2006-01-31

КВАРТИРЫ В НОВОСТРОЙКАХ БУДУТ ДОРОЖАТЬ ИЗ-ЗА УВЕЛИЧЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ И ПОВЫШЕНИЯ ЗАРПЛАТ СТРОИТЕЛЯМ

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Подорожание жилья было одной из самых обсуждаемых тем на протяжении прошлого года. И если цены на квартиры на вторичном рынке, то есть в домах, построенных десять и более лет назад, сейчас стабилизировались, а в некоторых "хрущевках" даже начали снижаться, то на уменьшение стоимости жилья в новостройках рассчитывать не приходится. Об этом заявляют не только строители, но и чиновники.

Во всяком случае, по словам первого заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Анатолия Беркуты, сегодня нет объективных причин говорить о возможном уменьшении себестоимости строительства. В первую очередь, потому, что она почти на 60 процентов состоит из стоимости материальных ресурсов, которые дешеветь не будут. Да и неминуемое подорожание газа отразится на цене стройматериалов.

Кроме того, Анатолий Беркута напомнил, что в этом году существенно вырастет заработная плата строителей. Напомним, что, согласно новым требованиям министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины, средняя зарплата строителей должна составлять не менее 1500 гривен. "Тем не менее это все еще не та зарплата, которая положена строителю", - подчеркнул Анатолий Беркута.

Однако, помимо застройки свободных земельных участков, есть и другие способы обеспечить людей жильем. Одно из перспективных направлений развития крупных городов - полная реконструкция кварталов, застроенных "хрущевками", со сносом старых домов и возведением на их месте современных многоэтажных жилых комплексов. Поначалу многие инвесторы взялись за подобные проекты, но им довелось столкнуться с большим количеством проблем. Причем государство согласно, что нередко перспективные проекты замораживаются отнюдь не по вине инвестора.

Как заявил министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины Павел Качур, все чаще требования жителей кварталов, застроенных "хрущевками", к инвестору становятся неоправданно высокими.

По словам министра, как только начинаются разговоры о реконструкции очередного микрорайона, жилье там резко дорожает. Естественно, что на основании завышенной стоимости устаревших квартир их владельцы выдвигают соответствующие требования к застройщику. В таких условиях инвестору очень трудно договариваться с жителями целого квартала. Тем более что нужно получить их согласие на переселение. "Граждане должны понять, что если они предъявляют завышенные требования, то становятся неинтересными для инвестора", - сказал Павел Качур.

"Facty i kommentarii ". 31-Январь-2006. Экономика.

ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ, ПОЛУЧИТЬ МОЛОДЕЖНЫЙ КРЕДИТ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ СМОГУТ ТОЛЬКО ТЕ, КТО СТОИТ НА КВАРТИРНОЙ ОЧЕРЕДИ

"ФАКТЫ" постарались выяснить, почему приостановлены выплаты компенсаций процентных ставок по ссудам на жилье

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

В Украине уже несколько лет действует государственная программа по льготному ипотечному кредитованию молодежи. Тысячи семей уже смогли при помощи государства разрешить свою самую болезненную проблему - жилищную. Однако в последнее время в сфере молодежного жилищного кредитования появляется много новшеств. "ФАКТЫ" уже сообщали, что будут кардинально изменены порядок формирования очереди и критерии отбора претендентов на льготный заем. А недавно в СМИ появилась информация о том, что финансирование некоторых государственных ипотечных программ прекращается. За разъяснениями "ФАКТЫ" обратились к председателю государственного Фонда содействия молодежному жилищному строительству Валерию Омельчуку.

Общая сумма финансирования программ фонда в 2006 году составит около 160 миллионов гривен

- Это правда, что сейчас фонд приостановил выплату частичной компенсации процентных ставок по коммерческим кредитам?

- Не совсем так. Частичная компенсация по уже заключенным договорам продолжает выплачиваться. При этом с декабря 2005 года заключение новых договоров временно приостановлено. У нас закончились деньги, предусмотренные прошлогодним государственным бюджетом. Но есть еще одна причина: были критические замечания со стороны клиентов и Министерства финансов. При этом все признавали, что программа современная, перспективная, но пока несовершенная.

Например, вначале мы отказались от такого условия, как обязательное пребывание на квартучете. Однако позже выяснилось: иногда молодые семьи, которые на самом деле обеспечены жильем, используют нашу льготную программу для покупки еще одной квартиры или дома, чтобы впоследствии получить выгоду. Есть еще несколько нюансов. Именно в связи с этим в ближайшее время правительством будет утвержден новый порядок предоставления частичной компенсации по коммерческим кредитам молодым семьям, после чего начнется прием документов и заключение договоров, но уже по новым правилам.

Однако хочу подчеркнуть, что свои обязательства по ранее заключенным контрактам государство в лице фонда выполняет в полном объеме.

- Сколько денег выделено в этом году на молодежное жилищное строительство?

- Всего в Госбюджете запланировано 139 миллионов 100 тысяч гривен. Из них на программу частичной компенсации процентных ставок по коммерческим кредитам предусмотрено 30 миллионов гривен. Остальные средства пойдут на льготное государственное кредитование молодежного жилищного строительства. Плюс добавится минимум 17 миллионов 500 тысяч гривен за счет возвращения ранее взятых ссуд. Эти деньги также пойдут на льготное кредитование. Таким образом, общая сумма финансирования наших программ из бюджета в 2006 году составит около 160 миллионов гривен. Объем ассигнований из местных бюджетов может составить около 50 миллионов гривен.

В очередь на получение кредита семью поставит компьютерная программа


- Осенью прошлого года Министерство по делам семьи, молодежи и спорта существенно изменило порядок предоставления льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким гражданам на строительство и приобретение жилья. Новые правила отбора претендентов на заем уже действуют?

- Очевидно, в феврале фонд начнет выбирать заемщиков по новой методике. Теперь на основании информации, полученной в результате анкетирования претендентов, принимать решение, кому в первую очередь выделят деньги, станет компьютерная программа. Также создана четкая формула расчета уровня доходов семьи, достаточных для выдачи ей кредита. В частности, шанс получить ссуду имеют те семьи, чей совокупный трехмесячный доход, оставшийся после внесения ежеквартального платежа и процентов за первый квартал, составляет сумму больше прожиточного минимума за этот период.

Но главное, что теперь установлен порядок определения рейтинга заемщиков, платежеспособность которых дает право претендовать на получение кредита. Эти правила основаны на системе суммирования баллов. Учитывается принадлежность претендента к определенной социальной группе. Например, семье, в которой оба супруга пользуются правом первоочередного или внеочередного получения жилья, должны насчитать 10 баллов. Если на кредит претендует молодой ученый, его рейтинг повышается на 8 баллов, а если спортсмен, имеющий наивысшие достижения в национальных и международных соревнованиях, - на 7 баллов. Также имеет значение срок пребывания на учете в фонде (см. таблицу).

- Сейчас много говорят о реформировании вашей организации. Как изменится порядок получения молодыми семьями кредита?

- Пока в качестве эксперимента в Киеве и области вместо региональных отделений создается новая единая структура - ипотечный центр. К сожалению, в последнее время служащие фонда, в частности киевского отделения, халатно относились к своим обязанностям. Людей могли месяц не ставить на очередь. Жалоб поступало очень много. Поэтому в ипотечный центр придет существенно обновленный коллектив сотрудников, а его деятельность будет построена по принципу работы прогрессивных банков. Человек в офисе заполняет анкету, подает пакет необходимых документов, а дальше все делается без его участия. Ему не придется ходить из одного кабинета в другой. Все собранные данные будут внесены в компьютер, и специальная программа составит очередность предоставления кредита на основании критериев, утвержденных правительством.

