2000-06-21

ГЕРМАНИЯ ЗАТЯГИВАЕТ С РЕШЕНИЕМ ВОПРОСА О ВЫПЛАТАХ КОМПЕНСАЦИЙ ОСТАРБАЙТЕРАМ

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

"ФАКТЫ" неоднократно сообщали о том, что Германия согласилась выплатить компенсации бывшим подневольным рабочим. Но похоже, что деньги в ближайшее время выплачивать не будут.

Напомним, что в марте после очередного раунда переговоров Германия согласилась направить на непосредственные разовые компенсационные выплаты жертвам нацизма 8,25 млрд. немецких марок из средств фонда "Память, ответственность и будущее", создаваемого за счет равных взносов федерального бюджета и немецких предприятий.

При этом наша страна должна получить 1млрд. 724 млн. немецких марок. Согласно договоренностям, узникам концлагерей и гетто предполагается выплатить до 15 тыс. марок на человека, а остарбайтерам, работавшим в промышленности, -- до 5 тыс. марок, в зависимости от условий труда. Национальные фонды будут выплачивать компенсации и подневольным сельхозрабочим. Предварительно согласованный размер выплат -- 1 тыс. немецких марок.

Чтобы начать выплаты, парламент Германии должен принять соответствующий федеральный закон. Однако, несмотря на заявления о том, что выплаты должны быть произведены как можно скорее, немецкая сторона затягивает решение этой проблемы, сообщил глава международного движения жертв нацизма стран СНГ и Балтии Владимир Литвинов.

По его словам, в ходе открытых слушаний по вопросам выплат жертвам нацизма, прошедших на минувшей неделе в Германии, было рассмотрено четыре проекта закона о фонде "Память, ответственность и будущее", средства которого пойдут на выплаты лицам, вывезенным на принудительные работы в Германию в годы Второй мировой войны.

Однако, по мнению Владимира Литвинова, все законопроекты "непоследовательные и спорные". В частности, в них содержится норма, которая "растянет выплаты на неопределенное время". Согласно данной норме, деньги не смогут получить те, кто привлекался к сельхозработам, был угнан в Германию в возрасте до 12 лет или родился в плену.

Такая формулировка не устраивает украинскую делегацию, которая настаивает на "правовой определенности". По словам Владимира Литвинова, деньги нужно выплачивать либо всем жертвам нацизма, либо исключать из проекта закона перечисленные выше категории лиц и "вести переговоры по ним отдельно".

Свою позицию украинская делегация будет отстаивать на следующей неделе в Варшаве, где пройдет рабочая встреча представителей стран, участвующих в переговорах о выплатах остарбайтерам.

Между тем заместитель председателя правления Украинского национального фонда "Взаимопонимание и примирение" Степан Косяк сообщил, что 12 июня на очередном раунде переговоров в Вашингтоне между Германией и США о выплате компенсаций жертвам нацизма стороны достигли предварительной договоренности о прекращении приема американскими судами исков к немецким компаниям по выплатам компенсаций остарбайтерам.

Напомним, что по данным фонда "Взаимопонимание и примирение", в Украине проживает 610 тыс. бывших узников нацизма.

"Facty i kommentarii ". 21-Июнь-2000. Экономика.

2000-06-19

МЕЛКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ СЧИТАЮТ, ЧТО НОВЫЙ ЗАКОН О КАССОВЫХ АППАРАТАХ ПОГУБИТ ИХ БИЗНЕС

А представители Налоговой администрации полагают, что он поможет защитить права потребителей

Роберт ВАСИЛЬ,
Сергей КУРГАН,
Лилия ПОВОЛОЦКАЯ
"ФАКТЫ"

Законопроект, предусматривавший установку кассовых аппаратов на рынках и в общественном транспорте, наделал много шума в среде мелких предпринимателей. Демонстрации, пикеты и забастовки с требованием отменить или хотя бы отсрочить введение закона в действие прокатились по всей стране. И Верховная Рада на прошлой неделе пошла им навстречу, согласившись отложить нововведения до нового года.

