2006-08-29

ТЕПЕРЬ БАНК МОЖЕТ ПРОДАТЬ ПРАВО НА ЗАЛОЖЕННУЮ КВАРТИРУ ДАЖЕ БЕЗ ВЕДОМА ЧЕЛОВЕКА, ВЫПЛАЧИВАЮЩЕГО КРЕДИТ ЗА ЭТО ЖИЛЬЕ

Ипотечные облигации, обеспеченные недвижимостью, станут для жителей Украины еще одним способом вложения денег

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

В свете стремительно растущих цен на недвижимость для многих людей единственная возможность обзавестись собственным жильем - получить банковский ипотечный кредит. Но даже если ссуду взять удалось и квартира куплена, человек должен знать, что он не стал полноправным хозяином и, проживая в квартире, распоряжаться ею не может, ведь жилье в залоге у банка. Это право перейдет к человеку только после того, как финансовому учреждению будет возвращена вся сумма долга и немалые проценты. А с недавних пор банки получили возможность свободно продавать... права на заложенную недвижимость.

"Банк не является владельцем жилья, под которое выдается заем"

На днях вступило в силу постановление о порядке выпуска ипотечных облигаций. По мнению экспертов, этот специфический документ может серьезно повлиять на отечественный рынок недвижимости. С одной стороны, он позволит людям приобретать ценные бумаги, обеспеченные квартирами и домами, и зарабатывать на этом. С другой стороны, право на квартиру, за которую вы ежемесячно возвращаете банку немалую сумму, может быть фактически перепродано, причем без вашего ведома. Но обо всем по порядку.

Как рассказали специалисты, механизм довольно прост и проверен практически во всех развитых странах. Банк, выдающий человеку кредит, оставляет у себя в залоге приобретаемую недвижимость. Поскольку выплата ссуды растягивается на много лет, банки стараются использовать заложенное имущество с выгодой, выпустив под обеспечение этого залога ценные бумаги (ипотечные облигации) и выбросив их на рынок. Таким образом, банку достаются оборотные средства, которые он направляет на выдачу новых ипотечных кредитов. Интересно, что покупателем ипотечных облигаций может быть не только банк или компания, но и любой гражданин.

Подробнее рассказать, чем эти новшества чреваты для людей, берущих жилищную ссуду, и насколько выгодно покупать ипотечные облигации, "ФАКТЫ" попросили заместителя председателя правления Государственного ипотечного учреждения (ГИУ) при Кабинете министров Украины Сергея Москаленко:

- Для начала хочу подчеркнуть, что банк не является владельцем недвижимости, под залог которой выдается кредит. Собственником остается человек, особенно если речь идет о вторичном рынке, когда люди закладывают квартиру, в которой продолжают жить. Однако банк, являющийся залогодержателем, сразу ограничивает право на ее реализацию. Заложенное жилье нельзя ни продать, ни подарить, ни завещать. Права на эту квартиру появятся у банка только в том случае, если заемщик не в состоянии будет погашать кредит и для возврата долга заложенное имущество придется продать. А выпуская ипотечные облигации, банки перепродают свои имущественные права, которые они получают в ипотеку. Когда заемщик погашает кредит, банк погашает облигацию ее владельцу.

- Так что, выходит, что облигации выпускаются под конкретную заложенную квартиру?

- Не совсем. В упрощенном виде механизм следующий: банк выдает жилищные кредиты. Несколько кредитов объединяются в так называемый ипотечный пул, образующий обеспечение ипотечных облигаций. Юридически какой-то определенный кредит попадает в обеспечение всего выпуска облигаций. Нет конкретной привязки, например, облигация номер такой-то обеспечена таким-то кредитом. Но инвестор, покупающий ипотечные облигации, может увидеть эти кредиты у управляющего ипотечными активами и убедиться, что в залоге у банка действительно находится недвижимость, а также какая она и где. Изначально срок погашения облигаций совпадает со сроком погашения соответствующих кредитов.

Если заемщик досрочно рассчитался с банком, тот в свою очередь обращается к управляющему ипотечными активами и сообщает, что такой-то кредит досрочно погашен, поэтому в обеспечение я предлагаю другой равноценный кредит. Как видим, заемщику абсолютно все равно, выданы под обеспечение заложенной квартиры облигации или нет. Он этого даже не заметит. То же самое можно сказать и о владельце облигаций. Тут главное - ответственность банка, выпускающего ценные бумаги и управляющего активами.

- А кто является таким управляющим и чем он занимается?

- Это банк или не банковская структура, специально созданная для того, чтобы управлять ипотечным покрытием, не допускать нарушения прав заемщиков и инвесторов. Такая организация должна иметь соответствующую лицензию и находиться под жестким контролем государства в лице Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

"Махинации с именными ценными бумагами практически исключены"

- Какие могут быть последствия для заемщика, если на рынке свободно будут продаваться облигации, в обеспечение которых идет заложенная недвижимость, в том числе квартира этого человека? Возможны ли махинации с ценными бумагами?