- Но сбором всех справок и разрешений он, как и прежде, будет заниматься сам?

- Эту часть работы мы за него выполнить не можем. Но мы оказываем консультационную помощь. Чтобы получить исчерпывающую информацию, лучше всего обратиться в ипотечный центр, можно по телефону. Хотя все основные сведения доступны на сайте фонда.



























































































Критерии составления рейтинга кандидатов в заемщики**




Критерий




Баллы




Муж или жена имеет право на первоочередное или внеочередное получение жилья




10




Муж или жена в текущем году достигает предельного возраста (35 лет)




9




Одинокий гражданин, муж или жена семейной пары, одинокая мать или отец — ученые*




8




Наличие высоких достижений в официальных национальных и международных соревнованиях (кандидат должен входить в состав сборной Украины)




7




Одинокий гражданин, муж или жена семейной пары пребывают на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий*:






от 3 до 5 лет




5




от 5 до 10 лет




6




свыше 10 лет




7




Одинокий гражданин, муж или жена семейной пары имеют ученое звание*






старший научный сотрудник




1




доцент




2




профессор




3




Одинокий гражданин, муж или жена семейной пары имеют научную степень*






кандидат наук




4




доктор наук




5




Количество детей кандидата




за каждого ребенка - 1




Срок регистрации в управлении Фонда






до 3 лет




1




от 3 до 5 лет




2




свыше 5 лет




3




* Баллы начисляются каждому из семейной пары
**В случае равного количества баллов проиритет отдается заемщику, который зарегистрировался в Фонде раньше

"Facty i kommentarii ". 31-Январь-2006. Экономика.

НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ ИГОРЬ ШАРОВ: "ПОСЛЕ 30 СЕНТЯБРЯ 2006 ГОДА ГЕРМАНИЯ ПОЛНОСТЬЮ ПРЕКРАЩАЕТ ВЫПЛАТЫ ЖЕРТВАМ НАЦИЗМА И ИХ НАСЛЕДНИКАМ"

Несмотря на то что выплаты уже завершаются, интересы некоторых категорий пострадавших так и не были учтены

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

В нынешнем году заканчивается процесс выплат компенсаций жертвам нацизма. Рассказать о выполненной за несколько лет работе и нерешенных проблемах "ФАКТЫ" попросили заместителя председателя Наблюдательного совета Украинского национального фонда "Взаимопонимание и примирение" при Кабинете министров Украины Игоря Шарова.

"Правительство ФРГ поначалу отказывалось от каких-либо переговоров о справедливых выплатах гражданам Украины"

31s06 Sharov.jpg (12261 bytes) - Целенаправленная работа всех организаций, имеющих отношение к судьбе каждого из сотен тысяч украинских граждан, переживших ужас нацистского рабства, координировалась с деятельностью парламентской рабочей группы по вопросам межгосударственных отношений по защите жертв нацизма и участников боевых действий в зарубежных странах. Эта группа была создана в начале 1999 года в составе Комитета Верховной Рады по иностранным делам. Я, как руководитель этой группы, понимал: работа предстоит огромная, а поставленные задачи потребуют от нас больших усилий. Первым делом наша рабочая группа инициировала подготовку и принятие специального закона.

- О каком именно документе идет речь?

- Мной был внесен на рассмотрение парламента законопроект "О социальной защите лиц, которые пострадали от фашистских преследований в годы Второй мировой войны". Именно его основные положения были учтены в принятом Верховной Радой весной 2000 года Законе Украины "О жертвах нацистских преследований".

Этот документ наконец-то очертил круг вопросов, связанных с такой актуальной проблемой, как защита интересов граждан Украины, пострадавших от нацистских преследований. В нем четко квалифицировались лица - жертвы нацистских преследований, определялся их статус, правовые принципы и порядок создания ими соответствующих общественных организаций. Важно и то, что в данном законе мы предусмотрели образование системы государственной социальной защиты этих людей и социальные гарантии для них. Также я от имени рабочей группы инициировал обращение народных депутатов Украины к депутатам бундестага ФРГ.

- Насколько я знаю, переговоры с Германией о порядке выплат и сумме компенсаций бывшим узникам концентрационных лагерей и остарбайтерам велись долго, и находить компромисс удавалось далеко не всегда.

- Действительно, трудности были, и немалые. В связи с этим следует признать, что правительство ФРГ постоянно откладывало решение этих вопросов, отказываясь от каких-либо переговоров о справедливых выплатах гражданам Украины. Свою позицию оно аргументировало, выдвигая на первый план заявление правительства СССР от 22 августа 1953 года об отказе от репарационных претензий в пользу финансового оздоровления народного хозяйства ГДР. Также немецкая делегация на переговорах постоянно напоминала о выплате в 1993 году одноразовой помощи гражданам бывшего СССР, которые являлись узниками концлагерей и остарбайтерами. Тогда Германия выделила миллиард немецких марок. Средний размер помощи для жителей Украины составлял 602 марки.

Вполне естественно, что такая сумма да и сама постановка вопроса ни в коей мере не удовлетворяли ни руководство нашего государства, ни самих пострадавших, ни их общественные организации, равно как и Украинский национальный фонд "Взаимопонимание и примирение". Отечественные организации отстаивали интересы на всех возможных уровнях: от дискуссий с немецкими адвокатами и сотрудничества в межпарламентской немецко-украинской рабочей группе до обращений к Президенту Украины и канцлеру ФРГ.

Хочу отметить, что наша сторона руководствовалась общепринятыми в цивилизованном мире нормами права: материалами Нюрнбергского судебного процесса над группой главных нацистских военных преступников; выводами созданной в 1942 году Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и их союзников и нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам и общественным организациям, государственным учреждениям СССР; статьями Европейской конвенции по правам человека, Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, Основным законом ФРГ и немецкими законами периода нацистской оккупации Украины. Также мы руководствовались постановлением Европейского парламента от 16 января 1986 года, в котором была признана обязательной в моральном и правовом отношении выплата компенсаций немецкими фирмами тем, кто принудительно работал на них во время войны.

Один только перечень этих документов свидетельствует как о глубокой и всесторонней работе участников переговоров, так и о сложностях, обусловленных различными аспектами межгосударственных отношений.

"Для украинских остарбайтеров было выделено 1 миллиард 724 миллиона немецких марок"

- Однако положительный результат на переговорах все же был достигнут.

- Точка отсчета в длительном и неоднозначном переговорном процессе - 16 февраля 1999 года, когда ФРГ выступила с инициативой создания фонда для выплаты компенсаций принудительным работникам немецких промышленных предприятий. Переговоры продолжались дольше года. Их активными участниками были делегации Украины, России, Белоруссии, Польши, Чехии, Израиля, а также американские адвокаты. Уровень переговоров был весьма высокий. Достаточно отметить, что сопредседательствовали на них заместитель министра финансов США Стюарт Айзенштат и представитель канцлера ФРГ - Отто Ламбдсдорф.

Еще одной вехой в этом непростом деле стало заявление президента ФРГ Йоханнеса Рау, в котором он от имени немецкого народа и от себя лично в присутствии делегации Украины принес извинения всему украинскому народу за злодеяния, совершенные нацистами.

