2002-06-26

ГЕРМАНИЯ ВЫПЛАТИТ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ КОМПЕНСАЦИЙ ВСЕМ ЖЕРТВАМ НАЦИЗМА, ПРОЖИВАЮЩИМ В УКРАИНЕ, ТОЛЬКО К КОНЦУ 2003 ГОДА

Тем, кто содержался в годы войны в лагерях на оккупированной территории СССР, немецкая сторона денег не выделяет

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Год назад Германия начала выплачивать компенсации жертвам нацизма. С июня 2001 года деньги получили 182 тысячи 763 человека из более 550 тысяч граждан Украины, претендующих на компенсацию. Список еще 45 тысяч жителей нашей страны уже направлен на проверку немецкому фонду "Память, ответственность и будущее".

Претенденты на выплаты, обращающиеся в украинский фонд только сейчас, должны документально подтвердить то, что не подали заявление вовремя по объективным причинам

Как сообщил председатель правления Украинского национального фонда "Взаимопонимание и примирение" Игорь Лушников, к 31 декабря 2001 года (окончание срока приема заявлений на компенсации) в фонд поступило 558 тысяч 723 заявления. По предварительным оценкам, право на получение денег смогут подтвердить 548 тысяч человек. Остальным, скорее всего, придется найти и предоставить дополнительные доказательства подневольной работы в Германии во время войны.

Напомним, что, если у человека нет архивной справки, подтверждающей факт принудительного труда в
Германии, он все равно имеет право на компенсацию, но ему нужно поискать дополнительные доказательства. В таком случае украинский фонд направляет запрос в Международную службу розыска в городе Арользене и в муниципальные архивы Германии. Если и в этих организациях документы не найдены, можно предоставить фотографии и письма тех лет, а также письменные свидетельства жертв нацизма, с которыми человек был в Германии. Как заявил председатель Немецкого федерального фонда "Память, ответственность и будущее" Михаэль Янсен, в качестве доказательства люди также могут подать письменный рассказ о местах, где они содержались и работали, с описанием населенного пункта, именами людей, подробностями быта и так далее. Эта информация будет тщательно проверена, и если она подтвердится, человек сможет получить деньги.

Еще одно подтверждение пребывания в Германии -- так называемые справки о правдоподобности свидетельств. Речь идет о справках, которые могут выдать немецкие городские и сельские власти, фирмы, использовавшие рабский труд, или музеи-мемориалы при бывших местах заключения. Чтобы получить такой документ, бывший узник или подневольный рабочий должен предоставить одной из этих организаций письменный рассказ с описанием событий, города, особенностей режима работы и так далее. Представители местных властей или предприятия сопоставляют описание с историческими фактами и имеющимися свидетельствами. Если достоверность информации не вызывает у них сомнения, человеку выдают справку о правдоподобности свидетельств. Украинский фонд договорился с немецким фондом о том, что такие документы будут учитываться при обработке заявлений.

В то же время Игорь Лушников отметил, что, несмотря на окончание срока приема заявлений, в этом году фонд принял заявления еще от 686 претендентов. Правда, те, кто только сейчас обращается в фонд, должны предоставить документы, подтверждающие, что заявление не подано вовремя по объективным причинам.

Как сообщил председатель правления федерального фонда Михаэль Янсен, немецкая сторона сейчас проводит проверку очередного списка 45 тысяч заявителей из Украины. Он сообщил, что к концу июля общее число жителей нашей страны, которым направлены средства, достигнет 230 тысяч, а выплаченная сумма составит 300 миллионов евро. Руководитель немецкого фонда заявил, что если выплаты будут продолжаться такими же темпами, то первую часть компенсации (65% суммы) все бывшие узники и подневольные рабочие получат к концу 2003 года. При этом Михаэль Янсен уверен, что второй этап выплат (35% суммы) будет проходить быстрее, поскольку уже сформируется база данных получателей и представителям немецкого фонда не придется проверять личные дела претендентов.

Однако, согласно немецкому закону, средства, собранные в немецком фонде, направляются не только на выплаты компенсаций, но и на финансирование гуманитарных программ. Как сообщил Михаэль Янсен, этим будет заниматься фонд "Память и будущее", созданный при федеральном фонде.

На реализацию гуманитарных проектов планируется выделять около 10 миллионов евро в год. К примеру, программа "Психо- и социально-медицинское обслуживание бывших жертв национал-социализма" предусматривает привлечение молодых людей к оказанию помощи пострадавшим от фашизма. На этот проект будет выделено 4,5 млн. евро. А в рамках программы "Встречи с очевидцами -- биографии бывших подневольных работников" будут поддерживаться образовательные проекты, предусматривающие общение детей и молодежи с людьми, прошедшими через гитлеровский ад. На реализацию этой программы выделено 1,5 млн. евро.

Правда, как сообщил "ФАКТАМ" председатель Международного движения бывших малолетних узников фашизма Владимир Литвинов, на неоднократные просьбы помочь в финансировании строительства памятников и мемориалов на местах массовых казней и захоронений жителей Украины Германия так и не ответила. Хотя, возможно, ситуация изменится. На днях Миахэль Янсен обратился к представителям организаций бывших жертв нацизма с просьбой подавать свои предложения по реализации гуманитарных программ.

Возможно, компенсации всем категориям пострадавших, кроме бывших узников концлагерей, будут уменьшены

Есть проблемы и с выплатами узникам мест принудительного содержания на территории СССР. Речь идет о людях, которые находились в лагерях и тюрьмах на оккупированной территории и принудительно работали на угольных, железорудных, марганцевых шахтах, нефтяных предприятиях, заводах и так далее. Когда велись переговоры и определялось количество претендентов на выплаты, украинская делегация убеждала немецкую сторону в том, что эти люди имеют полное право на компенсацию за свой рабский труд. Однако Германия наотрез отказалась учитывать этих 200--250 тысяч человек при выделении средств нашей стране. Таким образом, количество претендентов на выплаты автоматически сократилось приблизительно с 800 до 600 тысяч, и именно на это число людей была утверждена общая денежная сумма. Предусматривались следующие размеры выплат: по 15 тысяч марок узникам концлагерей и по 5 тысяч промышленным рабочим.