Тем временем дискуссия о целесообразности данного закона продолжается. Заинтересованные лица в этом споре -- не только налоговики и предприниматели, но и все жители Украины, приобретающие товары на рынках. Именно их интересы должны быть защищены при помощи более жесткого контроля за продавцами. Поэтому сегодня мы решили познакомить читателей с аргументами сторон, предоставив возможность высказаться представителям государственных органов, отстаивающим права потребителей и предпринимателей, а также Налоговой администрации.

Без кассового чека покупатель практически лишен возможности отстоять свои права
Начальник управления по защите прав потребителей в сфере обслуживания Госстандарта Украины Владислав Ермаков уверен, что такой закон необходим, так как, покупая товары на рынке, отечественный потребитель не защищен от недобросовестного торговца:

-- В соответствии с законом о защите прав потребителей, продавец или тот, кто предоставляет платные услуги, обязан выдать покупателю товарный чек, кассовый чек или любой другой документ, подтверждающий факт совершения акта купли-продажи. Это нужно для того, чтобы в случае приобретения некачественного товара он мог обратиться к продавцу и заменить товар на другой или же получить обратно деньги. А в случае отказа продавца удовлетворить его требования -- обратиться в суд.

Без этого документа практически невозможно отстоять права потребителей. А, к сожалению, эта проблема сейчас весьма актуальна. Ведь сегодня на наших рынках продается огромное количество некачественных, сфальсифицированных, контрабандных товаров. Поэтому наш комитет, обязанный защищать права потребителей, выступает за то, чтобы кассовые аппараты использовались на рынках. И это не наша выдумка, а мировая практика. В Италии, например, на любом рынке вам при покупке выдадут чек.

Конечно, введение кассовых аппаратов связано с определенными трудностями. Во-первых, нужно наладить производство небольших кассовых аппаратов. Но я считаю, что наша промышленность способна справиться с этой задачей. Во-вторых, конечно, продавцам придется потратиться на их приобретение. Эти затраты отразятся на стоимости продукции и, в конечном итоге, на потребителе. Но все же мы считаем, что эта мера необходима.

-- Сейчас говорят о компромиссном варианте: кассовые аппараты не вводить, а продавцов обязать выдавать покупателю чеки, выписанные от руки.

-- Такой вариант возможен, но лишь как промежуточный, на первых стадиях реализации закона, пока продавцы не обзаведутся кассовыми аппаратами. Ведь не могут же все одновременно их приобрести. А в наши планы не входит полностью задавить предпринимателей. Мы лишь обязаны отстоять права потребителей.

Против введения расчетных книжек протестуют те продавцы, которые не могут поручиться за свой товар
Начальник Управления по организации контроля за расчетами с потребителями Государственной налоговой администрации Украины Сергей Нимченко разъяснил, что тем, кто перешел на упрощенные формы учета и отчетности (фиксированный, единый налог, специальный торговый патент), покупать кассовый аппарат не нужно:

-- Для этих налогоплательщиков закон предусматривает введение расчетных книжек. Это маленькие книжки (по формату -- не больше плейера), представляющие собой сшитые квитанции, разделенные перфорацией на две части. Каждая часть -- это бланк, в который продавец заносит сведения о покупке. Одна часть остается у продавца, другая выдается покупателю. Что-то вроде рукописного чека. Причем, предполагается, что в случае, если покупка не превышает некую сумму (эта сумма в настоящий момент определяется), чек выписывается только по желанию покупателя.

Покупателю нужно дать возможность защитить свои права. Ведь если сегодня вы купите на рынке кроссовки, а через неделю у них отпадет подошва, вы придете на рынок к продавцу и скажете: "Ваш товар бракованный. Верните мне деньги". А он ответит, что впервые вас видит. Как вы сможете доказать, что купили кроссовки именно у него? Да никак. А если, не дай Бог, вы купите некачественный продукт, которым отравится ваш ребенок...