- Никаких негативных последствий быть не может. Даже если допустить возможность махинаций с облигациями, заемщику ведь все равно: он заключал договор с банком и только с этим финансовым учреждением имеет дело. Но хочу подчеркнуть, что механизм ипотечных облигаций на сегодняшний день является одним из самых надежных в мире. Мошеннические схемы с такими ценными бумагами практически невозможны, так как облигации выпускаются только именные, в бездокументарной форме, и любые операции с ними осуществляются в электронном виде. Кроме того, все квартиры, дома и другая недвижимость, находящиеся в залоге у банков, обязательно застрахованы.

- Что значит бездокументарная форма облигации?

- Чтобы читателю было понятнее, эти две формы выпуска ценных бумаг можно сравнить с наличным и безналичным расчетом. Ценные бумаги могут быть документарными и бездокументарными. В первом случае это напечатанный на бумаге документ с разными степенями защиты, подтверждающий определенные финансовые обязательства. Его можно продать, подарить, правда, и потерять тоже, или, к примеру, облигацию украдут. И восстановить ее довольно сложно. На таких бумагах имя владельца обычно не указывается.

Во втором случае вся информация находится в электронном виде в депозитарии. Есть защищенная база данных, в которой хранятся сведения об облигации и ее владельце. При каких-либо изменениях в базу данных вносятся соответствующие поправки.

- Жилищные кредиты выдаются лет на десять и более. За это время банк может разориться. К сожалению, за примерами далеко ходить не надо. Как же быть владельцам ипотечных облигаций? Могут ли они потребовать назад вложенные средства или заложенное имущество?

- Согласно закону, в случае ликвидации банка интересы людей, вложивших свои деньги в ипотечные облигации, защищены. В частности, кредиторы лопнувшего банка не имеют никакой возможности претендовать ни на заложенное имущество, ни на ипотечные облигации, обеспеченные этим имуществом. Проблема, если она вдруг возникнет, решается путем передачи имеющихся ипотечных кредитов в обслуживание другому банку. Человеку, взявшему кредит, все равно, в какой банк он будет ежемесячно носить деньги, тем более, что условия остаются неизменными. И инвестору, владеющему ипотечными облигациями, по большому счету все равно, из какого банка он получает деньги. Перевод ипотечных кредитов из одного финансового учреждения в другое проводится под контролем Национального банка Украины и Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг.

- Возможна ли ситуация, при которой кредит возвращен, однако квартира остается в залоге, ценные бумаги не погашаются и кредитор или владелец ипотечных облигаций может потребовать отдать ему имущество?

- Это исключено. Когда погашается вся сумма кредита, выдается справка, подтверждающая, что долгов больше нет, и банк сразу же обязан направить ходатайство об исключении квартиры из реестра заложенного имущества. Нотариус делает соответствующую запись, после чего банк уже не имеет никакого отношения ни к своему бывшему заемщику, ни к его собственности. Соответственно и держатель облигаций также теряет какие-либо права на этот залог.

"Новая схема финансирования со временем приведет к снижению процентных ставок по жилищным кредитам"

- В чем выгода покупки ипотечных облигаций?

- Это еще один способ вложения средств с целью получить доход. Ведь банк, продавший ценную бумагу, обязуется часть процентной ставки, которую он берет от заемщика, выплачивать владельцу облигации.

- Не проще ли воспользоваться проверенными способами - купить недвижимость или открыть депозитный счет?

- Квартиры нынче стоят дорого и далеко не каждому по карману. Депозит же имеет свои недостатки. Клиент, отдавая деньги в долг банку, в случае банкротства этого финансового учреждения может рассчитывать только на определенную сумму из Фонда гарантирования вкладов и, возможно, на возврат всех денег после продажи банковского имущества. Но на самом деле так везет не многим. Одним словом, обеспечением по депозиту выступает репутация банка. В случае же с ипотечными облигациями их покупатель знает, что это не просто бумага, она обеспечена недвижимостью, находящейся в залоге и зарегистрированной в госреестре.

И еще: в случае потребности в деньгах облигации всегда можно продать, не дожидаясь окончания их срока, причем даже с выгодой для себя. А вот при досрочном закрытии депозитного счета вкладчик может только потерять. Да и далеко не по всем депозитным программам предусмотрено досрочное возвращение вклада.

- В чем же интерес банка, выпускающего ипотечные облигации, ведь он фактически отдает часть своей прибыли?

- Существуют нормы НБУ, согласно которым коммерческий банк не может выдать кредитов на сумму, превышающую его регуляторный капитал. Проще говоря, он не может выплатить денег больше, чем привлек. Но любая финансовая структура старается получить максимальную прибыль. Поэтому, выпуская и продавая ценные бумаги, банк убирает со своего баланса имеющиеся активы, в частности ипотечные кредиты, а полученные от продажи облигаций деньги направляет на выдачу новых кредитов.

