2003-05-28

В УКРАИНУ БУДУТ ВВОЗИТЬ ТРОСТНИКОВЫЙ САХАР

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Верховная Рада приняла закон, разрешающий импорт в Украину тростникового сахара-сырца. В документе, в частности, указано, что ввоз 360 тысяч тонн сырца ограничен сроком с 15 мая до 1 сентября при ставке ввозного налога 1 процент, но не менее 6 евро за тонну.

Однако правительство выступает против данных мер, ссылаясь на то, что импорт в этом году сахара-сырца приведет к закрытию 22 сахарных заводов, увольнению свыше 83 тысяч рабочих, уменьшению посевных площадей сахарной свеклы более чем на 113 тысяч гектаров и недополучению бюджетом около полумиллиарда гривен.

Кроме того, по данным Министерства финансов, сейчас наша страна не нуждается во ввозе сахара из-за рубежа, так как его запасов хватит до следующего урожая.

"Facty i kommentarii ". 28-Май-2003. Экономика.

2003-05-24

ВЛАДЕЛЬЦЕВ ПРЕДПРИЯТИЙ, ВЫПУСКАЮЩИХ ПРОДУКЦИЮ ПОД ЧУЖОЙ ТОРГОВОЙ МАРКОЙ, СТАНУТ НАКАЗЫВАТЬ ПО ЗАКОНУ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Многие жители Украины попадали в такую ситуацию, когда, покупая товар известной торговой марки, обнаруживали некачественную подделку. Однако, возможно, вскоре собственники брэндов получат юридическую защиту, а покупатели реже будут сталкиваться с подделками. На рассмотрение Верховной Рады внесен законопроект, предлагающий механизм защиты торговых марок и уголовную ответственность для тех, кто зарабатывает на чужом имени. Не исключено, что парламентарии примут законопроект в течение месяца.

Следить за использованием торговых знаков станут инспекторы Государственного департамента по интеллектуальной собственности. Они смогут добиваться возбуждения уголовных дел в отношении тех, кто пытается заработать на чужой собственности.

Пока же владельцам брэндов сложно защитить свои права даже в суде. К примеру, одна крупная западная компания, владеющая известной маркой водки, судится с украинским предприятием, которое использует для маркировки своей продукции эту же торговую марку, изменив в названии всего одну букву. Этот спор длится уже три года.

Между тем компании, владеющие известными брэндами, тратят огромные суммы на "раскрутку", стоимость которой нередко во много раз превышает цену производственного оборудования.

В Европе и Америке уже давно существуют законы, позволяющие преследовать производителей, использующих чужие торговые марки, и даже есть специальные службы. К примеру, в Германии этими вопросами занимаются патентные суды. В Украине такие инстанции законодательством не предусмотрены, однако эксперты считают, что подобные суды со временем появятся и у нас.

"Facty i kommentarii ". 24-Май-2003. Экономика.

2003-05-21

УКРАИНЕ ХВАТИТ ХЛЕБА ДО БУДУЩЕГО УРОЖАЯ

Уже очевидно, что в этом году пшеницы будет собрано гораздо меньше, чем в прошлом

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"


"ФАКТЫ" уже сообщали о проблемах на украинском рынке зерна. Сейчас ощущается некоторый дефицит муки, так как прошлой осенью большие партии зерна были проданы за рубеж. Кроме того, из-за неблагоприятных погодных условий в Украине на огромных площадях погибли озимые посевы зерновых, в связи с чем в нынешнем году будет собрано зерновых гораздо меньше, чем в прошлом.

Украина с января по март этого года увеличила импорт зерна в 11,5 раза по сравнению с вывозом за тот же период прошлого года, -- до 75 тысяч тонн на сумму 12 миллионов 200 тысяч долларов. Только в марте ввезено до 50 тысяч 893 тонн зерна на сумму 7 миллионов 994 тысячи долларов.

Увеличение импорта связано с низким предложением и высокими ценами на продовольственную пшеницу и муку на внутреннем рынке. Причем, по мнению экспертов, объемы закупок за границей будут увеличиваться ввиду ожидания невысокого урожая зерновых.

По данным Министерства аграрной политики, из 8 миллионов гектаров озимых культур к сбору урожая будут пригодны всего 3,5 миллиона гектаров, в том числе пшеницы -- 2 миллиона 700 тысяч гектаров. При этом последние семь лет урожай озимой пшеницы собирали с 6 миллионов 400 тысяч гектаров. Однако, как сообщил министр аграрной политики Украины Сергей Рыжук, 91 процент площадей, на которых погибли озимые, уже заново засеян.