Уже после принятия закона немецкая сторона разрешила наконец украинскому фонду платить деньги сельхозрабочим и людям, угнанным в Германию в возрасте до двенадцати лет. Однако, чтобы такие выплаты осуществить, пришлось уменьшить размер компенсации промышленным рабочим с 5 тысяч до 4 тысяч 300 марок. Теперь же, когда трудившиеся на промышленных предприятиях волей-неволей смирились с тем, что им сократили размер компенсации, а многие уже получили первую часть (65%) средств, немецкая сторона заявляет о возможности выплат (по усмотрению партнерских организаций) бывшим принудительным рабочим, содержавшимся в местных лагерях. Но ни о каких дополнительных средствах для этой категории представители немецкого фонда даже слышать не хотят.

Остается только один выход: опять урезать размер компенсации всем категориям пострадавших, кроме узников концлагерей (выплаты которым не могут быть уменьшены ни при каких обстоятельствах), чтобы заплатить находившимся в местных лагерях хотя бы символические суммы. Но в Украине живут сотни тысяч бывших принудительных промышленных рабочих, которые вряд ли согласятся с тем, чтобы были урезаны те скромные суммы, которые им выплачивает Германия.

Напомним, что на сегодняшний день жертвы нацизма получают следующие суммы:

бывшие узники концлагерей и гетто -- по 15 тыс. немецких марок (7669,38 евро);

бывшие узники других мест принудительного заключения (предусмотренных официальным перечнем, утвержденным наблюдательным советом федерального фонда), которые можно приравнять по режиму к концлагерю, -- по 6 тыс. марок (3067,75 евро);

узники гестаповских тюрем и СД, которых преследовали по политическими мотивам, -- по 4 тыс. 300 марок (2198,55 евро);

подневольные работники промышленности и государственного сектора -- по 4 тыс. 300 марок (2198,55 евро);

подневольные работники предприятий сферы услуг -- по 1 тыс. 500 марок (766,94 евро);
дети-доноры, у которых брали кровь для солдат вермахта, -- по 3 тыс. марок (1533,87 евро);
подневольные работники сельского, частного, домашних хозяйств -- по 1500 марок (766,94 евро);
дети, находившиеся в местах подневольной работы родителей, а также рожденные в этих местах -- по 1500 марок (766,94 евро).

В целом же законом ФРГ "Об учреждении Федерального фонда "Память, ответственность и будущее" на компенсационные выплаты жертвам нацистских преследований в Украине предусмотрено выделить 1 млрд. 724 млн. немецких марок, что составляет 881,5 млн. евро.

"Facty i kommentarii ". 26-Июнь-2002. Экономика.

2002-06-20

К НАЧАЛУ СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛИ БЕНЗИН, ВОЗМОЖНО, ПОДЕШЕВЕЕТ НА 10--15 КОПЕЕК

Нестабильность на топливном рынке может привести к подорожанию продуктов питания, промтоваров и стройматериалов

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

На днях "ФАКТЫ" рассказывали о причинах подорожания бензина. Естественно, что нестабильность цен на горючее уже негативно отражается на кошельках тех у кого нет автомобилей. Сегодня, покупая овощи и ягоды и сетуя на высокую цену, можно услышать от рыночного торговца: "А вы сначала купите бензин втридорога и довезите эти ягоды за 100 километров, а потом уже считайте, что сколько стоит!"

О том, как отразится нынешнее подорожание топлива на стоимости автоперевозок, "ФАКТАМ" рассказал главный специалист Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Валентин Могила:

-- На днях киевский мэр Александр Омельченко заявил, что в столице проезд не подорожает, так как в городском бюджете есть средства для компенсации коммунальным автопаркам потерь, связанных с повышением стоимости горючего. Но ведь не во всех регионах местные власти в состоянии финансово помогать транспортникам. Что же касается частных маршрутных такси, то, учитывая очень высокую рентабельность данного транспорта (около 50%), стоимость проезда также не должна повыситься. За исключением некоторых регионов, где нет конкуренции между частными автоперевозчиками. Там стоимость проезда может возрасти.

Однако автотранспортом перевозятся не только пассажиры, но и продукты питания, стройматериалы, бытовая техника и так далее. Причем если стоимость пассажирских перевозок регулируется государством, то частный грузоперевозчик сам устанавливает цену своей услуги. При этом он в первую очередь учитывает стоимость горючего и налоги. Не исключено, что подорожание топлива повлечет повышение цен на товары, услуги и продукты питания. Ведь транспортировка составляет 10--40% себестоимости любого товара, -- подытожил Валентин Могила.

Но пока рано бить тревогу. На сегодняшний день рост цен на заправках приостановился. Более того, не исключено даже некоторое снижение цен. Эксперт консалтинговой компании "ЮПЕКО" Сергей Куюн, сообщил "ФАКТАМ", что уже в начале недели незначительно подешевели крупнооптовые партии горючего. Если в конце прошлой недели тонна бензина Аи-95 стоила 2200 грн. за тонну, то сегодня -- 2100--2150 грн. Бензин А-76 подешевел с 1790--1800 до 1750 грн. за тонну. Даже стоимость самого ходового летом дизельного топлива упала с 1620--1630 до 1600 грн.

Также на 10--15 копеек за литр снизились цены на мелкооптовые партии бензина, поставляемые на АЗС Киева, Крыма и некоторых юго-восточных областей. В то же время розничные цены в целом по Украине пока не падают. По мнению специалистов, владельцы АЗС, уже получившие топливо по сниженной цене, не торопятся менять ценники, ожидая общего подешевения.

По словам Сергея Куюна, уже в конце нынешней--начале следующей недели цены на заправках снизятся на 5--10 копеек. Дальнейшая ситуация будет зависеть от мировых цен на нефть и насыщенности отечественного рынка.

Но даже нынешняя стабилизация и возможное снижение цен на топливо не у всех вызывает оптимизм. По мнению почетного президента ОАО "Укрнафта" Олега Салмина, в преддверии осени -- перед началом полевых работ -- в Украине могут в очередной раз подскочить цены на нефтепродукты. Это будет связано с увеличением спроса на горючее, в первую очередь на дизтопливо.