И хотя после этого казалось, что все самое сложное позади, нашу делегацию ожидал следующий непростой переговорный этап. Имею в виду и распределение выплат, и определение числа живых жертв нацизма (нас сначала пытались убедить в том, что их всего 300 тысяч во всем мире), и общую сумму в немецком фонде.

- Каким образом удалось договориться?

- Завершились переговоры 23 марта 2000 года на 11(!) раунде. Этому в немалой мере способствовало мое обращение как народного депутата Украины к нашему парламенту с просьбой ускорить принятие Закона Украины "О жертвах нацистских преследований".

Немецкий фонд "Память, ответственность и будущее" был создан 6 июля 2000 года, когда бундестаг принял соответствующий федеральный закон. Полномочия этой организации предусматривали определение категорий претендентов на получение выплаты и порядка наследования компенсации в случае смерти пострадавшего.

К сожалению, в немецком законодательстве не учтены интересы большого числа пострадавших от нацизма, например, людей, принудительно работавших в сельском хозяйстве Германии, а также вывезенных туда детьми. На этом этапе я от имени рабочей группы Комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам инициировал обращение нашего парламента к бундестагу с предложениями, более полно учитывающими интересы пострадавших. Ведь ожидаемые выплаты не соответствовали в достаточной степени нашим требованиям. Но при этом мы понимали: нельзя затягивать до бесконечности переговорный процесс. Ведь мы должны были учитывать возраст жертв нацизма, состояние здоровья этих людей. Моральная ответственность перед ними требовала от всех участников переговоров как можно быстрее найти компромиссное решение.

В результате была достигнута договоренность о распределении 10 миллиардов немецких марок, из которых 8 миллиардов 250 миллионов направлены на выплату тем, чей рабский труд использовали в Германии. Для украинских остарбайтеров выделили 1 миллиард 724 миллиона немецких марок. Кстати, помимо Германии, помощь жертвам нацизма оказывала и Австрия.

"Вся сумма, назначенная Австрией для пострадавших, была выдана в один этап"

- Как проходила выплата и насколько отличались условия предоставления компенсаций Австрией и Германией?

- Австрийская Республика выделила украинским подневольным рабочим, вывезенным в годы войны на территорию этой страны, около 78 миллионов 500 тысяч евро. Кстати, сумму в 85 миллионов 400 тысяч евро получили почти 43 тысячи наших соотечественников - за счет средств, не использованных другими партнерскими организациями. Причем вся сумма, назначенная Австрийской Республикой, была выплачена в один этап.

Иначе обстояло дело с компенсациями от ФРГ. Выплата осуществлялась в два этапа. Первую часть уже получили все жертвы нацизма - 473 тысячи 709 человек, а также правопреемники тех, кто умер, не дождавшись денег.

Практически всем пострадавшим была назначена и вторая часть компенсации, и с февраля 2004 года началась ее выплата. По данным на 10 января 2006 года, деньги уже получили 464 тысячи 847 человек.

Но есть сегодня одна существенная проблема, связанная с теми жертвами нацизма, кому был назначен второй транш и кто не успел получить деньги, а также их правопреемниками, которые не должны потерять свое право на компенсацию.

Все правопреемники должны знать: процесс выплаты - от начала и до конца - подчинен законодательству ФРГ. Вы можете лишиться своего права на компенсацию, если не подадите в региональные отделения УНФ "Взаимопонимание и примирение" заявление и другие необходимые документы на протяжении шести месяцев со дня смерти пострадавшего. Повторюсь, это - требование немецкого законодательства! Не предоставив вовремя документы, человек окончательно теряет право на получение денег. Еще один важный нюанс: назначение выплаты жертве нацизма и даже перечисление средств в банк не является гарантией получения компенсации, как ошибочно считают правопреемники.

- И когда Германия перестанет рассматривать заявления претендентов на компенсацию?

- Прием и рассмотрение заявлений претендентов на выплаты окончательно завершены 17 ноября 2003 года, когда в Германию был отправлен последний список получателей первой части выплат. А после 30 сентября 2006 года прекращается действие всех прав на назначенную выплату. До этой даты люди должны получить уже назначенные компенсации, находящиеся в банках. Поэтому всем, кто вовремя сдал необходимые документы, а это в основном правопреемники, необходимо не позднее марта 2006 года сообщить в фонд о каких-либо изменениях, например, адреса. Еще раз акцентирую внимание правопреемников: обращения после указанной даты не гарантируют получения выплаты.

- С завершением выплаты компенсаций можно ли считать проблему жертв нацизма решенной?

- Конечно же, нет! Должен признаться, что, к сожалению, не все проблемы, затронутые на переговорах с Германией, решены. Объединения жертв нацизма не только Украины, но и России, Белоруссии, Польши, Чехии на всех уровнях пытаются добиться справедливого отношения и к другим категориям пострадавших. Но из-за существенных пробелов в федеральном законе (а в нем жертвами нацизма признаны лишь узники концлагерей и гетто, а также подневольные работники промышленных предприятий) не учтены интересы людей, вывезенных на территорию Германии детьми, или рожденных в неволе, подневольных сельскохозяйственных рабочих, узников лагерей на оккупированной территории бывшего Советского Союза и лиц, спасшихся во время расстрелов фашистами гражданского населения, принудительных работников, трудившихся на предприятиях Третьего рейха, расположенных на оккупированной территории Украины, например, таких, как Шенкель, Хольцманн, Отто Штумпф, Объединенные сталеварные заводы, Организация ТОДТ и прочих, а также остарбайтеров, вывезенных на территории стран - сателлитов гитлеровской Германии, а именно: Финляндии, Румынии, Венгрии.

Для общественных организаций, объединяющих жертв нацизма, за этим перечнем категорий пострадавших стоит многое: и ощущение несправедливого к ним отношения, и игнорирование их законных требований, вплоть до попрания норм морали. Естественно, важная задача УНФ "Взаимопонимание и примирение" - так построить свою работу, чтобы максимально объединить все усилия отечественных и международных гуманитарных и правительственных структур и направить их на помощь потерпевшим от нацизма.


"ФАКТЫ" 31 января 2006


ЦЕНЫ НА ХЛЕБ В УКРАИНЕ МОГУТ ВЫРАСТИ ИЗ-ЗА ПОДОРОЖАНИЯ ГАЗА

А в столице они не будут меняться до будущего урожая, так как Киеву хватит собственных запасов зерна

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

Еще недавно Всеукраинская ассоциация пекарей заявила, что подорожания хлебобулочных изделий избежать не удастся. По их мнению, цены на продукцию хлебозаводов должны вырасти на 25 процентов. Официальная точка зрения несколько отличается от мнения хлебопеков.

Министр аграрной политики Украины Александр Баранивский отметил, что сегодня экономической почвы для повышения цен на хлеб в Украине нет, однако он не исключает подорожания в дальнейшем. И связано оно может быть с увеличением стоимости энергоносителей, в частности, газа. При этом, по словам министра, именно для того, чтобы не допустить резких скачков цен, областные государственные администрации наделены правом их регулировать.

А вот стоимость зерна сейчас не может повлиять на цену хлеба. Александр Баранивский сообщил, что зерно нынешнего урожая, которое закупали хлебопеки, стоило в полтора раза дешевле, чем годом ранее.

