2004-10-29

УКРАИНА ЗАКРЕПЛЯЕТ ЗА СОБОЙ СТАТУС ОСНОВНОГО ТРАНЗИТЕРА ПРИРОДНОГО ГАЗА В СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

НАК "Нефтегаз Украины" приступает к строительству новых газопроводов для поставок топлива в Европу и начинает газовый обогрев Польши

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Украина входит в число ведущих газовых стран континента и продолжает активно развивать сотрудничество в энергетической сфере со своими ближайшими соседями. На днях крупнейшая отечественная компания НАК "Нефтегаз Украины" приступила к реализации сразу двух стратегически важных проектов: газификации юго-восточных районов Польши и наращиванию собственных транзитных мощностей в рамках Международного газотранспортного консорциума.

Впервые НАК "Нефтегаз Украины" будет поставлять газ непосредственным потребителям другой страны

В начале недели прошла информация о том, что председатель правления Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" Юрий Бойко и председатель правления компании Polskie Gornictwo Naftowe I Gazownictwo S.A. (PGNIG) Марек Коссовски согласовали детали проекта строительства газопровода среднего давления Устилуг--Хрубешув и подписали договор о будущих поставках украинского природного газа в Польшу. Как оказалось, речь идет не о простых экспортных поставках топлива, а о принципиально новом статусе "Нефтегаза" в соседнем государстве.

Дело в том, что обширная территория юго-восточной Польши не газифицирована. Между тем всего в нескольких километрах, но уже на украинской территории, проходит магистральный газопровод. Поэтому было решено поставлять отечественный газ на территорию соседнего государства. Для этого НАК "Нефтегаз Украины", а точнее, его дочерняя компания "Укртрансгаз", построит газопровод длиной 1,7 километра к государственной границе, а поляки, соответственно, обустроят свой участок. Поставки природного газа в польский Хрубешув начнутся уже с 1 июля 2005 года.

Как сообщил заместитель председателя правления НАК "Нефтегаз Украины" Игорь Воронин, строительство нового газопровода позволит на первом этапе газифицировать приграничные юго-восточные районы Польши, а в будущем значительно расширить экспорт природного газа в этом направлении. Для начала Украина будет ежегодно поставлять в Польшу по новому газопроводу 10 миллионов кубометров газа. Но уже с 2007 года наша страна сможет экспортировать по этому трубопроводу в Евросоюз до 200 миллионов кубометров голубого топлива.

Стоит отметить, что наша страна постоянно наращивает объемы поставок газа за рубеж. В прошлом году НАК "Нефтегаз Украины" увеличила экспорт газа в 4,7 раза -- с 1 миллиарда 300 миллионов кубометров до 5 миллиардов 300 миллионов кубометров. В нынешнем году, по словам Игоря Воронина, компания продаст за рубеж не менее 6 миллиардов кубометров природного газа. А в течение следующих двух лет планируется увеличить ежегодный объем поставок топлива в европейские страны до 10 миллиардов кубометров.

-- Уникальность данного проекта состоит в том, что впервые поставки газа за рубеж будут осуществляться не по магистральным газопроводам, а по трубопроводам среднего давления. Кроме того, это позволит существенно расширить сотрудничество с нашим стратегическим партнером -- Польшей, -- подчеркнул Игорь Воронин.

Останавливаться на достигнутом в "Нефтегазе Украины" не собираются и хотят закрепиться в роли лидера польского газового рынка. Если, как ожидается, правительство Польши объявит о продаже иностранному инвестору 30 процентов своего крупнейшего энергетического холдинга, "Нефтегаз", по словам руководства компании, уже принял решение участвовать в этом конкурсе.

К 2010 году по новому трубопроводу Богородчаны--Ужгород будет прокачиваться дополнительно 19 миллиардов кубометров газа

Еще более важное событие произошло в среду в присутствии президентов Украины и Российской Федерации Леонида Кучмы и Владимира Путина. Руководители НАК "Нефтегаз Украины" Юрий Бойко и ОАО "Газпром" Алексей Миллер подписали Соглашение о взаимодействии на инвестиционной фазе деятельности ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины".

Главным результатом подписанного соглашения станет строительство и дальнейшая эксплуатация магистрального газопровода Богородчаны--Ужгород. Как заявил председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер, это реальный пример эффективного партнерства в интересах всех заинтересованных сторон -- и России, и Украины; и "Газпрома", и "Нефтегаза".

Алексей Миллер отметил, что сразу поле завершения строительства по новому трубопроводу в Европу будет поставляться 5 миллиардов кубометров газа, а к 2010 году объемы возрастут до 19 миллиардов. В свою очередь, руководитель НАК "Нефтегаз Украины" Юрий Бойко заверил, что строительство начнется уже к концу нынешнего года, а первую очередь газопровода сдадут уже в начале 2006 года. И это при том, что газопровод будет проходить по труднодоступным горным районам Карпат, что усложняет выполнение строительных работ.