Сегодняшнюю ситуацию на украинском рынке нефтепродуктов, в частности ощутимый скачок цен, Олег Салмин объяснил тем, что очень долго рынок был переполнен нефтепродуктами. Это позволяло формировать низкие цены. В последнее же время ощущался небольшой дефицит, что повлекло за собой повышение цен. По словам Олега Салмина, это прогнозировалось, однако никто не ожидал, что скачок будет таким резким.

Президент "Укрнафты" считает, что во избежание дальнейшего роста цен необходимо принять меры по соблюдению нефтетрейдерами антимонопольного законодательства, а также, возможно, изменить налогообложение операций с нефтью и топливом. В то же время нынешнюю цену горючего он назвал рыночной и вполне соответствующей стоимости нефти на мировом рынке.

"Facty i kommentarii ". 20-Июнь-2002. Экономика.

2002-06-18

БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ВОДКИ, ПРОДАВАЕМОЙ В НАШИХ МАГАЗИНАХ, -- ПОДДЕЛКА

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

За пять месяцев нынешнего года водки и ликеро-водочных изделий было произведено на 10% меньше, чем за аналогичный период 2001 года. Как сообщил главный экономист государственного концерна "Укрспирт" Владимир Маховка, с января по май 2002 года выпущено 5 млн. 534 тыс. декалитров горячительных напитков, а за такой же период в прошлом году -- 6 млн. 147 тыс. дал. Кроме того, в 2001-м в Украине было произведено ликеро-водочной продукции на 20% меньше, чем годом раньше.

По мнению Владимира Маховки, нынешний спад обусловлен наличием большого количества дешевого фальсифицированного спиртного на отечественном рынке. По подсчетам специалистов, 50--60% алкогольных напитков -- подделка.

Он также отметил, что у легально работающих предприятий есть достаточно ресурсов -- сырья, тары, мощностей -- для наращивания объемов производства, но этому мешают теневики. Дело в том, что фальсификат продается по цене даже ниже себестоимости качественной заводской водки, что делает легальную продукцию неконкурентоспособной.

Кроме того, на снижение объемов производства ликеро-водочных предприятий влияет слабый контроль за выпуском и продажей алкоголя, а также неэффективность борьбы соответствующих органов с нелегальными изготовителями и реализаторами водки. По словам Владимира Маховки, решить данную проблему можно только при более эффективной работе правоохранительных органов и соблюдении законов.

Похоже, что даже введение минимальных розничных цен на алкогольную продукцию не смогло существенно повлиять на теневой водочный рынок. Напомним, что летом прошлого года Кабинет министров Украины принял постановление, согласно которому, пол-литровая бутылка водки, коньяка, виски или другого алкогольного напитка, содержащего 40% спирта, должна продаваться в магазине по цене не менее 5,47 грн. А оптовая цена должна быть не ниже 4,97 грн.

Кстати, многие торговцы все равно ухитряются продавать фальсификат по цене ниже минимально разрешенной. Людям, покупающим определенный сорт водки за 5,5--6 грн., предлагают в "подарок" бутылку пива, банку консервов или другой товар. Таким образом, за водку человек фактически платит 4--5 грн., что ниже разрешенной минимальной цены. Несмотря на запрещение подобных операций, в некоторых магазинах такая "льготная" торговля продолжается.

"Facty i kommentarii ". 18-Июнь-2002. Экономика.

2002-06-15

ЕСЛИ ЦЕНЫ НА ЗАПРАВКАХ НЕ СТАБИЛИЗИРУЮТСЯ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ, В УКРАИНУ ИЗ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ НАЧНУТ ВВОЗИТЬ БОЛЕЕ ДЕШЕВЫЙ БЕНЗИН

Хотя правительство уверяет, что горючее скоро перестанет дорожать

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Основа для нынешнего скачка цен на нефтепродукты закладывалась еще в прошлом году. Как ни парадоксально, но сегодняшнее подорожание горючего во многом связано с предыдущим существенным снижением его цены.

В прошлом году цены на дизтопливо и бензин А-76 снизились в два раза

Если раньше события на мировом рынке нефти очень слабо отражались на положении в Украине, то прошлый год стал исключением: снижение мировых цен на сырье привело к стремительному падению стоимости горючего.

В течение 2001 года нефть на мировом рынке подешевела. Если в первой декаде января прошлого года на Лондонской международной нефтяной бирже цена барреля нефти (баррель -- в переводе с английского "бочка" -- равен 159 литрам) колебалась в пределах 24--26 долларов, то в начале января 2002 года она составляла 19,9--22 доллара. В связи с этим Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), заинтересованная в том, чтобы не допустить подешевения бензина, с большим трудом, но все же убедила Россию, Норвегию и Мексику, которые не входят в мировой нефтяной картель, ввести квоты на добычу нефти. Ведь чем меньше предложение товара, тем выше его цена. Тем более что большинство членов ОПЕК обладают сравнительно легко добываемыми запасами нефти. Ее себестоимость в среднем составляет 5 долларов за баррель.

Правда, Россия недолго соблюдала договоренность. Поняв, что искусственное уменьшение экспорта значительно снижает поступления в бюджет (формируемый в основном за счет средств от продажи природных ресурсов), Россия заявила об увеличении экспорта нефти. Что, кстати, может негативно отразиться на украинском рынке.

Если говорить об Украине, то наш рынок был в прошлом году как никогда стабилен. Более того, постепенно страна из импортера нефтепродуктов начала превращаться в экспортера. В 2001 году импорт дизтоплива составил 669 тыс. тонн (в 2000-м -- 2170 тыс. тонн), бензина -- 540 тыс. тонн (в 2000-м -- 1720).

Одновременно экспорт дизтоплива увеличился по сравнению с прошлогодним почти в три раза и составил 950 тыс. тонн, а бензина -- в 8,5 раза и составил 69 тыс. тонн. Специалисты утверждают, что отечественный рынок наполнился горючим и оно подешевело благодаря тому, что крупнейшие НПЗ были приватизированы российскими компаниями, которые, в свою очередь, заинтересованы в эффективной работе заводов, наполнении рынка и получении прибыли.