Тем временем жителям столицы, если верить местным властям, никакие хлебные кризисы не грозят. Как заявил глава Киевский городской государственной администрации Александр Омельченко, до следующего урожая цены на хлеб и муку повышаться не будут. По его словам, в Киеве есть запас зерна до мая 2007 года включительно.



"Факты" 31 января 2006

НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО СЕЙЧАС СКЛАДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕРЕПОЛНЕНЫ, СЫР В НАШИХ МАГАЗИНАХ НЕ ДЕШЕВЕЕТ

Производители ожидают скорейшего окончания "молочной войны" с Россией

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

Как сообщили "ФАКТАМ" в Национальной ассоциации молочников Украины "Укрмолпром", цены на молочную продукцию, в частности на сыр, снижаться не будут, а возможно, даже вырастут. Специалисты ассоциации утверждают: предприятия сейчас работают с минимальной рентабельностью, и, снизив цены, они просто обанкротятся. Если же запрет на ввоз украинской мясо-молочной продукции в Россию в ближайшее время не снимут, заводы будут вынуждены резко сократить объемы производства. Уже сейчас некоторые предприятия останавливаются, так как их склады переполнены.

А вот в России, по мнению экспертов, молочная продукция, особенно сыры, существенно подорожает. Ведь Украина является основным поставщиком сыра, и уже в ближайшие дни россияне ощутят его нехватку. А где дефицит, там и рост цен. Даже если наш сосед покроет возникший дефицит за счет импорта европейской молочной продукции, подорожания избежать не удастся, ведь в Европе цены значительно выше, чем в Украине.

Хотя украинские молочники не исключают, что отечественный сыр тоже постепенно начнет дорожать. Связано это с ростом цен на сырье и энергоносители. Ведь стоимость газа и электроэнергии для промышленных предприятий с Нового года повысилась на 20-25 процентов. Чтобы покрыть растущие расходы на энергоносители, украинские молочные предприятия собираются снизить закупочные цены на молоко. Если сейчас за литр молока селянам и фермерам платят в среднем 1 гривню 20 копеек, то в феврале этот тариф может уменьшиться до 80 копеек. Естественно, в таких условиях животноводам станет менее выгодно держать коров.

Выход из сложившейся ситуации и предприниматели, и чиновники видят один: снять запрет на экспорт украинской животноводческой продукции. На этой неделе украинская правительственная делегация отправилась в Москву для урегулирования конфликта.

2006-01-26

УЖЕ С МАРТА МОЖНО БЫЛО БЫ ПРИСТУПИТЬ К СОЗДАНИЮ 10 ТЫСЯЧ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

Верховная Рада не приняла закон, направленный на развитие скоростного движения на железных дорогах

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Надежды на скорое обновление железнодорожного транспорта Украины вновь не оправдались. Перед уходом на каникулы Верховная Рада заморозила проект развития скоростного движения пассажирских поездов на железных дорогах. Узнав о решении парламентариев, генеральный директор Государственной администрации дорожного транспорта ("Укрзалiзниця") Василий Гладких в сердцах сказал, что депутаты просто забыли, как выглядят отечественные электрички.

Между тем большинство украинцев, в отличие от народных избранников, по-прежнему путешествуют поездами. Ведь это самый дешевый вид транспорта. Вот только в крещенские морозы это "удовольствие" не из приятных. Железнодорожникам все сложнее поддерживать тепло в старых вагонах. На подоконниках не тает снег. Проводники топят усердно, но советуют пассажирам спать в верхней одежде. Только новые вагоны повышенного комфорта выдерживают такие морозы. Но их на железной дороге мало. На сегодня 70 процентов техники просто устарело. В течение ближайших пяти лет из строя выйдут 396 локомотивов и 1200 пассажирских вагонов, которые отработали не только нормативный, но и продленный до 40-45 лет срок эксплуатации.

На кардинальное обновление подвижного состава требуются не миллионы, а миллиарды гривен. Денег из бюджета на закупку вагонов не выделяют уже 15 лет, и в этом году это снова не предусмотрено. По словам Василия Гладких, собственными силами "Укрзалiзниця" сможет заменить старые вагоны на новые не раньше, чем через 30-40 лет. В данной ситуации кредит Европейского банка реконструкции и развития на развитие скоростного движения в Украине был бы очень кстати. Напомним, что 47 миллионов долларов кредита планировалось пустить на закупку современных комфортабельных вагонов, 29 миллионов - на приобретение путевой техники. Ратификация договоренности позволила бы уже в этом году открыть не две-три скоростные линии, а шесть-семь. К тому же, как заметил Василий Гладких, развитие скоростного движения пассажирских поездов на железных дорогах Украины решит и некоторые социальные проблемы: позволит создать 10 тысяч рабочих мест и уже с марта 2006 года повысить заработную плату на 15 процентов. Генеральный директор "Укрзалiзницi" обещал не увеличивать тарифы на пассажирские перевозки, а возвращать кредит "Укрзалiзниця" будет самостоятельно в течение 15 лет.

Вот только за проект развития скоростного движения пассажирских поездов на железных дорогах проголосовали всего 165 народных избранников, остальные просто проигнорировали этот документ.

"Для некоторых политических сил чем хуже, тем лучше. Коммунистическая партия, партия Регионов, СДПУ(о) и другие практически саботировали принятие решения по данному вопросу, - заявил лидер депутатской фракции партии "Вiдродження" Антон Киссе. - А ведь соглашение было вынесено на рассмотрение во второй раз. Эта ситуация заставляет нашу фракцию в третий раз обратиться к парламенту и настоять на принятии решения. Чтобы предложения "Укрзалiзницi" нашли решения в конкретных делах и обновлении парка".

26 января 2006

2006-01-25

ПО МНЕНИЮ ПЕКАРЕЙ, ХЛЕБ МОЖЕТ ПОДОРОЖАТЬ НА 25 ПРОЦЕНТОВ

Госрезерв обещает не допустить дефицита зерна и резкого роста цен на хлебобулочные изделия

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Уже сейчас в некоторых областях началось повышение цен на хлеб. По мнению пекарей, это связано с увеличением стоимости сырья и энергоносителей. Так, цена муки для хлебозаводов только с начала года выросла на 6 процентов. Кроме того, значительно подорожали маргарин, сахар (на 50 процентов) и газ (в два раза).

Как заявил председатель президиума Всеукраинской ассоциации пекарей Михаил Стадник, для того чтобы предприятия отрасли могли работать без убытков, стоимость хлебобулочной продукции нужно увеличить на 25 процентов. В противном случае пекарни даже не смогут рассчитываться по кредитам. Кроме того, по мнению хлебопеков, в Украине недостаточно продовольственного зерна, так как крупные партии были проданы за рубеж.

Однако Госкомрезерв уверяет, что располагает достаточным объемом зерна, чтобы не допустить очередного хлебного кризиса. По словам председателя Государственного комитета Украины по материальному резерву Богдана Федорчука, находящегося в запасе зерна хватит, чтобы в случае необходимости обеспечить рынок и не допустить резкого роста цен. При этом Богдан Федорчук признал, что есть объективные причины, способные повлиять на стоимость хлеба. В первую очередь это подорожание топлива и энергоносителей. Не лучшим образом на ситуации могут отразиться и нынешние сильные морозы.