Юрий Бойко подчеркнул, что реализация инвестиционной фазы Международного газотранспортного консорциума обеспечит Украине ведущее место среди стран-транзитеров природного газа в Европу. Кроме того, это позволит уже в ближайшем будущем не только увеличить объемы транзита топлива по территории Украины, но и обеспечить дополнительные поступления в государственный бюджет. "Нефтегаз Украины" известен как компания, обеспечивающая солидной зарплатой и социальным обслуживанием более 165 тысяч семей газовиков и нефтяников. Строительство новых газопроводов позволит создать дополнительные рабочие места.


"Facty i kommentarii ". 29-Октябрь-2004. Экономика.

2004-10-20

НЫНЕШНЕЙ ЗИМОЙ НЕ БУДЕТ ПЕРЕБОЕВ С ПОДАЧЕЙ ТЕПЛА В ЖИЛЫЕ ДОМА, ШКОЛЫ И БОЛЬНИЦЫ

"Нефтегаз Украины" полностью обеспечит страну голубым топливом

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

В последние годы в народе ходила шутка, что для коммунальных служб отопительный сезон -- всегда неожиданность. И оснований для горького юмора было предостаточно. Отопление включали с существенными задержками, батареи нередко были еле теплыми, и людям приходилось пользоваться электрообогревателями. Но похоже, что поводов для подобных шуток остается все меньше. Нынешней осенью отопительный сезон начался без опоздания, а топлива, как заверили газовики, хватит на всю зиму.

"Газ Украины" подпишет договоры на поставку газа только с теми предприятиями теплокоммунэнерго, которые не имеют долгов

По словам Ивана Варги, заместителя председателя совета директоров "Газ Украины" -- дочерней компании Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины", газотранспортная система в целом готова к отопительному сезону. Проведена замена 90 километров газопроводов, отремонтированы почти 400 километров газовых сетей, а также оборудование, на что израсходовано около 24 миллионов гривен. В нынешнем году в подземные хранилища закачаны рекордные объемы природного газа, что дает уверенность в том, что перебоев с поставками коммунальщикам не будет. Только принадлежащего компании голубого топлива закачано 17 миллиардов кубометров, а всего -- более 26 миллиардов кубометров.

Решение о начале отопительного сезона уже приняли местные власти во всех регионах Украины. Естественно, что в зимний период потребление газа возрастает. Тем не менее, по словам Ивана Варги, ДК "Газ Украины" в состоянии полностью обеспечить потребности страны. Единственное условие -- своевременная оплата топлива потребителями, в первую очередь теплокоммунэнерго. Поэтому ДК "Газ Украины" заняла довольно жесткую позицию: договоры на дальнейшие поставки газа будут заключаться только при условии полной оплаты текущих поставок и погашения задолженности. На сегодняшний день около 500 из 900 предприятий договоры подписали, а с остальными проводится работа.

Стоит признать, что в целом ситуация с платежами улучшилась. По словам Ивана Варги, в период между отопительными сезонами предприятия вернули значительную часть долгов. Если на 1 мая 2004 года общая задолженность предприятий за использованный газ была 362 миллиона, то сегодня она сократилась до 160 миллионов гривен. Средний уровень расчетов предприятий за газ составляет 85 процентов. К началу отопительного сезона почти на 100 процентов расплатились Волынская, Запорожская, Киевская, Полтавская, Тернопольская и Черновицкая области. Но есть и такие регионы, где вопрос неплатежей остается открытым, -- это Донецкая, Луганская, Ровенская и Сумская области. Причем чаще всего неплательщиками являются те предприятия, которые не захотели перейти в структуру ДК "Газ-Тепло" (которая в отличие от "Газа Украины" контролирует и производственную, и финансовую деятельность коммунальщиков), а пообещали решить проблему неплатежей самостоятельно.

К слову, эксперимент с передачей "Газ-Теплу" управления 52 предприятиями теплокоммунэнерго, начатый в прошлом году, удался. Благодаря снижению себестоимости производства теплоэнергии за счет исключения из бюджета коммунальщиков экономически не обоснованных затрат и уменьшения объемов потребления топлива уровень оплаты газа предприятиями, участвовавшими в эксперименте, вырос в среднем на 31 процент. Но главное, что сотни тысяч семей по всей стране перезимовали в тепле, не боясь, что могут вернуться с работы в холодную квартиру. Естественно, что положительный опыт был учтен. По словам Ивана Варги, в нынешнем году уже около 90 предприятий теплокоммунэнерго будут работать в структуре "Газ-Тепло".