В течение прошлого года больше всего снизились цены на самое ходовое горючее. Так, дизтопливо и А-76 подешевели в два раза. Если в начале 2001 года средняя оптовая цена тонны солярки составляла 1914 грн., а 1 октября -- 1415 грн., то уже 31 декабря цена опустилась до 950 грн. То есть за первые девять месяцев тонна дизтоплива подешевела на 499 грн., а за последние три еще на 465 грн. Также незначительно снизилась стоимость и более престижных марок бензина.

Однако с нового года, согласно постановлению правительства, существенно увеличилось налогообложение операций с нефтью, что не могло не отразиться на стоимости горючего. В преддверии повышения налогов в страну ввезли максимальное количество сырья, которого хватило на первые месяцы 2002 года. Еще в начале нынешнего года в комментарии "ФАКТАМ" эксперт консалтинговой компании "ЮПЕКО" Сергей Куюн предупреждал, что, как только кончится горючее, произведенное из сырья, ввезенного до повышения налогов, цены на нефтепродукты начнут расти. Ведь их уже будут делать из более дорогой нефти.

В результате с 25 декабря по 28 февраля стоимость тонны бензина марки Аи-95 в среднем выросла на 3,23%, Аи-92 -- на 3,44%, при этом низкооктановый А-76 подорожал на 11,29%, а дизтопливо -- на 20,21%. А тут еще и мировые цены на нефть стали стремительно расти.

Дальше -- больше. По данным Минтопэнерго, в начале апреля НПЗ повысили цены на светлые нефтепродукты на 5--10% по сравнению с мартовскими. А за май топливо подорожало в среднем на 10--20%. Да и мировая цена на нефть подскочила с 24 до 28 долларов за баррель. В целом за последние несколько месяцев она возросла на 30%. В результате на майском украинском аукционе тонна нефти подорожала с 600 до 838,33 гривни. Естественно, это привело к новому росту цен на отечественное горючее. Сегодня в регионах Украины средняя цена дизтоплива составляет 1,5--1,6 грн. за литр, бензин А-76 стоит 1,45--1,55 грн., бензин А-92 -- 1,8--1,9 грн.
Дефицит топлива нам не угрожает

Еще одной причиной подорожания горючего специалисты называют несоответствие цен нефтепродуктов в Украине и за рубежом. В этих условиях крупным нефтяным компаниям, владеющим НПЗ, выгоднее было продавать продукцию за границу. А так как объемы таких продаж сравнительно невелики, то переработчики были заинтересованы в приближении отечественных цен к зарубежным. Что, кстати, на сегодняшний день уже произошло. Более того, наши цены начинают превышать европейские.

Негативное влияние оказало также повышение Россией с 1 июня экспортной пошлины на нефть. Чиновники, которые раньше отрицали влияние данного фактора, сегодня с этим соглашаются. Как заявил министр экономики и европейской интеграции Александр Шлапак, к резкому скачку цен привел, кроме введения новых экспортных пошлин, отказ России от квот на экспорт российской нефти на рынки Европы. Таким образом, продавать сырье на Запад россиянам стало выгоднее, чем в Украину. Александр Шлапак признал, что скачок цен спровоцировало увеличение налогов для НПЗ, в первую очередь акцизного сбора и НДС.
Что касается прогнозов, то сегодня правительство в очередной раз заявляет: вскоре ситуация стабилизируется. Правда, похоже, что для таких заявлений действительно есть основания.

Нефтеперерабатывающие заводы Украины с января по май 2002 года переработали в 1,6 раза (на 60%) больше нефти, чем за пять месяцев прошлого года. Как сообщил Александр Шлапак, производство бензина за этот период увеличилось на 55%, дизтоплива -- на 60%. Таким образом, дефицит топлива нам не угрожает. А если учесть, что, по мнению специалистов, дальнейшее повышение цен неминуемо приведет к ввозу в страну более дешевых нефтепродуктов из-за рубежа, то и существенного подорожания горючего уже не будет.

Даже министр экономики не исключил возможности стабилизации внутреннего рынка за счет ввоза нефтепродуктов из России и Белоруссии, где они несколько дешевле.
Кстати, Украина является единственной страной, для которой Россия ввела налогообложение НДС нефти и газа. Импортеры также вносят НДС и в украинский бюджет, что увеличивает цену украинских нефтепродуктов по сравнению с российскими и белорусскими.

Более того, по словам Александра Шлапака, в третьем квартале 2002 года цены будут стабильными. На нефтеперерабатывающие заводы Украины планируется поставить свыше 5 млн. тонн нефти, что значительно больше, чем в прошлом году (4,5 млн. тонн). Еще одним фактором, ведущим к стабилизации, Александр Шлапак назвал то, что стоимость нефтепродуктов, продаваемых в Украине, будет существенно выше цены экспортируемого топлива. По его мнению, нефтеперерабатывающим заводам станет выгоднее сбывать нефтепродукты на внутреннем рынке, чем вывозить их.

"Facty i kommentarii ". 15-Июнь-2002. Экономика.

2002-06-13

СОЗДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНСОРЦИУМА ПОЗВОЛИТ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ПРИВЛЕЧЬ 2,5 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"
На днях президенты Украины и России Леонид Кучма и Владимир Путин подписали Соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере. Как сообщали "ФАКТЫ", результатом договоренности должно стать создание консорциума (совместного предприятия) с участием Украины, России и европейских стран.

Это событие вызвало широкий резонанс. В первые же дни после подписания соглашения интерес к созданию консорциума проявили представители целого ряда стран. В частности, президент России Владимир Путин, Президент Украины Леонид Кучма и федеральный канцлер ФРГ Герхард Шредер подписали совместное Заявление о сотрудничестве в использовании магистральных газопроводов, проходящих по территории Украины, для обеспечения бесперебойных поставок газа в европейские страны.

Как заявил Герхард Шредер, создание консорциума позволит обеспечить надежность энергогазоснабжения в Европе. К участию в предприятии будут привлекаться немецкие газовые компании. Он назвал принятое решение блестящим и очень важным для экономики европейских стран. По его словами, это поднимет энергосистему Германии на новый уровень, обеспечит повышение безопасности энергоснабжения всей Европы, и, в частности ФРГ, а также бесперебойные поставки газа по разумным ценам.