Другое дело, когда продавец по вашей просьбе должен будет выписать чек. Тогда вы сможете предъявить его и, в соответствии с Законом "О защите прав потребителя", вернуть свои деньги или же заменить купленную вещь на другой товар. Зная, что покупатель сможет себя защитить, продавцы станут тщательнее следить за качеством своего товара. Кому от этого будет хуже? По-моему, против введения таких книжек протестуют только те продавцы, которые не могут поручиться за свой товар...

-- Ну и, кроме того, они боятся проверок со стороны налоговых служб. Вы ведь будете проверять правильность ведения этих книжек?

-- Суть такой проверки будет заключаться в том, чтобы обе заполненные продавцом квитанции (одна из которых остается у торговца, а другая выдается покупателю) были идентичны. То есть чтобы сумма, указанная в обоих бланках, совпадала. Кроме того, у предпринимателя на торговом месте, естественно, должна быть эта книжка.

-- А в случае ее отсутствия?

-- Книжки будут использоваться как документ, свидетельствующий об оборотах налогоплательщика. Ведь законы, касающиеся упрощенной системы налогообложения, предусматривают, что перейти на единый или фиксированный налог могут только те, чей оборот не превышает установленной законом суммы.

Отсутствие расчетной книжки будет рассматриваться как грубое нарушение. За это предусмотрен штраф в размере 100 необлагаемых налогом минимумов (1700 гривен). Расчетные книжки регистрируются в налоговой инспекции. Причем, даже после их введения форма бухгалтерского учета не изменится. Если она был упрощенной, то такой и останется.

-- Кто еще имеет право не применять кассовые аппараты?

-- Этот перечень утверждается Кабинетом министров Украины, и он может быть изменен. Однако хочу отметить, что все, кто платит фиксированный или единый налог (для физических лиц -- предпринимателей) или же покупает специальный торговый патент, не обязаны ставить кассовый аппарат.

Будут сделаны и другие исключения. Например, рыночные торговцы, не перешедшие на уплату фиксированного налога и не имеющие стационарного помещения, также не обязаны применять кассовые аппараты.

-- Поговаривают также, что за отсутствие кассового аппарата на предпринимателя будет налагаться штраф в размере 500 необлагаемых налогом минимумов. А это ни много, ни мало -- 8500 гривен...

-- Не за отсутствие аппарата, а за изменение его программного обеспечения. Проще говоря -- за обнуление памяти ЭККА. Как известно, многие предприниматели в конце дня стирают из памяти аппарата сведения о совершенных покупках и вносят в нее меньшие суммы. Таким образом, официальная отчетность свидетельствует, что предприятие работает в убыток, прибыли не получает и, соответственно, не платит налог на прибыль. Естественно, такие действия должны быть наказуемы.

Хочу подчеркнуть, что обнулить память нельзя случайно -- нажатием только одной клавиши. Это сложный и длительный процесс. Решить эту проблему очень просто: если предприниматель не хочет платить штраф, пусть не нарушает закон и не обнуляет память ЭККА.

Еще неизвестно, будет ли работать кассовый аппарат при 20-градусном морозе
Заместитель председателя Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Юлия Футоранская считает, что новый закон ущемляет интересы мелких торговцев и нуждается в существенной доработке:

-- Безусловно, комитет удовлетворен принятием Верховной Радой решения об отсрочке введения закона о кассовых аппаратах до 1 января 2001 года. Это даст возможность центральным органам власти доработать его.

В частности, мы считаем, что постановление об использовании кассовых аппаратов не должно распространяться на субъектов хозяйственного права, которые платят фиксированный или единый налог, или имеют спецпатент.

-- Противостояние со стороны предпринимателей объясняется тем, что они боятся чрезмерного контроля со стороны налоговиков?

-- Даже не это главное. Как правило, люди, для которых единственный источник доходов -- торговля на рынке, не являются специалистами в области учета и финансов. Они не умеют вести бухгалтерский учет и не имеют средств нанять специалистов. Кроме того, почему-то забывают об условиях работы рыночников. Они стоят ежедневно по 8-10 часов под дождем, на морозе.

Что касается введения кассовых аппаратов, то никто не подсчитал, сколько такой аппарат стоит, будет ли он работать при 20-градусном морозе, где взять источник питания. А техника безопасности? При этом закон существенно увеличил размеры штрафных санкций, которые начисляются при малейшем нарушении.