"Нефтегаз Украины" обязал свои предприятия обеспечить население сжиженным газом по цене не более 50 гривен за баллон

Хотя положительные сдвиги уже есть, существует еще масса проблем. Одна из основных -- несоответствие стоимости энергоносителей и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в частности отопление. Согласно действующему законодательству, цены устанавливаются местными властями. Но во многих регионах тарифы на отопление составляют только 70 процентов от стоимости газа, использованного для получения тепла. Поэтому, даже если население и другие потребители добросовестно рассчитываются за жилищно-коммунальные услуги, газовики все равно не получают плату за газ в полном объеме. Причем в местных бюджетах, как правило, не предусмотрены средства для компенсации разницы между стоимостью газа и тепла.

Ситуация должна измениться уже с нового года, после вступления в силу Закона "О жилищно-коммунальных услугах". Согласно этому документу, в случае установления тарифов, которые полностью не покрывают расходы на получение тепла, разницу обязаны компенсировать местные бюджеты.

Также, по словам Ивана Варги, непростая ситуация сложилась и со сжиженным газом. Нет, его дефицита не наблюдается. Украина производит 700 тысяч тонн сжиженного газа, в то время как внутренняя потребность не превышает 130 тысяч тонн. Проблема в другом. В порядке проведения газовых аукционов (согласно постановлению Кабинета министров Украины, сжиженный газ продается только на аукционах) был допущен ряд неточностей, что привело к двоякому толкованию документа и, как следствие, завышению стоимости продажи сжиженного газа. Сегодня тонна горючего стоит 2 тысячи 600 гривен. Если к оптовой цене прибавить расходы на доставку, закачку газа в баллоны и их обслуживание, то стоимость баллона превысит 80 гривен. А ведь таким газом, как правило, пользуются сельские жители, в основном пенсионеры, которые едва сводят концы с концами.

Поэтому НАК "Нефтегаз Украины" обязала входящие в ее состав компании, а именно: "Укргаздобычу" и "Укрнафту", полностью обеспечить потребности населения в сжиженном газе, а это 11--12 тысяч тонн, и установил фиксированную цену -- не более 50 гривен за баллон. Причем все льготные продажи будут осуществляться исключительно через предприятия по газоснабжению и газификации (облгазы), входящие в корпоративно-производственную структуру НАК. Это обеспечит прозрачность поставок, ведь льготы для населения существовали и раньше, но сжиженный газ зачастую попадал не в дома, а в коммерческие структуры, которые перепродавали топливо людям по завышенной цене. После вмешательства НАК "Нефтегаз Украины" и ее ДК "Газ Украины" ситуацию удалось исправить. Однако, по словам Ивана Варги, все-таки есть несколько регионов, где стоимость баллона сжиженного газа пока превышает 50 гривен. Но вскоре и там будет наведен порядок.

"Facty i kommentarii ". 20-Октябрь-2004. Жизнь.

НА МНОГИХ СТОЛИЧНЫХ ЗАПРАВКАХ ГОРЮЧЕЕ ПРОДАЮТ ПО ТАЛОНАМ

Специалисты считают, что до конца года бензин подорожает еще на 10 процентов

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Ситуация на заправках, несмотря на принимаемые правительством меры, не улучшается. После подписания очередного меморандума между Кабинетом министров Украины и крупнейшими нефтетрейдерами цены на заправках остались на уровне, установленном правительством. Но начались другие проблемы.

Зачастую горючего в свободной продаже просто нет, а бензин отпускается только по талонам. При этом многие водители жалуются, что под видом дорогого качественного горючего в бак автомобиля заливают топливо более дешевой марки или вовсе суррогат. Специалисты объясняют это тем, что нефтетрейдеры, с одной стороны, не хотят идти на прямой конфликт с правительством и повышать стоимость горючего, а с другой стороны, торговать бензином по тем ценам, которые установил Кабмин, им невыгодно.

Тем временем директор Департамента электроэнергетики Министерства топлива и энергетики Юрий Улитич заявил в прямом эфире Национального радио, что не видит причин для кризисной ситуации на отечественном рынке нефтепродуктов из-за недостатка ресурсов. По его словам, за девять месяцев нынешнего года на нефтеперерабатывающие предприятия Украины поставлено свыше 18 миллионов тонн нефти. Бензина произведено 3 миллиона 500 тысяч тонн, а дизельного топлива -- 4 миллиона 500 тысяч тонн, что на 2 процента больше, чем за такой же период 2003 года.

По данным Государственной таможенной службы Украины, за девять месяцев 2004 года в Украину ввезли около 190 тысяч тонн бензина, что почти в три раза больше, чем за тот же период 2003 года, а дизельного топлива -- около 378 тысяч тонн (в 1,6 раза больше). Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нынешняя ситуация на топливном рынке связана не с дефицитом горючего, а с ценовой политикой государства.