Президент Украины Леонид Кучма считает, что создание совместного предприятия по управлению и развитию газотранспортной системы Украины -- выгодное решение не только для нашей страны и России, но и для Европы. По его словам, консорциум при сравнительно небольших капиталовложениях позволит увеличить пропускную способность отечественного газопровода в полтора раза.
Не останутся в стороне от создания консорциума и Соединенные Штаты. Как заявил посол США Карлос Паскуаль, американская сторона намерена детально ознакомиться с аспектами украино-российских договоренностей и готова оказать техническую помощь проекту. При этом посол отметил, что схема транспортировки голубого топлива в Европу должна включать участие и производителя газа (России), и транзитного государства (Украины), и поставщиков.

Кроме того, по словам президента России Владимира Путина, создание международного консорциума позволит в ближайшее время привлечь для реконструкции газотранспортной системы Украины 2,5 миллиарда долларов. Владимир Путин отметил, что в течение 10 лет для обеспечения бесперебойных поставок газа в европейские страны будет привлечено до 15 миллиардов долларов. Ведь 90% российского газа экспортируется через территорию Украины.

А министр развития Греции Апостолос Тсохатзопулос отметил, что его страна также желает участвовать в создаваемом консорциуме. Более того, Греция предлагает украинским предприятиям принять участие в строительстве соединительного газопровода между Турцией и греческой границей для транспортировки природного газа в Южную Европу.

Кстати, как сообщил министр топлива и энергетики Украины Виталий Гайдук, этот газопровод является продолжением трубопровода Тебриз (Иран)--Анкара (Турция). Его стоимость составляет около 300 миллионов долларов, а протяженность -- 280 километров.

Также министр заявил, что в связи с подписанием соглашения о создании консорциума Украина уже сейчас может увеличить объем транспортировки газа приблизительно на 20 млрд. кубометров. Именно столько газа Россия планировала направлять в Европу по обходным трубопроводам.
Как известно, мощность газотранспортной системы Украины составляет около 170 млрд. кубометров. В настоящее время мы способны обеспечить транзит 140 млрд. кубометров. Для транспортировки еще 30 млрд. кубометров проводится достройка компрессорных станций. В страны Европы Украина направляет около 122 млрд. кубометров газа.

"Facty i kommentarii ". 13-Июнь-2002. Экономика.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО ВСКОРЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН СТАБИЛИЗИРУЮТСЯ И, ВОЗМОЖНО, ДАЖЕ НАЧНУТ СНИЖАТЬСЯ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Уже второй месяц в Украине напряженная ситуация с горючим. И хотя дефицита не наблюдается, цены неуклонно растут. Во второй половине мая--начале июня оптовые цены на нефтепродукты в Украине выросли в среднем на 30--35%. Как уже сообщали "ФАКТЫ", специалисты связывают это с подорожанием нефти на мировом рынке. За полтора месяца цена сырья увеличилась на 44%. Если в конце апреле тонна нефти стоила 90 долларов, то сегодня -- 160 долларов.

Также нынешняя ситуация в Украине связана с ремонтом на некоторых отечественных нефтеперерабатывающих заводах, а также существенным повышением экспортных пошлин на нефть, ввозимую в нашу страну из России.

Однако, как заявил вице-премьер-министр Украины Леонид Козаченко, в ближайшее время цены на нефтепродукты стабилизируются и, возможно, снизятся. По его словам, для этого правительство делает все возможное.

При этом вице-премьер считает, что цены все равно не опустятся до прежнего уровня. Стоимость дизельного топлива и бензина А-76 будет выше прежней приблизительно на 25%, отметил Леонид Козаченко.

А по данным экспертов, рост цен на горючее уже приостановился. Объясняется это тем, что за первую неделю июня на украинские НПЗ было поставлено на 77 тысяч тонн нефти больше, чем за аналогичный период мая. Хотя о скором снижении цен специалисты пока не говорят. Более того, не исключено, что до полной стабилизации и начала уменьшения цен на топливо пройдет еще несколько недель.

"Facty i kommentarii ". 13-Июнь-2002. Экономика.

2002-06-12

РОССИЯ НЕ БУДЕТ СТРОИТЬ ГАЗОПРОВОД В ЕВРОПУ В ОБХОД УКРАИНЫ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Долгие годы главной точкой соприкосновения и в то же время яблоком раздора в отношениях между Украиной и Россией остается газ. В частности, его экспорт через нашу газотранспортную систему в Европу. Недавно Россия, обвинив Украину в несанкционированном отборе и реэкспорте газа, начала форсировать переговоры о строительстве газопровода в обход нашей страны. Однако инициатива северных соседей натолкнулась на несогласие Польши вести газопровод через их территорию.

Похоже, что на днях решение спорного вопроса сдвинулось с мертвой точки. Во всяком случае первый вице-премьер-министр Украины Олег Дубина заявил, что проблемы газовой трубы в обход Украины больше не существует. В соответствии с заявлением о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере между Украиной и Россией, подписанном Леонидом Кучмой и Владимиром Путиным, должен быть создан консорциум (совместное предприятие), в котором готовы участвовать, по предварительной договоренности, Италия, Германия и Франция. Но Соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере должно еще пройти процедуру парламентской ратификации. Условия создания консорциума, отметил Олег Дубина, приемлемы и для Украины, и для России.

Тем временем в Украину из Туркменистана поступает значительно больше голубого топлива, чем необходимо нашей стране. По мнению специалистов, это может иметь негативные последствия. Уже сейчас возникают трудности с хранением топлива.

По прогнозам председателя правления НАК "Нефтегаз Украины" Юрия Бойко, до конца года избыток природного газа в Украине составит около 6 миллиардов кубометров. Впервые за десятилетие сложилась ситуация, когда к 1 июня в хранилищах находилось около 7 миллиардов кубометров газа, из которых около 5 миллиардов кубометров поставлены Туркменистаном.

Как ранее сообщали "ФАКТЫ", НАК "Нефтегаз Украины" заключил с Туркменистан контракт о закупке в 2002 году 34 млрд. кубометров газа. Однако из-за относительно теплой зимы на отопление было израсходовано значительно меньше газа, чем планировалось. Кроме того, теплоэолекростанции использовали больше уголь, чем газ.