- Но ведь, продавая облигации, банк теряет часть своих комиссионных.

- Да. Но зато он увеличивает объем сделок, с которыми работает. То есть получает свою прибыль за счет оборота.

- И сколько банки будут предлагать покупателям ипотечных облигаций?

- Сейчас три банка уже готовятся к продаже таких ценных бумаг. Их доходность запланирована на уровне 12 процентов годовых в гривнях. То есть, например, банк выдал кредит под 16 процентов годовых, выпустил облигации и их покупателям будет выплачивать 12 процентов годовых, себе оставляя 4 процента за обслуживание кредита.

Для Украины такая схема нова. Пока банки только готовятся к первым выпускам ипотечных облигаций. Как сообщил "ФАКТАМ" начальник отдела выпуска финансовых инструментов АКБ "Укрсоцбанк" Эрик Найман, банкиры заинтересованы в этих ценных бумагах, так как нуждаются в деньгах, а ипотечные облигации - выгодный способ их получить, в отличие от нестабильных и дорогих депозитов физических лиц. Финансист считает, что появление на рынке ипотечных облигаций со временем может привести к снижению процентных ставок по жилищным кредитам.

"Facty i kommentarii ". 29-Август-2006. Экономика.

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ПРОГНОЗИРУЕТ, ЧТО В СЕНТЯБРЕ БЕНЗИН НА ЗАПРАВКАХ ПОДЕШЕВЕЕТ

Владельцы АЗС получают достаточную прибыль, чтобы цены на горючее оставались стабильными или даже снижались

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Прошла неделя со дня подписания меморандума о партнерстве между Кабинетом министров Украины и представителями крупнейших нефтяных компаний, работающих на отечественном топливном рынке. За это время на заправках цены существенно не изменились. Их рост остановился на таком уровне: бензин А-95 - 4 гривни 70 копеек; бензин А-92 - 4 гривни 45 копеек; бензин А-76(80) - 4 гривни 20 копеек; дизтопливо - 4 гривни 10 копеек за литр.

Эта временная стабильность сняла возникшую в последний месяц напряженность на рынке горючего. Водители перестали ажиотажно скупать топливо, опасаясь, что завтра оно будет стоить дороже, а на заправках все реже можно встретить объявление: "Бензин только по талонам". Остается выяснить, как долго такая стабильность продлится.
Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заверяет, что, учитывая снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, ситуация в Украине в ближайшее время не изменится. Более того, министр прогнозирует, что уже в сентябре цены на украинских АЗС начнут снижаться. Правда, Юрий Бойко считает, что государство должно отменить нулевую ставку на ввоз горючего из-за рубежа. По мнению министра, именно это будет способствовать стабилизации внутреннего рынка за счет увеличения производства украинскими нефтеперерабатывающими заводами. И наиболее подходящее время для отмены нулевых пошлин - конец осени, когда спрос на нефтепродукты существенно падает.

Сегодня, по данным Министерства топлива и энергетики, импортные нефтепродукты занимают 30-35 процентов украинского топливного рынка. Треть из них ввозится из России, а остальное поставляется нефтеперерабатывающими предприятиями Белоруссии, Литвы, Болгарии и других стран. Некоторые эксперты считают, что в данный момент Украина может оказаться не готовой к отмене беспошлинного ввоза импортного горючего. Ведь два (Херсонский и Одесский) из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов находятся на реконструкции.

Пока же объемы поставок топлива из-за границы растут. Как сообщил глава представительства Литовского нефтеперерабатывающего завода "Мажейкю нафта" в Украине Игорь Майстренко, в августе предприятие приблизительно вдвое увеличило поставку высокооктановых бензинов в Украину. По данным на 20 августа, литовский завод отгрузил украинским компаниям около 15 тысяч тонн бензина А-95 и планирует до конца месяца довести этот объем до 20-25 тысяч тонн, тогда как обычно в нашу страну отправляется около 10 тысяч тонн нефтепродуктов в месяц. Игорь Майстренко заявил, что в сентябре "Мажейкю нафта" готова отгрузить в Украину до 30 тысяч тонн бензина.

Что же касается обоснованности нынешних розничных цен на отечественных заправках, то, по расчетам консалтинговой компании ЮПЕКО, они обеспечивают достаточную прибыль владельцам АЗС. В частности, при нынешней стоимости импортных нефтепродуктов конечная расчетная цена бензина марки А-95 при рентабельности 57 копеек, составляет около 4 гривен 50 копеек за литр, дизтоплива при рентабельности 42 копейки - около 4 гривен 10 копеек за литр.

"Facty i kommentarii ". 29-Август-2006. Экономика.

ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ГОРЮЧЕЕ НА ЗАПРАВКАХ ПОДОРОЖАЛО ЕЩЕ НА 10-20 КОПЕЕК

Эксперты считают, что рост цен продолжится как минимум до конца августа

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Цены на топливо продолжают расти. На киевских заправках нефтепродукты менее чем за неделю подорожали еще на 10-20 копеек. Вчера бензин А-76 уже стоил в среднем 3 гривни 85 копеек за литр, А-95 - 4 гривни 55 копеек, а дизтопливо - 4 гривни 5 копеек. Кстати, повышаются цены не только на бензин, но и на сжиженный газ. За последние семь-десять дней это топливо подорожало на 20-25 копеек, и его стоимость достигает 2 гривен 45 копеек за литр.

Все эксперты, которым "ФАКТЫ" задали вопрос о развитии ситуации на топливном рынке, сходятся в одном: в ближайшее время, как минимум до конца августа, горючее будет постепенно дорожать. Но уровня 5 гривен за литр цена на самый популярный бензин А-95 в масштабах страны, скорее всего, не достигнет. Хотя в восточной части Украины, в частности в Донецке, топливо будет дороже, чем в других регионах.
Причины роста цен эксперты называют традиционные: подорожание нефти на мировом рынке, повышение Россией таможенной пошлины на экспорт нефти и повышенный сезонный спрос. Главной причиной возможного резкого подорожания топлива может стать взлет стоимости нефти на мировых рынках и в России.

Кстати, по данным Министерства топлива и энергетики Украины, Россия сократила поставки нефти на отечественные НПЗ по итогам семи месяцев по сравнению с 2005 годом почти на 30 процентов - до 6 миллионов 591 тысячи тонн. Правда, поставки украинского сырья возросли почти на 8 процентов - до 1 миллиона 610 тысяч тонн. Тем не менее общие поставки нефти снизились на 24,8 процента - до 8 миллионов 201 тысячи тонн.

Что же касается мирового рынка, то здесь перспектива безрадостная. В понедельник нефтяные торги в Нью-Йорке завершились на отметке 76 долларов 98 центов за баррель, что на 2 доллара 22 цента превышает показатель предыдущего торгового дня. Абсолютный рекорд стоимости барреля - 78 долларов 40 центов - был зафиксирован 14 июля после начала боевых действий между Израилем и ливанской шиитской группировкой "Хизбалла".

Именно нестабильность на Ближнем Востоке остается главным фактором, влияющим на стоимость нефти. В частности, заместитель министра иностранных дел Ирана Манучер Мохаммади утверждает, что в случае введения Советом безопасности ООН санкций в отношении Тегерана, цена на нефть может превысить 200 долларов за баррель.


"Facty i kommentarii ". 29-Август-2006. Экономика.

2006-08-19

ЧТОБЫ КУПИТЬ ТАЛОНЫ НА БЕНЗИН, ВОДИТЕЛЮ НУЖНО ПОЕХАТЬ В ОФИС ФИРМЫ, ВЛАДЕЮЩЕЙ ЗАПРАВКОЙ, ВЫПИСАТЬ СЧЕТ И ОПЛАТИТЬ ЕГО В БАНКЕ

Цены на топливо расти перестали, но возник дефицит горючего

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Похоже, цены на горючее таки стабилизировались. Во всяком случае на большинстве столичных заправок ценники уже несколько дней не менялись. Не исключено, что это связано с недавними договоренностями правительства и нефтетрейдеров. Как ранее сообщали "ФАКТЫ", премьер-министр Украины Виктор Янукович заявил, что в ближайшее время цены на заправках стабилизируются и самый ходовой бензин А-95 не будет стоить дороже 4 гривен 80 копеек за литр. А по словам министра топлива и энергетики Юрия Бойко, до конца нынешней недели цена бензина А-95 составит не более 4 гривен 70 копеек за литр, а дизтоплива - 4 гривен 10 копеек. Возможно, на следующей неделе эти цифры будут пересмотрены.

Некоторые АЗС перестали продавать бензин А-95

И действительно, все заправки, входящие в сети крупных нефтяных компаний, привели цены в соответствие с договоренностями: бензин А-95 стоит 4 гривни 70 копеек. Мелкие торговцы иногда ставят цену повыше. В регионах ситуация тоже стабилизировалась. Даже в Донецке, где стоимость бензина А-95 доходила до 5 гривен 20 копеек, большинство нефтетрейдеров ее снизило.

Между тем с началом "ручного" регулирования рынка стали проявляться и традиционные проблемы, с которыми украинцы сталкивались уже не раз. Как только правительство говорит ценам "стоп", нефтепродуктов становится меньше. Во всяком случае, некоторые заправки перестали продавать бензин А-95 либо предлагают его исключительно по безналичному расчету. Но у большинства простых автолюбителей талонов на горючее нет, люди привыкли рассчитываться "живыми" деньгами. Как же им быть в этом случае?