Проблему противостояния предпринимателей сводить до уровня боязни налоговой инспекции нельзя. Здесь комплекс проблем, и если они не будут решены, это может привести в плачевным результатам. Это судьбы человеческие. Да и нельзя забывать, что поступления в доходную часть местных бюджетов на две трети формируются за счет мелких предпринимателей.

-- Сейчас готовится новый Налоговый кодекс. Будет ли в нем урегулирован вопрос о внедрении кассовых аппаратов?

-- Сейчас наш комитет активно работает с депутатами, Кабмином и другими структурами, добиваясь, чтобы в новом Налоговом кодексе были учтены интересы предпринимателей. Особое внимание уделяется упрощенным системам налогообложения и отчетности.

"Facty i kommentarii ". 19-Июль-2000. Экономика.

2000-06-10

СКОЛЬКО СТОИТ ОБРАТИТЬСЯ В СУД

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Недавно Президент Украины Леонид Кучма подписал закон, которым изменены ставки государственной пошлины, уплачиваемой гражданами при обращении в суд и за осуществление исполнительной надписи. Рассказать об этом подробнее мы попросили заместителя председателя Верховного суда Украины, председателя судебной коллегии по гражданским делам Петра Шевчука.

Подавая иск о расторжении брака, теперь надо заплатить 8 грн. 50 коп.
В гражданском процессе, -- говорит Петр Шевчук, -- государственная пошлина -- это денежный сбор, который человек должен уплатить, подавая в суд исковое заявление или жалобу на неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц, кассационную жалобу, жалобу в порядке судебного надзора, на решения судов. Также необходимо оплачивать выдачу судами копий документов. Все эти средства поступают в местный бюджет и предназначены для частичного покрытия расходов государства, связанных с деятельностью судов.

-- А если человек, подавая заявление в суд, не уплатит госпошлину?

-- Тогда судья не будет рассматривать его дело. Об этом он известит истца и назначит ему срок, в течение которого он обязан уплатить пошлину. Если гражданин вовремя не вносит необходимую сумму, исковое заявление считается не поданным.

-- Расскажите о новых ставках госпошлины.

-- За последние годы ставки государственной пошлины неоднократно менялись. Последние изменения были внесены законом Украины, вступившим в силу 13 мая текущего года. Им были увеличены некоторые необоснованно низкие ставки. К примеру, теперь, обращаясь в суд с иском о расторжении брака, необходимо заплатить 8 грн. 50 коп. (ранее -- 2 грн. 55 коп.), если же брак расторгается повторно, -- 17 грн. (ранее -- 4 грн. 25 коп.). За развод с человеком безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным к лишению свободы на срок не менее трех лет придется внести 3 грн. 40 коп. (ранее -- 51 коп.)

При подаче жалобы на неправомерные действия органов госуправления и должностных лиц необходимо заплатить 3 грн. 40 коп. (ранее -- 85 коп.), а заявления (жалобы) по делам особого производства и по иску неимущественного характера -- 8 грн. 50 коп. (ранее -- 85 коп.).

При этом значительно снижена ставка государственной пошлины по искам имущественного характера: с 5% до 1% от суммы иска, но не менее 3 необлагаемых минимумов доходов граждан (51 грн.) и не более 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (1700 грн.). Эти изменения делают правосудие более доступным, поскольку действовавшая ранее ставка была обременительна для людей, обращающихся с исками о признании права собственности, разделе имущества и т.д.

-- Как определить размер госпошлины?

-- При исчислении государственной пошлины важное значение имеет цена иска -- денежное выражение имущественных претензий. Оно зависит от характера иска. Например, при взыскании денег цена иска определяется их суммой, а в исках об истребовании имущества -- стоимостью этого имущества. Если речь идет о взыскании алиментов, то цена иска определяется совокупностью выплат, но не более чем за год.

По общему правилу, цену иска указывает истец. Судья, решивший, что указанная сумма, к примеру, явно завышена или что определить точную цену иска на момент подачи заявления невозможно, вправе сам ее установить.