"Факты" 25 января 2006

С ФЕВРАЛЯ ЦЕНЫ НА ЗАПРАВКАХ ВНОВЬ НАЧНУТ РАСТИ

Это связано с увеличением стоимости российской нефти, поступающей на отечественные нефтеперерабатывающие заводы

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

После довольно длительного затишья на топливном рынке снова начинают расти цены на бензин. Уже сейчас отечественные нефтеперерабатывающие заводы стали поднимать оптовые цены на топливо. Так, Лисичанский НПЗ увеличил стоимость тонны светлых нефтепродуктов на 140-250 гривен (в зависимости от марки). А Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ подняли цены на низкооктановый бензин и дизельное топливо на 60-100 и 102-171 гривню соответственно.

На АЗС цены пока почти не меняются. Правда, на некоторых заправках стоимость литра бензина уже выросла на 3-5 копеек. Кстати, экс-глава Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" Юрий Бойко на днях сделал прогноз, что к началу марта розничные цены на нефтепродукты могут увеличиться на 30 процентов. Подробнее о ситуации на топливном рынке "ФАКТАМ" рассказал эксперт консалтинговой компании "ЮПЕКО" Виталий Давий:

- Дефицит горючего Украине в ближайшее время не угрожает. Во всяком случае, пока Верховная Рада не приняла закон, ограничивающий ввоз нефтепродуктов из-за рубежа. Что же касается цен на бензин, то, скорее всего, они начнут расти уже с начала февраля, поскольку Россия повышает стоимость своей нефти, поставляемой на нефтеперерабатывающие заводы Украины. Во многом это связано с резким похолоданием и существенным увеличением спроса на энергоносители. В России мазут подорожал уже почти вдвое, естественно, и цены на нефть поползли вверх.

- И насколько подорожает бензин на заправках?

- Ответить на этот вопрос можно будет к концу месяца, когда прояснится, по какой цене российская нефть поступит на наши НПЗ.

- Влияет ли на ситуацию с горючим в Украине очередное повышение мировых цен на нефть?

- Косвенно да. Колебания на мировых биржах напрямую влияют на стоимость российской нефти, а значит, и на цену сырья, поступающего в Украину.

"Факты" 25 января 2006

СО СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА В ДЕСЯТЬ РАЗ УМЕНЬШИТСЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ И ЗАЛОГА НЕДВИЖИМОСТИ

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Незадолго до ухода на каникулы Верховная Рада своим законом внесла некоторые изменения в Декрет Кабинета министров Украины "О госпошлине". Новый документ уменьшает размер государственной пошлины при нотариальном удостоверении договоров залога, аренды (субаренды) объектов недвижимости.

В частности, после вступления закона в силу за нотариальное заверение указанных договоров необходимо будет уплатить государственную пошлину в размере 0,01 процента стоимости предмета залога либо суммы договора аренды. Но при этом госпошлина не может быть меньше пяти необлагаемых минимумов доходов граждан и больше 50 необлагаемых минимумов (не менее 85 и не более 850 гривен).

Таким образом, при нотариальном заверении перечисленных договоров в десять раз уменьшается размер государственной пошлины - с 0,1 до 0,01 процента стоимости имущества, а максимальная сумма государственной пошлины сокращается со 100 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (с 1700 до 850 гривен). Также увеличивается минимальный размер государственной пошлины с одного до пяти необлагаемых минимумов (с 17 до 85 гривен).

Кроме того, из декрета исключен максимальный размер государственной пошлины (не больше ста необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть не выше 1700 гривен), которая вносится за заверение договоров купли-продажи государственного имущества. То есть будет уплачиваться госпошлина в размере 0,1 процента стоимости выкупаемого госимущества. Если данный закон будет подписан Президентом, то вступит в силу с 1 января 2007 года.

Прокомментировать новый документ "ФАКТЫ" попросили директора Департамента нотариата и регистрации адвокатских объединений Министерства юстиции Украины Наталью Круковес:

- Принятый закон касается снижения ставок госпошлины при заверении договоров только в государственной нотариальной конторе. Частные нотариусы вправе самостоятельно устанавливать плату за свои услуги. И они недовольны новым законом, ведь теперь стоимость заверения договоров долгосрочной аренды и залога у государственного нотариуса будет существенно ниже. Естественно, люди станут меньше обращаться с такими вопросами в частные конторы. А снижать стоимость своих услуг нотариусы тоже не всегда могут. Ведь если государственный нотариус получает зарплату и из своего кармана не платит за аренду офиса, расходные материалы, бланки и так далее, то частному приходится об этом заботиться.

О том, как новый закон повлияет на стоимость услуг нотариусов при проведении операций с недвижимостью, "ФАКТАМ" рассказал член правления киевского городского отделения Ассоциации специалистов по недвижимости (риэлторов) Украины Андрей Гусельников:

- Сегодня многие люди покупают квартиры в кредит. При этом приобретаемое жилье передается в залог банку, предоставившему деньги. Конечно, договор залога заверяется нотариально. При нынешней ставке госпошлины, когда передается в залог квартира стоимостью 300 тысяч гривен, нужно заплатить государственному нотариусу 300 гривен, а при новой ставке придется внести всего 30 гривен. Не скажу, что это существенно отразится на общей стоимости расходов при получении ипотечного кредита и приобретении за счет него жилья, но все же люди будут платить меньше.

А на рынке аренды новый закон отразится еще меньше. Дело в том, что в законе речь идет о договорах долгосрочной аренды, то есть о заключаемых на 12 месяцев и более. Но наши реалии таковы, что эти договоры в основном подписывают при аренде помещений под офис или очень дорогих квартир иностранными фирмами. В то же время свыше 80 процентов договоров аренды обычных квартир заключается на более короткий срок и согласно закону не подлежит обязательной государственной регистрации.

"Facty i kommentarii ". 25-Январь-2006. Экономика.

2006-01-19

МЕТАЛЛУРГИ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ 150 ДОЛЛАРОВ ЗА ТЫСЯЧУ КУБОМЕТРОВ ГАЗА

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

C начала года не утихают страсти вокруг украинско-российских газовых договоренностей, звучат разные мнения политиков. Но теперь в ситуацию решили вмешаться специалисты и представители промышленности. Так, свою точку зрения высказали чиновники, в разные годы участвовавшие в переговорах о поставках российских энергоносителей, в частности, экс-министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины Александр Чалый, бывший первый заместитель министра топлива и энергетики, экс-председатель правления НАК "Нефтегаз Украины" Вадим Копылов и бывший первый заместитель председателя правления НАК "Нефтегаз Украины" Владимир Триколич.

Пока не известно, какая цена на газ будет во втором полугодии

Специалисты заявляют, что подписанное трехстороннее соглашение лишает Украину возможности приобретать природный газ за ее пределами на условиях, существовавших в 2000-2002 годах, и не отвечает достигнутым в Украине стандартам экономической и энергетической безопасности. Новые цены на газ и его транзит через территорию Украины приведут к прямым финансовым потерям в размере до 200 миллионов долларов в год. А работа через посредника - нерезидента страны происхождения газа - по заявленным в соглашении условиям, без адекватной внутренней ценовой политики, без перекрестного субсидирования и дотаций может привести к потере финансовой устойчивости НАК "Нефтегаз Украины" и, как следствие, к отчуждению газотранспортной системы через процедуры международного арбитража в пользу поставщика газа.