В сложившейся ситуации Кабинет министров поручил Министерству иностранных дел и Министерству экономики и по вопросам европейской интеграции обеспечить условия для импорта продовольственного зерна из Казахстана и России во избежание роста внутренних цен на хлеб.

Цены на хлеб и хлебобулочные изделия будут оставаться неизменными и продовольственного зерна хватит до нового урожая, считает Сергей Рыжук. По данным за апрель, на складах хранилось около 4 миллионов тонн зерна. Ежемесячно на выпечку хлеба и хлебобулочных изделий требуется около 600 тысяч тонн зерна. То есть, по словам министра, до нового урожая необходимо около 2 миллионов тонн. Кроме того, существенные запасы зерна есть в Государственном резерве.

По прогнозам правительства, в 2003 году будет собрано 32--35 миллионов тонн зерновых, в том числе пшеницы -- 10--12 миллионов тонн. Годовая потребность внутреннего рынка Украины в продовольственном зерне оценивается в 6--6,5 миллиона тонн. В прошлом году собрано почти 39 миллионов тонн зерновых, из них 20,5 миллиона тонн -- пшеницы.

А по предварительным прогнозам метеорологов, обнародованным заместителем начальника Украинского гидрометеоцентра Анатолием Прокопенко, урожай зерна в текущем году может составить 23--26 миллионов тонн, что на 33--40 процентов ниже прошлогоднего.

Прогнозы западных специалистов тоже несколько отличаются от официальной точки зрения нашего правительства. В частности, Министерство сельского хозяйства США считает, что урожай пшеницы в нашей стране может упасть до 9 миллионов 500 тысяч тонн, Хотя совокупный сбор остальных зерновых культур прогнозируется на уровне прошлого года.

"Facty i kommentarii ". 21-Май-2003. Экономика.

2003-05-15

ИЗ-ЗА СКАНДАЛА В РУКОВОДСТВЕ АССОЦИАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОПЕРЕВОЗЧИКОВ СТРАДАЮТ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ВОДИТЕЛЕЙ-ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Уже больше года длится скандал вокруг Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП). Суть конфликта заключается в том, что в результате перерегистрации учредительных документов ассоциации, происшедшей в 2001 году, изменился состав учредителей, вследствие чего сменилось и руководство организации. Однако старое руководство АсМАП во главе с Леонидом Костюченко сначала попыталось оспорить это решение в суде, а затем и вовсе прибегло к силовым методам воздействия. В результате из-за неопределенности и юридической волокиты страдают тысячи отечественных автоперевозчиков, да и положительного имиджа нашей стране это не прибавляет.

Прояснить сложившуюся ситуацию "ФАКТЫ" попросили начальника отдела правового сопровождения судебных процессов Украинского правового центра Елену Тарасюк:

-- Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Украины была создана в 1991 году для содействия развитию международных грузовых и пассажирских перевозок отечественными автопредприятиями, представления их интересов и защиты прав в органах государственной власти и международных организациях. С 1992 года АсМАП является членом Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) и признана 69 объединениями международных перевозчиков -- участников Конвенции Международных дорожных перевозок (МДП).

Однако еще на стадии оформления учредительного договора и устава организации возникли некие правовые коллизии. Согласно этим документам действительными членами Ассоциации международных автоперевозчиков могут считать себя лишь первые 45 автопредприятий, которые ее и образовали. Все остальные таковыми не являются, и их отношения с АсМАП регулируются простым хозяйственным договором о сотрудничестве. Однако многие руководители автопредприятий, подписывая договор, стали полагать, что становятся не только полноправными членами ассоциации, но и одновременно входят в состав ее учредителей.

После перерегистрации учредительных документов в числе учредителей ассоциации осталось всего 21 предприятие, так как остальные на тот момент просто прекратили свою деятельность. Новую ситуацию по количеству учредителей и их полномочиям попыталось оспорить в судебном порядке старое руководство АсМАП, но постановлением Киевского апелляционного суда права предприятий-учредителей были подтверждены.

В конце февраля нынешнего года на общем собрании учредителей президентом Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины был избран Сергей Давиденко. Законность его избрания была подтверждена постановлением Высшего хозяйственного суда Украины, после чего он приступил к исполнению своих служебных обязанностей. Передача печати ассоциации и подписание необходимых документов сотрудниками АсМАП были произведены с соблюдением буквы закона и в присутствии представителей телевидения.