-- А как быть, если человек, подавший иск, через какое-то время захочет уменьшить или увеличить его сумму?

-- В случае уменьшения исковых требований, отказа от иска, а также прекращения дела по мировому соглашению лишняя уплаченная человеком часть госпошлины не возвращается. А при увеличении иска недоплаченную сумму пошлины нужно внести одновременно с подачей заявления об увеличении требований. В этом случае суд может отсрочить уплату пошлины.

Человек, предъявивший в суд иск о взыскании зарплаты, освобождается от внесения госпошлины

-- Какие льготы при уплате госпошлины установлены действующим законодательством?

-- Достаточно большой круг людей освобожден от ее уплаты. Достаточно сказать, что в этом перечне -- 41 пункт. Приведу только несколько примеров. От уплаты госпошлины при обращении в суд освобождены люди, подающие иск о взыскании зарплаты или по другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений. Такая же льгота предоставлена по искам о взыскании алиментов, возмещении материального ущерба, который был причинен человеку в результате совершения преступления, нанесения ему увечья или другого повреждения его здоровья, а также в связи со смертью кормильца.

Пошлину не вносит ни одна из сторон, если спор связан с возмещением убытков, причиненных гражданину его незаконным осуждением, привлечением к уголовной ответственности, взятием под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Льготы также могут предоставляться специальным законодательством. К примеру, Закон Украины "О защите прав потребителей" также предусматривает освобождение истца от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.

-- А что делать, если законом не предусмотрены льготы при уплате госпошлины, но у человека нет денег, чтобы платить ее? Может ли в этом случае суд освободить его от судебных расходов?

-- Судья имеет право отсрочить или рассрочить уплату судебных расходов, но только до окончания рассмотрения дела в суде первой инстанции. Причем не более чем на три месяца со дня предъявления иска в суд. Это правило применимо только по отношению к гражданам. Также суд вправе освободить человека от уплаты судебных расходов. Но при этом учитывается и проверяется его материальное положение. Обращаясь в суд с заявлением об отсрочке, рассрочке либо освобождении от уплаты судебных расходов, необходимо предоставить соответствующие документы.

Прежде чем вносить пошлину, следует выяснить реквизиты платежа

-- Как правильно уплатить госпошлину, обращаясь в суд?

-- Государственная пошлина уплачивается по месту рассмотрения и оформления документов и зачисляется в бюджет местного самоуправления. Причем она может быть внесена как наличным, так и безналичным платежом.

Но мы настоятельно рекомендуем людям, прежде чем вносить пошлину, выяснить реквизиты платежа. Дело в том, что многие неправильно перечисляют деньги, из-за чего затягивается рассмотрение их дел, а в некоторых случаях заявления и вовсе не рассматриваются.

Так, например, обращаясь с жалобой на судебное решение в порядке надзора в Верховный суд Украины, пошлину следует перечислять по следующим реквизитам: АППБ "Аваль", МФО 300335, счет 254012, код ЗКПО 02327528, г.Киев, Печерскому райфинотделу. К жалобе на судебное решение необходимо приложить оригинал квитанции.

-- В каких случаях человеку могут вернуть деньги, внесенные им в качестве госпошлины?

-- Госпошлина возвращается, если она была уплачена в большем размере, чем это предусмотрено законодательством, а также если суд отказал в принятии заявления, оставил его без рассмотрения или в иных случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом. Возвращение государственной пошлины ограничено годичным сроком со дня зачисления его в бюджет.

-- В последнее время широко применяется взыскание денег или имущества по исполнительной надписи. Что это такое и в каких случаях она применяется?

-- Исполнительная надпись -- это распоряжение нотариуса о взыскании с должника определенной суммы денег или имущества. Надпись накладывается на документы, подтверждающие задолженность.

Перечень документов, по которым взыскание задолженности проводится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, довольно большой. Поэтому я приведу только некоторые его положения. Это задолженность по нотариально удостоверенным договорам, налоговая задолженность физических лиц, а также вытекающая из отношений, связанных с авторским правом, и так далее.

