей, и то в экспериментальном порядке. Но даже в таких зданиях возникают серьезные проблемы с пожарной безопасностью. В Киеве нет специальных пожарных машин, способных эвакуировать людей с верхних этажей небоскребов. Если там возникнет возгорание, люди могут оказаться в огненной ловушке.

А разговоры об эвакуации жильцов с помощью вертолетов, по мнению Василия Кравченко, - это только прожекты. Над нашими городами вертолеты не летают, для этого не созданы условия. И вообще такие полеты сейчас запрещены. Кроме того, вертолетов, предназначенных для эксплуатации в городских условиях, в Украине пока нет.

2008-01-04

ЗАПАСОВ ГАЗА В СТРАНЕ НЕТ, А КОМПАНИЯ "НЕФТЕГАЗ УКРАИНЫ", ЗАДОЛЖАВШАЯ ПЯТЬ МИЛЛИАРДОВ(!) ГРИВЕН, НАХОДИТСЯ НА ГРАНИ БАНКРОТСТВА

С такими заявлениями выступили новые руководители Кабмина и "Нефтегаза". Юлия Тимошенко увидела в этом злой умысел предыдущего правительства, намеревавшегося, по предположению премьера, передать отечественную газотранспортную систему "сомнительным компаниям"

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

В разгар зимы для жителей Украины снова стал актуальным вопрос, достаточно ли в стране топлива и не окажутся ли тысячи населенных пунктов без отопления и природного газа. Беспокойство вызвала состоявшаяся в среду встреча премьер-министра Юлии Тимошенко и нового председателя правления Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" Олега Дубины, заявившего, что на сегодняшний день компания не имеет баланса газа на 2008 год и, более того, в подземных хранилищах отсутствует газ "Нефтегаза Украины" для удержания баланса.

Также Олег Дубина сообщил, что нет подписанных контрактов на газ, который использовался компанией в ноябре-декабре 2007 года. Он предположил, что такие договора отсутствуют, потому что их планировали подписать задним числом, но с расчетом повышенной с 2008 года цены на импортный газ. По мнению главы "Нефтегаза", от такой манипуляции посредники в поставках газа могут получить прибыль в 384 миллиона гривен.

В свою очередь, Юлия Тимошенко во всеуслышание заявила, что НАК "Нефтегаз Украины", владеющая газотранспортной системой страны, находится на грани банкротства, поскольку имеет большую кредиторско-дебиторскую задолженность. Глава правительства не исключает, что, использовав искусственную процедуру банкротства НАК "Нефтегаз Украины", предыдущее правительство планировало передать украинскую газотранспортную систему "сомнительным компаниям", готовым за долги "забрать все, что есть в государстве, для обеспечения поставок и транспортировки природного газа". Юлия Тимошенко заявила, что украинские газовые хранилища отданы на 25 лет в аренду "сомнительным криминальным теневым структурам практически по цене в десятки раз ниже мировой".

Однако в своих комментариях к заявлениям Юлии Тимошенко представители бывшего руководства Министерства топлива и энергетики сообщили, что газа в подземных хранилищах достаточно, чтобы обеспечить потребности страны как минимум до окончания отопительного сезона. А пять миллиардов долларов долгов НАК "Нефтегаз Украины", о которых заявила премьер, - это деньги, которые одолжили предыдущие "оранжевые" правительства.

Напомним, что Украина потребляет в год около 76 миллиардов кубометров газа. Из отечественных месторождений добывают около 20 миллиардов кубометров и еще около 24 миллиардов кубометров голубого топлива Украина получает в качестве оплаты за транзит российского газа. Оставшиеся 37 миллиардов мы импортируем из Туркменистана и других стран Средней Азии.

"Факты" 04 января 2008