За разъяснениями "ФАКТЫ" обратились к эксперту рынка нефтепродуктов Сергею Куюну:

- На самом деле проблемы с бензином возникают в сети только одного оператора - компании "Укрнафта" (нефтепродукты компании реализуются на 525 АЗС, расположенных в 24 областях страны. - Авт.). Поэтому водитель всегда может проехать пару сотен метров и найти горючее на другой заправке. Даже в Донецкой области, где больше всего АЗС, торгующих топливом "Укрнафты". В остальных сетях цена бензина А-95 - 4 гривни 70 копеек.

- А простые граждане могут купить талоны на горючее?

- Конечно. Только непосредственно на заправке это сделать нельзя. Водителю придется поехать в офис компании, там выпишут счет, который нужно оплатить в банке. Вернувшись в офис и предъявив квитанцию об оплате, человек получит талоны.

- Существуют ли какие-либо ограничения объема топлива, оплачиваемого по "безналу"?

- Нет. Можно оплатить хоть 20 литров. Только какой в этом смысл? Лучше сразу купить больше горючего.

- И по какой цене продается топливо при безналичном расчете?

- По той же, которая установлена в сети АЗС компании на день оплаты.

- То есть люди, желающие подстраховаться, могут сегодня купить талонов на пару сотен литров?

- Могут, но я бы не советовал. Считаю, что в ближайшее время нефтепродукты начнут дешеветь. И повлияют на это и внешние, и внутренние факторы. В последние дни стоимость нефти на мировом рынке начала падать, а значит, и оптовая цена нефтепродуктов снизится на 5-10 процентов. Соответственно, топливо подешевеет и в рознице. Хотя понятно, что владельцы АЗС не спешат сбрасывать цены, так как получают дополнительную прибыль каждый день, пока удерживают стоимость на высоком уровне. Но тут должен вступить в силу внутренний фактор. В начале следующей недели правительство и нефтетрейдеры проведут переговоры. И если на этой неделе цена бензина А-95 составляла 4 гривни 70 копеек, а дизтоплива - 4 гривни 10 копеек, то в дальнейшем можно требовать от владельцев АЗС умерить свои "аппетиты" и снизить стоимость топлива. Я считаю, что литр самого ходового бензина А-95 будет обходиться в 4 гривни 60 копеек или даже меньше.
Кроме того, уже сейчас в Украину начинают поступать партии более дешевого импортного топлива. Поэтому, не понизив цены, АЗС рискуют вовсе не продать свое горючее.

Правительство обещает загрузить нефтеперерабатывающие заводы на 100 процентов

Как отметил Виктор Янукович, одна из причин нынешней ситуации на топливном рынке - неполная загрузка отечественных нефтеперерабатывающих мощностей. По его словам, сегодня НПЗ работают всего на 20 процентов своих возможностей, четыре из шести заводов простаивают. Премьер-министр пообещал создать условия для того, чтобы на 100 процентов загрузить предприятия.

А для решения проблем с дизельным топливом, которое необходимо аграриям для осенних полевых работ, планируется обратиться за помощью к соседям. По словам премьер-министра, Украина и Татарстан договариваются о поставках на наш рынок 200 тысяч тонн дизельного топлива. Оно должно быть направлено сельхозпроизводителям.
По-прежнему напряженная ситуация и с бензином А-76(80). Это горючее тоже есть не на каждой заправке. Дефицит связан с тем, что заводы борются с изготовителями суррогатов. Ведь многие фирмы закупают на заводах бензин А-76 именно для того, чтобы с помощью всевозможных присадок повышать октановое число и делать из него А-92 или даже А-95. Естественно, что спрос на высокооктановый бензин, продаваемый заводами, снижается, так как производители смесевых бензинов предлагают водителям более низкую цену на свою продукцию. В связи с этим один из крупнейших заводов планирует в ближайшее время сократить производство бензина марки А-80 до минимума, с 45 до 15 тысяч тонн в месяц.

"Facty i kommentarii ". 19-Август-2006. Экономика.

2006-08-12

В БЛИЖАЙШИЕ ДВЕ-ТРИ НЕДЕЛИ СТОИМОСТЬ ДИЗТОПЛИВА ВЫРАСТЕТ ЕЩЕ НА 20-30 КОПЕЕК

Эксперты прогнозируют, что дефицит бензина А-76 будет ощущаться и в дальнейшем

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Из разных регионов приходят тревожные сообщения о продолжающемся подорожании горючего. Так, рост цен зафиксирован на Волыни, в Крыму, Полтавской и Луганской областях. Называются астрономические суммы - до 5 гривен 60 копеек за литр высокооктанового бензина. Правда, при ближайшем рассмотрении выясняется, что это стоимость бензина А-98, который считается элитным и всегда обходился дороже других марок топлива. Средняя же в стране цена самого ходового бензина А-95 составляет
4 гривни 60 копеек за литр.