Хочу отметить, что наложение исполнительной надписи тоже оплачивается государственной пошлиной. Размер ставки -- 1% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества, подлежащего истребованию, но не менее 3 и не более 100 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Если взыскателем или должником является гражданин, исполнительная надпись может быть предъявлена к принудительному исполнению в течение трех лет со дня ее совершения.

"Facty i kommentarii ". 10-Июнь-2000. Экономика.

2000-06-08

РАЗГОВОРЫ О ЗАПРЕТЕ ОБМЕНА РОССИЙСКОГО РУБЛЯ В КРЫМУ И СОЗДАНИИ ВИЗОВЫХ БАРЬЕРОВ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И РОССИЕЙ -- НАМЕРЕННАЯ ЛОЖЬ

Сергей КУРГАН, Роберт ВАСИЛЬ
Владимир КОЛЫЧЕВ (Симферополь)
"ФАКТЫ"

Возможно, банковские обменные пункты будут работать даже в выходные дни
На днях в российских средствах массовой информации появились сообщения о том, что Национальный банк Украины принял решение, которое существенно осложняет обмен российского рубля на украинскую гривню. И именно из-за этого в облюбованном российскими туристами Крыму невозможно обменять валюту. Кроме того, журналисты сообщили, что на полуострове (в частности, в Евпатории) также вводится специальный режим регистрации для россиян. Более того, если верить российским СМИ, то именно Украина инициирует введение визового режима между нашими странами.

Чтобы разъяснить ситуацию, "ФАКТЫ" обратились к специалистам. В пресс-службе Национального банка Украины корреспонденту "ФАКТОВ" сообщили, что, в соответствии с разъяснением, подписанным первым заместителем председателя правления НБУ Анатолием Шаповаловым, запрещено производить аккредитив с валютами 2 и 3 групп (к числу которых и относится российский рубль) обменным пунктам, работающим по агентским соглашениям.

Это решение никак не связано с началом курортного сезона, оно планировалось уже давно. Необходимость такого решения объясняется тем, что контрольным органам очень трудно следить за работой данных пунктов, так как операции в них "непрозрачны". Лишение их права на проведение операций с "мягкими" валютами -- лишь первый шаг, за которым впоследствии, возможно, последует полное их закрытие.

Что же касается банковских обменных пунктов, то они работают в прежнем режиме и никаких изменений в их работе не предвидится. Более того, сейчас крымские банки готовятся перевести свои обменные пункты на более удобный для клиентов график работы. В частности, возможно, они будут работать и в выходные дни. Поэтому российских отдыхающих просят не беспокоиться -- обменять рубли можно без проблем.

Заместитель начальника Управления организации туризма департамента туризма и курортов Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Анатолий Ктитарев сообщил "ФАКТАМ":

-- "Сенсационные " сообщения в некоторых российских СМИ -- это хорошо спланированная кампания по дискредитации украинских курортов. Ведь Россия заинтересована в том, чтобы ее граждане отдыхали на территории страны и, соответственно, не вывозили деньги за границу, в тот же Крым. Причем такие акции проводятся ежегодно. В канун курортного сезона российские СМИ "обнаруживают" в Украине либо загрязнение Азовского моря промышленными отходами, либо эпидемию холеры...

Регистрационный сбор составляет всего 85 копеек

-- Российским туристам, собравшимся на отдых в Крым, беспокоиться нечего, -- заявил "ФАКТАМ" министр курортов и туризма Крыма Александр Таряник. -- Поменять рубли на гривни они спокойно могут в многочисленных обменных пунктах тех банков, которые имеют соглашения с финансистами из России, а таких на полуострове 90%. Кроме того, никаких виз для въезда в Крым от россиян не требуется. Достаточно на украинско-российской таможне предъявить внутренний российских паспорт. Регистрационный сбор, которым российские СМИ так напугали своих сограждан, составляет для организованных отдыхающих всего 85 копеек. В паспортах никаких отметок о нем не делают. Те же, кто приезжает на отдых самостоятельно, процедуру регистрации могут пройти в удобное для них время. С привлечением посредников она обойдется не более чем в 6--7 грн. Но пройти регистрацию нужно обязательно, чтобы избежать уплаты штрафа (который составляет 85 грн.) при выезде.