Высказали свою обеспокоенность будущим страны и руководители 12 металлургических предприятий, в том числе ОАО "Алчевский металлургический комбинат", ОАО "Днепровский металлургический комбинат им. Дзержинского", ОАО "Азовсталь". Они утверждают, что реальная, а не декларируемая правительством цена российского газа для отечественной промышленности окажется гораздо больше, чем 95 долларов за тысячу кубометров. По расчетам специалистов, реальная стоимость газа для промышленных потребителей в первом полугодии 2006 года составит около 150 долларов за тысячу кубометров. Ведь к 95 долларам за российский газ нужно добавить расходы на транспортировку, компенсацию населению и предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, а также прибыль НАК "Нефтегаз Украины" и НДС. А во втором полугодии цена и вовсе неизвестна. По мнению металлургов, уже с первого месяца 2006 года будет ощущаться значительное падение темпов роста экономики до уровня неудачного 2005 года. А дальше остановка развития всей экономики страны.

Поэтому металлурги выдвинули правительству следующие условия: остановить все нелегитимные переговоры "Нефтегаза" и "Газпрома" и отозвать у Кабмина полномочия на подписание межгосударственного соглашения; делегировать новую группу квалифицированных парламентеров, согласовав ее состав с общественностью и Верховной Радой; обязать эту группу руководствоваться ранее действующими газовыми соглашениями с Россией и Туркменистаном; немедленно начать общенациональное обсуждение возможностей выхода из кризиса; начать подготовку национальной программы энергосбережения и мероприятий по стимулированию внедрения энергосберегающих технологий, которые должны быть законодательно закреплены и иметь статус неизменных на протяжении семи- десяти лет; внести коррективы в Госбюджет на 2006 год, сделав его инвестиционным, направленным на энергосбережение.

Руководители металлургических предприятий заявили, что оставляют за собой право обратиться к своим трудовым коллективам с разъяснениями всей глубины проблем, которые нас ожидают в случае непринятия эффективных мер. "И если нас не услышит власть, мы будем вынуждены прибегнуть к акциям протеста", - значится в заявлении.

От Кабинета министров ожидают продолжения переговоров с Россией

Похожую точку зрения обнародовало и Всеукраинское отраслевое объединение работодателей горно-металлургической промышленности. При этом они четко заявили, чего ожидают от различных ветвей украинской власти. В частности, от Верховной Рады Украины ждут скорейшего принятия постановления, которое дало бы принципиальную оценку последнему газовому соглашению и должностным лицам, которые вели переговоры, а также отказа от одобрения соглашения о повышении цен на природный газ.

От Кабинета министров ожидают: продолжения переговоров с Россией без любых коммерческих посредников с целью обеспечения конкурентоспособности и рентабельности украинской промышленности и социальной стабильности в обществе, добросовестного соблюдения действующих международных и коммерческих соглашений между Украиной и Российской Федерацией, НАК "Нефтегаз Украины" и ОАО "Газпром"; создания чрезвычайной межведомственной комиссии по вопросам национальной энергобезопасности, в состав которой должны войти не только ведущие украинские специалисты, но и международные эксперты; принятия Национальной программы по энергосбережению, которая должна быть закреплена законодательно и иметь статус неизменной в течение семи-десяти лет; введения на государственном уровне механизма поддержки развития производства альтернативных видов топлива; введения особого режима кредитования, позволяющего предприятиям получать газ по цене 2005 года, при условии, что они обязуются на протяжении трех лет снизить энергоемкость своих конечных изделий на 30-35 процентов.

"ФАКТЫ" 19 января 2006

2006-01-17

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ КВАРТИРЫ В КИЕВЕ ПОДОРОЖАЛИ В 5(!) РАЗ

Сейчас цены на жилье стабилизировались, а "хрущевки" даже начали дешеветь

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Прошедший год стал уникальным для отечественного рынка недвижимости. Цены на жилье росли как на дрожжах. Спрос значительно превышал предложение. Создавалось впечатление, что люди просто скупают квартиры, вкладывая свободные деньги в недвижимость. Подобный ажиотаж наблюдался по всей стране, лидером же по числу заключаемых сделок и росту цен традиционно оставался Киев. На самом деле прошлый год стал достойным завершением цикла, начавшегося более пяти лет назад. Хотя сегодня ни один эксперт не возьмется обещать, что в нынешнем году рынок недвижимости обязательно стабилизируется. Уж больно много важных событий может произойти в ближайшее время. А чтобы лучше понять, что нас ждет в будущем, лучше всего оглянуться назад.

В 2004 году цены выросли на 30-40 процентов

Цены на недвижимость меняются циклично. За всю историю независимой Украины уже было несколько существенных колебаний стоимости жилья. Так, в начале и середине 90-х годов в связи с массовой приватизацией и накоплением определенными слоями населения первичного капитала, который вкладывался в недвижимость, цены на нее постоянно росли. Пик пришелся на середину 1998 года. Постепенно предложение превысило спрос, и уже к началу 1999 года начался обратный процесс: по всей Украине жилье стало стремительно дешеветь. А из-за августовского финансового кризиса в России, косвенно коснувшегося и нашей страны, произошел обвал цен на рынке недвижимости, который достиг пика в конце 1999-го - начале 2000 года. По сравнению с показателями 1998 года цены в среднем снизились на 40-50 процентов. Ситуация начала меняться только в конце 2000-го. После периода относительной стабильности жилье вновь начало дорожать, и этот процесс продолжается до сих пор. Причем еще год назад большинство экспертов склонялись к мнению, что в начале 2003 года цены на недвижимость стабилизируются, однако этого не произошло. В 2004 году они подскочили еще на 30-40 процентов. Специалисты в один голос заявляли, что стоимость квартир на вторичном рынке неоправданно завышена и дальше дорожать жилье просто не может. Но они опять ошибались.

Самым "выдающимся" все же стал ушедший 2005 год. Такой стремительный рост цен на жилье Украина переживала впервые за всю свою историю. Рассказать подробнее о причинах изменений на рынке и прогнозах на ближайшее время "ФАКТЫ" попросили члена правления Ассоциации специалистов по недвижимости (риэлторов) Украины Юрия Базелинского:

- В самом начале 2005-го рынок недвижимости пережил серьезное потрясение. Это связано с тем, что с 1 января вступил в силу ряд статей закона о подоходном налоге, регулирующих порядок взимания данного налога при купле-продаже, дарении или наследовании недвижимости.

Напомню, что, согласно закону, ставка налогообложения объектов, приобретенных до 2004 года и продаваемых после 1 января 2005 года, составляет 1 процент их стоимости. В случае, если площадь реализуемой недвижимости больше 100 квадратных метров, продавец платит 1 процент налога за 100 метров и 5 процентов с прибыли, полученной за площадь, превышающую 100 метров. При продаже недвижимости, купленной после 1 января 2004 года, ставка налога может достигать 13 процентов.

Введение налога фактически на все операции с недвижимостью привело к тому, что люди перестали продавать и обменивать жилье. Число сделок сократилось в восемь-десять раз. Дело в том, что после введения налога расходы стали пугающими. Ведь и сейчас дополнительные затраты при операциях с недвижимостью, по оценкам экспертов, в большинстве случаев достигают 4,8 процента суммы сделки и являются самыми высокими в мире. Например, в России такие расходы составляют лишь 0,8 процента, в США - 0,5 процента, в Дании - 2,3 процента стоимости имущества. Устанавливая столь низкие затраты при переходе права собственности, государство стимулирует оборот недвижимости, получая при этом налоги от сопредельных рынков: строительных и отделочных материалов, мебели и так далее. В нашем же случае к без того высоким расходам добавился еще и налог.