Более того, по мнению аналитиков, вслед за высокооктановым бензином в ближайшее время может подорожать и дизтопливо. Как рассказал исполнительный директор консалтинговой компании ЮПЕКО Сергей Куюн, сегодня литр этого горючего в среднем по стране стоит 4 гривни 5 копеек, но не исключено, что в течение двух-трех недель его цена подскочит на 20-30 копеек. Это связано с резким подорожанием дизтоплива на внешних рынках.

В общем же нынешнее столь резкое повышение розничных цен на горючее, по мнению Сергея Куюна, имеет объективные причины. На протяжении нескольких последних месяцев рынок работал на старых запасах топлива, закупленного еще до начала роста цен. Теперь, когда его резервы исчерпываются, нефтетрейдеры закупают горючее по существенно выросшей стоимости и тут же выбрасывают его в продажу. Таким образом создается иллюзия стремительного подорожания. На самом деле Украина проходит за месяц тот ценовой путь, который мировой рынок прошел за три месяца. Естественно, что в этих условиях темпы роста стоимости горючего настораживают. Однако эксперты подчеркивают, что рекордные цены на бензин
А-95 (5 гривен 20 копеек за литр) встречаются только на отдельных заправках, а его средняя стоимость на АЗС гораздо ниже. В течение августа средняя цена бензина А-95 не должна достичь рубежа 5 гривен. Объективных причин для этого нет.
На сегодняшний день стоимость горючего в Украине зависит от того, как будет развиваться ситуация на мировом и российском рынках нефти. Ведь именно у нашего северного соседа мы закупаем более 80 процентов нефти, перерабатываемой на отечественных заводах.

Что касается дефицита бензина А-76, то аналитики признают: недостаток будет ощущаться и в дальнейшем. Эксперты объясняют это тем, что нефтеперерабатывающие заводы производят этого горючего столько, сколько необходимо для внутренних потребностей страны, не более. Таким образом нефтяные компании борются с нечестными предпринимателями, которые скупают дешевый бензин А-76, с помощью присадок и добавок повышают октановое число до уровня бензина А-92 и продают "бодягу" по цене ниже заводской. Так что в ближайшее время дефицит бензина А-76 сохранится.

"Facty i kommentarii ". 12-Август-2006. Экономика.

ВОЗМОЖНО, ВСКОРЕ КЕФИР, ТВОРОГ, СЫР И ДРУГИЕ МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ СУЩЕСТВЕННО ПОДОРОЖАЮТ

Это связано с введением правительством минимальных закупочных цен на молоко

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

На первый взгляд, такой прогноз не имеет под собой оснований, ведь за неделю молоко на рынках страны подешевело в среднем на 12 процентов. Это связано с тем, что у фермеров и селян накопилось очень много молока и они вынуждены снижать его стоимость. В целом же за последнее время реальные закупочные цены на молоко снизились на 40-50 процентов. Как сообщил президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко, виновником этого стал Кабинет министров, который... повысил закупочные цены на данный продукт.

Напомним, что правительство своим постановлением утвердило с конца июля следующие минимальные закупочные цены: на молоко высшего сорта - 1 гривня 25 копеек за литр; молоко первого сорта - 1 гривня 20 копеек; второго сорта - 1 гривня; сливки с десятипроцентным содержанием жира - 4 гривни 8 копеек за литр. То есть именно по такой стоимости перерабатывающие предприятия обязаны закупать продукцию у животноводческих ферм и селян. Однако Леонид Козаченко утверждает, что сейчас средняя рыночная цена приблизительно на 50 процентов ниже задекларированной правительством - 60 копеек за литр.

Пока молочные заводы не торопятся приобретать сырье по новым ценам. Они утверждают, что только около трети предприятий отрасли (в основном крупные) смогут работать в новых условиях, существенно не подняв цены на готовую продукцию. Остальные, скорее всего, не выдержат конкуренции и разорятся.

Как сообщил заместитель президента Союза молочных предприятий Украины Николай Бутенко, пока заводы не останавливаются, но только потому, что, нарушая постановление, скупают молоко по рыночной цене. Также специалист отметил, что если предприятия молочной промышленности таки начнут закупать сырье по установленным правительством ценам, то готовые молочные изделия, поступающие на прилавки магазинов, резко подорожают. Ведь сырье переработчикам будет обходиться вдвое дороже, и это будет заложено в конечную стоимость кефира, творога и сыра.

Это постановление ударит не меньше по тем же селянам и фермерам, чьи интересы защищает правительство. По словам Леонида Козаченко, как только переработчики сократят закупки молока, животноводам некуда будет сбывать свою продукцию. А ведь молоко не может долго храниться, значит, его придется просто выливать. Если проблема не будет решена в ближайшее время, то не исключено, что селяне начнут вырезать коров.