Во время недавнего визита в Туркменистан украинская делегация обратилась к Ашхабаду с просьбой ограничить годовую квоту поставок туркменского газа 30 миллиардами кубометров. Ведь за поставляемый, хоть и не используемый, газ придется платить. Но туркменская сторона настаивает на строгом выполнении контракта.

В то же время, как заявил Юрий Бойко, Украина не может продать лишний газ в третьи страны. Такие действия, по мнению россиян, будут являться реэкспортом, а по договоренностям с "Газпромом" "Нефтегаз Украины" не имеет на это права. Глава Национальной акционерной компании не согласен с этими условиями, ссылаясь на то, что ранее наша страна свободно продавала 1,5 миллиарда кубометров газа, в том числе собственной добычи. По его словам, только экспорт может решить проблему излишков топлива. Всего же Украине в 2002 году необходимо 78 млрд. кубометров газа. Из них 18 млрд. кубометров -- газ собственной добычи, 34 млрд. -- газ, поставляемый в Украину из Туркменистана, 26 млрд. -- газ, которым Россия, будет рассчитываться за услуги транзита российского газа по территории Украины в 2002 году.


"Facty i kommentarii ". 12-Июнь-2002. Экономика.

ДО КОНЦА ИЮНЯ ЦЕНЫ НА ЗАПРАВКАХ ВЫРАСТУТ ЕЩЕ НА 15 ПРОЦЕНТОВ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

"ФАКТЫ" уже сообщали о тревожной ситуации на рынке нефтепродуктов. Напомним, что за последний месяц бензин подорожал примерно на 30 процентов. И похоже, что в ближайшие дни ждать снижения стоимости горючего не приходится.

Несмотря на заявления членов правительства о скорой стабилизации цен, нефтетрейдеры прогнозируют, что нефтепродукты до конца июня подорожают еще на 15 процентов. Вместе с тем аналитики не исключают, что рост цен может остановиться при условии, если правительство и владельцы отечественных НПЗ заключат соглашение о сдерживании резкого увеличения отпускных цен непосредственно на заводах. Производители топлива в своих прогнозах высказываются гораздо осторожнее и никаких конкретных цифр не называют.

По данным специалистов, на этой неделе увеличивались оптовые и розничные цены на нефтепродукты. При этом рост оптовых цен был более динамичным. Как ранее сообщал "ФАКТАМ" эксперт топливного рынка Сергей Куюн, это связано с тем, что в конце 2001 года и в первом квартале 2002-го горючее резко подешевело, и нынешний подъем цен восполняет прежний спад. Влияют также рост стоимости нефти на мировом рынке и сезонное повышение спроса. Как правило, в летние месяцы потребление горючего существенно возрастает.

Трейдеры считают, что в июне на стоимость нефтепродуктов будет в основном влиять цена сырья. Если раньше подорожание бензина связывали с его дефицитом из-за остановки нескольких нефтеперерабатывающих заводов на плановый ремонт и увеличением экспортных отгрузок, то сейчас все зависит от цены, по которой нефть поставляют на завод. В то же время эксперты не связывают ценовые всплески на отечественном нефтерынке с повышением Россией с 1 июня пошлин на нефть с 9,2 до 20,4 доллара за тонну.

В свою очередь правительство планирует в ближайшие дни стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов. Во всяком случае об этом заявил премьер-министр Украины Анатолий Кинах. Он отметил, что подорожание топлива было объективной реакцией на повышение мировых цен на нефть. Он также считает, что сегодня угрозы дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке нет. Кроме того, Кабмин пытается создать конкурентные условия и не допустить, чтобы рост цен на горючее был спекулятивным из-за использования коммерческими структурами своего монопольного положения.

"Facty i kommentarii ". 12-Июнь-2002. Экономика.

2002-06-11

УКРАИНА И РОССИЯ ДОГОВОРИЛИСЬ ЖЕСТКО КОНТРОЛИРОВАТЬ ПОСТАВКИ ГАЗА И НЕ ДОПУСКАТЬ НЕЗАКОННОЙ ПЕРЕПРОДАЖИ ТОПЛИВА В ЕВРОПУ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"
Одной из самых сложных проблем в отношениях между Украиной и Россией являются долги за поставки российского газа в нашу страну. По мнению специалистов, проблема заключается в отсутствии счетчиков газа на украинской границе. В связи с этим в рамках договоренностей президентов Украины и России на днях прошла встреча председателя Государственной таможенной службы Украины Николая Каленского с главой Государственного таможенного комитета Российской Федерации Михаилом Ваниным.
Как уже сообщали "ФАКТЫ", в сентябре 2000 года по инициативе украинской таможенной службы была разработана временная схема взаимодействия центральных энергетических таможен нашей страны и России. Однако схема требует доработки, чтобы обеспечить полный контроль за перемещением энергоресурсов и не допустить их незаконной продажи за рубеж Украины. В результате была достигнута договоренность о внедрении жесткой системы контроля и учета поставок газа. Также был подписан договор об обмене информацией о перемещении грузов через границу, что позволит уже в ближайшем будущем ликвидировать схемы незаконного выкачивания денег из отечественного бюджета путем возврата НДС.

По статическим данным, Россия на сегодняшний день является самым крупных торговым партнером Украины. В 2001 году товарооборот между Украиной и Россией составил 9,5 миллиарда долларов, или 30 процентов всего внешнего товарооборота нашей страны, основном за счет поставок российского газа.

"Facty i kommentarii ". 11-Июнь-2002. Экономика.

2002-06-08

СИЛЬНЫЕ ДОЖДИ МОГУТ УНИЧТОЖИТЬ В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ УРОЖАЙ ЗЕРНОВЫХ

Из-за весенних заморозков и засухи уже погибло около 1,5 миллиона гектаров посевов

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Еще две недели назад из-за сухой и жаркой погоды на полях гибли хлеба. Как сообщали "ФАКТЫ", к середине мая засуха уничтожила 138 тысяч гектаров посевов зерновых, еще 928 тысяч гектаров находились в критическом состоянии. За прошедшую неделю во многих регионах положение почти не изменилось. В частности, как заявил министр агропромышленного комплекса Крыма Сергей Дроботов, из-за засухи к 1 июня на полуострове уже погибло более 134 тысяч гектаров зерновых культур. Кроме того, в критическом состоянии оказалось еще почти 118 тысяч гектаров посевов.