В цивилизованных странах основным является налог на недвижимость, а не на операции с ней. Таким образом защищены интересы небогатых людей. Ставка зависит от размера и стоимости недвижимости, находящейся в собственности человека. Причем до определенного показателя налог вовсе не взимается. Выходит, налог на недвижимость платят обеспеченные люди.

Потребовалось три месяца, чтобы власти поняли, что рынок недвижимости парализован. Квартиры продавали только те люди, кому по каким-либо причинам срочно нужны были деньги. 30 марта 2005 года Верховная Рада, внеся поправки к закону о госбюджете, до конца года наложила мораторий на спорные статьи о подоходном налоге.

Сразу после этого на рынке произошел взрыв активности. Что, кстати, стало одной из причин стремительного роста цен на жилье. Но были и другие факторы. Так, в апреле начали дорожать мясо и бензин, а к концу месяца резко упал курс доллара. Наш народ, наученный горьким опытом предыдущих кризисов, сделал традиционный в таких случаях вывод: свои сбережения нужно спасать. А в Украине до сих пор самым популярным объектом вложения денег остается недвижимость, особенно столичная. И не только потому, что это действительно один из наиболее надежных способов сбережения средств. Просто, если европейцы и американцы имеют возможность покупать ценные бумаги либо инвестировать в перспективные проекты, то большинство украинцев это сделать не могут. Естественно, чем выше спрос, тем больше стоимость. Начался ажиотажный, экономически необоснованный, рост цен на киевскую недвижимость. Ежемесячно квартиры дорожали на 5-8 процентов. Даже в разгар отпускного сезона не произошло традиционного "замирания" рынка. Число сделок не сократилось, и рост цен не только не остановился, но и, наоборот, ускорился. В августе некоторые квартиры подорожали на 10 процентов. Такого в нашей истории еще не было.

Правда, уже в сентябре темпы роста стоимости жилья упали, и квартиры подорожали всего на 3-4 процента, а в октябре цены почти остановились. Многие эксперты связывают это с политическими факторами. В первую очередь с отставкой правительства. Но я считаю, что стоимость жилья, особенно в домах советской постройки, уже абсолютно не соответствовала его качеству. Поэтому в ноябре-декабре начали дешеветь квартиры в "хрущевках" и старых панельных девятиэтажках, то есть в домах, эксплуатационный ресурс которых практически исчерпан. В среднем цены упали на 5-10 процентов.

До парламентских выборов стоимость жилья меняться не будет


- Еще в сентябре многие эксперты обещали скорое, а возможно, и резкое падение цен на недвижимость. Поговаривали даже, что нас ожидает настоящий обвал рынка.

- Действительно, в прессе появились подобные прогнозы. Просто многие финансовые структуры теряли прибыли из-за стремительного подорожания жилья, поэтому были заинтересованы в стабилизации рынка. В первую очередь это крупные банки. Дело в том, что если несколько упростить схему работы банков, то она выглядит так: население кладет деньги на депозит, скажем, под 10 процентов годовых, а банк эти средства направляет на ипотечное и прочее кредитование, но за свои услуги берет уже более высокие проценты. Однако в ситуации стремительного роста цен на недвижимость многие люди предпочли вкладывать свои сбережения не в банк, а в жилье. Ведь не секрет, что люди, купившие квартиру, пусть даже в кредит, еще в 2003 году, продав ее сейчас, получат стопроцентную прибыль. То есть вложив деньги в недвижимость, человек имел практически 50 процентов годовых. Не говоря уже о том, что квартиру всегда можно сдавать в аренду. А это дополнительная прибыль. Таким образом, желающих вкладывать деньги в банк становилось меньше, а тех, кто хотел получить долгосрочный ипотечный кредит, - больше. В 2005 году ипотечных кредитов было выдано в четыре раза больше, чем в 2004-м.

Естественно, банкиров такой перекос не устраивает. Поэтому они попытались "играть на понижение", убеждая население в том, что цены на квартиры могут вот-вот упасть и тогда вложенные средства не удастся даже вернуть. Кстати, именно в сентябре многие банки ужесточили условия выдачи ипотечных кредитов, ссылаясь на исчерпавшиеся финансовые лимиты.

- И каковы прогнозы на будущее?

- Долгосрочных прогнозов вам сегодня не даст никто. Все будет зависеть от того, как пройдут парламентские выборы и не последует ли за этим политический или экономический кризис. Но в ближайшие два-три месяца никаких серьезных потрясений на вторичном рынке жилья не ожидается. Цены останутся стабильными, а устаревшие квартиры еще несколько подешевеют. Дело в том, что в период предвыборной кампании огромные средства направляются на рекламу и агитацию, а на рынок недвижимости они почти не попадают. С другой стороны, население сейчас ждет, что будет с ценами. Продавцы боятся продешевить, а покупатели - переплатить.

Еще один немаловажный фактор стабильности - это продление Верховной Радой до конца нынешнего года моратория на введение подоходного налога на операции с недвижимостью. Если бы этого не произошло, то сейчас рынок был бы парализован, как год назад.

КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ЦЕНЫ НА КВАРТИРЫ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ (В ТЫСЯЧАХ ДОЛЛАРОВ США)












































































































































Годы



Начало 2000



2002



2003



2004



2005



Тип квартиры / Количество комнат



1



2



3



1



2



3



1



2



3



1



2



3



1



2



3



"Гостинки"



4,5--5



--



--



10--11



--



--



14--15



--



--



22--24



--



--



32--36



--



--



"Хрущевки"*



6--7



8--10



11--12



12--13



16--18



20--22



15--17



20—22



24--26



25--30



32--40



42--54



38--48



46--58



60--75



9-этажные панельные**



7--9



10--12



12--14



14--16



18--22



22--26



17--22



23--27



27--33



28--32



35--43



45--55



43--53



53--64



64--80



12-то 16-ти этажные ***



10--11



13--14



13--16



16--20



20--25



25--35



20--25



25--32



35--45



32--40



38--48



50--60



46--60



58--72



72--90



"Сталинки"****



15--20



20--25



30--50



25--30



30--40



40--100



25--35



35--45



45--100



35--45



48--60



65--100



55--70



67--80



80--120 и выше



Новостройки



12--15



18--23



24--30



17--25



25--40



35--100



20--30



28--40



40--100



30--45



40--70



60--120



45--70



60--90



75--150 и выше




*"Хрущевки": комнаты смежные, с/у совмещенный, площадь 1-комнатной
-- 30 кв. метров общая, 15 кв. метров жилая, кухня -- 6 кв. метров;
площадь 2-комнатной -- 45 кв. метров общая, 30 жилая, кухня -- 6 кв.
метров; площадь 3-комнатной 55 кв. метров общая, 42 жилая, кухня --
6 кв. метров; ресурс (без капитального ремонта) панельного дома --
30--40 лет, кирпичного -- 50 лет.

**9-этажные панельные: комнаты раздельные и
смежно-раздельные, санузел раздельный, площадь такая же, как у
"хрущевок", или на 2--3 кв. метра больше, "чешский" проект; ресурс
-- 40--45 лет.

***12 и 16-этажные: комнаты раздельные, санузел раздельный, большие
лоджии, площадь холла -- 6--10 кв. метров, кухни -- 8--9 кв.
метров; ресурс -- 50--70 лет.