Однако, похоже, и новое правительство закупочные цены снижать не собирается. Как заявил министр аграрной политики Украины Юрий Мельник, он поддерживает введение минимальных закупочных цен на молоко. А решить проблему можно путем устранения с рынка посредников. По словам Юрия Мельника, судя по статистическим данным, на протяжении полугода средняя цена, по которой закупалось у крестьян молоко, составляет 80 копеек за литр. Между тем если проехаться по селам и расспросить людей, то окажется, что цена литра молока никогда не превышала 40-60 копеек. Поэтому при устранении посредников, по мнению министра, можно будет найти компромисс между интересами селянина и переработчика.

"Facty i kommentarii ". 12-Август-2006. Экономика.

2006-08-10

В ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ СТОИМОСТЬ ЛИТРА БЕНЗИНА А-95 ДОСТИГЛА РЕКОРДНОЙ ОТМЕТКИ - 5 ГРИВЕН 20 КОПЕЕК

Антимонопольный комитет Украины начал расследование, насколько обоснованна такая цена

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

"ФАКТЫ" уже сообщали, что с начала месяца стоимость литра топлива выросла на 10-30 копеек в зависимости от марки. Однако есть регионы, где цены уже прямо-таки зашкаливают. В частности, на заправках Донецка и области литр бензина А-95 стоит 5 гривен 20 копеек. Согласно заявлению Государственной инспекции по контролю за ценами Министерства экономики Украины, зафиксированные ею в этом регионе цены являются рекордными за всю историю страны.

Как и раньше, владельцы АЗС во всем обвиняют нефтеперерабатывающие заводы. Те, в свою очередь, жалуются на постоянно растущие мировые цены на нефть и кивают на Россию, которая увеличивает стоимость своего сырья и экспортные пошлины.
А государство все пристальнее присматривается к нефтетрейдерам. Как сообщили в Антимонопольном комитете Украины, уже начато расследование ситуации на рынке нефтепродуктов в Донецкой области. Главным предметом изучения является обоснованность цен и отсутствие сговора продавцов горючего. Правда, иногда подобные разбирательства имеют и обратный эффект. Так, после начала подобного расследования в Черниговской и Житомирской областях бензин А-95 просто стал исчезать с заправок. А нет товара, нет и претензий.

Вообще, эксперты, помимо объективных причин роста цен, называют и политические факторы. Нефтетрейдеры стараются перестраховаться, ведь политика нового правительства на нефтяном рынке пока не известна. Предыдущее же правительство в лице министра экономики Украины Арсения Яценюка официально объявило, что до осени горючее будет дорожать. Торговцы, видимо, восприняли этот прогноз как руководство к действию...

"Facty i kommentarii ". 10-Август-2006. Экономика.

2006-08-08

С 1 СЕНТЯБРЯ ЖИТЕЛЯМ УКРАИНЫ ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ НА ЧЕТВЕРТЬ БОЛЬШЕ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Еще не утихли споры в маршрутках и электричках о том, как же жить дальше с новыми ценами на энергоносители, а правительство "обрадовало" людей в очередной раз. Министерство юстиции Украины таки зарегистрировало постановление Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики об очередном повышении цен на электроэнергию.

Уже с 1 сентября отпускные цены на электроэнергию для населения возрастут еще на 25 процентов. Меньше чем через месяц горожане будут платить 23 копейки за киловатт-час, сельские жители - 18,75 копейки, а потребители, пользующиеся бытовыми электроплитами, - 15,63 копейки.

Но не стоит думать, что государство на этом остановится. Следующее подорожание электроэнергии запланировано на 1 апреля 2007 года, еще одно - на 1 сентября 2007-го и последнее повышение цен, призванное вывести их на экономически обоснованный уровень, предусмотрено провести 1 апреля 2008 года.

Правда, государство заверяет, что газ пока дорожать не будет. Во всяком случае об этом заявил председатель Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики Валерий Кальченко. Тем не менее он признал, что население использует газ отечественной добычи по цене 414 гривен за тысячу кубометров. При том что экономически обоснованная цена составляет 424 гривни. Но до конца года газовая промышленность, по мнению Валерия Кальченко, эту разницу сможет "пережить".

"Facty i kommentarii ". 08-Август-2006. Экономика.

2006-08-02

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ СМОГУТ ЭКОНОМИТЬ МИЛЛИАРД ГРИВЕН В ГОД

Благодаря тому, что "Укрзалiзниця" ввела унифицированную транспортную накладную, поезда будут пересекать границу за считанные минуты

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Ежедневно границы Украины пересекают сотни грузовых поездов. Ведь наша страна стоит на оживленном транспортном пути между Востоком и Западом. Но в течение многих лет железнодорожники сталкивались с трудностями при пересечении государственной границы. И проблема носит не политический, а скорее, бюрократический характер. Товарные составы часами простаивают на пунктах пропуска, пока переоформляются документы. А как известно, время - деньги. Причем это утверждение справедливо не только по отношению к скорости перевозки грузов. За переоформление на границе накладных посредники, предоставляющие такие услуги, берут 25 евро с вагона, а вагонов за сутки проходит десятки тысяч, соответственно сумма дополнительных расходов перевозчиков оказывается огромной. Но появилась надежда, что в самое ближайшее время ситуация изменится, и железнодорожные составы будут пересекать кордоны нашей страны без задержек.