В целом на сегодняшний день убытки аграриев Крыма составили 130,3 миллиона гривен, а ущерб от недобора урожая -- более 370 миллионов гривен. Сейчас, благодаря прошедшим дождям, ситуация на полях улучшилась. Однако, как сообщил вице-премьер-министр Украины Леонид Козаченко, пока еще рано давать прогнозы относительно урожая. Хотя он признал, что в 2002 году будет собрано меньше зерна, чем в 2001 году. Засуха сильно повредила всходы, подобной ситуации в Украине не было больше десяти лет. По словам Леонида Козаченко, в целом по стране уже погибло около 1,5 миллиона гектаров посевов различных культур. Кстати, по мнению некоторых специалистов, если сильные дожди продлятся еще неделю, это также может привести к гибели посевов в некоторых регионах.

"Facty i kommentarii ". 08-Июнь-2002. Экономика.

2002-06-05

В БЛИЖАЙШИЕ ДВЕ НЕДЕЛИ БЕНЗИН МОЖЕТ ПОДОРОЖАТЬ ЕЩЕ НА 10--20 КОПЕЕК

Затем цены должны вернуться на нынешний уровень

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Несмотря на неоднократные заверения представителей власти в том, что из-за роста мировых цен на нефть бензин в Украине не подорожает, стоимость нефтепродуктов продолжает расти.

Кроме того, с 1 июня Россия повысила экспортную пошлину на нефть с 9,2 до 20,4 доллара за тонну. Хотя чиновники, как и раньше, утверждают, что это не отразится на отечественном рынке. В частности, министр экономики и европейской интеграции Украины Александр Шлапак заявил, что повышение Россией экспортной пошлины на нефть существенно не повлияет на рынок нефтепродуктов в Украине.

Сегодня нам поставляют нефть российские компании, владеющие украинскими нефтеперерабатывающими заводами. Они имеют возможность продавать нефтепродукты на внутреннем рынке по такой цене, чтобы быть конкурентоспособными. По словам Александра Шлапака, Украина договорилась с Россией о поставках 16 миллионов тонн нефти в год, и правительство настаивает на том, чтобы эта договоренность была соблюдена. Тогда удастся избежать дефицита сырья на отечественных НПЗ.

Министр отметил, что украинское правительство больше тревожит повышение (с 24 до 28 долларов за баррель) мировой цены на нефть. В результате на последнем украинском аукционе тонна нефти подорожала в среднем на 35% -- до 838,33 гривни. Естественно, это может вызвать повышение цен на отечественные нефтепродукты.

В то же время премьер-министр Украины Анатолий Кинах заявил, что на стоимость горючего в Украине влияет и обострение ситуации на Ближнем Востоке, а также тот факт, что Ирак уже месяц не поставлял нефть на мировые рынки. Однако правительство не допустит резких скачков цен на нефтепродукты.

При этом премьер-министр напомнил, что несколько лет назад основные нефтеперерабатывающие предприятия Украины практически не работали, поэтому правительство было вынуждено принять решение о ввозе в Украину готовых нефтепродуктов. Ситуация изменилась после приватизации нефтеперерабатывающей отрасли.

По словам Анатолия Кинаха, в 2001 году на украинских предприятиях было переработано вдвое больше нефти, чем в 2000-м. Это позволило не только полностью насытить отечественный рынок, но и экспортировать нефтепродукты. Правительство и сейчас не планирует регулировать стоимость топлива административными методами. Для стабилизации цен будут создаваться экономические, рыночные условия.

Несколько другое мнение высказал "ФАКТАМ" эксперт топливного рынка Сергей Куюн:

-- Есть две причины, повлиявшие на нынешний рост стоимости нефтепродуктов. Первая -- это подорожание нефти на мировом рынке, которое продолжается уже несколько месяцев. За последний месяц цены выросли примерно на 30 процентов. Учитывая этот фактор, поднимает цену и Россия -- главный поставщик сырья на украинский рынок. Вторая причина состоит в том, что на Надвирнянском и Херсонском нефтеперерабатывающих заводах сейчас проводится профилактический ремонт и они временно не работают в полную мощность.

Бензин в Украине подорожал примерно на столько же, на сколько увеличилась стоимость нефти на мировом рынке. Но в ближайшие две недели можно ожидать очередного повышения цен на нефтепродукты примерно на 10 процентов. Даже если стоимость нефти не изменится, топливо подорожает из-за возникшего ажиотажа и незначительного недостатка высокооктанового бензина. Затем цена должна снизиться до нынешней величины. Дело в том, что уже сейчас в Украину направляют партии нефтепродуктов из Литвы, и в течение нескольких недель рынок будет наполнен.

P.S. Как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на опрос 35 ведущих аналитиков топливного рынка, мировые цены на нефть снизятся после того, как Россия и Норвегия вернутся к прежним объемам экспорта нефти. Это может произойти во второй половине нынешнего года. По мнению экспертов, средняя цена нефти в 2002 году составит 23 доллара за баррель. Это на 6,7% ниже, чем в 2001 году (28,53 доллара за баррель).

"Facty i kommentarii ". 05-Июнь-2002. Экономика.

2002-06-04

РЕЗКИЙ РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН ПРОДЛИТСЯ ЕЩЕ ДВЕ НЕДЕЛИ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

В течение мая нефтепродукты в Украине подорожали в среднем на 10--20%. И этот процесс продолжается. По мнению экспертов, цены будут расти еще полторы-две недели. Это обусловлено двумя важнейшими причинами: подорожанием нефти на мировом рынке и некоторым дефицитом горючего в стране.

Так, мировая цена на нефть подскочила с 24 до 28 долларов за баррель (баррель -- в переводе с английского "бочка" -- равен 159 литрам). А в целом за последние несколько месяцев она возросла на 30%. В результате на последнем украинском аукционе тонна нефти подорожала с 600 до 838,33 гривни. Естественно, это может вызвать дальнейшее повышение цен на отечественные нефтепродукты.
Кроме того, в Украине возник дефицит топлива из-за проведения ремонта на некоторых отечественных нефтеперерабатывающих предприятиях. Поэтому не исключено, что в ближайшие две недели цены на горючее вырастут еще примерно на 10%.