Однако специалисты считают, что подорожание бензина неизбежно. Каждую неделю цены на горючее будут повышаться на 1--1,5 процента, а к концу года топливо на заправках будет стоить на 10 процентов дороже. Ведь мировые цены на нефть стремительно растут, а отечественные нефтеперерабатывающие заводы закупают сырье в России, которая никаких скидок для нашей страны не делает. По мнению директора энергетических программ Украинского центра политических и экономических исследований имени Александра Разумкова Владимира Сапрыкина, сейчас рентабельность нефтепереработки приближается к нулевому уровню, поэтому НПЗ будут вынуждены повысить оптовые цены, а за ними взлетят и розничные.

Что же касается мировых цен на нефть, то они достигли абсолютного рекорда. Баррель нефти уже стоит более 55 долларов, и, по мнению аналитиков, к концу года подорожает до 60 долларов.

"Facty i kommentarii ". 20-Октябрь-2004. Экономика.

2004-10-14

"НЕФТЕГАЗ УКРАИНЫ" ПОЛУЧИЛ ДОСТУП К КРУПНЕЙШИМ АФРИКАНСКИМ МЕСТОРОЖДЕНИЯМ НЕФТИ И ГАЗА

По поручению Президента Украины за счет добытого сырья будет создаваться национальный стратегический нефтяной резерв

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Несмотря на то, что сегодня в Украине нефти и газа добывают значительно меньше, чем полвека назад, нефтегазодобывающая отрасль свой потенциал не утратила. Более того, сегодня наша страна уверенно выходит на мировой рынок и начинает освоение нефтяных и газовых месторождений за рубежом.

"Сегодня НАК "Нефтегаз Украины" является одним из мощнейших энергетических холдингов Восточной Европы"

В прошедшие выходные в столице Ливийской Арабской Джамахерии, в городе Триполи, было заключено соглашение о разделе между Национальной акционерной компанией "Нефтегаз Украины" и ливийской National Oil Corporation (NOC). Согласно документу, подписанному председателем правления "Нефтегаза" Юрием Бойко и руководителем NOC Абдаллой Салем Аль-Бадри, крупнейшая отечественная компания получила право в течение 25 лет добывать ливийскую нефть и 30 лет использовать газовые месторождения.

Напомним, что 14 октября 2003 года в присутствии Президента Украины Леонида Кучмы и лидера ливийской революции Муаммара Каддафи состоялось торжественное подписание Меморандума о сотрудничестве между НАК "Нефтегаз Украины" и ливийской National Oil Corporation в нефтегазовой сфере. Теперь же Украина окончательно получила право на разработку ливийских месторождений.

Стоит отметить, что сегодня нефть в этой африканской стране добывают более 20 компаний из Канады, Швеции, Австрии, Саудовской Аравии, Южной Кореи, Испании и других государств, и еще 148 компаний добиваются получения такого права. И это не удивительно, учитывая тот факт, что запасы ливийских нефтяных месторождений оцениваются почти в 4 миллиарда тонн, а это самые крупные запасы в Африке. Однако, несмотря на огромное количество претендентов, контракт достался НАК "Нефтегаз Украины", которая обошла даже мощнейшие российские нефтяные компании.

По словам председателя правления НАК "Нефтегаз Украины" Юрия Бойко, важность подписанного договора трудно переоценить. Тем более что это первое международное соглашение такого масштаба. Юрий Бойко считает: получение данного контракта станет прекрасной базой для увеличения компанией добычи нефти и газа за рубежом.

"Эпоха глобализации и энергозависимость Украины диктует нашей компании необходимость перерасти в международную корпорацию с диверсифицированной ресурсной базой, -- заявил Юрий Бойко. -- Серьезность наших намерений и результат, достигнутый в сотрудничестве с Ливийской Арабской Джамахирией, доказывают, что сегодня "Нефтегаз Украины" является одним из мощнейших энергетических холдингов Восточной Европы".

Украина сможет добыть в Африке 110 миллионов тонн нефти и 30 миллиардов кубометров газа

Уже в самое ближайшее время НАК "Нефтегаз Украины" начнет разработку четырех нефтегазоносных блоков общей площадью больше 200 тысяч квадратных метров. По прогнозам специалистов, на данной территории будет открыто шесть нефтяных и одно газовое месторождение, запасы которых составят 110 миллионов тонн нефти и 30 миллиардов кубометров природного газа соответственно.

В течение ближайших шести месяцев украинские нефтяники и газовики проведут сейсморазведку, а затем "Нефтегаз" начнет поисковое бурение на глубине от 3 тысяч до 4 тысяч 500 метров. Первую ливийскую нефть планируется получить уже через год. После чего объем добычи нефти будет возрастать от 1 миллиона 500 тысяч тонн в 2007 году до 5 миллионов тонн в 2010--2015 годах. А это вдвое больше, чем добывается сегодня в Украине.

Буровые работы не только трудоемки, но и дороги. Только на первом этапе программы поисково-разведывательных работ в Африке НАК "Нефтегаз Украины" потратит 57 с половиной миллионов долларов. Однако, по самым скромным расчетам экспертов, инвестиции окупятся не позднее, чем через два года после начала коммерческой разработки месторождений.