Постоянные грузоперевозки по новому документу начнутся с 1 сентября нынешнего года

Задержки железнодорожных составов на западной границе Украины имеют свои исторические корни. Дело в том, что в странах Центральной, Восточной Европы и Азии международные грузоперевозки осуществляются на основании Договора о международном грузовом сообщении (СМГС), а в странах Западной Европы - на основании Единых правил к Договору о международных железнодорожных перевозках (ЦИМ). Фактически речь идет о двух разных правовых системах с разными нормами транспортного и таможенного регулирования, что, естественно, создает массу препятствий для осуществления грузоперевозок.

Поэтому еще в 2003 году на конференции по международному транспортному праву, которая проходила в Киеве, Украина нашла выход из затруднительной ситуации. В частности, наша делегация предложила разработать унифицированную транспортную накладную ЦИМ/СМГС, которая даст возможность перевозить грузы сообщением Восток-Запад-Восток без переоформления накладных на границе. Такое решение было одобрено, и началась работа по созданию документа.

Стоит отметить, что это не первая попытка разрубить гордиев узел в сфере оформления международных железнодорожных перевозок. Попытки гармонизировать две транспортные системы предпринимались еще в 50-х годах прошлого века, однако из-за политического противостояния между Востоком и Западом эта работа так ничем и не закончилась. И только теперь Европе и Азии удалось сделать шаги навстречу друг другу.
Первым и главным этапом завершения этой работы стало событие, происшедшее на днях на станции Мостыська-2 Львовской железной дороги. Украинские железнодорожники совместно с иностранными коллегами торжественно провожали поезд Ясиноватая-Цайтхайн-Рорверг, проследовавший с использованием при оформлении унифицированной транспортной накладной ЦИМ/СМГС. Этот рейс можно считать экспериментальным, но уже вскоре все железнодорожные составы, следующие в Европу и обратно, будут перевозить грузы именно по унифицированной транспортной накладной. Постоянные грузоперевозки по новому документу начнутся с 1 сентября нынешнего года.

Минутный простой вагона обходится в миллион гривен

По словам генерального директора "Укрзалiзницi" Василия Гладких, унифицированная накладная позволит не только упростить процедуру пересечения границы и ускорить движение грузов, но и сэкономить немалые деньги. "По нашим подсчетам, экономический эффект составит около миллиарда гривен в год, ведь минутный простой вагона обходится в миллион гривен, а сейчас поезда на границе стоят иногда по четыре часа. Главное то, что мы выиграем время. А время, как известно, - это деньги", - говорит Василий Гладких. - Да и фирмы-посредники, которые получали немалые барыши из-за несовершенства наших законодательств, теперь останутся без работы, а огромные средства, которые они брали за свои услуги, пойдут в реальную экономику".
Есть еще один аспект введения унифицированной накладной. По словам Василия Гладких, создание данного документа будет способствовать интеграции украинских железных дорог в европейскую транспортную систему. А значит, повысит их конкурентоспособность на европейском транспортном рынке.

Мнение своего коллеги разделяет и заместитель председателя комитета Организации содружества железных дорог Се Гао Чао, заявивший, что унифицированная накладная - это не только европейские перспективы. Ведь использоваться этот документ будет и в Китае, и в Северной Корее, и во Вьетнаме, и в Монголии, и в Иране. "Главное - то, что введение накладной даст возможность развивать технические связи и позволит существенно увеличить объемы перевозок. Я уверен, что после данного демонстрационного поезда в дальнейшем все больше грузов будет перевозиться из Европы в Азию и из Азии в Европу".

Кстати, вскоре железнодорожники Евразии планируют еще больше ускорить прохождение грузов через границы государств. По словам председателя правления, генерального директора АО "Польские железные дороги" Анджея Ваха, среди главных стратегических проектов, которые будут способствовать сотрудничеству железных дорог Востока и Запада, - разработка электронной накладной, которая позволит сократить время на оформление перевозочных документов за счет введения в электронную базу информации о характере груза, месте назначения и сроке доставки.

По словам Василия Гладких, этот проект будет способствовать увеличению транзита грузов через Украину. Сегодня наша страна занимает четвертое место на евразийском континенте по объемам грузовых железнодорожных перевозок, уступая лишь Китаю, России и Индии. Главный железнодорожник сообщил, что в первом полугодии объем транзитных грузов, перевозимых по территории Украины, составил 27 миллионов 600 тысяч тонн. "А унифицированная, а позднее и электронная накладная, еще больше увеличит транзит", - подчеркнул Василий Гладких.


"Facty i kommentarii ". 02-Август-2006. Экономика.