Кстати, Александр Таряник отметил, что российские туристы ежегодно приносят Крыму 250 миллионов гривен -- около четверти финансовых поступлений автономной республики.

В свою очередь, мэр Евпатории Андрей Даниленко опроверг публикации в некоторых украинских и российских СМИ о введении городскими властями специальной регистрации для россиян, приезжающих на отдых в Евпаторию. Мэр пояснил, что местные власти не имеют права вводить какие-то свои процедуры регистрации отдыхающих, и правоохранительные органы за этим пристально следят. Андрей Даниленко также отметил, что порядок регистрации курортников, не являющихся гражданами Украины, регламентирован законодательством нашей страны и остается неизменным уже несколько лет.

Что касается сообщений об инициативе Украины ввести визовый режим с Россией, то начальник пресс-службы Министерства иностранных дел Украины Игорь Грушко заявил, что ни о каких визах с Российской Федерацией речь не шла и не идет. В будущем, во избежание неконтролируемой миграции и проникновения криминалитета, планируется ввести практику поездок граждан по заграничным паспортам или документам, имеющим международный уровень защиты. Однако этот процесс рассчитан на несколько лет. Таким образом, в настоящее время граждане России и Украины могут, как и прежде, пересекать российско-украинскую границу по заграничным и внутренним паспортам, а также другим документам, предусмотренным межправительственным соглашением о безвизовых поездках.

"Facty i kommentarii ". 08-Июнь-2000. События и факты.

2000-06-06

ШЕСТИКРАТНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ РОССИЕЙ АКЦИЗНЫХ СТАВОК НА БЕНЗИН НЕ ПРИВЕДЕТ К ПОДОРОЖАНИЮ ГОРЮЧЕГО В УКРАИНЕ?

Сергей КУРГАН
"ФАКТЫ"

Недавно правительство России внесло на рассмотрение Госдумы предложения о шестикратном увеличении ставок акцизов на бензин и введении акцизов на дизельное топливо и автомобильное масло.

По расчетам Министерства финансов РФ, повышение акцизов приведет к подорожанию высокооктанового бензина на 25--28%. При этом независимые российские эксперты прогнозируют рост цен на 60--70%.

Акциз на высокооктановый бензин будет увеличен с 585 руб. до 3510 рублей за тонну, на низкооктановый -- с 455 руб. до 2950 руб. за тонну, ставка акциза на дизтопливо составит 510 руб. за тонну, а на автомасла -- 1500 руб. за тонну.

Как считает вице-премьер-министр Российской Федерации Алексей Кудрин, Госдума может не поддержать намерение правительства повысить акцизы. При этом он не исключает, что для увеличения доходов федерального бюджета депутаты могут предложить принять альтернативные меры, в частности временно повысить экспортные пошлины на нефть.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили эксперта рынка нефтепродуктов Константина Бородина:

-- Во-первых, если повышение акцизов на горючее в России и произойдет, то не раньше, чем в начале следующего года. Во-вторых, это -- проблемы российских потребителей, поскольку акциз -- сбор, который действует внутри страны и призван увеличить поступления в бюджет. При экспорте горючего из России акцизный сбор не взимается. Таким образом, на стоимости поступающего в Украину топлива такое решение, если оно будет принято, не отразится. Другое дело, что Россия может вновь повысить экспортные пошлины...

На топливном рынке Украины пока никаких серьезных потрясений не ожидается. Хотя цены на горючее понемногу растут. Это вызвано в первую очередь тем, что спрос несколько превышает предложение. Дело в том, что в Европе топливо подорожало, России стало выгоднее продавать нефть и нефтепродукты на Запад. Отечественные же нефтетрейдеры не в состоянии закупать топливо по мировым ценам, так как на внутреннем рынке они гораздо ниже. В связи с этим сегодня горючее ввозится в нашу страну из Белоруссии.

"Facty i kommentarii ". 06-Июнь-2000. Экономика.