Но уже на следующий день прежнее руководство Ассоциации международных автоперевозчиков, отстраненное судом от исполнения своих обязанностей, направило в секретариат Международного союза автомобильного транспорта и Кабинет министров Украины заявления "о захвате помещения АсМАП неизвестными лицами, незаконно завладевшими печатью ассоциации", что является преднамеренной дезинформацией украинских автоперевозчиков, руководства страны и международных транспортных организаций.

А 29 апреля, в выходной день, бывшее руководство ассоциации организовало... штурм офиса. В 8.30 утра около ста коротко остриженных крепкого телосложения молодых людей под предводительством Леонида Костюченко, взломав входную дверь, выбив окна и преодолев сопротивление охранников, ворвались в помещение. Находившиеся рядом работники милиции спокойно наблюдали за происходящим и не вмешивались. На сегодняшний день от АсМАП под руководством Давиденко и всех охранников, пострадавших в результате массовых беспорядков, поступили заявления в правоохранительные органы с просьбой дать юридическую оценку действиям нападавших, бездействию милиции, привлечения виновных к ответственности.

В результате из-за сложившейся ситуации в первую очередь страдают автоперевозчики, так как ассоциация занимается выдачей специальных документов, подтверждающих легитимность международных перевозок членами Международного союза автомобильного транспорта и предоставляющих страховое покрытие грузов в сумме 50 тысяч долларов. В свете происходящего генеральный секретарь МСАТ Мартин Марми направил в адрес Кабинета министров Украины письмо, в котором предупредил, что, если не будут обеспечены условия для нормальной работы АсМАП Украины, МСАТ будет вынужден аннулировать предоставляемые нашим автоперевозчикам гарантии.

На сегодняшний день работа украинских международных автоперевозчиков может быть парализована, им грозят санкции, применение которых обернется колоссальными убытками как для всего государства, так и для членов ассоциации, а это свыше 60 тысяч работников автопредприятий.

Кстати, 6 мая Киево-Святошинский суд постановил запретить бывшему руководству ассоциации во главе с Леонидом Костюченко, захватившему офис, заниматься какой-либо хозяйственной деятельностью, распоряжаться имуществом и денежными средствами ассоциации, препятствовать президенту АсМАП Сергею Давиденко исполнять свои обязанности, а также постановил освободить помещение. То есть юридически нынешние руководители АсМАП имеют право привлечь правоохранительные органы для исполнения решения суда. Но, как заявлял Сергей Давиденко, они не являются сторонниками силовых мер и, действуя в правовом поле, надеются решить конфликт цивилизованно.

"Facty i kommentarii ". 15-Май-2003. Экономика.

2003-05-07

С 1 ИЮЛЯ НА СИГАРЕТАХ И АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКАХ ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ АКЦИЗНЫЕ МАРКИ С ГОЛОГРАММАМИ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

"ФАКТЫ" уже сообщали, что в начале года Президент Украины Леонид Кучма подписал указ о введении государственной монополии в табачной и ликеро-водочной промышленности для усиления контроля за данными отраслями и борьбы с нелегальным производством. Выполняя поручение Президента, правительство приняло постановление, согласно которому с 1 июля нынешнего года на сигареты и бутылки со спиртным будут наклеиваться акцизные марки нового образца с голографическими защитными элементами. При этом предусмотрено использование акцизных марок старого образца до полной их реализации.

Новые акцизные марки с голограммой будут иметь сквозную нумерацию с обозначением региона, в котором производится продукция, серии и номера марки. А на марках для спиртного планируется указывать и объем тары.

Кстати, марки будут отличаться и цветом. По ним потребитель сможет безошибочно отличить отечественную продукцию от импортной. В частности, на украинские ликеро-водочные изделия станут клеить зеленые марки, на вино -- красные, на импортные алкогольные напитки -- фиолетовые. Отечественные табачные изделия будут оклеиваться зелеными марками, а импортные -- фиолетовыми.

Кроме того, на каждую марку наносятся дополнительные реквизиты: для табачных изделий -- надпись "ТI" или "ТВ" (что соответствует начальным буквам слов "табак импортный" и "табак отечественный"); для алкогольных напитков импортного производства -- надпись "АI", ("алкоголь импортный"). На марку для алкогольных напитков импортного производства с содержанием спирта от 1,2 до 8,5 процента наносятся цифры "1,2--8,5%"; для алкогольных напитков отечественного производства -- надпись "ЛГП" и "ВП" ("ликеро-водочная продукция" и "винодельческая продукция").