Естественно, возникает вопрос: как будет использоваться добытая в Ливии нефть? По словам Юрия Бойко, сырье, добытое "Нефтегазом" в Ливии, будут поставлять в Украину по схеме замещения и, в соответствии с поручением Президента Украины Леонида Кучмы, использовать для создания национального нефтяного резерва.

Схема замещения -- это один из самых распространенных механизмов в нефтяном бизнесе. В нашем случае она будет такой: добытую в Ливии нефть передают в Средиземноморье российским компаниям, а они взамен поставляют в Украину соответствующие объемы сырья из России. Причем, поскольку ливийская нефть более качественная, за 100 тонн такого сырья Украина получит 110 тонн российской нефти.

По оценкам экспертов, это самый выгодный для нашей страны вариант. Во-первых, доставка нефти из Ливии в Украину стоит настолько дорого, что негативно отразится на конечной стоимости сырья и, как следствие, на цене произведенных из него нефтепродуктов. Во-вторых, оборудование всех отечественных нефтеперерабатывающих заводов предназначено для переработки российской нефти, и их реконструкция совершенно нецелесообразна. Ну и самое главное: энергетическая зависимость Украины от северного соседа будет постепенно снижаться, так как на международном нефтяном рынке наши страны начнут работать как равноправные партнеры.


"Facty i kommentarii ". 14-Октябрь-2004. Экономика.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАВЕРЯЕТ, ЧТО В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ МЯСО НЕ ПОДОРОЖАЕТ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Уже несколько недель остается напряженной ситуация на топливном и продовольственном рынках. Несмотря на принимаемые правительством меры, горючее постепенно дорожает, и, как следствие, повышаются цены на продовольственные товары. Причем некоторые продукты питания дорожают значительно быстрее, чем бензин и дизтопливо. В первую очередь это касается мяса.

Согласно данным Государственной инспекции по ценам, стоимость говядины в десяти регионах Украины повысились на 1,3--15,6 процента. Причем наиболее существенно мясо подорожало в Киеве.

Первый вице-премьер-министр, министр финансов Николай Азаров заявил, что объективных оснований для подорожания мяса нет, а резкое повышение цен он назвал спекулятивным. По его словам, правительство разработало целый ряд краткосрочных и долгосрочных мер, направленных на стабилизацию ситуации на мясном рынке. К первым Николай Азаров отнес содействие ввозу свежего мяса в Украину, а также увеличение поставок замороженного мяса на комбинаты. Это позволит стабилизировать ситуацию на рынке мясопродуктов в течение двух недель. Долгосрочными мерами правительства, по мнению первого вице-премьера, являются увеличение объемов производства мяса, ввоза этого продукта, а также изучение структуры экспорта производимого в Украине мяса.

Кстати, после заявления Николая Азарова Кабмин ввел лицензирование экспорта мяса до конца 2005 года. По словам министра аграрной политики Виктора Слауты, таким образом правительство сможет дать четкий ответ на вопрос, кто, куда и по какой цене вывозит мясо из Украины. А Николай Азаров уже сейчас утверждает, что экспорт этого продукта из страны будет существенно сокращен. Если в прошлом году за рубеж продали 165 тысяч тонн мясной продукции, то по итогам нынешнего года, как считает первый вице-премьер, экспорт составит не более 100 тысяч тонн. При этом, по данным правительства, уже в текущем году мяса ввезено в 2,5 раза больше, -- 300 тысяч тонн.

Но с мнением Кабинета министров согласны не все. Эксперты утверждают, что за ближайшие два месяца цены на мясо поднимутся еще на 15 процентов. Как заявил каналу ICTV заместитель директора Проекта аграрного маркетинга Андрей Ярмак, основным фактором, приведшим к нынешней ситуации на мясном рынке, стало одновременное увеличение социальных выплат и назначение дотаций к пенсиям. У людей появились деньги, и они стали покупать те продукты, в которых раньше себе отказывали. Такого же мнения придерживается и.о. главы Национального банка Украины Арсений Яценюк. "Увеличение покупательной способности населения всегда влечет за собой определенный рост цен. Компенсировать его просто: надо дать соответствующую товарную массу", -- подытожил банкир.

"Facty i kommentarii ". 14-Октябрь-2004. Экономика.