****"Сталинки":

довоенной постройки: 3-4-этажные, комбинированные (деревянные)
перекрытия, потолки -- 3,6--4,5 метра, находятся в основном в
центре, бывшие и настоящие "коммуналки", требуют капитального
ремонта квартиры и всего дома;

послевоенной постройки (50-х -- начала 60-х годов): железобетонные
перекрытия, 5--7-этажные (иногда с лифтом), потолки -- 3--3,6
метра, комнаты раздельные, просторные, большая кухня, санузел
раздельный, легко перепланируются, ресурс -- 100 лет и более.


"Facty i kommentarii ". 17-Январь-2006. Экономика.

2006-01-12

ЦЕНЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ И ГАЗ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ПОКА ПОВЫШАТЬСЯ НЕ БУДУТ

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Похоже, стоимость газа, а возможно, и электроэнергии для населения пока повышаться не будет. Напомним, что перед новогодними праздниками Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) приняла решение повысить отпускные цены на электроэнергию и газ для населения. Такой шаг был одобрен Кабинетом министров Украины. Предполагалось, что с середины января 2006 года электроэнергия должна была подорожать на 20 процентов, а газ - на 25 процентов.

В частности, согласно решению НКРЭ, для горожан стоимость киловатт-часа электроэнергии составила бы 18,6 копейки (сейчас 15,6 копейки), а для жителей сел - 17,4 копейки (сегодня 14,4 копейки). При этом людям, чьи дома оборудованы электроплитами, пришлось бы платить 14,4 копейки за киловатт-час (сегодня 12 копеек).

Что же касается газа, то НКРЭ установила следующие тарифы для населения: потребителям, имеющим газовые счетчики, кубометр обходился бы в 22 копейки (сегодня 17,5 копейки), тем же, у кого такого прибора нет, - в 24 копейки (сегодня 19 копеек).

Однако в своем докладе в Верховной Раде премьер-министр Украины Юрий Ехануров отметил, что в связи с успешным окончанием переговоров между Украиной и Россией относительно обеспечения нашей страны газом правительственное постановление о повышении цен на голубое топливо для населения будет пересмотрено и тарифы не увеличатся. Вот только пока не ясно, будет отменено повышение цен только на газ или на электроэнергию тоже. Об этом Юрий Ехануров умолчал.

А в свете последних политических событий и вовсе непонятно, успеет ли отправленное в отставку правительство отменить свое решение о подорожании энергоносителей для населения. Ведь в десятидневный срок после регистрации в Министерстве юстиции постановление о повышении тарифов может вступить в силу. Кстати, во вторник Верховная Рада не только отправила правительство в отставку, но и приняла постановление, согласно которому Кабмину поручено принять меры для выполнения решения парламента о введении моратория на повышение цен на газ и электроэнергию для населения и предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Как сообщили "ФАКТАМ" в пресс-службе Министерства топлива и энергетики Украины, заявление Юрия Еханурова о том, что тарифы на газ для населения повышены не будут, является официальным решением правительства. Что же касается цен на электроэнергию, то в министерстве отметили: этот вопрос должна решать НКРЭ. А в пресс-службе Национальной комиссии регулирования электроэнергетики "ФАКТАМ" сообщили, что вопрос о пересмотре последнего постановления о повышении тарифов для населения еще не решался. Хотя это может произойти на ближайшем заседании комиссии. Пока же текст постановления находится на регистрации в Министерстве юстиции Украины, и если документ будет завизирован, то он должен вступить в силу через десять дней.

"Факты" 12 января 2006

2006-01-04

"ГАЗПРОМ" ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО ТУРКМЕНСКИЙ ГАЗ В УКРАИНУ НЕ ПОСТУПАЕТ

В то же время президент Туркменистана подтвердил договоренность о поставках 40 миллиардов кубометров топлива нашей стране

Сергей КУРГАН

"ФАКТЫ"

Похоже, Россия в газовом конфликте решила применять все возможные способы давления на Украину. В частности, "Газпром" не остановился на снижении поставок своего голубого топлива и решил не пропускать в нашу страну и туркменский газ, нарушив все договоры.

Как заявил заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Медведев, весь туркменский газ для Украины поступает на баланс "Газпрома" и якобы в украинскую газотранспортную систему поступает только российское топливо. "Никакого туркменского газа в украинскую систему не поступает. "Газпром" поставляет только российский газ, предназначенный для экспорта", - сообщил Александр Медведев.

В свою очередь, премьер-министр Украины Юрий Ехануров и министр топлива и энергетики Иван Плачков заявляли, что ни о каком прекращении поставок среднеазиатского топлива не может быть и речи. Наша страна получает туркменский газ в полном объеме и строго в соответствии с контрактом, подписанным на 2006 год.

Стоит отметить, что соглашением между Кабинетом министров Украины и правительством Российской Федерации о дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа через территорию Украины от 4 октября 2001 года определено: российская сторона гарантирует транзит среднеазиатского природного газа для газоснабжения потребителей Украины.

В то же время, как следует из контракта между НАК "Нефтегаз Украины" и ОАО "Газпром" об объемах и условиях транзита российского природного газа через Украину с 2003 по 2013 годы, "Газпром" обязан обеспечить транзит по территории России закупленного "Нефтегазом Украины" среднеазиатского топлива и передавать его на границе России с Украиной. Таким образом, наша страна вправе отбирать из собственной газотранспортной системы объемы газа, утвержденные соответствующими договорами.

А вчера председатель правления Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" Алексей Ивченко и президент Туркменистана Сапармурат Ниязов подтвердили ранее достигнутую договоренность (соответствующий документ был подписан в конце 2005 года) о поставках в нынешнем году 40 миллиардов кубометров туркменского газа в Украину. Стороны официально подтвердили свое намерение придерживаться всех достигнутых договоренностей и обязательств, сообщило Государственное информационное агентство Туркменистана. Так что ни о каком прекращении поставок голубого топлива Туркменистаном речь не идет.

Следует отметить, что в нынешнем противостоянии задеты интересы потребителей не только Украины, но и других государств. В частности, Россия фактически прекратила поставки газа в Молдову. Дело в том, что страны так и не смогли заключить договор о поставках голубого топлива на 2006 год. Как заявил президент Молдовы Владимир Воронин, цена за российский газ в 160 долларов за тысячу кубометров рыночной не является и Молдова продолжит переговоры с "Газпромом".

В этой ситуации Украина вынуждена оказывать помощь Молдове. Как сообщили в пресс-службе Президента Украины Виктора Ющенко, главы государств договорились о том, что наша страна будет поставлять в Молдову газ из собственного запаса.

Пока угрозы энергетической безопасности Украины не существует. Во всяком случае население может не волноваться. Первый заместитель генерального директора ДК "Газ Украины" Иван Варга сообщил, что голубого топлива собственной добычи, а также закачанного в подземные хранилища хватит для обеспечения населения и предприятий теплокоммунэнерго до конца отопительного сезона, то есть до 15 апреля 2006 года.

По словам Ивана Варги, население и коммунальная сфера используют 190-195 миллионов кубометров природного газа в сутки. Но даже в случае полного прекращения поставок и российского, и туркменского газа в Украину население будет полностью обеспечено голубым топливом. Да и около 40-45 тысяч промышленных предприятий, которым требуются незначительные объемы газа, также будут работать бесперебойно. Ежесуточно Украина может брать из подземных хранилищ 120 миллионов кубометров газа плюс ежедневно получать от украинских газодобывающих предприятий 60-65 миллионов кубометров.

"ФАКТЫ" 04 января 2006