Постановлением также предусмотрен порядок продажи, транспортировки, хранения акцизных марок и ответственность за их нецелевое использование. Государственная налоговая служба получила право не реже одного раза в квартал проводить внезапную проверку предприятий, использующих акцизные марки. Изготовлением марок нового образца будет заниматься предприятие Министерства финансов. Ранее марки печатал Национальный банк Украины.

Как сообщил "ФАКТАМ" начальник юридического отдела Ассоциации по содействию производству и обороту алкоголя и табака Владимир Пилипчук, введение новых марок не должно привести к подорожанию маркируемой продукции, так как стоимость марок установлена соответствующим законом и его пока никто не изменял. Повысить цены на акцизные марки может только Верховная Рада. Если же это произойдет, то не исключено, что спиртное и сигареты подорожают.

В настоящее время стоимость тысячи акцизных марок для алкогольной продукции составляет 25,88 гривни, а для табачных изделий -- 9,12 гривни.

"Facty i kommentarii ". 07-Май-2003. Экономика.

2003-05-06

ЗАПРЕЩЕН ВВОЗ В УКРАИНУ МЯСА ПТИЦЫ ИЗ БЕЛЬГИИ И ГОЛЛАНДИИ

В Европе началась эпидемия куриного гриппа

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

В последние годы в Украине повысился спрос куриное мясо. Это связано не только с кулинарными предпочтениями наших соотечественников, но и с их стремлением заботиться о своем здоровье. Ведь еще свежи воспоминания об ужасной эпидемии коровьего бешенства, разразившейся в Европе, после которой многие исключили говядину из своего рациона, заменив ее более безопасной курятиной. Однако, оказывается, и домашняя птица болеет. Правда, пока не в нашей стране.

Власти Бельгии приняли решение уничтожить около 400 тысяч кур и другой домашней птицы. Делается это для предотвращения распространения так называемого куриного гриппа, случаи которого были выявлены на двух фермах в провинции Лимбург неподалеку от границы с Голландией.

Глава министерства здравоохранения Бельгии Жеф Тавернье подчеркнул, что "куриный грипп" не опасен для потребителей. Тем не менее вся продукция, вызывающая малейшие сомнения, изъята из продажи, поэтому имеющиеся в магазинах мясо птицы и яйца можно спокойно употреблять в пищу.

Дело в том, что риск для здоровья человека может быть только в случае непосредственного контакта с зараженными птицами, поэтому противовирусная вакцина, которую раздают работникам птицеферм, предназначена для профилактики "человеческого", а не "куриного" гриппа. Это делается с целью предупредить заболевание классическим гриппом человека, который заразился вирусом "куриным", так как некоторые ученые полагают, что в сочетании два типа вируса рождают третий, который может быть очень опасен.

Из-за проблем с курятиной в Европе Государственный департамент ветеринарной медицины запретил импорт мяса птицы и любых продуктов из нее, произведенных в провинции Лимбург. Ранее аналогичные меры были приняты в отношении ввоза данной продукции из Голландии.

Как сообщил начальник Государственного департамента ветеринарной медицины Министерства аграрной политики Петр Вербицкий, в нынешнем году Украина не импортировала из Бельгии инкубационные яйца и цыплят, которые являются фактором риска появления заболевания. Однако главный ветеринар страны признал, что продукты из мяса птицы все-таки из Бельгии ввозились.

Кроме того, еще в январе-феврале некоторые отечественные предприятия ввозили инкубационные яйца из Нидерландов, где позже были зафиксированы случаи заболевания домашней птицы. Поэтому в марте ветеринарная служба ввела контроль на этих предприятиях. По словам Петра Вербицкого, цыплята, которые появились из импортированных яиц, находятся под контролем ветслужбы и анализы на наличие антител у птицы не подтверждаются.

Однако, как заявил Петр Вербицкий, не исключено, что в сложившейся ситуации украинские птицефабрики будут переведены на закрытый режим работы. Это предусматривает дезинфекцию транспорта по перевозке кормов для птицефабрик и их продукции, яичной и мясной тары, а также постоянный клинический надзор за состоянием поголовья на птицефабриках. Петр Вербицкий отметил, что такие меры могут быть приняты, чтобы предотвратить заболевание птицы на территории Украины.

Некоторые специалисты считают, что возможным путем заражения домашней птицы в Украине может стать миграция дикой птицы.

"Facty i kommentarii ". 06-Май-2003. Экономика.