Затем, по мнению аналитиков, стоимость бензина, скорее всего, постепенно снизится до нынешнего уровня, так как ожидается поступление в Украину крупных партий нефтепродуктов из Прибалтики. В течение нескольких недель рынок наполнится относительно дешевым бензином.
Более подробно о ситуации на отечественном топливном рынке и принимаемых правительством мерах по стабилизации цен на горючее читайте в завтрашнем номере "ФАКТОВ".

"Facty i kommentarii ". 04-Июнь-2002. События и факты.

2002-06-03

ВСКОРЕ НА АВТОРЫНКАХ МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ МАШИНЫ, ПОБЫВАВШИЕ ПОД ВОДОЙ ВО ВРЕМЯ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ В ЕВРОПЕ

Водителям они принесут массу неприятностей

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Недавний потоп нанес огромные убытки жителям Европы. Повреждены тысячи домов и машин. Но, поскольку в западных странах практически все имущество застраховано, люди обязательно получат компенсации. Однако возникает вопрос: куда девать "подмоченное" добро, в частности автомобили?

Можно не сомневаться, что европейцы начнут дешево продавать свои транспортные средства, побывавшие в воде и сейчас наш авторынок заполнится трех-, пятилетними престижными иномарками, причем стоить они будут относительно недорого. Однако специалисты считают, что эти прогнозы несколько преувеличены. Дело в том, что сегодня количество таких автомобилей, ввезенных и выставляемых на продажу, существенно превышает число потенциальных покупателей. Чаще всего в Украину поступают дешевые автомобили после аварии. Здесь их ремонтируют и продают. Но, по словам экспертов, стоимость ремонта "подмоченной" машины гораздо выше, чем просто попавшей в аварию и требующей замены нескольких деталей и рихтовки кузова. Ведь в ней обязательно нужно менять электрику и электронику, а это стоит очень дорого. Да и остальные агрегаты наверняка требуют ремонта.

Кроме того, необходимо учесть, что стоимость "растаможки" подержанных иномарок в Украине довольно высокая и в основном зависит от объема двигателя, а не от состояния машины. А суммы таможенных платежей за невредимую, побитую или побывавшую в воде машину одних и тех же моделей и годов выпуска отличаются незначительно. Если же к этим расходам добавить стоимость капитального ремонта, то выходит, что "послепотопные" машины просто невыгодно ввозить в страну.

Хотя не исключено, что некоторые дельцы все-таки станут привозить такие автомобили, делать косметический ремонт, рассчитанный на несколько километров пробега, и выставлять на продажу. Естественно, рассчитывать они будут на неопытных, начинающих автомобилистов, имеющих мало денег, но мечтающих о "навороченной" иномарке с полным "фаршем". Естественно, что автомобили, которые на некоторое время из наземного транспорта превратились в водный, а то и подводный, и все же попали на наш рынок, могут преподнести множество неприятных сюрпризов своим новым владельцам.

В связи с этим "ФАКТЫ" проконсультировались с экспертами нескольких предприятий,
занимающихся диагностикой и ремонтом машин. Все они сошлись во мнении, что сейчас люди, которым предлагают почти новую иномарку по довольно низкой цене, перед тем как платить деньги, должны тщательно ее осмотреть. И лучше всего привлечь для этого специалиста. В первую очередь нужно обратить внимание на следующие детали и агрегаты.

Кузов

Именно на него в первую очередь падает взгляд покупателя. Если поверхностный осмотр не
вызвал никаких подозрений, стоит залезть в самые отдаленные и укромные уголки и по
возможности под обшивку, где обязательно должны остаться следы влаги или коррозия. Можно также заглянуть под коврики на днище и тщательно осмотреть багажник, передвинув все его содержимое. Дело в том, что уже через месяц-два после затопления в этих местах обязательно появится ржавчина, и бороться с ней практически невозможно.

Электропроводка и электроника

Еще со школьной скамьи все знают, что электричество и вода несовместимы. Учитывая то, что автомобили долгое время находились в воде, даже тщательное их высушивание может не уберечь электрику от короткого замыкания или даже возгорания. В проводах остается влага, а клеммы и соединения окисляются и со временем начинают коротить. Особую опасность остатки воды представляют для бортовых компьютеров и электроники. Эта техника довольно нежная, и малейшее нарушение параметров может привести к сбоям контрольной аппаратуры и, как следствие, созданию аварийной обстановки.

Тормозная система

По ней эксперт или даже опытный водитель сможет с большой долей вероятности установить, была ли машина утоплена. Если была, то тормозные диски и приводы подвергнутся коррозии. Естественно, что слишком ярко выраженный след колодок на диске, покрытом толстым слоем ржавчины, должен вызвать подозрение.

Подвеска

При ее осмотре особое внимание следует обратить на состояние смазки. Даже на глаз можно определить, была ли машина под водой. В этом случае смазка вымывается и меняет цвет и состав. Если в масло попала влага, при движении будут слышны характерные шумы и скрипы из рулевых наконечников, шаровых опор, пружин и так далее.

Двигатель

Если внешне мотор выглядит идеально, это еще не значит, что он будет нормально работать. Учитывая нынешнее разнообразие всевозможной автокосметики и антикоррозионных средств, лицевую часть двигателя можно выдраить до блеска. Однако на самом деле внешний лоск должен насторожить. Мотор машины, которая в последние время действительно ездила, будет покрыт ровным слоем обычной дорожной пыли. Если вода попала в двигатель через выхлопную трубу или просто через верх, без капитальной чистки, перебора, а то и ремонта не обойтись.

P.S. Стоит отметить, что, по мнению специалистов, человек, купивший себе автомобиль в
затопленной Европе, заплатив при ввозе в Украину необходимые налоги и сборы,
отремонтировав все системы, агрегаты и электронику и полностью сменив смазку, в конце
концов придет к выводу, что за эти деньги можно купить такую же машину, но без "мокрого" прошлого.

"Facty i kommentarii ". 03-Сентябрь-2002. Экономика.