2004-10-08

"УКРТАТНАФТА" СНИЖАЕТ ОТПУСКНЫЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ

Новое руководство Кременчугского НПЗ намерено уже в ближайшие месяц-полтора снизить цены на заправках на 5--10 процентов

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

В нашей стране начался процесс создания крупнейшей вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) на базе НАК "Нефтегаз Украины". Мировой опыт свидетельствует, что в нефтяной отрасли именно такие компании наиболее эффективны. Все крупнейшие российские и транснациональные компании обеспечивают полный цикл производства топлива -- от нефтяной скважины до бензоколонки. По этому же пути пошла и Украина.
Государство в лице НАК "Нефтегаз Украины" сможет гораздо эффективнее влиять на наполнение топливного рынка и стоимость горючего

В состав ВИНК войдут отечественные компании, добывающие нефть и производящие нефтепродукты. В частности, в уставный фонд НАК "Нефтегаз Украины" переданы 43 процента акций акционерного общества "Укртатнафта", принадлежащие государству. Отныне государство в лице НАК "Нефтегаз Украины" сможет гораздо эффективнее влиять на наполнение топливного рынка и стоимость горючего.

Как заявил исполняющий обязанности председателя правления АО "Укртатнафта" Сергей Глушко, сегодня компания обеспечивает до 35 процентов поставок горючего на рынок нефтепродуктов. Кроме бензина и дизельного топлива, Кременчугский НПЗ производит парафин, масла, битум, мазут, серу. Предприятие также обеспечивает горючим авиацию.

По словам Сергея Глушко, после создания вертикально интегрированной нефтяной компании на базе НАК "Нефтегаз Украины" АО "Укртатнафта" получит шанс выйти на качественно новый уровень. И для этого есть все основания. Кременчугский НПЗ находится вблизи крупных промышленных центров и на пересечении трех магистральных нефтепроводов, поставляющих нефть с восточноукраинских месторождений, а также из Сибири, Казахстана и Татарстана.

Предыдущее руководство "Укртатнафты" допустило ряд существенных упущений в стратегии развития компании. В первую очередь, недостаточно внимания уделялось развитию собственной сети автозаправочных станций. В то время, как основные конкуренты (крупнейшие российские нефтяные компании) ушли далеко вперед, "Укртатнафта" только сейчас начинает серьезно работать над созданием собственной сети АЗС. Это связано с тем, что ранее компания ориентировалась на экспорт. Однако после передачи 43-процентного пакета акций в уставный фонд НАК "Нефтегаз Украины" "Укртатнафта" будет нацелена на внутренний рынок.
"Укртатнафта" обяжет собственников АЗС выполнить условия правительственного меморандума

Для эффективной работы Кременчугский НПЗ требует серьезной реконструкции. В последний раз оборудование на заводе обновляли еще в период управления компанией Юрием Бойко, который сегодня является председателем правления НАК "Нефтегаз Украины". По словам Сергея Глушко, новая реконструкция будет проводиться в два этапа. На первом этапе в основные работы по повышению эффективности производства и качества продукции предполагается вложить около 100 миллионов долларов. После этого можно будет определить, сколько потребуется инвестировать в предприятие для его полного переоборудования.

После передачи пакета акций АО "Укртатнафта" в собственность НАК "Нефтегаз Украины" появилась реальная возможность получить средства для реконструкции Кременчугского НПЗ. Для этого НАК "Нефтегаз Украины" может использовать средства, полученные от размещения пятилетних корпоративных еврооблигаций на сумму 500 миллионов долларов. Этот выпуск стал крупнейшим в истории корпоративных заимствований Украины за годы независимости.

Новый руководитель АО "Укртатнафта" признает, что ситуация на предприятии непростая. После смены руководства некоторые партнеры приостановили поставки нефти на Кременчугский НПЗ, несмотря на полученную предоплату. Сергей Глушко связывает это с желанием определенных бизнес-структур блокировать политику нового руководства предприятия по обеспечению государственного регулирования цен на нефтепродукты. Подобная ситуация, по словам Сергея Глушко, явление временное. Что же касается поставок сырья на Кременчугский НПЗ, то в нынешнем месяце они составят от 420 до 520 тысяч тонн нефти.

Сегодня завод в состоянии покупать нефть максимум по 317 долларов за тонну. От стоимости сырья будет зависеть и цена продаваемого горючего. Сергей Глушко заверил, что "Укртатнафта" будет реализовывать свою продукцию по цене, согласованной в меморандуме, подписанном правительством и нефтетрейдерами. Для этого предприятие готово пойти на снижение собственной рентабельности. Более того, по его словам, в связи с созданием ВИНК топливо на заправках может подешеветь на 5--10 процентов уже через месяц-полтора.

Кстати, как заявил вице-премьер-министр Украины Иван Кириленко, АО "Укртатнафта" сегодня выполняет свои договоренности с правительством о поставках аграриям дизельного топлива по льготным ценам. Напомним, что согласно меморандуму, подписанному между Кабмином и нефтетрейдерами, АО "Укртатнафта" обязано поставить сельхозпредприятиям 130 тысяч тонн недорогого дизельного топлива.

"Facty i kommentarii ". 08-Октябрь-2004. Экономика.

2004-10-06

НА НЕКОТОРЫХ ЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ БЕНЗИН А-95 УЖЕ ПРОДАЮТ ПО 3 ГРИВНИ 20 КОПЕЕК ЗА ЛИТР

И это несмотря на заверения правительства в том, что горючее пока дорожать не будет

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Едва чиновники заверили нас, что цены на горючее расти не будут, как начался очередной виток бензиновой "лихорадки". На прошлой неделе на столичных заправках одной из крупнейших нефтяных компаний стоимость литра бензина марки А-95 взлетела до 3 гривен 20 копеек, несмотря на то, что согласно меморандуму, подписанному правительством и нефтетрейдерами, этот вид топлива не должен стоить дороже 2 гривен 90 копеек за литр. Горючее дорожает не только в Киеве, но и в других регионах. Причем вслед за ценами на 95-й бензин поползли вверх цены и на все остальные виды горючего.

За стабильность топливного рынка будут отвечать... налоговики, милиция и местные власти

Двадцать седьмого сентября Кабинет министров (в лице вице-премьер-министра Андрея Клюева) и нефтетрейдеры договорились о фиксировании октябрьских розничных цен на нефтепродукты на ранее установленном уровне. Напомним, что в середине сентября были установлены следующие предельные розничные цены: на бензин марки А-95 -- не выше 2 гривен 90 копеек за литр, марки А-92 -- не более 2 гривен 75 копеек за литр, на низкооктановые бензины -- до 2 гривен 60 копеек за литр, на дизельное топливо -- не выше 2 гривен 50 копеек за литр. Таким образом, сейчас зафиксирована стоимость всех видов горючего. Ранее предельные цены распространялись только на бензин марки А-95 и дизельное топливо.

Кстати, на недавней встрече чиновников и нефтетрейдеров отмечалось, что в последнее время на рынке нефтепродуктов наблюдается существенное подорожание всех марок горючего. В большинстве регионов цены превышают те, которые указаны в подписанном меморандуме. По состоянию на 27 сентября (то есть на день подписания очередного соглашения об удержании розничных цен) в 20 областях Украины бензин марки А-95 стоил дороже 2 гривен 90 копеек, причем самые высокие цены наблюдались именно на заправках крупнейших российских нефтяных компаний. Также на данном совещании было отмечено, что в нашей стране оптовые цены на светлые нефтепродукты уже превышают мировые.

Однако в свете последних событий на топливном рынке правительство решило действовать привычными для него административными методами. В частности, Кабинет министров поручил Государственной налоговой администрации, Министерству внутренних дел, Антимонопольному комитету, Министерству экономики, Министерству топлива и энергетики, Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" вместе с областными администрациями стабилизировать рынок нефтепродуктов.

Нетрудно представить, какими методами налоговики и милиция будут вразумлять владельцев АЗС, которые не прислушались к рекомендациям правительства и подняли цены на горючее. Кстати, в начале лета, во время борьбы государства с топливным кризисом, было зафиксировано множество случаев, когда сотрудники налоговой и пожарной инспекций буквально жили на заправках, а если это не помогало, то на АЗС вдруг пропадал свет.

На днях премьер-министр Украины Виктор Янукович подтвердил, что правительство будет разбираться со всеми торговыми точками, которые не соблюдают меморандум о ценообразовании на рынке бензина и дизельного топлива. "Меморандум касается всех, кто работает на нефтяном рынке", -- заявил премьер.

Тем временем первый вице-премьер-министр, министр финансов Украины Николай Азаров в очередной раз обещает не допустить резкого подорожания нефтепродуктов. Хотя он и признал, что повышение мировых цен на нефть не может не сказаться на стоимости топлива в Украине и, как следствие, приведет к незначительному росту инфляции.

Почти вдвое могут вырасти цены на проезд в автобусах пригородных и междугородных маршрутов

Стоит отметить, что продукты питания уже начали дорожать. Также повышается стоимость услуг, в частности пассажирских перевозок. Однако специалисты Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) не видят оснований для стремительного роста цен на проезд.

По данным пресс-службы АМКУ, в комитет поступают сигналы из регионов, к примеру, Киевской, Львовской областей и Крыма, о намерениях перевозчиков в связи с подорожанием бензина почти вдвое увеличить стоимость билетов на пригородных и междугородных автобусных маршрутах. В комитете считают, что таким образом отдельные транспортные предприятия просто стараются спекулятивно завысить тарифы. По данным АМКУ, часть горючего в затратах автопредприятий составляет в среднем 30 процентов, поэтому подорожание бензина с начала года на 45 процентов не может привести к тому, чтобы стоимость проезда в пассажирском транспорте увеличилась в два раза.

По словам председателя Антимонопольного комитета Украины Алексея Костусева нельзя разрешать, чтобы под прикрытием роста цен на нефтепродукты безосновательно "накручивалась" стоимость транспортных услуг. "Мы допускаем, что тарифы на пассажирские перевозки вследствие подорожания бензина тоже могут повышаться, но этот рост должен иметь четкое экономическое обоснование. Все выявленные факты необоснованного завышения цен автоперевозчиками комитет будет тщательно расследовать и жестко пресекать", -- подчеркнул Алексей Костусев.

В то же время, по мнению первого заместителя председателя Антимонопольного комитета Украины Александра Мельниченко, рост цен на нефтепродукты вызван мировой конъюнктурой и не является следствием какого-либо сговора между отечественными нефтеперерабатывающими заводами. Хотя были единичные случаи, когда в определенных регионах продавцы горючего договаривались одновременно поднимать цену и таким образом нарушали монопольное законодательство.

Стоимость нефти достигла рекордной отметки -- 50 долларов за баррель

Что же касается мирового рынка, то здесь ситуация действительно очень тревожная. На прошлой неделе стоимость нефти на ведущих мировых биржах перешагнула отметку 50(!) долларов за баррель. По мнению агентства Bloomberg, достижение очередного рекорда связано с сообщениями из Нигерии, являющейся крупнейшим производителем нефти в Африке, где повстанцы угрожают нанести удар по объектам нефтяной промышленности страны.

Американский аналитик Бун Пикенс, который еще в мае один из первых предсказал подорожание нефти до 50 долларов за баррель, во что тогда мало кто верил, выступил с новым прогнозом: уже в ближайшее время стоимость барреля нефти достигнет 60 долларов.

Естественно, цена бензина растет не только в Украине. К примеру, горючее подорожало и на американских заправках. Организация AAA, объединяющая клубы американских автовладельцев, сообщила, что средняя цена бензина на американских АЗС составила 1,9 доллара за галлон (3,785 литра), повысившись за один день на 2,1 цента, что для Америки очень много.

В Литве также в очередной раз взлетели цены на горючее, а стоимость дизельного топлива побила все рекорды. На АЗС крупнейшей в Литве сети бензозаправочных станций "ЛУКОЙЛ Балтия" цена одного литра наиболее популярного бензина марки А-95 составила 2,74 лита (5,23 гривни). Литр дизтоплива стоил 2,59 лита (4,94 гривни). На АЗС второй крупнейшей розничной сети "Statoil Lietuva" литр бензина стоил 2,77 лита (5,29 гривни), дизтоплива -- 2,62 лита (5 гривен). По словам директора департамента розничной торговли "Statoil Lietuva" Дайвы Йокшене, это связано с рекордным ростом мировых цен на нефть.

Кстати, совместное заявление, принятое министрами финансов и президентами центральных банков стран "большой семерки" (G7) гласит, что высокие цены на нефть представляют собой угрозу мировой экономике. Как сообщает Ассошиэйтед Пресс, в связи со сложившейся ситуацией участники встречи, проходившей в Вашингтоне, обратились к странам-производителям нефти с просьбой "обеспечить адекватные поставки, которые бы гарантировали умеренность цен".

"Facty i kommentarii ". 06-Октябрь-2004. Экономика.

2004-10-04

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В США ПРИВЕЛИ К ПОДОРОЖАНИЮ НЕФТИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Президентские выборы в США начали оказывать влияние на мировые рынки, в частности на нефтяной. После сообщений, что в гонке за кресло руководителя сильнейшей мировой державы лидирует Джордж Буш, нефть на Нью-Йоркской бирже вновь начала дорожать.

В частности, цена нефти по декабрьским фьючерсным контрактам в ходе торгов в электронной системе Нью-Йоркской товарной биржи в среду утром выросла на 46 центов по сравнению с итоговой котировкой вторника. Произошло это впервые за последние трое суток, и стоимость нефти снова преодолела отметку в 50 долларов за баррель. Связано это с тем, что Джордж Буш, скорее всего, продолжит бескомпромиссную борьбу с терроризмом, что неминуемо приведет к новым конфликтам на Ближнем Востоке, где находятся основные мировые запасы нефти. Кроме того, он неоднократно выступал за пополнение стратегических резервов нефти США, в то время как Джон Керри, напротив, обещал открыть их для поставок на нефтеперерабатывающие заводы.

Стратегические резервы США с начала года до октября еженедельно увеличивались в среднем на 870 тысяч баррелей. А в октябре этот показатель снизился на 200 тысяч баррелей из-за выдачи нефти в долг американским нефтеперерабатывающим заводам. Как сообщало агентство ИТАР-ТАСС, нынешний президент Джордж Буш поставил задачу к лету 2005 года довести объем стратегических резервов до 727 миллионов баррелей.

Нетрудно догадаться, что ситуация на мировом рынке неминуемо отразится и на стоимости российской нефти, поставляемой в Украину, и, как следствие, на розничной цене бензина и дизтоплива.

"Facty i kommentarii ". 04-Ноябрь-2004. Экономика.